Положение женщины в Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:38, реферат

Описание работы

Кто сколько-нибудь знаком с русской историей X — XV вв. по данным источников или по художественным произведениям, имеет собственное представление о месте и роли в ней женщин. Представления эти в той или иной степени полярны. Воображая начальный период русской государственности, одни мысленно рисуют «теремную затворницу», которая была на подчиненном положении в семье и обладала весьма ограниченными социальными правами.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Положение женщины в Древней Руси 4
Глава 2. Брак и сексуальные отношения 7
Глава 3. Женщина в семье 10
Заключение 14
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

Курсовая положение женщин в Древней Руси.docx

— 50.36 Кб (Скачать)

Содержание

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Положение женщины  в Древней Руси 4

Глава 2. Брак и сексуальные отношения 7

Глава 3. Женщина в семье 10

Заключение 14

Список литературы 18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Кто сколько-нибудь знаком с русской  историей X — XV вв. по данным источников или по художественным произведениям, имеет собственное представление  о месте и роли в ней  женщин. Представления эти в той или иной степени полярны. Воображая начальный период русской государственности, одни мысленно рисуют «теремную затворницу», которая была на подчиненном положении  в семье и обладала весьма ограниченными социальными правами. Другие, напротив, видят социально активных личностей в образах отомстившей древлянам за смерть мужа княгини Ольги или новгородской посадницы Марфы Борецкой. Вопрос о том, какими были русские  женщины  в X—XV вв., весьма важен не только сам по себе, но и для общего представления об отечественной социальной, политической и культурной истории тех шести веков. Ведь, по словам французского социалиста-утописта Ш. Фурье1, которые любил цитировать К. Маркс, «общественный прогресс может быть точно измерен по общественному положению  прекрасного пола».

     О  положении  древнерусской  женщины  в семье и обществе нельзя говорить без изучения и анализа многих источников, как опубликованных, так и рукописных.

     В русских сказках присутствуют не только образы воинственных амазонок, но и беспрецедентный, по европейским  стандартам, образ Василисы Премудрой. Европейских путешественников и дипломатов XVIII - начала ХIХ в. удивляла высокая степень самостоятельности русских женщин, то, что они имели право владеть собственностью, распоряжаться имениями и т.д.

     Но  в тоже время в Европе трудно найти страну, где даже в XVIII - ХIХ веках избиение жены мужем считалось бы нормальным явлением и сами женщины видели бы в этом доказательство супружеской любви. В России же это подтверждается не только свидетельствами иностранцев, но и исследованиями русских этнографов2.

     Важным  источником для раскрытия темы, несущим  некоторую фактически достоверную  информацию и в то же время устанавливающим  определенные мерила3 поведения на основе художественно создаваемых идеальных образов, является житийная литература.

     Время открывает все новые «углы  зрения», дает возможность по-иному  взглянуть на минувшее. И чем выше и значительнее идеи современности, тем больше мы способны увидеть и  понять в прошлом. Оно позволяет  бесконечно углубляться в богатство  того наследия, которое оставило нам  средневековье, поднимать новые проблемы «живой истории», и в частности изучить  положение   женщин  в семье и обществе  Древней Руси. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Положение женщины  в Древней Руси

 

     Положение женщины в Древней Руси часто представляемо как полное подчинение мужчине. Женщины, видимо, были лишены какой - либо свободы и вынуждены жить в восточной изоляции. Верно, что московские царицы и княгини XVI- XVII вв. вели затворническую жизнь в их собственных апартаментах (теремах) в царском дворце, и что тот же обычай также практиковался в боярских и купеческих семьях, хотя и менее жестко.

     Деспотические порядки, получившие широкое распространение  в древнерусском обществе, не обошли стороной и семью. Глава семейства, муж, был холопом по отношению  к государю, но государем в собственном  доме. Все домочадцы, не говоря уже  о слугах и холопах в прямом смысле слова, находились в его полном подчинении. Прежде всего, это относилось к женской половине дома. Считается, что в Древней Руси до замужества девушка из родовитой семьи, как правило, не имела права выходить за пределы родительской усадьбы. Мужа ей подыскивали родители, и до свадьбы она его обычно не видела.

