Политика “Военного коммунизма”. 1917–1921гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 14:27, реферат

Описание работы

На протяжении всей истории, Россия выигрывала в войнах, терпела поражения, имела очень умных правителей или же правителей, которые приносили ей только убытки, развивалась в рекордные сроки или же отставала от других стран во много раз. Ее границы менялись сотни раз, но Россия не исчезла, она прошла через все это и стала стабильным государством.

Содержание

Введение 3
1. Понятие «военный коммунизм». 4
2. Политико–экономические идеалы большевизма.1917–1921 7
3. «Военный коммунизм» на практике. 9
4. «Красный террор». 10
5. Революция и духовная жизнь. 13
Заключение 17
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

История.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

      Во  всех известных истории революциях победившие революционеры возводили террор в ранг государственной политики. Революция в России не являлась исключением.

      Придя к власти, большевики отменили смертную казнь, хотя анархические убийства происходили повсеместно. Но уже в начале июня 1918 г. смертная казнь была официально восстановлена. Созданная еще до этого, в декабре 1917 г. , ВЧК, или Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем, проводила акции устрашения политических противников. В июне 1918 г. Ленин призывал: «надо поощрять энергию и массовидность террора». До июля 1918 г. в составе ВЧК работали как большевики, так и левые эсеры. Но 6 июля 1918 г. отряд ВЧК в Москве, контролировавшийся левыми эсерами, начал антибольшевистское восстание, которое сами эсеры называли «чертовой революцией». После его подавления латышскими стрелками и запрета партии левых эсеров ВЧК, как и большинство государственных учреждений, приобрела однопартийный, большевистский характер, став главным репрессивным органом коммунистической партии.

      В ночь на 17 июля 1918 г. в Екатеринбурге  без суда были убиты бывший император Николай II, члены его семьи и слуги. На следующий день там же на Урале, в Алапаевске, были уничтожены и другие представители династии Романовых. За годы революции погибло 18 членов императорского дома

      30 августа 1918 г. в Москве было  совершено покушение на Ленина.

      В ответ на это и ряд других покушений  было объявлено о начале «красного террора» как сознательной, оформленной специальными декретами государственной политики. Сущность «красного террора» состояла в последовательном уничтожении представителей предпринимательских слоев, офицерства, не желавшего служить в Красной Армии, священнослужителей, нереволюционной интеллигенции, зажиточного крестьянства. В одной из телеграмм Ленин давал указание о необходимости провести «…беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев». Нередко репрессиям подвергались и группы рабочих крупных промышленных центров, открыто осуждавших действия новой власти.

      Основным методом «красного террора» стали внесудебные расстрелы, которые санкционировала ВЧК. Отчитывалась она только перед Совнаркомом. Важное место в репрессивной политике занимали концентрационные лагеря, в которые, по постановлению съезда большевиков в 1919 г., отправлялись рабочие, не выполнявшие нормы выработки, выпускавшие бракованную продукцию. Таким образом, методы «красного террора» были нацелены не только на подавление и запугивание реального и потенциального противника, но и на «перевоспитание» трудящихся масс в целях установления новой трудовой дисциплины, ликвидирующей право на забастовки, выбор места работы, конфликты с администрацией.

      Необычайный размах приобрел антиказачий террор. Особенно жестокие формы он принял на Дону.

      Крепкие землевладельческие традиции и воинская служба создавали потенциальную угрозу для власти, исповедовавшей уравнительный коммунизм. В январе 1919 г. руководство большевистской партии принимает решение начать «самую беспощадную войну со всеми верхами казачества путем их поголовного истребления». Началось расказачивание.

      Идеологи  и пропагандисты революционной  власти утверждали, что «красный террор»  есть всего лишь ответ на «белый террор». Несомненно, что в революционной, гражданской войне все стороны, участвовавшие в ней, были ожесточены и допускали противоправные, антигуманные действия. Но антибольшевистскими военными руководителями террор не объявлялся государственной политикой настоящего и будущего. Красный же террор был абсолютно осознанной государственной политикой. Для осуществления массового террора требовались как организаторы, так и исполнители. Он стал возможен лишь при условии раскола страны, раскола народа. Политика «красного террора» позволила большевикам закрепиться у власти , выбив своих наиболее активных противников.

  1. Революция и духовная жизнь.

      Революция в России была в немалой степени  следствием кризисных явлений в духовной жизни. Но в годы революции этот кризис не только не был преодолен, Но и еще больше углубился. Революционный взрыв означал прежде всего непримиримое отрицание традиционных основ культуры и духовной жизни: религии, классического искусства, традиций народной жизни. Все они рассматривались как проявления «реакционной» культуры, охарактеризовались как «пережитки» феодального и буржуазного общества.

      Самый сильный удар был нанесен после Октября 1917 г. по церкви. В январе 1918 г. Совнаркомом принял декрет об отделении церкви от государства. Формально это был общедемократический шаг, но фактическое лишение церкви имущества и юридических прав, содержавшееся в этом декрете , ставило церковь вне закона и делало ее объектом государственных гонений. В ноябре 1917 г. впервые после Петровской эпохи, когда было упразднено патриаршество, в России избирается патриарх. Им стал московский митрополит Тихон (в миру Белавин) – выдающийся религиозный и духовный деятель России ХХ века. Тихон неоднократно и прямо обращался к новой власти, обличая террор, репрессии, призывая ее по меньшей мере смягчить свою политику. Одновременно Тихон отказывался от прямой поддержки какого – либо политического антибольшевистского течения, считая своей главной миссией проповедь мира и единения людей. Однако власть , стремясь провести «красногвардейскую атаку» на чувства верующих, приступила к закрытию церквей и монастырей, изъятию икон и святых мощей. Воинствующий атеизм стал государственной политикой. Подлинная свобода духа, означавшая осознанный выбор веры, на деле была отменена.

