Положение женщины в Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:38, реферат

Описание работы

Кто сколько-нибудь знаком с русской историей X — XV вв. по данным источников или по художественным произведениям, имеет собственное представление о месте и роли в ней женщин. Представления эти в той или иной степени полярны. Воображая начальный период русской государственности, одни мысленно рисуют «теремную затворницу», которая была на подчиненном положении в семье и обладала весьма ограниченными социальными правами.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Положение женщины в Древней Руси 4
Глава 2. Брак и сексуальные отношения 7
Глава 3. Женщина в семье 10
Заключение 14
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

Курсовая положение женщин в Древней Руси.docx

— 50.36 Кб (Скачать)

     Супругам, кроме того, предписывалось избегать сожительства в воскресные дни, а  также по средам, пятницам и субботам, перед причащением и сразу  после него, так как "в сии  дни духовная жертва приносится Господу". Вспомним также, что родителям возбранялось зачатие ребенка в воскресенье, субботу и пятницу. За нарушение  данного запрета родителям полагалась епитимья "две лета".

     Достойным наказания могло стать даже "нечистое" сновидение. Однако в таком случае следовало тщательно разобраться, был ли увидевший зазорный сон  подвержен вожделению собственной  плоти (если ему приснилась знакомая женщина) или его искушал сатана. В первом случае ему нельзя было причащаться, во втором же причаститься он был просто обязан.

     Интересно, что женщина представлялась большим  злом, чем дьявол, поскольку естественное плотское влечение и связанные с  ним эротические сны объявлялись  нечистыми и недостойными сана священника (или человека вообще), тогда как  такие же сны, вызванные предполагаемым дьявольским воздействием, заслуживали  прощения.

     Стоит обратить внимание на то, что обязательный брак, установленный православной церковью для белого духовенства, в бытовом  отношении сближал священника с  его паствой. 
 
 
 
 
 

Глава 3. Женщина в семье

 

     Все стороны изучения социального статуса  женщины в средневековом обществе, так или иначе, связаны с семьей – важнейшей ячейкой древнерусского феодального общества XI–XV вв.

     Структура индивидуальной семьи в эпоху  средневековья и ее внутренняя организация  складывались под воздействием развивающегося христианства, и поэтому развитие семейно-брачных отношений и статус женщины в семье регулировались в значительной степени брачными нормами христианской морали. Основу церковной концепции семьи составлял  тезис о святости супружества.

     Целомудрие  рассматривалось как путь к спасению души. Таким образом, внедрение нравственных норм в семенную жизнь древнерусского человека исходило из провозглашаемых  церковью принципов. Исходя из тех же христианских представлений о нравственности, церковники осуждали второй и третий браки, заключенные даже в случае смерти одного из супругов.

     Власть  мужа над женой трактовалась церковниками как закон, соответствующий иерархичности  построения сословного государства: «женам глава муж, мужу – князь, а князю  – бог». В реальной действительности вопрос о «семейной власти» часто  решался иначе. Летописцы отметили случаи, когда в княжеской семье  жена «владяще мужем».

     Но  основное внимание церковников обращалось, конечно, к духовной стороне брачного союза. В любовь между супругами  церковники стремились внести рациональный смысл, связывая ее с любовью к  богу.

     Микроклимат в древнерусской семье, но мнению авторов многочисленных поучений, зависел  именно от женщины: «Подобает жене мужа своего мети аки главу на плечах, а муж жену свою – аки душу в теле».

     В не зависимости от того, был ли основан  брак на отношениях взаимной склонности, или же в основе его лежала экономическая  сделка родителей, прочность семенных уз охранялась церковным законом. Поэтому  основное внимание церковных сборников  не случайно было обращено на проблемы сексуальной этики. Интимнейшие  стороны внутрисемейных отношении  оказывались отраженными в покаянии и подконтрольными церкви.

