Политика умиротворения агрессора в 30-е гг. XX веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 09:46, контрольная работа

Описание работы

ХХ век был периодом наиболее острых конфликтов, сопровождавшихся высокой стратегической и военной подготовкой. Но по вопросам большинства из них нет четкого представления и по сей день. Среди историков не утихают споры по вопросу самого крупного конфликта века – второй мировой войны и ее причинах, а именно об универсальной трактовке так называемой "политики умиротворения Германии", проводимой в 1930-е гг. британским правительством во главе с Невиллом Чемберленом.

Содержание

Введение 3
Образование очага военной опасности в центре Европы. Политика умиротворения агрессоров 4
Судетский кризис 9
Мюнхенское соглашение. Провал англо-франко-советских переговоров в Москве летом 1939 г. Советско-германский пакт о ненападении 12
Начало Второй мировой войны 15
Заключение 17
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

контрольная Полиновская.docx

— 55.13 Кб (Скачать)

30 сентября Гитлер и  Н. Чемберлен подписали англо-германскую  декларацию, предусматривавшую взаимные  консультации и обязательство  решать все спорные вопросы  путем переговоров. По своему  значению эта декларация могла  быть преравнена к договору о ненепадении. Позднее, в декабре 1938 г., сходную декларацию подписали Германия и Франция. США приветствовали итоги мюнхенской встречи глав четырех государств.

Оценивая поведение руководителей  Англии и Франции, американский историк  Фредерик Шуман писал,что «во всей писаной истории человеческой слабости, глупости и совершенных людьми преступлений не найдется ничего сравнимого с тем образцом глупости и вероломства, какой продемонстрировали ответственные представители демократических народов накануне второй мировой войны».

Сговор правящих кругов западных держав с гитлеровской германией преследовал вполне определенную цель. В это время руководители Англии и Франции считали, что поход Гитлера на восток — дело близкого будущего. Мюнхенское соглашение должно было ускорить развязывание гитлеровской Германией войны против СССР.

15 марта 1939 г., нарушив  Мюнхенское соглашение, германские  войска оккупировали Чехию и  Моравию, объявив их протекторатами  Германии. За три дня до этого  гитлеровская агентура в Словакии  провозгласила эту область независимым  государством.

Советское правительство  выступило с предложением созвать  совещание государств, которым угрожало нападение со стороны Германии, - Великобритании, Франции, Румынии, Польши, Турции и СССР — и обсудить на этом совещании вопрос о мерах  борьбы с агрессией. Однако английские руководители ответили, что считают  такое совещание преждевременным. Между тем акты агрессии следовали  один за другим. 21 марта 1939 г. гитлеровцы потребовали от Польши согласия на передачу Германии города Данцига (Гданьска). На следующий день германские войска вступили в принадлежащую Литве  Клайпедскую (Мемельскую) область. В апреле фашистская Италия вторглась в Албанию и оккупировала ее.

22 марта 1939 г. Англия  и Франция обменялись нотами  о взаимной помощи в случае  нападения третьей державы на  одну из них. В тот же день  они дали заверения Голландии, Швейцарии и Бельгии, что окажут им помощь в случае нападения. В последующие недели такие же обещания были даны Польше, Румынии, Греции и Турции. Но почти одновременно в Лондоне начались секретные англо-германские переговоры, в ходе которых английская сторона проявила полную готовность предать малые страны, если это будет необходимо для англо-германского сближения.

США, одобрившие мюнхенскую политику своих западноевропейских партнеров, вместе с тем опасались  чрезмерного усиления Германии в  случае ее победы над Англией и  Францией. Американское правительство  с лета 1939 г. начало оказывать помощь сырьем и военными материалами англичанам и французам.

В середине апреля 1939 г. под  влиянием общественного мнения правительства  Англии и Франции предложили советскому правительству дать гарантии Польше и Румынии на случай германской агрессии. Это предложение было сделано  вслед за сообщением Чемберлена в  английском парламенте об англо-французских  гарантиях этим двум странам.

