Последствия Великой Отечественной войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

"Фашизм – социально – политические движения, идеологические и государственные режимы тоталитарного типа. В узком смысле фашизм – феномен политической жизни Италии и Германии 20 – 40 гг. в любых своих разновидностях фашизм противопоставляет институтам и ценностям демократии так называемый новый порядок и предельно жестокие средства его утверждения. Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию и непререкаемый авторитет "вождя", "фюрера".2

Содержание

Введение
1. Международная обстановка и внешняя политика СССР накануне второй мировой войны. Меры по укреплению обороноспособности страны
2. Характер и цели Великой Отечественной войны. Причины поражения Красной армии на начальном этапе войны
3. Мобилизация всех сил и средств страны на отпор и сокрушение врага. Основные этапы войны. Театры военных действий (главные битвы каждого периода). Главные виды сопротивления
4. Испытание войной советского общества и человека. Цена и источники победы Советского союза в Великой Отечественной. Значение, итоги и уроки победы над фашизмом и милитаристской Японией
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

Причины и последствия Великой Отечественной войны.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

     Первые  сражения были проведены советскими войсками не лучшим образом: еще сказывалась тягостная атмосфера отступления. После того, как фронт на воронежском направлении был оборван 28 июля и войска Брянского фронта, не имея возможности отразить мощный удар в стык Брянского и Юго-Западного фронтов и советские войска стали отходить к Воронежу, будучи не в состоянии ликвидировать прорыв фронта на глубину до 80 км, Ставка спешно создала не только Воронежский фронт (7 июля), но и Сталинградский (12 июля), верно рассчитав, что основной целью немецкого наступления на этом направлении является захват Сталинграда.17

     После же полной неудачи, постигнувшей советские  войска во время первого этапа  летнего немецкого наступления, когда в течение одного месяца были потеряны и промышленные районы Донбасса, и богатые сельскохозяйственные районы Правобережья Дона, главной заботой советского командования стало отстоять Сталинград. Поэтому Ставка не давала подкрепления сражающимся войскам, стала в то же время усиливать Сталинградский фронт за счет своих резервов. "Только в период 31 июля – 1 августа Сталинградскому фронту было передано две армии"18. Эта линия на усиление проводилась на протяжении всего августа, и ее значение стало ясным только позднее. Одновременно на дальних подступах к Сталинграду еще две армии – 62-я и 64-я.

     Таким образом, к началу августа, когда войска противника, подошедшие к внешним обводам оборонительных рубежей Сталинграда с запада и юга, начали фронтальное наступление на город, вокруг него были сосредоточены значительные силы.

       5 августа они еще более пополнились, так как Ставка перебросила сюда 1-ю Гвардейскую армию и образовала вокруг города два фронта – Сталинградский и Юго - Восточный. Но и немцы за период с марта по ноябрь 1942г. перебросили 80 дивизий на советско – германский фронт.

     Уже одна эта беспрецедентная в мировой  военной истории концентрация такого огромного количества войск на столь узком пространстве должна показать, какого масштаба, какой силы бои развернулись под Сталинградом в течение августа – октября. Силы германской армии не уступали советской. Кроме того, наступление немцев велось не только против свежих частей резервов, но и против той измотанной части войск, которых немцы гнали перед собой после двукратного прорыва фронта. Вот почему советские войска допустили противника до самых стен города и только к 17 августа смогли остановить наступление немцев на внешних оборонительных обводах города.

     Ставка  ВГК потребовала  от командования фронтов  любой ценой удержать Сталинград.19

     25 августа город был объявлен  на осадном положении и его  население начало строить баррикады и завалы на улицах с целью сделать неприступным каждый дом. В эти же дни 120 тыс. рабочих Сталинграда вступили в армию и были приданы 62-й армии для ее усиления. Однако нажим немецких войск не ослабевал, и 2 сентября войска 62-й и 64-й армий отошли на внутренний оборонительный обвод города. Бои за обвод шли до 13 сентября. Создалась угроза прорыва немецких войск непосредственно в город и разъединения обороняющих его частей.

     Утром 13 сентября немцы начали непосредственный штурм города ударными танковыми и моторизированными частями при поддержке их таким же числом пехотных соединений. С этого дня и до 2 февраля 1943 г. бои в Сталинграде не прекращались ни на один день. До 26 сентября борьба шла за южную и центральную часть города. С 27 сентября развернулась борьба за городские поселки – "Красный Октябрь" и "Баррикады". После 4 октября бои перешли непосредственно на заводы, за отдельные группы домов и наиболее важные объекты.

     Действия  оборонявших город войск были крайне затруднены из-за специфического географического и топографического положения Сталинграда, растянувшегося узкой полосой на высоком правом берегу Волги.

     Оборонительные  бои шли в городе до 18 ноября 1942г., когда они прекратились в связи с переходом советской армии в наступление и окружение противника.

