Правлени Екатерины II

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 09:07, реферат

Описание работы

В связи с этим считаю правильным рассмотреть правление Екатерины II. Для этого были изучены следующие вопросы:
- Изучено первое время правления Екатерины Великой;
- Рассмотрена политика "просвещенного абсолютизма" в России в годы царствования Екатерины II
- Политическая программа Екатерины II .

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Первое время правления Екатерины II…………………………………………..4
Политика "просвещенного абсолютизма" в России. Царствование
Екатерины II……………………………………………………………………...10
Политическая программа Екатерины II………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации - копия.docx

— 39.23 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Первое  время правления Екатерины II…………………………………………..4

Политика "просвещенного абсолютизма" в  России. Царствование

Екатерины II……………………………………………………………………...10

Политическая  программа Екатерины II………………………………………..14

Заключение……………………………………………………………………….20

Список  использованной литературы…………………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Екатерины II Алексеевны, которую и современники, и потомки именовали Великой, правила в России с 1762 по 1796 года.

Ряд историков XIX - начала XX в. оценивали правление Екатерины II как одно из самых замечательных в русской истории, ставшее продолжением реформаторского курса Петра I. Годы ее царствования называют "веком Екатерины", несмотря на то, что правила она всего 34 года, а ее сподвижников - "стаей славных екатерининских орлов".

В связи с этим считаю правильным рассмотреть  правление Екатерины II. Для этого были изучены следующие вопросы:

- Изучено первое время правления  Екатерины Великой;

- Рассмотрена политика "просвещенного  абсолютизма" в России в  годы царствования Екатерины  II

- Политическая программа Екатерины  II .

При изучении данного вопроса были использованы учебные пособия по истории России.

 

 

 

 

1. Первое время правления Екатерины II

Личные  взгляды императрицы, с которыми она взошла на престол, не вполне соответствовали  обстоятельствам русской жизни  и теоретические планы Екатерины  не могли перейти в дело вследствие того, что не имели почвы в русской  практике.

Екатерина обучалась на либеральной французской  философии XVIII в., усвоила и даже высказывала открыто ее "вольнодумные" принципы, но не могла провести их в жизнь или по неприложимости их, или вследствие противодействия окружавшей ее среды. Поэтому появилось некоторое противоречие между словом и делом, между либеральным направлением Екатерины и результатами ее практической деятельности, которая была довольно верна историческим русским традициям. Вот почему иногда обвиняют Екатерину в несоответствии ее слов и дел. Мы увидим, как произошло это несоответствие; увидим, что в практической деятельности Екатерина жертвовала идеями практике; увидим, что идеи, введенные Екатериной в русский общественный оборот, не прошли, однако, бесследно, но отразились на развитии русского общества и на некоторых правительственных мероприятиях.

Первые  годы правления Екатерины были для  нее трудным временем. Сама она  не знала текущих государственных  дел и не имела помощников: главный  делец времени Елизаветы, П. И. Шувалов, умер; способностям других старых вельмож  она доверяла мало. Один граф Никита Ив. Панин пользовался ее доверием. Панин был дипломатом при Елизавете (послом в Швеции); ею же был назначен воспитателем великого князя Павла  и оставлен в этой должности и  Екатериной. При Екатерине, хотя канцлером  оставался Воронцов, Панин стал заведовать внешними делами России. Екатерина пользовалась советами старика Бестужева-Рюмина, возвращенного ею из ссылки, и других лиц прежних правлений, но это были не ее люди: ни верить в них, ни доверяться им она не могла. Она советовалась с ними в разных случаях и поручала им ведение тех или иных дел; она оказывала им внешние знаки расположения и даже почтения, вставая, например, навстречу входившему Бестужеву. Но она помнила, что эти старики когда-то смотрели на нее сверху вниз, а совсем недавно предназначали престол не ей, а ее сыну. Расточая им улыбки и любезности, Екатерина их остерегалась и многих из них презирала. Не с ними хотела бы она править. Для нее надежнее и приятнее были те лица, которые возвели ее на трон, то есть младшие вожаки удавшегося переворота; но она понимала, что они пока не имели ни знаний, ни способностей к управлению. Это была гвардейская молодежь, мало знавшая и мало воспитанная. Екатерина осыпала их наградами, допустила к делам, но чувствовала, что поставить их во главе дел нельзя: им надо было раньше перебродить. Значит, тех, кого можно было бы немедля ввести в правительственную среду, Екатерина не вводит потому, что им не доверяет; тех же, которым она доверяет, она не вводит потому, что они еще не готовы. Вот причина, почему в первое время при Екатерине не тот или другой круг, не та или иная среда составляла правительство, а составляла его совокупность отдельных лиц. Для того чтобы организовать плотную правительственную среду, нужно было, конечно, время.

