Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:38, реферат
Кто сколько-нибудь знаком с русской историей X — XV вв. по данным источников или по художественным произведениям, имеет собственное представление о месте и роли в ней женщин. Представления эти в той или иной степени полярны. Воображая начальный период русской государственности, одни мысленно рисуют «теремную затворницу», которая была на подчиненном положении в семье и обладала весьма ограниченными социальными правами.
Введение 2
Глава 1. Положение женщины в Древней Руси 4
Глава 2. Брак и сексуальные отношения 7
Глава 3. Женщина в семье 10
Заключение 14
Список литературы 18
Супругам,
кроме того, предписывалось избегать
сожительства в воскресные дни, а
также по средам, пятницам и субботам,
перед причащением и сразу
после него, так как "в сии
дни духовная жертва приносится Господу".
Вспомним также, что родителям возбранялось
зачатие ребенка в воскресенье,
субботу и пятницу. За нарушение
данного запрета родителям
Достойным
наказания могло стать даже "нечистое"
сновидение. Однако в таком случае
следовало тщательно
Интересно,
что женщина представлялась большим
злом, чем дьявол, поскольку естественное
плотское влечение и связанные с
ним эротические сны
Стоит
обратить внимание на то, что обязательный
брак, установленный православной церковью
для белого духовенства, в бытовом
отношении сближал священника с
его паствой.
Все
стороны изучения социального статуса
женщины в средневековом
Структура
индивидуальной семьи в эпоху
средневековья и ее внутренняя организация
складывались под воздействием развивающегося
христианства, и поэтому развитие
семейно-брачных отношений и
Целомудрие
рассматривалось как путь к спасению
души. Таким образом, внедрение нравственных
норм в семенную жизнь древнерусского
человека исходило из провозглашаемых
церковью принципов. Исходя из тех же
христианских представлений о
Власть мужа над женой трактовалась церковниками как закон, соответствующий иерархичности построения сословного государства: «женам глава муж, мужу – князь, а князю – бог». В реальной действительности вопрос о «семейной власти» часто решался иначе. Летописцы отметили случаи, когда в княжеской семье жена «владяще мужем».
Но основное внимание церковников обращалось, конечно, к духовной стороне брачного союза. В любовь между супругами церковники стремились внести рациональный смысл, связывая ее с любовью к богу.
Микроклимат в древнерусской семье, но мнению авторов многочисленных поучений, зависел именно от женщины: «Подобает жене мужа своего мети аки главу на плечах, а муж жену свою – аки душу в теле».
В
не зависимости от того, был ли основан
брак на отношениях взаимной склонности,
или же в основе его лежала экономическая
сделка родителей, прочность семенных
уз охранялась церковным законом. Поэтому
основное внимание церковных сборников
не случайно было обращено на проблемы
сексуальной этики. Интимнейшие
стороны внутрисемейных отношении
оказывались отраженными в
В случае совершения «греха», т. с. отступления от норм, установленных церковью, назначалась епитимья – средневековая универсальная оценка поведения человека, позволявшая церкви регламентировать даже физиологическую сторону внутрисемейных отношений («дни запретов»).
Главной проблемой сексуальной этики являлось осуждение сексуальных связей вне рамок брака, равно как и всех извращений естественной сексуальности. В особенности эти запреты касались женщин, поскольку лишение девственности церковь считала самым большим прегрешением.
Церковь налагала многочисленные запреты в отношении поведения женщины в семье и вне дома: «ногу на ногу возложив, седети грех есть»; «пьяньство жен отлучает от мужь» и др.
Общение женщины вне дома с мужчинами, не являвшимися ее родственниками или членами ее семьи, также осуждалось церковниками. Карались и те, кто попустительствовал супружеской неверности. Мера наказания определялась социальным статусом (чем он был выше, тем строже был штраф).
Рассмотренная
система религиозных морально-
В
своей монографии доктор исторических
наук Н. Л. Пушкарева приводит схему
описания «жен добрых и злых» в
связи с их поведением в семье
и обществе.
