Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:50, контрольная работа
Правление императора Александра III (1881-1894) стало своего рода
исторической паузой – временем осмысления великих преобразований прежнего царствования и временем реакции, которое пришло на смену реформистскому натиску предшествующего столетия. В исторической науке это время получило название контрреформ.
Этот период отмечен серией реакционных преобразований, направленных на пересмотр сложившейся системы буржуазного законодательства.
В
1894 г., при С. Ю. Витте, была введена
винная монополия. В результате этих
и других мер дефицит бюджета
удалось преодолеть.
Контрреформы
коснулись и сферы образования. Они были
направлены на воспитание благонадежной,
послушной интеллигенции. В 1882 г. министром
просвещения стал реакционер И.П.Делянов.
В 1884 г. церковно-приходские школы перешли
в ведение Синода. Число их выросло к 1894
г. почти в 10 раз; уровень преподавания
в них был низок, главной задачей считалось
воспитание в духе православия. Но все
же церковно-приходские школы способствовали
распространению грамотности.
Продолжало расти число учеников гимназий (в 90-х годах — более 150 тыс. человек). В 1887 г. Делянов издал «циркуляр о кухаркиных детях», затруднявший прием в гимназии детей прачек, поваров, лакеев, кучеров и т.п. Повысилась плата за обучение.
В августе 1884г. был принят новый Университетский Устав, по сути отменявший автономию университетов, которые попадали теперь под контроль попечителя учебного округа и министра просвещения. Ректор, деканы и профессора отныне назначались, причем не столько с учетом научных заслуг, сколько политической благонадежности. Вводилась плата за посещение студентами лекций и практических занятий.
В 1885 г. была вновь введена форма для студентов, в 1886 г. увеличился до 1 года срок службы в армии лиц с высшим образованием, С 1887 г. для поступления в университеты требовалась справка о политической благонадежности. Правительство заметно снизило расходы на университеты, что затруднило проведение научных исследований. Часть вольнодумных профессоров была уволена, другие ушли в знак протеста сами.
При
Александре III открылся лишь один университет—
в Томске (1888). В 1882 г. закрылись высшие
врачебные женские курсы, а в 1886 г. прекратился
прием на все высшие женские курсы, ликвидации
которых добивался К. П. Победоносцев.
Правда, Бестужевские курсы в Петербурге
все же возобновили работу, хотя и в ограниченном
составе.
Данный период был ознаменован новыми важнейшими открытиями в различных отраслях науки.
Иван Михайлович Сеченов создал учение создал учение о рефлексах головного мозга, заложив основы отечественной физиологии. Продолжая исследования в этом направлении, Иван Петрович Павлов разработал теорию об условных рефлексах. Илья Ильич Мечников сделал ряд важнейших открытий в области фагоцитоза (защитных функций организма), создал школу микробиологии и сравнительной патологии, вместе с Николаем Федоровичем Гамалея организовал первую в России бактериологическую станцию, разрабатывал методы борьбы с бешенством. Климент Аркадьевич Тимирязев много сделал для изучения фотосинтеза и стал основоположником отечественной физиологии растений.
Василий Васильевич Докучаев своими трудами «Русский чернозем» и «Наши степи прежде и теперь» дал начало научному почвоведению.
Крупнейших успехов достигла химия. Александр Михайлович Бутлеров заложил основы органической химии. Дмитрий Иванович Менделеев в 1869 г. открыл один из основных законов естествознания - периодический закон химических элементов. Ему принадлежит также ряд открытии не только в химии, но и в физике, метрологии, гидродинамике и др.
Виднейшим математиком и механиком своего времени был Пафнутий Львович Чебышев, занимавшийся исследованиями в области теории чисел, вероятностей, машин, математического анализа. Стремясь на практике применить результаты своих изысканий, он также изобрел стопоходящую машину и арифмометр. Софья Васильевна Ковалевская, автор трудов по математическому анализу, механике и астрономии, стала первой женщиной-профессором и членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Александр Михайлович Ляпунов снискал мировую известность исследованиями в области дифференциальных уравнений.