Так, Екатерина, не имея годных к власти надежных людей, не могла ни на кого опереться. Она была одинока, и это  замечали даже иностранные послы. Они  видели и то, что Екатерина переживала вообще трудные минуты. Придворная среда относилась к ней с некоторой  требовательностью: как люди, возвышенные ею, так и люди, имевшие силу ранее, осаждали ее своими мнениями и просьбами, потому что видели ее слабость и одиночество и думали, что она им обязана престолом. Французский посол Бретейль писал: "В больших собраниях при дворе любопытно наблюдать тяжелую заботу, с какой императрица старается понравиться всем, свободу и надоедливость, с какими все толкуют ей о своих делах и о своих мнениях... Значит, сильно же чувствует она свою зависимость, чтобы переносить это".

Были  у Екатерины действительные основания  опасаться за свою власть. В первые дни ее правления среди армейских  офицеров, собранных на коронацию  в Москву, шли толки о состоянии  престола, об императоре Иоанне Антоновиче и великом князе Павле. Некоторые  находили, что эти лица имеют больше прав на власть, чем императрица. Все  эти толки не выросли в заговор, но очень тревожили Екатерину. Значительно  позднее, в 1764 г., обнаружился и заговор  для освобождения императора Иоанна. Иоанн Антонович со времени Елизаветы  содержался в Шлиссельбурге. Армейский  офицер Мирович сговорился со своим  товарищем Ушаковым освободить его  и его именем совершить переворот. Оба они не знали, что бывший император в заключении лишился ума. Хотя Ушаков утонул, Мирович и один не отказался от дела и возмутил часть гарнизона. Однако при первом же движении солдат, согласно инструкции, Иоанн был заколот своими надсмотрщиками и Мирович добровольно отдался в руки коменданта. Он был казнен, и его казнь страшно подействовала на народ, при Елизавете отвыкшей от казней.

И вне войска Екатерина могла ловить признаки брожения и неудовольствия: не верили смерти Петра III, говорили с неодобрением о близости Г. Г. Орлова к императрице. Словом, в первые годы власти Екатерина не могла похвалиться, что имеет под ногами твердую почву. Особенно неприятно ей было услышать осуждение и протест из среды иерархии. Митрополит Ростовский Арсений (Мацевич) поднял вопрос об отчуждении церковных земель в такой неудобной для светской власти и для самой Екатерины неприятной форме, что Екатерина нашла нужным поступить с ним круто и настояла на его расстрижении и заключении.

При подобных условиях Екатерина, понятно, не могла сразу выработать определенную программу правительственной деятельности. Ей предстоял тяжелый труд сладить  с окружающей средой, примениться  к ней и овладеть ею, присмотреться  к делам и главным потребностям управления, выбрать помощников и  узнать ближе способности окружающих ее лиц. Понятно, как мало могли помочь ей в этом деле принципы ее отвлеченной  философии, но, понятно, как много  помогли ей природные способности, наблюдательность, практичность и та степень умственного развития, какой  она владела вследствие широкого образования и привычки к отвлеченному философскому мышлению. Упорно трудясь, Екатерина провела первые годы своего царствования в том, что знакомилась  с Россией и с положением дел, подбирала советников и укрепляла свое личное положение во власти.

Тем положением дел, какое она застала, вступая на престол, она не могла  быть довольна. Главная забота правительства - финансы - были далеко не блестящи. По ее мнению, Сенат и все прочие учреждения вышли из своих оснований; Сенат присвоил себе слишком много  власти и подавил всякую самостоятельность  подчиненных ему учреждений. Напротив, Екатерина в известном своем  манифесте 6 июля 1762 г. (в котором  она объяснила мотивы переворота) желала, чтобы "каждое государственное  место имело свои законы и пределы". Поэтому она постаралась устранить  неправильности в положении Сената и дефекты в его деятельности и мало-помалу свела его на степень центрального административно-судебного учреждения, воспретив ему законодательную деятельность. Это было сделано ею очень осторожно: для скорейшего производства дел она разделила Сенат на 6 департаментов, как это было при Анне, придав каждому из них специальный характер (1763 г.); с Сенатом стала сноситься через генерал-прокурора А. А. Вяземского и дала ему секретную инструкцию не поощрять Сената на законодательную функцию; наконец, повела все свои важнейшие мероприятия помимо Сената своею личной инициативой и авторитетом. В результате была существенная перемена в центре управления: умаление Сената и усиление единоличных властей, стоявших во главе отдельных ведомств. И все это достигнуто исподволь, без шума, крайне осторожно.