     В случае совершения «греха», т. с. отступления  от норм, установленных церковью, назначалась  епитимья – средневековая универсальная  оценка поведения человека, позволявшая  церкви регламентировать даже физиологическую сторону внутрисемейных отношений («дни запретов»).

     Главной проблемой сексуальной этики  являлось осуждение сексуальных  связей вне рамок брака, равно  как и всех извращений естественной сексуальности. В особенности эти запреты касались женщин, поскольку лишение девственности церковь считала самым большим прегрешением.

     Церковь налагала многочисленные запреты в отношении поведения женщины в семье и вне дома: «ногу на ногу возложив, седети грех есть»; «пьяньство жен отлучает от мужь» и др.

     Общение женщины вне дома с мужчинами, не являвшимися ее родственниками или  членами ее семьи, также осуждалось церковниками. Карались и те, кто  попустительствовал супружеской неверности. Мера наказания определялась социальным статусом (чем он был выше, тем  строже был штраф).

     Рассмотренная система религиозных морально-нравственных норм заставляет прийти к выводу о  противоречивости многих церковных  постулатов. По мнению церковников, сексуальные  связи греховны и порочны, а путь к избежанию женщиной этого «порока» виделся лишь один – частое рождение «чад». И хотя православные проповедники заставляли умиляться агиографическим чудесам, непорочному зачатию и рождению, они тем не менее не забывали напомнить, что обычному деторождению предшествует грехопадение. Женщина в соответствии с этим постулатом объявлялась существом «нечистым», что не мешало церковникам придавать достаточно большое значение социальным функциям женщины-матери.

     В своей монографии доктор исторических наук Н. Л. Пушкарева приводит схему  описания «жен добрых и злых» в  связи с их поведением в семье  и обществе. 

     Категория      «Жены добрые»      «Жены злые»
1.  Христианская нравственность Девственницы; и «жена верная – честь земная» Блудницы; «жена  прелюбодейна и упьянчива»
2. Семейный  уклад жизни Хорошие хозяйки, они «чинят медоточное житие в  дому», «многие пористи дому чинят», «чада и челядь питают» «Дом свой но берегут», они – «разорение дому»
3. Производственные  процессы «За утро встает», она «страдолюбива» «Не работав, работит», сама она «пороздная» (праздная) и  муж ее – «нотаковник ее лености»
4. Определенные  эстетические представления и  ценности Не красивы, но «умом светлы», им «красота не злато, но ум и тихость» «Мажутся и  красятся паче меры», будучи обладательницами «прелестных удиц»
5. Регламентированные  роли в семье «Добры и  покорливы» мужу «Не убоятся  мужа», «владеют мужем»
6. Отношение  к религии «Богобоязливна», «боящаяся бога» «Ни священника чтит, ни бога ся боит, ни закона божия  знает», в церкви «смеется», она «глуха на спасение»
7. Участие  в социальной жизни «Послушно превратившиеся в чадородительниц, домохозяек, полурабынь» «Меют дерзновение  глаголить имати, без мужий мнятся нечто», «никого не усумнятся», но «все корят, вся осуждают и вся хулят»
 

     «Злая жена» в древнерусской семье  – это правомочный член ее, независимая  домохозяйка, обладающая определенными  правами и авторитетом; к «злым  женам» с особой нетерпимостью относились церковники. Понятие «добрая жена»  служило утверждению христианских представлений о месте и роли женщины в семье и обществе, являясь тем самым орудием  воспитания богобоязненности, законопослушания, консервации иерархической структуры  семьи и самого сословного государства.

     Положение женщины в русском феодальном обществе Х-ХV вв. не может быть обрисовано с достаточной полнотой без исследования внешнего облика представительниц различных классов и социальных групп. Поскольку именно одежда и ее детали служили главным индикатором принадлежности женщины к той или иной социальной категории. 
 
