Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 19:35, доклад
Право знало понятия собственности, владения и распоряжения. Земля, в принципе, считалась государственной собственностью, но владела ею община. Знать получала землю вместе с покоренным населением. Однако письменные свидетельства о сделках с куплей-продажей земли в частную собственность не сохранились. Общинное владение землей являлось основой хозяйственной жизни.
Правовая система Древнего Китая и общая характеристика древнекитайского права.
Право знало понятия собственности, владения и распоряжения. Земля, в принципе, считалась государственной собственностью, но владела ею община. Знать получала землю вместе с покоренным населением. Однако письменные свидетельства о сделках с куплей-продажей земли в частную собственность не сохранились. Общинное владение землей являлось основой хозяйственной жизни.
В начале династии Чжоу проводилась важная земельная реформа. Царь в своих интересах ввел т. н. систему колодезных полей, каждая община имела девять полей, участков, квадратов. Восемь полей находились в частном пользовании крестьян. Девятое, в центре, обрабатывалось совместно всеми общинниками. Урожай с него шел вану. Реформа обеспечила своевременное и регулярное поступление в казну основной части натуральной подати с общины. Она была не столь обременительной для крестьян и меньше, чем десятина. Позднее, в эпоху Чжоу, положение крестьян ухудшилось, так как крупные собственники стали делить пожалованные земли на участки и сдавать их па кабальных условиях аренды.
Система т. н. «колодезных полей», по которой подать взималась натурой, со временем перестала удовлетворять власти. Вместо нее постепенно ста/т вводиться денежный налог с единицы площади земли. Позднее его стали взимать с каждой семьи. Новое обложение вводилось не сразу, на это потребовалось несколько столетий (с VI до III вв. до н.э.). Оно подорвало основы общинного землевладения. Положение крестьян ухудшилось. Появление денег, ростовщичества, продажи земли означало вступление китайского общества в новый этап его развития.
За преступления осужденных приговаривали к различным видам наказания, включая смертную казнь. Существовал выкуп за наказание. Избежать клеймения можно было, уплатив вану сто хуаней (примерно 2 килограмма меди) за ногу, за нос -200 хуаней, за оскорбление -600, за смертную казнь - одну тысячу. Такой откуп за наказание был в интересах богатых подданных. Смертная казнь была простая (обезглавливание) и квалифицированная. Ко второй относились сожжение, повешение, четвертование, закапывание живьем в землю. Виды наказаний: отрезание носа, отсечение ног, рук, ушей, выкалывание глаз. Такие наказания множили число инвалидов, но, судя по всему, преступность не исчезала. Система наказания знала укрывательство и недоносительство. Виновного рубили пополам. Жестокие и мучительные наказания соответствовали правовым понятиям всех древних народов: Китай не был исключением.
Община отвечала за правонарушения своих членов, действовало правило круговой поруки. Мелкие проступки, споры об имуществе рассматривали органы общины (суд еще не был отделен от администрации).
Новые взгляды на роль права распространяли Конфуций (V в. до н. э.) и его единомышленники. По их мнению, деление людей на правителей и управляемых заложено в самой природе человека, оно извечно и неизменно. Лучше всего управлять народом не через посредство закона, а через систему исторически сложившихся норм поведения людей. Конфуцианство проповедовало сохранение древних традиций: подчинение подданных властям, младших - старшим, осуждало чрезмерное обогащение, требовало от властей заботиться о бедных.
Информация о работе Правовая система Древнего Китая и общая характеристика древнекитайского права