Обеспечивая свою самостоятельность от неудобных  старых порядков управления, Екатерина  с помощью того же Сената деятельно  занималась делами: искала средств  поправить финансовое положение, решала текущие дела управления, присматривалась  к состоянию сословий, озабочена  была делом составления законодательного кодекса. Во всем этом не было еще видно  определенной системы; императрица  просто отвечала на потребности минуты и изучала положение дел.

Волновались крестьяне, смущенные слухом освобождения от помещиков, - Екатерина занималась крестьянским вопросом. Волнения достигали  больших размеров, против крестьян употреблялись пушки, помещики просили  защиты от крестьянских насилий, - Екатерина, принимая ряд мер для водворения порядка, заявляла: "Намерены мы помещиков  при их мнениях и владениях  ненарушимо сохранять, а крестьян в  должном им повиновении содержать". Рядом с этим делом шло другое: грамота Петра III о дворянстве вызвала некоторые недоумения недостатками своей редакции и сильное движение дворян из службы, - Екатерина, приостановив ее действие, в 1763 г. учредила комиссию для ее пересмотра. Однако эта комиссия не пришла ни к чему, и дело затянулось до 1785 г.

Изучая  положение дел, Екатерина увидела  необходимость составить законодательный  кодекс. Уложение царя Алексея устарело; уже Петр Великий заботился о  новом кодексе, но безуспешно: законодательные  комиссии, бывшие при нем, не выработали ничего. Почти все преемники Петра  были заняты мыслью составить кодекс; при императрице Анне, в 1730 г., и  при императрице Елизавете, в 1761 г., требовались даже депутаты от сословий для участия в законодательных работах. Но трудное дело кодификации не удавалось. Екатерина II серьезно остановилась на мысли обработать русское законодательство в стройную систему.

Изучая  положение дел, Екатерина желала познакомиться и с самой Россией. Она предприняла ряд поездок  по государству: в 1763 г. ездила из Москвы в Ростов и Ярославль, в 1764 г. - в  Остзейский край, в 1767 г. проехала по Волге  до Симбирска. "После Петра Великого, - говорит Соловьев, - Екатерина была первая государыня, которая предпринимала  путешествия по России с правительственными целями" (XXVI, 8).

Так прошли первые пять лет внутреннего  правления молодой государыни. Она  привыкла к своей обстановке, присмотрелась  к делам, выработала практические приемы деятельности, подобрала желаемый круг помощников. Положение ее окрепло, и  ей не грозили никакие опасности. Хотя в эти пять лет не обнаружилось никаких широких мероприятий, Екатерина, однако, уже строила широкие планы  реформаторской деятельности.

3. Политика "просвещенного абсолютизма" в России. Царствование Екатерины II

Ряд историков XIX - начала XX в. оценивали правление Екатерины II как одно из самых замечательных в русской истории, ставшее продолжением реформаторского курса Петра I. Годы ее царствования называют "веком Екатерины", несмотря на то, что правила она всего 34 ода, а ее сподвижников - "стаей славных екатерининских орлов".

Особенностью  начала царствования Екатерины II явилось то, что, совершенно не имея прав на российский престол, будучи иностранкой, она сумела склонить на свою сторону гвардейские полки и отстранить от власти законного императора Петра III. Новая императрица понимала, что каждый гвардеец считал захват трона своей личной заслугой и поэтому имел право требовать от нее проведения той политики, которая соответствовала интересам дворян - ведь из их представителей и формировались гвардейские полки.