 

Заключение

 

     Статус  женщины (социальный, экономический, правовой), ее роль на том или ином этапе  общественного развития во многом предопределялась характером самого общества, уровнем  развития его материальной и духовной культуры. В связи с этим проблема определения положения женщины  в обществе требует своего истолкования с позиций многофакторного анализа. Изменения произошедшие в России в последние время и вызвавшие  модификацию ролевых функций  женщины, служат дополнительным фактором для переосмысления традиционных компонентов  изучения.

     В данной дипломной работе была предпринята  попытка анализа семейного, социально-правового, имущественного положения русских  женщин, их внешнего облика, уровня грамотности  и образованности в IX в. – 1861 г.

     Начиная рассмотрение положение женщины  с времен Древней Руси, необходимо отметить, что на данном этапе развития истории приходится больше говорить о месте и роли женщины в  семье, нежели в общественных отношениях. Самое главное и что представляло реальную выгоду для женщины тех  времен – это удачное заключение брака. С раннего возраста девочек  начинали готовить к семейной жизни, воспитывая из них хозяек большого семейства.

     Заключение  брака происходило по договоренности родителей брачующихся и где  больше учитывалась материальная выгода, а не чувства молодых. Такое отсутствие права свободного выбора женщиной жениха, можно рассматривать как серьезный  аргумент в пользу тезиса о приниженном  социально-правовом положении русских  женщин в IX – XVI вв.

     Развитие  бракоразводного процесса строилось  на основании действия прелюбодеяния. Оно оценивалось по-разному для  каждого из супругов. Муж признавался  прелюбодеем лишь в том случае, если имел на стороне не только наложницу, но и детей от нее. Замужняя женщина  считалась совершившей прелюбодеяние  уже тогда, когда вступала в связь  с посторонним мужчиной. Прелюбодеяние, совершенное в результате насилия, не считалось изменой.

     Что же касается имущественных отношений, то здесь можно выделить два основных периода эволюции прав женщин на собственность: владение и распоряжение движимым имуществом (X – XIII вв.) и распространение владельческих  и собственнических прав женщин на недвижимость (XIV – XV вв.).

     В результате реформ на рубеже XVII – XVIII вв. в повседневной жизни женщин произошли  значительные изменения. На протяжении длительного времени вплоть до конца XVII в. функцию контроля и регламентации  образа жизни женщин обеспечивали институт церкви и государство. В контексте  определения статуса представительниц различных сословий влияние религии  следует оценивать как противоречивое. С одной стороны, церковные постулаты  обеспечивали стабильность и гарантировали  неприкосновенность частной жизни  женщин; с другой – повышенные моральные  требования и усиленный контроль над семейной жизнью, внешним обликом  и досуговой сферой женской повседневности привели к существенному ограничению  вариантов жизненных стратегий  женщин той эпохи.

     В ходе реформ церковь была низведена  до уровня государственного института, в результате чего ослабло ее влияние  на женскую повседневность. На государственном  уровне были разработаны законодательные  меры, которые обеспечивали расширение возможностей поведенческих ситуаций женщин на различные жизненные обстоятельства.

     Увеличение  владельческих и наследственных имущественных прав обеспечивало определенную экономическую самостоятельность  и позволяло представительницам элиты реализовать идею повторного замужества в случае вдовства, или же предоставляло возможность достойного обеспечения незамужней женщине либо вдове. Утверждение равенства супругов в сфере брачно-семейного права, запрет насильственного пострижения в монастырь, а также расширение хозяйственно-бытовых полномочий женщины демократизировали супружеские отношения и стабилизировали статус представительниц высших сословий в семье, что нельзя сказать о крестьянских семьях того времени.

     Зачастую  реализация новейшего законодательства на практике не всегда была удачной, что  подрывало уверенность женщин в  правильности следования новым веяниям. Однако, например, среди знатных  женщин находились особы, отстаивающие собственные права или стремящиеся, вопреки общественному мнению, к  осуществлению собственной стратегии  поведения.

Информация о работе Положение женщины в Древней Руси