     После свадьбы ее новым "хозяином" становился супруг, а иногда и тесть. Выходить за пределы нового дома, не исключая посещения церкви, женщина могла лишь с разрешения мужа. Только под его контролем и с его разрешения она могла с кем-либо знакомиться, вести разговоры с посторонними, причем содержание этих разговоров также контролировалось. Даже у себя дома женщина, не имела права тайно от мужа, есть или пить, дарить, кому бы то ни было подарки либо получать их.

     В российских крестьянских семьях доля женского труда всегда была необычайно велика. Часто женщине приходилось  браться даже за соху. При этом особенно широко использовался труд невесток, чье положение в семье было особенно тяжелым.

     В обязанности супруга и отца входило "поучение" домашних, состоявшее в систематических побоях, которым  должны были подвергаться дети и жена. Считалось, что человек, не бьющий жену, "дом свой не строит" и "о своей душе не радеет", и будет "погублен" и "в сем веке и в будущем". Лишь в XVI в. общество попыталось как-то защитить женщину, ограничить произвол мужа. Так, "Домострой" советовал бить жену "не перед людьми, наедине поучить" и "никако же не гневатися" при этом. Рекомендовалось "по всяку вину4". Такие "ограничения" приходилось вводить хотя бы в рекомендательном порядке, поскольку в обыденной жизни, видимо, мужья не особенно стеснялись с женами.  Недаром тут же пояснялось, что у тех, кто "с сердца или с кручины так бьет, много притчи от того бывают: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут и перст, и главоболие, и зубная болезнь, а у беременных жен и детем повреждение бывает в утробе".

     Вот почему давался совет избивать жену не за каждую, а лишь за серьезную  провинность, и не чем и как  попало, а "соймя рубашка, плеткою  вежливенько5 побить, за руки держа".

     В то же время следует отметить, что  в домонгольской Руси женщина  обладала целым рядом прав. Она  могла стать наследницей имущества  отца (до выхода замуж). Рабыня, жившая с господином, как жена, становилась  свободной после смерти господина. Появление подобных правовых норм в  древнерусском законодательстве свидетельствовало  о широкой распространенности подобных случаев. Существование у влиятельных  лиц целых гаремов фиксируется  не только в дохристианской Руси. Так, по свидетельству одного англичанина, кто-то из приближенных царя Алексея Михайловича отравил свою жену, поскольку она высказывала недовольство по поводу того, что ее супруг содержит дома множество любовниц. Вместе с тем в некоторых случаях женщина, видимо, и сама могла стать настоящим деспотом в семье.

     Женщина, даже замужняя, имела право обладать собственностью на свое имя. Следуя византийскому  примеру, русское гражданское законодательство признавало как приданое, в смысле денег, которые женщина приносит своему мужу в браке. Кроме этого замужняя женщина могла иметь любую другую собственность, завещанную ей ее родителями или приобретенную ей. Обычным источником дохода женщины, включая замужнюю, были результаты ее рукоделия.

     Однако  настоящую свободу женщина обретала лишь после смерти мужа. Вдовы пользовались большим уважением в обществе. Кроме того, они становились полноправными  хозяйками в доме. Фактически, с  момента смерти супруга к ним  переходила роль главы семейства.

     Вообще  же, на жене лежала вся ответственность  за ведение домашнего хозяйства, за воспитание детей младшего возраста.

     С другой стороны, одним из главных  моментов византийского христианства было почитание Богоматери, Святой девственницы, которая защитила женское начало, дав жизнь Спасителю, а отсюда и имя «Мать Бога» или буквально – «Богоматерь». Как объяснялось Владимиру греческим миссионером, «после получения плоти от женщины, Бог дал верующему дорогу в рай».  Так Бог «отомстил дьяволу».

     Итак, доктрина Церкви унижала и возвеличивала  женщину и в этом смысле поддерживала как позитивное, так и негативное отношение к женщине в России. Аскетическое монашество видело в женщине  главный источник искушения мужчины.