12 августа 1939 г. по предложению  Советского Союза в Москве  начались переговоры между СССР, Англией и Францией о заключении  соглашений о взаимопомощи на  случай германской агрессии. Однако  в самом начале переговоров  выяснилось, что англичане не  имеют полномочий для их ведения и подписания соглашения. Пренебрежительное отношение в московским переговорам правительств Англии и Франции подчеркивалось и тем, что как глава английской делегации адмирал Дракс, так и руководитель французской миссии генерал Думенк не принадлежали к числу ведущих военных деятелей обеих стран.

Направляя свою делегацию  в Москву, английское правительство  дало ей директиву, в которой говорилось: «Британскому правительству представляется нежелательным брать на себя какое-либо определенное обязательство... Поэтому  следует стремиться к тому, чтобы  ограничиваться в военном соглашении возможно более общими формулировками». Делегации давалось также указание не брать на себя никаких обязательств о содействии военному сотрудничеству СССР с Польшей, Румынией или прибалтийскими государствами.

Советский Союз не имел общей  границы с Германией. Следовательно, он мог принять эффективное участие  в отражении гитлеровской агрессии только в том случае, если союзники Англии и Франции — Польша и  Румыния — пропустят советские  войска через свою территорию. Между  тем ни англичане, ни французы ничего не делали для того, чтобы побудить польское и румынское правительства  дать согласие на проход советских  войск. Затягивался и вопрос о  гарантиях западных держав граничащим с СССР Латвии и Эстонии. Это означало, что агрессору как бы указывался наиболее легкий и доступный проход к советской границе.

Советское правительство  имело основания опасаться нового Мюнхена, на этот раз прямо направленного против Советского Союза. Оно полагало, что Англия и Франция, уже подписавшие с Гитлером несколько соглашений, могут подписать еще одно и создать единый фронт империалистических держав против социалистического государства.

Война в Европе могла начаться в любой день. На Дальнем Востоке  советская армия уже была втянута  в крупное сражение с японскими  войсками. В мае 1939 г. силы японской армии вторглись на территорию Монгольской  Народной Республики. Выполняя советско-монгольский  договор, советское правительство  немедленно пришло на помощь Монголии. Советская армия совместно с  монгольской вела военные действия с японскими войсками. Но военная опасность нарастала. Советское правительство считало, что Советский Союз мог быть втянут в войну на два фронта.

Между тем германское правительство начиная с мая 1939 г. неоднократно делало Советскому Союзу предложения о заключении договора о ненападении. Советское правительство в течение четырех месяцев вело дипломатическую борьбу за создание блока государств против агрессора. Лишь во время августовских военных переговоров, когда выяснилось, что Англия и Франция не желают подписания соглашения и перед СССР встала реальная угроза изоляции, советское правительство пошло по другому пути. Рассчитывая разъединить империалистические державы и обезопасить себя на случай войны, советское правительство решило принять предложение Германии.

Вечером 21 августа, после  безрезультатного окончания последнего заседания советской, английской и  французской военных делегаций, советское правительство сообщило, что оно не возражает против приезда в Москву 23 августа германского министра иностранных дел.

23 августа министр иностранных  дел Германии прилетел в Москву  для выработки и подписания  договора о ненападении.

В договоре, подписанном  в ночь с 23 на 24 августа (в договоре указана дата — 23 августа), содержались  условия о ненападении (ст. I) и отказе от оказания помощи державе, напавшей на одну из договаривающихся сторон (ст. II). Обе стороны обязывались информировать друг друга по вопросам, затрагивающим их общие интересы (ст. III), и не участвовать в какой-либо группировке держав, направленной против другой стороны (ст. IV). Договор был заключен на 10-летний срок. Одновременно Германия и СССР достигли соглашения о разделении сфер своих государственных интересов в Восточной Европе.

