Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 09:10, контрольная работа
Возникновение культуры и искусства – закономерное следствие развития трудовой деятельности и техники палеолитических охотников, неотделимое от сложения родовой организации, современного физиологического типа человека. Человек в процессе своего развития развивался и в культурном плане, что взаимосвязано с образованием религии древних людей.
Введение
1. Понятие и сущность первобытной культуры и первобытного искусства
2. Первобытное изобразительное искусство и скульптура
3. Первобытная архитектура
Заключение
Литература
Содержание
Введение
1. Понятие и сущность первобытной культуры и первобытного искусства
2. Первобытное изобразительное искусство и скульптура
3. Первобытная архитектура
Литература
Введение
На протяжении всей истории человек и искусство были неразрывно связаны. Осознание человеком самого себя отражается в каменных фигурках, в чертах памятников архитектуры. Человеческие качества и чувства запечатлены в произведениях живописи, скульптурных группах. Проблемы бытия, религии, мироощущение нашли свое отражение в произведениях искусства.
Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытность – детство человечества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности.
Очевидно, что человек прошёл в своём биологическом и социальном развитии долгий и извилистый путь. В не доступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри огромных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.
Наши предки в самый отдалённый из доступных нам периодов предстают перед нами группами, вокруг огня. Использование огня и орудий является существенным фактором в превращении в человека. «Живое существо», не имеющее ни того, ни другого, мы вряд ли сочли бы за человека.
Радикальное отличие человека от животных состоит в том, что окружающий предметный мир является объектом его мышления и религии.
Образование групп и сообществ, осознание его смыслового значения – ещё одно описательное качество человека, только тогда, когда между первобытными людьми начинает возникать большая спаянность, вместо охотников на лошадей и оленей появляется осёдлое и организованное человечество.
Возникновение
культуры и искусства – закономерное
следствие развития трудовой деятельности
и техники палеолитических охотников,
неотделимое от сложения родовой организации,
современного физиологического типа человека.
Человек в процессе своего развития развивался
и в культурном плане, что взаимосвязано
с образованием религии древних людей.
1. Понятие и сущность первобытной культуры и первобытного искусства
Под
первобытной культурой
Первобытное
искусство – это искусство эпохи первобытного
общества. Оно возникло в позднем палеолите
около 33 тысяч лет до н.э.. Первобытное
искусство отражало воззрения, условия
и образ жизни первобытных охотников (примитивные
жилища, пещерные изображения животных,
женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов
неолита и энеолита появились общинные
поселения, мегалиты, свайные постройки;
изображения стали передавать отвлеченные
понятия, развилось искусство орнамента.
В эпохи неолита, энеолита, бронзового
века у племен Египта, Индии, Передней,
Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной
Европы сложилось искусство, связанное
с земледельческой мифологией (орнаментированная
керамика, скульптура). У северных лесных
охотников и рыболовов бытовали наскальные
изображения, реалистические фигурки
животных. Скотоводческие степные племена
Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового
и железного веков создали звериный стиль.
2. Первобытное изобразительное искусство и скульптура
Первобытное искусство – это только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды.
Подлинное
возникновение искусства
Из поколения в поколение в первобытном обществе передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда – почти на миллион лет.
Специалисты
полагают, что жанры первобытного
искусства возникали примерно в
такой временной
- каменная скульптура;
- наскальная живопись;
- глиняная посуда.
В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы – камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал – огнеупорную глину – и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами, которые были удобнее в переноске. Глиняная посуда является признаком постоянных земледельческих поселений.
Первые
произведения первобытного изобразительного
искусства относятся к
Возможно,
они символизировали плодородие
либо были связаны с культом женщины-
И
в живописи, и в скульптуре первобытный
человек часто изображал
Звериный стиль – это условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей). Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента.
Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура – трехмерное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели его главным достижением – техникой передачи объема на плоскости (кстати сказать, ею не владели древние египтяне и греки, средневековые европейцы, китайцы, арабы и многие другие народы, поскольку открытие обратной перспективы произошло только в эпоху Возрождения).
В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.
Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались – огромный тур мог быть изображен рядом с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы (перспектива была открыта в XVI в). Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги, оказывается, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.
Археологи так и не обнаружили в древнекаменном веке пейзажных рисунков, что, возможно, еще раз доказывает первичность религиозной и вторичность эстетической функции культуры. Животных боялись и им поклонялись, деревьями и растениями только любовались. И зоологические, и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение. Иными словами, они выполняли культовую функцию. Таким образом, религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно. Хотя по некоторым соображениям можно полагать, что первая форма отражения реальности зародилась раньше второй.
Культ матери – продолжательницы рода – один из древнейших культов. Культ животного – анимического родоначальника рода – не менее древний культ. Первый символизировал материальное начало рода, второй – духовное (многие племена и сегодня ведут свой род от того или иного животного – орла, медведя, змеи).
Поскольку изображения животных имели магическое назначение, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. В таких местах кроманьонский художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Однако чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5 – 2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах.
Первые находки сделаны в XIX в. в пещерах Пиренейских гор. В этом районе расположено более 7 тысяч карстовых пещер. В сотнях из них обнаружены наскальные изображения, созданные краской или выцарапанные камнем. Некоторые пещеры представляют собой уникальные подземные галереи (пещеру Альтамира в Испании называют «Сикстинской капеллой» первобытного искусства), художественные достоинства которых привлекают сегодня множество ученых и туристов. Наскальные рисунки древнекаменного века называют настенной живописью или пещерной росписью.
Картинная галерея Альтамиры тянется более чем на 280 метров в длину и состоит из множества просторных залов. Обнаруженные там каменные инструменты и оленьи рога, как и фигурные изображения, на обломках костей, были созданы в период с 13000 по 10000 гг. до н.э. По мнению археологов, свод пещеры обвалился в начале нового каменного века. В самой уникальной части пещеры – «Зале животных» – найдены изображения бизонов, быков, оленей, диких лошадей и кабанов. Некоторые достигают высоты в 2,2 метра, чтобы рассмотреть их подробнее, приходится ложиться на пол. Большинство фигур нарисованы коричневым цветом. Художники искусно использовали естественные рельефные выступы на скальной поверхности, что усиливало пластический эффект изображений. Наряду с нарисованными и выгравированными в скале фигурами зверей, есть здесь и такие рисунки, которые формами отдаленно напоминают человеческое тело.
В 1895 г. были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля-Мут во Франции. В 1901 г. здесь же, в пещере Ле-Комбатель в долине Везера, обнаружено около 300 изображений мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя. Недалеко от Ле-Комбателя в пещере Фон де Гом археологи открыли целую «картинную галерею» – 40 диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей.
Информация о работе Понятие и сущность первобытной культуры и первобытного искусства