      Революция напрямую затронула и школу. Отменялась плата за обучение. Новая школа называлась «единой, трудовой». В ней отменялись как ненужные и устаревшие атрибуты старой школы: урочная система, отметки и экзамены, задания на дом. Вводилось совместное обучение мальчиков и девочек взамен раздельного, существовавшего ранее.

      Одновременно  с разрушением старой школы советская власть провозгласила курс на ликвидацию неграмотности. Она рассматривалась большевистским руководством как первоочередная задача. Поскольку образование строилось на новых основах, эта мера усиливала влияние большевистской агитации на народ.

      Трагичным оказалось положение выдающихся русских ученых, вынужденных испытывать преследования, лишения и голод. Многие выдающиеся специалисты бежали на Юг России и за границу с простой целью – физически выжить. Цвет российской науки собрался в Крыму, где был основан Таврический университет.

      Большинство крупных ученых были подозрительны  новым властям, так как их представители  в период между мартом и октябрем 1917 г. активно работали в составе Временного правительства, хотя занимались не политической работой, а строили планы развития науки и образования в будущей России. Не принимая многих сторон дореволюционного режима, они в еще большей степени отказывали в поддержке режиму утверждающемуся.

      В результате преследований и бегства  ученых российская наука несла тяжелые  потери. Лишь только когда создалась угроза выезда за границу единственного лауреата нобелевской премии академика И.П. Павлова, Ленин распорядился улучшить условия существования некоторых видных специалистов.

      В художественной культуре откровенно антиреволюционные позиции заняли писатели, художники, которые исповедовали принципы классического наследия. Не приняли революции И.Бунин, А.Куприн, Д.Мережковский, З.Гиппиус, И.Шмелев, А.Ремизов, К.Бальмонт и др. Страдал от зверств Гражданской войны В.Короленко, был расстрелян чекистами поэт Н.Гумилев. На другом фланге оказались авангардисты, видевшие в революции воплощение своих художественных идеалов. В первые месяцы после Октября 1917г. все ведущие административные посты в ведомствах, руководивших искусством, заняли представители авангарда которые на деле стали сбрасывать классическую культуру «с парохода современности». Но их понимание революции носило абстрактивно–восторженный характер и вскоре они оказались неугодны новым властям.

      Другим  революционным направлением в культуре стало возникновение и развитие так называемых пролеткультов. Их идеологи и практики исходили из доктрины классового характера культуры. Они были уверены в том, что раз пролетариат – самый передовой класс то именно он и создаст самую передовую культуру. На деле это вылилось в громкие декларации и существование кружков самодеятельности. Ленин почувствовал опасность, исходящую от пролеткультовцев, в том, что они пытались играть самостоятельную роль, выходя за рамки жестких пропагандистских доктрин. Он относился к культуре как к практической части идеологической машины. Даже монументальную живопись и скульптуру он рассматривал только под этим углом зрения. Он так же настаивал на использовании в этих целях кинематографа как доступного вида культуры.

      Менялся быт и семейные отношения. Старые законы о семье были отменены и введены новые. Традиционная мораль объявлялась буржуазной, а революционная мораль должна была быть подчинена интересам пролетарской диктатуры. Старая бытовая культура разрушилась, а новые, искусственные формы не прививались в массовом сознании. Их насаждение силой отторгалось сознанием миллионов людей.

      Тем не менее в революционный дух  захватил часть молодежи из разных слоев. Она не только сама верила в то, что новый мир близок, но и отвергала все, что вызывало сомнения в этой вере. 

Заключение 

      Была  ли эффективной политика «военного  коммунизма»? Я считаю, что несомненно. В условиях хозяйственной разрухи, при ограниченности материальных ресурсов нельзя было наладить снабжение фронта всем необходимым без чрезвычайных мер «военного коммунизма».

      В условиях кризиса рыночных отношений, гиперинфляции, Гражданской войны РКП(б) удалось создать новую экономическую модель, использовать все ресурсы для достижения победы и сохранения власти. Однако большевистская политика разрешения проблем привела к свертыванию демократии и утверждению партийной диктатуры. Против большевиков, конечно, выступали представители самых разных социальных сил.

      Таким образом, в первые же годы советской  власти происходит узурпация власти большевиками, создание нового государственного аппарата, введение политики «военного коммунизма»; были заложены основы административно-командной системы в СССР. 

Список  литературы. 

  1. История России. ХХ век. 11кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.–480с.
  2. Большая  Советская Энциклопедия. (том 5). Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд.– М.:«Советская Энциклопедия», 1971.–639с.
  3. Экзаменационные вопросы и ответы. История. 9-11 выпускные классы: Учеб. Пособие.– М.:АСТ-ПРЕСС, 2000. – 640 с.
  4. История России ХХ век. Под ред. А.Н.Сахарова.– М.: АСТ, 1999.
  5. История России (История в мировой цивилизации). Под ред. А.А.Радугина.– М.: Высшая школа, 1998.
  6. Булдаков, В.П., Кабанов, В.В., «Военный коммунизм» идеология и общественное развитие/Вопросы истории, 1990.

Информация о работе Политика “Военного коммунизма”. 1917–1921гг