Категория | «Жены добрые» | «Жены злые» |
1. Христианская нравственность | Девственницы; и «жена верная – честь земная» | Блудницы; «жена прелюбодейна и упьянчива» |
2. Семейный уклад жизни | Хорошие хозяйки, они «чинят медоточное житие в дому», «многие пористи дому чинят», «чада и челядь питают» | «Дом свой но берегут», они – «разорение дому» |
3. Производственные процессы | «За утро встает», она «страдолюбива» | «Не работав, работит», сама она «пороздная» (праздная) и муж ее – «нотаковник ее лености» |
4. Определенные эстетические представления и ценности | Не красивы, но «умом светлы», им «красота не злато, но ум и тихость» | «Мажутся и красятся паче меры», будучи обладательницами «прелестных удиц» |
5. Регламентированные роли в семье | «Добры и покорливы» мужу | «Не убоятся мужа», «владеют мужем» |
6. Отношение к религии | «Богобоязливна», «боящаяся бога» | «Ни священника чтит, ни бога ся боит, ни закона божия знает», в церкви «смеется», она «глуха на спасение» |
7. Участие в социальной жизни | «Послушно превратившиеся в чадородительниц, домохозяек, полурабынь» | «Меют дерзновение глаголить имати, без мужий мнятся нечто», «никого не усумнятся», но «все корят, вся осуждают и вся хулят» |
«Злая
жена» в древнерусской семье
– это правомочный член ее, независимая
домохозяйка, обладающая определенными
правами и авторитетом; к «злым
женам» с особой нетерпимостью относились
церковники. Понятие «добрая жена»
служило утверждению
Положение
женщины в русском феодальном
обществе Х-ХV вв. не может быть обрисовано
с достаточной полнотой без исследования
внешнего облика представительниц различных
классов и социальных групп. Поскольку
именно одежда и ее детали служили главным
индикатором принадлежности женщины к
той или иной социальной категории.
Статус
женщины (социальный, экономический, правовой),
ее роль на том или ином этапе
общественного развития во многом предопределялась
характером самого общества, уровнем
развития его материальной и духовной
культуры. В связи с этим проблема
определения положения женщины
в обществе требует своего истолкования
с позиций многофакторного
В данной дипломной работе была предпринята попытка анализа семейного, социально-правового, имущественного положения русских женщин, их внешнего облика, уровня грамотности и образованности в IX в. – 1861 г.
Начиная
рассмотрение положение женщины
с времен Древней Руси, необходимо
отметить, что на данном этапе развития
истории приходится больше говорить
о месте и роли женщины в
семье, нежели в общественных отношениях.
Самое главное и что
Заключение
брака происходило по договоренности
родителей брачующихся и где
больше учитывалась материальная выгода,
а не чувства молодых. Такое отсутствие
права свободного выбора женщиной жениха,
можно рассматривать как
Развитие
бракоразводного процесса строилось
на основании действия прелюбодеяния.
Оно оценивалось по-разному
Что
же касается имущественных отношений,
то здесь можно выделить два основных
периода эволюции прав женщин на собственность:
владение и распоряжение движимым имуществом
(X – XIII вв.) и распространение
В
результате реформ на рубеже XVII – XVIII вв.
в повседневной жизни женщин произошли
значительные изменения. На протяжении
длительного времени вплоть до конца
XVII в. функцию контроля и регламентации
образа жизни женщин обеспечивали институт
церкви и государство. В контексте
определения статуса
В
ходе реформ церковь была низведена
до уровня государственного института,
в результате чего ослабло ее влияние
на женскую повседневность. На государственном
уровне были разработаны законодательные
меры, которые обеспечивали расширение
возможностей поведенческих ситуаций
женщин на различные жизненные
Увеличение
владельческих и наследственных
имущественных прав обеспечивало определенную
экономическую
Зачастую
реализация новейшего законодательства
на практике не всегда была удачной, что
подрывало уверенность женщин в
правильности следования новым веяниям.
Однако, например, среди знатных
женщин находились особы, отстаивающие
собственные права или