     Что же происходило в это врем в войсках противника?

     Клин  группировки "Б" германской армии, который по плану должен бы выбить советские войска из Сталинграда, обладал двумя примечательными свойствами: во-первых, его основной ударный состав находился целиком за Доном, который таким образом играл роль "рва", препятствия в тылу наступавших германских войск, и во-вторых, вся внутренность германского клина состояла из немецких, особо крепких войск, в то время как растянутые фланги этого клина прикрывались более слабыми войсками сателлитов Германии: итальянцами, венграми, румынами. Однако, на самом растянувшемся и ответном левом 400-километровом фланге, нависшем над Сталинградом с северо-запада, стояло в общей сложности около 30 дивизий. Плотность вполне достаточная, при условии высокой боеспособности войск, чего нельзя было сказать о сателлитах. Первый, южный фланг также прикрывался румынами.

     На  использовании этих двух особенностей структуру войск противника и  их положение на театре военных действий и были расчеты Ставки ВГК Красной  Армии по разгрому немцев у Сталинграда, разрабатываемые начальником штаба Василевским.

     Ставка  ВГК создала на левом фланге мощную ударную группировку – Донской  фронт во главе с генералом  Рокоссовским, в распоряжении которого были 21 стрелковая дивизия, 3 танковых и 2 кавалерийских корпуса. Центром этой группы была станица Кремлевская за Доном. Кроме того, на этом же фланге между Доном и Волгой было сосредоточено еще 20 стрелков дивизий и несколько танковых и мотобригад. С юга от Сталинграда, на правом фланге германского клина был создан второй ударный кулак – Сталинградский (II) фронт под командыванием генерала Еременко.

     В 8 час. 50 мин. Утра 19 ноября после мощной 80-минутной артподготовки обе ударные  группировки советских войск  быстро прорвали оборону румынских армий и , держа курс на г. Калач, уже к 22 ноября полностью замкнули кольцо. В окружении оказались более чем четвертьмиллионная армия, две румынские дивизии резерва и хорватский полк.

     Хотя  уже 20-21 ноября командование германских войск почувствовало у себя в тылу опасность окружения, оно не могло предотвратить , так как, помимо двух фронтов, осуществлявших операцию по прорыву и окружению, силы немецких войск сковали прямым ударом между Волгой и Доном 20 советских дивизий. У немцев просто не хватило сил и времени для нанесения контрудара. Командующий 6-й немецкой армией генерал Паулюс считал, что для спасения армии надо оставить Сталинград и пробиваться из кольца на запад. Но Гитлер опасался, что оставив удобные рубежи обороны, армия в условиях суровой зимы станет легкой добычей блокирующих ее частей и при прорыве будет уничтожена или пленена (что в общем-то и получилось).20 Поэтому он решил создать мощную танковую группировку для блокирования Сталинграда извне, при взаимодействии с окруженной группировкой, которая должна была пробиваться из окружения на запад. Вопрос заключался в том, можно ли решить проблему снабжения окруженной группировки продовольствия продовольствием, боеприпасами, горючим с воздуха. Окруженным требовалось в среднем 750 тонн грузов в сутки. Геринг как шеф ВВС обещал, что авиация сможет доставлять не более 500 тонн, и немцы согласились терпеть. Однако на практике выяснилось, что более чем 150 тонн в сутки немецкая транспортная авиация, имевшаяся на Южном фронте, доставлять была не в состоянии: сказалось отсутствие самолетов, огромные расстояния, плотность огня ПВО советских войск и, наконец, зимние морозы и нехватка горючего. В результате, когда решено было все же пойти на прорыв, то танкова – авиационная ударная группировка фельдмаршала Манштейна не смогла пробить сквозь плотное кольцо войск Рокоссовского, а выходящая из окружения 6-я армия Паулюса смогла продвинуться на запад всего на 30 км, не дойдя до атакующихвойск Манштейна 20 км в значительной мере из-за нехватки горючего. Идти на прорыв в этих условиях не решались ни Паулюс, ни Гитлер, который боялся, что прорывающаяся без танков и машин армия будет уничтожена в открытом бою более боеспособными и лучше оснащенными советскими соединениями. Поэтому никто из немецких верховных военачальников не решился отдать ясного, определенного приказа на прорыв. Надежда немцев состояла в том, что армия, окруженная в Сталинграде, заняла круговую оборону, продержится до весны – лета, сковывая вокруг себя несколько советских фронтов и тем самым выполнит в известной мере оперативно – стратегическую задачу.

