Понятие и сущность первобытной культуры и первобытного искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 09:10, контрольная работа

Описание работы

Возникновение культуры и искусства – закономерное следствие развития трудовой деятельности и техники палеолитических охотников, неотделимое от сложения родовой организации, современного физиологического типа человека. Человек в процессе своего развития развивался и в культурном плане, что взаимосвязано с образованием религии древних людей.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность первобытной культуры и первобытного искусства
2. Первобытное изобразительное искусство и скульптура
3. Первобытная архитектура
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

культура первобытного мира контрольная мукосей.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

      При создании наскальной живописи первобытный  человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Краской не только обводили контур, но закрашивали все изображение. Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. Массивные каменные резцы были найдены на стоянке Ле Рок де Сер. Для рисунков среднего и позднего палеолита характерна уже более тонкая проработка контура, который передан несколькими неглубокими линиями. В такой же технике выполнены рисунки с росписью, гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках.

      В долине Камоника в Альпах, занимающей 81 километр, сохранилось собрание наскального  искусства доисторических времен, наиболее представительное и наиболее важное из всех, что до сих пор были обнаружены в Европе. Первые «гравюры» появились здесь, по оценкам специалистов, 8000 лет назад. Художники высекали их с помощью острых и твердых камней. До настоящего времени зарегистрировано около 170 000 наскальных рисунков, но многие из них пока только ожидают научной экспертизы.

      Таким образом, первобытное искусство  представлено в следующих основных видах: графика (рисунки и силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные  минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные  из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); рельефы и барельефы.  
 

      3. Первобытная архитектура

      Важнейшим моментом формирующейся земледельческой  цивилизации стало зарождение совершенно нового вида искусства, невозможного и  неизвестного охотникам и собирателям, -  архитектуры.

      Организовывать, перестраивать и осваивать окружающую среду по собственным меркам земледельцы  начали сразу в двух направлениях – с создания архитектуры малых и больших форм. Малые формы шли на частные цели, прежде всего, жилые и хозяйственные постройки, а большие – на сооружение общественных учреждений, главным образом, религиозных храмов и царских дворцов. Сюда же надо включить такие крупные инженерные проекты, как, например, большие ирригационные системы Древнего Египта. Самой ранней формой человеческого жилья служили стоянки – временные неукрепленные лагеря первобытных охотников и собирателей. На смену стоянкам охотников каменного века пришли поселения (селища) земледельцев, которые могли принимать форму крепости (сооружения из огромных грубо отесанных камней) или городища (группа жилых домов и хозяйственных построек, обнесенных земляным валом или деревянным забором). Позже крепость и городище, как два разных типа поселения, соединяются и превращаются в укрепленные города-крепости (особенно много их было в средневековье). Несколько позже – в период древневосточных цивилизаций – архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область – градостроительство.

      Погребения  следует считать искусством, возникшим  на пересечении скульптуры, архитектуры  и религии.

      Археологи утверждают, что первыми начали хоронить своих предков еще неандертальцы 80 – 100 тысяч лет назад. Произошло подобное в эпоху мустьерской культуры. Так в археологии называется позднейшая культура раннего палеолита в Европе, Южной Азии, Африке (она получила название по пещере Ле-Мустье во Франции).

      Обряды  погребения отражали двойственное стремление – удалить, обезвредить умершего и проявить заботу о нем: связывание трупа, заваливание камнями, кремация сочетались со снабжением умершего инвентарем, а также жертвоприношениями, мумификацией.

      Из  этого можно сделать вывод, что  неандертальцы предполагают наличие  абстрактного мышления, неандерталец должен был обладать также способностью выражать свои мысли при помощи примитивного языка.

      На  более высокий уровень культура погребений поднялась у кроманьонцев. Умершим они давали в последний  путь не только одежду, оружие и пищу, но и искусно изготовленные украшения (вероятно, служившие талисманами). В могилах кроманьонцев встречаются ожерелья из раковин и бусы из зубов животных, сетки для волос и браслеты. Мертвых засыпали кроваво-красной охрой, причем телам придавали согнутое положение, так что колени почти касались подбородка. Обряды погребения зависели от общественного положения умершего (курганы вождей, пирамиды фараонов), религиозных представлений. Погребение иногда сопровождалось или завершалось поминками, тризной.

      В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, то есть без каких-либо надмогильных сооружений.

      Курганы (тюрк) представляют собой надмогильные насыпи из земли или камня, обычно полусферической или конической формы. Древнейшие курганы датируются IV – III тысячелетием до н.э., позднейшие – XIV – XV веками н.э. Распространенные практически во всех странах мира, они бывают одиночные или располагаются группами, иногда до нескольких тысяч курганов.

      Мегалиты  – культовые сооружения III – II тысячелетия до н.э. из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб. Наибольшую известность получили мегалиты Западной Европы (Стоунхендж, Карнак), Северной Африки и Кавказа. К мегалитам относятся дольмены, менгиры, кромлехи. В археологии получили известность курганы Ямной культуры, обнаруженные в степях Восточной Европы, в частности, в Приднепровье, и относящиеся к эпохе энеолита (2-я половина III – начало II тысячелетия до н.э). Она названа так

      по  устройству могильных ям под курганами. Размеры ямных курганов очень внушительны. Диаметр их кромлехов достигает 20 м, а высота иных сильно оплывших насыпей даже сейчас превышает 7 м. Кроме того, над курганами возвышаются еще каменные бабы – каменные изваяния человека (воинов, женщин), простоявшие четыре с лишним тысячи лет.

      Ученые  не решили, кого изображают каменные бабы – бога или человека. Но несомненно, что в III тысячелетии до н.э. в монументальном искусстве появляется образ человека. На протяжении эпохи бронзы он занимает в искусстве все большее место. Если в каменном веке зверей изображали чаще, чем людей, то в бронзовом соотношение обратное. Так, в III – II тысячелетиях до н.э. в искусстве наступил решающий перелом. Отошло в прошлое творчество великих анималистов каменного века. В центр внимания мирового искусства все настойчивее выходит человек.

      Заключение

     Таким образом, первобытная культура прослеживает в себе огромную дистанцию развития человечества. Вначале — полулюди-полуживотные, умеющие делать простые орудия из камня. В конце — такие же, как мы, люди, научившиеся охотиться, обрабатывать землю, разводить скот, строить дома, делать разнообразную утварь, орудия из бронзы, железа. В начале — существа, ещё не умевшие говорить; в конце — творцы эпических сказаний, понимавшие, что они живут в сложном, противоречивом мире, стремящиеся осознать своё место в нём. В начале — полуобезьяны, прыгающие от радости, что они сыты; в конце — участники сложных обрядов, обращающиеся к своим сверхъестественным покровителям. В начале — существа, живущие небольшими семейными группами во главе с самцом; в конце — члены сообщества родов и племён, во главе которых стояли уважаемые всеми прародители. Перечень достижений человечества можно продолжать долго. Человечество прошло путь от полуживотного состояния до того момента, когда стали создаваться первые государства, появились города и признаки цивилизации.

 

        Литература

  1. Гуревич П.С. Культурология. - М., 1996.
  2. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд. - М.: Академический проект, 2001.
  3. Культурология: Учебник для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М.: Высшая школа, 1999.
  4. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию - М., 1994.

Информация о работе Понятие и сущность первобытной культуры и первобытного искусства