Заметный вклад в развитие науки внесли русские физики. Александр Григорьевич Столетов провел ряд важных исследований в области электричества, магнетизма, газового разряда, открыл первый закон фотоэффекта. В 1872 г. Александр Николаевич Лодыгин изобрел угольную лампу накаливания, а Павел Николаевич Яблочков в 1876 г. запатентовал дуговую лампу без регулятора (свеча Яблочкова), которая с 1876 г. стала применяться для освещения улиц.
В 1881 г. Александр Федорович Можайский сконструировал первый в мире самолет, испытания которого, впрочем, прошли неудачно. В 1888 г. механик-самоучка Федор Абрамович Блинов изобрел гусеничный трактор. В 1895 г. Александр Степанович Попов продемонстрировал изобретенный им первый в мире радиоприемник и вскоре добился дальности передачи и приема уже на расстоянии 150 км.
Начинает свои исследования основоположник космонавтики Константин Эдуардович Циолковский, сконструировавший простейшую аэродинамическую трубу и разработавший принципы теории ракетного движения.
2-я
половина XIX в. ознаменовалась новыми
открытиями русских путешественников
— Николая Михайловича Пржевальского,
Всеволода Ивановича Роборовского, Николая
Алексеевича Северцова, Алексея Павловича
и Ольги Александровны Федченко в Центральной
Азии, Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского
в Тянь-Шане, Николая Николаевича Миклухо-Маклая
в Новой Гвинее. Результатом экспедиций
основоположника русской климатологии
- Александра Ивановича Воейкова по Европе,
Америке и Индии стал капитальный труд
«Климаты земного шара».
В указанный период достигает расцвета философская мысль. Получают распространение идеи позитивизма (Григорий Николаевич Вырубов, Матвей Михайлович Троицкий), марксизм (Георгий Валентинович Плеханов), религиозная философия (Владимир Сергеевич Соловьев, Николай Федорович Федоров), позднее славянофильство (Николай Яковлевич Данилевский, Константин Николаевич Леонтьев). Н.Ф.Федоров выдвинул концепцию овладения силами природы, преодоления смерти и воскрешения с помощью науки. Основатель «философии всеединства» В. С. Соловьев вынашивал идею слияния православия и католицизма и разрабатывал учение о Софии — всеобъемлющей божественной мудрости, управляющей миром. Н. Я. Данилевский выдвинул теорию культурно-исторических типов, развивающихся подобно биологическим; набирающим силу и потому наиболее перспективным он считал славянский тип. К. Я. Леонтьев видел главную опасность в либерализме западного толка, приводящем, по его мнению, к усреднению индивидуальностей, и считал, что только самодержавие способно предотвратить это усреднения.
На
новый уровень выходит историческая
наука. В 1851—1879 гг. выходят в свет 29 томов
«Истории России с древнейших времен»
выдающегося русского историка Сергея
Михайловича Соловьева, в которых излагалась
история России до 1775 г. Хотя автору тогда
еще не были известны многие источники,
а ряд выдвинутых им положений не подтвердился,
его труд до сих пор сохраняет свое научное
значение. Перу Соловьева также принадлежат
исследования о разделах Польши, об Александре
I, междукняжеских отношениях и др. Учеником
Соловьева был Василий Осипович Ключевский,
автор работ «Боярская дума Древней Руси»,
«Происхождение крепостного права в России»,
«Жития древнерусских святых как исторический
источник» и др. Его главным трудом стал
«Курс русской истории». Важный вклад
в изучение истории русской общины, церкви,
земских соборов внес Афанасий Прокофьевич
Щапов. Исследования по эпохе Петра I и
истории русской культуры принесли известность
Павлу Николаевичу Милюкову. Историей
Западной Европы занимались такие крупные
ученые, как Владимир Иванович Герье, Максим
Максимович Ковалевский, Павел Гаврилович
Виноградов, Николай Иванович Кареев.
Видными антиковедами были Михаил Семенович
Куторга, Федор Федорович Соколов, Федор
Герасимович Мищенко. Исследования по
истории Византии проводили Василий Григорьевич
Васильевский, Федор Иванович Успенский,
Юлиан Андреевич Кулаковский.