     Однако  эти расчеты немцев на затяжное "сидение" в Сталинграде были сорваны советским командованием: 16 декабря советские войска перешли в новое наступление, разорвав фронт западнее Дона на участке 8-й итальянской армии, и быстро стали расширять образовавшуюся брешь в 100 км, одновременно ударив другой группировкой по группе армий Манштейна. Манштейну пришлось снять ударную танковую группировку генерала Гота, занятую деблокированием сталинградского окружения, и укрепить ею северный фланг своего нового фронта. Кроме того, события на Дону заставляли немцев спешно отводить свой войска с Кавказа из опасения как они не оказались в еще большем окружении. Поскольку нижний Дон у Ростова был еще надежно в руках немцев, то отвод войск группы "А" начался с Кавказа. В связи с этим немцы к концу декабря 1942 г. поняли, что Сталинградскую группировку уже нельзя будет спасти ни путем ее собственного прорыва, ни ударом извне. Поскольку авиация немцев все более утрачивала господство в воздухе, то становилось ясно, что и она не поможет продержаться окруженным. Однако попавшая в отчаянное положение армия Паулюса не хотела сдаваться, ибо Гитлер не давал на это разрешения. Так как затягивавшаяся борьба сковывала очень крупные силы советской армии из-за большой протяженности фронта самого кольца и внешнего фронта западнее Дона, целостность которого Манштейну удалось восстановить ценой отхода группировки генерала Гота, то советское командование направило 8 января 1943 г. предложение Паулюсу о капитуляции. На это последовал отказ. Ввиду этого советские войска от обороны перешли в наступление и с 10 января 1943 г. концентрическими ударами стали сжимать кольцо окружения, направляя свое главное внимание на захват немецких аэродромов внутри кольца, что быстро повлияло на ограничение снабжения германской армии, переходу ее на рацион хлеба в 200 г в день. Понимая, что сопротивление в таких условиях бессмысленно, немецкое командование все же не решалось нарушить приказ Гитлера, запрещавшего капитуляцию.

     Только 30 января фельдмаршал Паулюс подписал акт о капитуляции. Ко 2 февраля 1943 г. операции советских войск по расчленению и уничтожению Сталинградской группировки германских войск были завершены. "В плен сдалось примерно 15 дивизий – около 100 тыс. человек. За время окружения свыше 110 тыс. человек было убито в боях или умерло от голода и мороза, а примерно 35 тыс. человек было эвакуировано в течение декабря – января германской транспортной авиацией".21

     Таким образом, германская армия лишилась во время окружения Сталинграда около четверти миллиона солдат и офицеров, не считая вооружения, боеприпасов, военной техники. В связи с гибелью этой группировки в Германии был объявлен государственный траур – впервые за все годы Второй мировой войны.

     В Сталинграде Германия не просто потеряла большое и решительное сражение, не просто потеряла четвертьмиллионный людской состав и лишилась значительной части армейского вооружения и военной техники. В Сталинграде Германия потеряла нечто гораздо большее: славу и престиж своей армии, которые приобрела во Вторую мировую войну с 1939 г. как армия якобы непобедимая.

     Наряду  с престижем она потеряла и  наиболее боеспособные, закаленные и  испытанные в боях ударные части  своей армии. Германия утратила также после Сталинграда веру в военную мудрость и успехи своего генералитета, своего верховного руководства и командования. А это было невосполнимее и тяжелее материальных и людских потерь. Фактически с этих пор был подорван боевой дух германской армии, ее вера в успешных ход войны, сломан, по существу, ее хребет.

     Наоборот, советская армия приобрела с  этих пор все те морально – психические  и морально-политические плюсы и преимущества, которые всегда неизбежно бывают связаны с решающей, неоспоримой, крупной военно – стратегической операцией, значение которой становится понятно каждому человеку.

     Однако  гораздо сильнее всех число чисто  военных уронов, поражение германского  оружия под Сталинградом нанесло разрушительный ущерб внешнеполитическому, международному положению фашистской Германии. Именно с этого времени "падает дисциплина" среди участников германского блока, резко усиливается освободительная борьба народов Европы, не говоря уже о партизанской борьбе на всей оккупационной немецкой армией территории разных стран.

     Таким образом, поражение немецких войск под Сталинградом со всех точек зрения – военной, экономической, политической, внешнеэкономической и чисто пропагандистской, психологической знаменовало коренной поворот не только в ходе Великой Отечественной войны, но и всей Второй мировой войны.

     Для немецкого верховного командования весна 1943 г. также представляла собой  период, когда необходимо было сосредоточить максимум усилий, чтобы задержать, не дать возможности советской армии развивать дальше свои военные и политические успехи. Поэтому ход военных действий в 1943 г. с самого начала приобрел характер крайне ожесточенной, бескомпромиссной борьбы, когда обе стороны были в принципе поставлены в такие условия, что должны были не считаться не с какими потерями для решения оперативных задач. Для советских войск было крайне важно решительно закрепить перелом в свою пользу; для германской армии не менее важно было не допустить более ни единого поражения.

Информация о работе Последствия Великой Отечественной войны