     Духовная  жизнь бросает вызов взвешиванию  или измерению, а религиозные  влияния неосязаемы. Можно спорить, позитивные или негативные аспекты  христианской доктрины относительно женщины  оставили более глубокое впечатление  в русской душе. Однако кажется  правдоподобным, что русская женщина  выиграла больше, нежели потеряла в конечном итоге.  

Глава 2. Брак и сексуальные  отношения

 

     В средневековом обществе особую ценность имело "удручение плоти". Христианство напрямую связывает идею плоти с  идеей греха. Развитие "антителесной" концепции, встречающейся уже у  апостолов, идет по пути "дьяволизации" тела как вместилища пороков, источника  греха. Учение о первородном грехе, который вообще-то состоял в гордыне, со временем приобретало все более  отчетливую антисексуальную направленность.

     Параллельно с этим в официально-религиозных  установках шло всемерное возвеличивание девственности. Однако сохранение девушкой "чистоты" до брака, видимо, первоначально  ценилось лишь верхушкой общества. Среди "простецов", по многочисленным свидетельствам источников, на добрачные  половые связи на Руси смотрели снисходительно. В частности, вплоть до XVII в. общество вполне терпимо относилось к посещению  девицами весенне-летних "игрищ6", предоставлявших возможность до- и внебрачных сексуальных контактов.

     Тем не менее даже по церковным законам  это не могло служить препятствием для вступления в брак (исключение составляли только браки с представителями  княжеской семьи и священниками). В деревне же добрачные сексуальные  контакты как юношей, так и девушек  считались едва ли не нормой.

     Специалисты отмечают, что древнерусское общество признавало за девушкой право свободного выбора сексуального партнера. Об этом говорит не только длительное сохранение в христианской Руси обычая заключения брака "уводом7", путем похищения невесты по предварительному сговору с ней. Церковное право даже предусматривало ответственность родителей, запретивших девушке выходить замуж по ее выбору, если та "что створить над собою". Косвенно о праве свободного сексуального выбора девушек свидетельствуют довольно суровые наказания насильников. "Растливший девку осильем" должен был жениться на ней. В случае отказа виновник отлучался от церкви или наказывался четырехлетним постом. Пожалуй, еще любопытнее, что вдвое большее наказание ожидало в XV-XVI вв. тех, кто склонил девицу к интимной близости "хытростию", обещая вступить с ней в брак: обманщику грозила девятилетняя епитимья (религиозное наказание). Наконец, церковь предписывала продолжать считать изнасилованную девицей (правда, при условии, если она оказывала сопротивление насильнику и кричала, но не было никого, кто мог бы прийти на помощь). Рабыня, изнасилованная хозяином, получала полную свободу вместе со своими детьми.

     Основой новой, христианской, сексуальной морали явился отказ от наслаждений и  телесных радостей.

     В Древней Руси единственный смысл  и оправдание половой жизни виделся  в продолжении рода. Все формы  сексуальности, которые преследовали иные цели, не связанные с деторождением, считались не только безнравственными, но и противоестественными.

     Может создаться впечатление, что в  такой атмосфере секс и брак были обречены на вымирание. Однако пропасть между предписаниями церкви и  повседневной житейской практикой  была очень велика. Именно поэтому  древнерусские источники уделяют  вопросам секса особое внимание.

     Согласно "Вопрошанию", супругам вменялось  в обязанность избегать сексуальных  контактов во время постов. Тем  не менее это ограничение, видимо, достаточно часто нарушалось.

     Видимо, даже духовному лицу было понятно, что  безусловного выполнения подобных предписаний  добиться невозможно.

     Считалось, что блуд с "мужьскою женою" есть большее зло, чем с незамужней женщиной. Предусматривалась возможность  прощения за подобного рода прегрешения. При этом нормы поведения для  мужчин были мягче, чем для женщин. Провинившемуся чаще всего грозило  лишь соответствующее внушение, в то время как на женщину накладывались довольно суровые наказания. Сексуальные запреты, установленные для женщин, могли и вовсе не распространяться на представителей сильного пола.

Информация о работе Положение женщины в Древней Руси