В
60-х годах ведущим
Тонким знанием жизни и русского национального характера отличались произведения Ивана Александровича Гончарова «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история».
Федор Михайлович Достоевский, в 40-х годах примыкавший к петрашевцам, позднее пересмотрел свои взгляды и увидел решение проблем, стоявших перед Россией, не в реформах или революции, а в нравственном совершенствовании человека (романы «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Бесы», «Идиот» и др.).
Лев Николаевич Толстой, автор романов «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» и др., своеобразно переосмыслил христианское учение, развивал идею превосходства чувств над разумом, сочетая жесткую (и не всегда конструктивную) критику русского общества того времени с идеей непротивления злу насилием.
Александр Николаевич Островский изображал в своих пьесах «Бесприданница», «Гроза», «Лес», «Без вины виноватые» и др. жизнь купцов, чиновников, артистов, проявляя интерес как к чисто социальным, так и вечным человеческим вопросам.
Выдающийся сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в «Истории одного города», «Господах Головлевых», «Сказках» высветил трагические стороны русской действительности.
Антон Павлович Чехов особое внимание в своем творчестве уделил проблеме «маленького человека», страдающего от равнодушия и жестокости окружающих.
Гуманистическими идеями проникнуты сочинения Владимир Галактионович Короленко — «Слепой музыкант», «Дети подземелья», «Сон Макара».
Философскую
традицию в русской поэзии продолжил
в своих сочинениях Федор Иванович
Тютчев. Воспеванию природы посвятил свое
творчество Афанасий Афанасьевич Фет.
Чрезвычайно популярна среди демократической
интеллигенции была поэзия Николая Алексеевича
Некрасова, посвященная жизни простого
народа.
Ведущим театром страны был Малый театр в Москве, на сцене которого играли Пров Михайлович Садовский, Сергей Васильевич Шумский, Гликерия Николаевна Федотова, Мария Николаевна Ермолова.
Важным центром культуры был и Александрийский театр в Петербурге, где играли Василий Васильевич Самойлов, Мария Гавриловна Савина, Полина Антипьевна Стрепетова, однако, находясь в столице, он больше страдал от вмешательства со стороны властей.
Возникают
и развиваются театры в Киеве,
Одессе, Казани, Иркутске, Саратове и
др.
Национальные традиции в русской музыке, заложенные Михаилом Ивановичем Глинкой, продолжили его ученик Александр Сергеевич Даргомыжский и композиторы «Могучей кучки» (названа так Владимиром Васильевичем Стасовым, куда вошли Милий Алексеевич Балакирев, Модест Петрович Мусоргский, Александр Порфирьевич Бородин, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Цезарь Антонович Кюи).
Одним из самых выдающихся композиторов этого периода был Петр Ильич Чайковский, автор опер «Евгений Онегин», «Мазепа», «Иоланта», «Пиковая дама», балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».
В
1862 г. открывается консерватория
в Петербурге, в 1866 г.— в Москве.
В развитии балета огромную роль сыграли
балетмейстеры Мариус Иванович Петипа
и Лев Иванович Иванов.
В живопись пореформенного периода проникают характерные для него демократические идеи, свидетельством чего стала деятельность передвижников. В 1863 г 14 учеников Академии художеств отказались от обязательного конкурса на тему германской мифологии, далекой от современной жизни, ушли из Академии и создали Артель петербургских художников в 1870 г. преобразованную в «Товарищество передвижных художественных выставок». В его состав вошли портретист Иван Николаевич Крамской, мастера жанровой живописи Василий Григорьевич Перов и Николай Александрович Ярошенко, пейзажисты Иван Иванович Шишкин и Исаак Ильич Левитан.
К теме русской сказки обратился в своих полотнах Виктор Михайлович Васнецов («Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке», «Витязь на распутье»), русской истории посвятил свое творчество Василий Иванович Суриков («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове»). Илья Ефимович Репин писал как на современные («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали»), так и на исторические темы («Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», «Иван Грозный и его сын Иван»).