В целом политика Екатерины II получила название "просвещенного абсолютизма". Во второй половине XIX в. во многих государствах Европы стала популярной идея французских просветителей о "союзе государей и философов". В этот период абстрактные категории переносятся в сферу конкретной политики, которая предполагала правление "мудреца на троне", покровителя искусств, благодетеля всей нации. Это был целый этап в истории общества, не только русского, но и всего европейского. В роли просвещенных монархов выступали Карл III Испанский, Фридрих II Прусский, Густав III Шведский, император Иосиф II Австрийский, русская императрица Екатерина II. По мнению Фридриха II, "нет ничего лучше, чем самодержавная власть в руках справедливых, гуманных и добродетельных королей; нет ничего хуже, чем власть заурядных королей". Политика "просвещенного абсолютизма" выражалась в проведении реформ в духе Просвещения, возглавляемых просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах. Это было время робких реформ, не затрагивающих основ феодально-абсолютистского строя, время либерального заигрывания правительств с философами и литераторами. Однако Великая французская буржуазная революция (1789 - 1799) заставила европейских правителей немедленно отказаться от идей "просвещенного абсолютизма". В понимании сути и целей политики "просвещенного абсолютизма" существует некая неопределенность, нет точного значения данного термина, при этом общий характер той эпохи легко узнаваем. Именно веку Просвещения (XVIII столетие в истории европейской культуры) свойственно особое видение мира, оказавшее сильное влияние на все последующее общественное развитие. Россия совместно с Европой пережила Просвещение: на смену средневековому сознанию пришло сознание Нового времени. Мировосприятие русского дворянина, являвшегося основным носителем идей европейского просвещения, типологически было сходно с сознанием его современника - европейца. Это было время всеобщей увлеченности идеями Просвещения, поскольку их разделяли представители почти всех слоев русского общества. Особой популярностью пользовались Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций.

Эпохе "просвещенного абсолютизма" была присуща определенная идеология, для  которой характерны следующие черты:

1) идея равенства всех людей;

2) государство создается в результате  общественного договора, следствием  которого являются взаимные обязательства  монарха и подданных;

3) государство есть главное средство  создания общества всеобщего  благоденствия;

4) все реформы, основанные на  справедливых законах, должны  идти сверху, от государства, в  основе деятельности которого  лежит принцип: "все для народа, и ничего - посредством народа";

5) просвещение - одна из важнейших  функций государства и одновременно  способ воспитания из подданных  сознательных граждан;

6) признание свободы слова, мысли,  самовыражения.

Пример  увлеченности европейским Просвещением подавала сама Екатерина, которая не только читала произведения французских  просветителей, но и переписывалась с Вольтером и Дидро. В письмах  к ним императрица не скупилась  на либеральную фразеологию и  даже прибегала к прямой лжи в  изображении русской действительности. Лидеры французского Просвещения готовы были признать первенство Екатерины  среди просвещенных монархов. Свою европейскую популярность в качестве прогрессивно мыслящего правителя  русская императрица подтвердила, отказав английскому королю отдать в наем части русских войск  для борьбы с английскими колониями  в Северной Америке.

Период  царствования Екатерины II характеризуется резким контрастом между декларативными заявлениями просвещенной императрицы и ее реальной политикой. Без сомнения, она предприняла некоторые шаги, направленные на дальнейшую европеизацию и гуманизацию русской жизни, однако в условиях диктатуры дворянства и углублявшегося закрепощения крестьян они выглядели достаточно двусмысленно. Это позволило историкам по-разному оценивать проводившуюся Екатериной политику "просвещенного абсолютизма". Многие отождествляют ее с обычной социальной демагогией, пропагандой показного либерализма, главными целями которого были: создать более привлекательный образ России и самой императрицы за рубежом, внести успокоение в общественное мнение Западной Европы и страны перед фактом незаконного захвата ею власти, внушить русскому обществу мысль о справедливости и гуманности действий и взглядов императрицы.

В любом случае стратегические цели ее политической программы состояли в  следовании гуманным идеям западноевропейских просветителей, направленным на создание справедливого, рационально организованного  общества, с поправкой на российскую действительность. Все сводилось  к всемерному укреплению абсолютистского  государства путем создания ему  опоры в виде гражданского общества (с сословной структурой), опирающегося на законодательство, регулирующее взаимоотношения  общества и государства и на механизм управления подданными. За годы правления  Екатерины II были осуществлены серьезные преобразования созидательного характера, коснувшиеся всех сторон жизни государства и имевшие долговременное значение.

Информация о работе Правлени Екатерины II