 В беседе с французским  послом 22 августа 1939 г. В.М. Молотов  подчеркнул, что советское правительство  решило заключить договор с  Германией лишь тогда, когда  окончательно убедилось, что в  англо-франко-советских переговорах  не может быть достигнуто ничего  положительного.

 

Начало Второй мировой  войны

 

Завершив сосредоточение германских войск у польских границ, 22 августа 1939 г. Гитлер заявил на совещании  руководящего состава вермахта о  необходимости немедленно начать военные  действия против Польши. Он утверждал  — и не без оснований, - что, хотя Англия и Франция взяли на себя определенные обязательства перед  Польшей, фактически они не будут  выполнять их.

Чемберлен даже 26 августа  все еще считал, что возможно достижение договоренности с Гитлером. Излагая  позицию фюрера, как он ее себе представлял, британский премьер заявил на заседании  кабинета : «Главное заключается в том, что если Англия оставит господина Гитлера в покое в его сфере (Восточной Европе), то он оставит в покое нас».6 Лондон был готов к сделке с фашистским канцлером на такой основе.

На следующий день, 27 августа, Чемберлен и Галифакс снова передали Гитлеру через курсировавшего между  Лондоном и Берлином неофициального посредника — шведского промышленника В. Далеруса, - что они «стремятся к достижению соглашения с Германией».7

Однако гитлеровцы не собирались менять свои планы. Поддерживая контакты с английским правительством и предлагая даже англо-германский союз, они делали это только ради того, чтобы добиться локализации предстоявшего вооруженного конфликта между Германией и Польшей. Заключать какие-либо соглашения с Англией они не собирались. Еще 22 августа германским правительством было издано распоряжение о том, как относиться к различным зондажам о возможности начать переговоры: вступать в какие-либо переговоры строго запрещалось.

На рассвете 1 сентября 1939 г. германские войска с трех сторон вторглись в пределы Польши. Все  попытки английского и французского правительств прийти к соглашению с фашистской Германией потерпели провал. Перед ними встала крайне трудная задача. Они сами поставили Англию и Францию в исключительно опасное положение. Английскому и французскому правительствам трудно было рассчитывать на победу над Германией. Однако они полагали, что отказ от выполнения их союзнических обязательств перед Польшей еще хуже, так как это означало бы беспрепятственное поглощение Германией в ближайшее время по очереди Польши, Румынии, Венгрии, Югославии, Греции и Турции, после чего агрессоры обратились бы против Франции и Англии, имея в своем распоряжении дополнительно и ресурсы всех этих стран.

Англия и Франция оказались  вынужденными объявить состояние войны  с Германией. Началась Вторая мировая  война.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подготовка к войнам ведется  в великой тайне и никто не знает заранее, когда и как война надвинется. Дипломатии отводится организация подготовительной работы, т.е. оправдание ее, создание соответствующих политических условий, обоснование и др. Огромная роль принадлежит пропагандистской работе, которая должна сформулировать идеологические основы деятельности государства по подготовке войны, организовать дезинформацию противника, представить политику правительства как миротворческую, создать концепцию мифологического содержания, в которой неблаговидные цели политики были бы обрамлены в благопристойную форму.

С приходом фашистов к власти в Германии война в Европе стала  неизбежной. Гитлер уже в 1937 г. принял твердое решение начать ее на западе против Франции и Англии. Его антикоммунизм должен был завоевать ему симпатии врагов Советского Союза типа Н.Чемберлена, Даладье, Лаваля, Петэна и др. Политика умиротворения должна была укрепить в нем его антисоветскую направленность. Это была стратегическая игра, где каждая сторона преследовала собственные цели. Запад пытался превратить Гитлера в орудие своей антисоветской политики, а Гитлер старался подчинить их своей воле и заставить прокладывать ему путь к вершине власти в Европе. Обе стороны проиграли свои партии. Гитлер проиграл войну и вовлек Германию в бездну страданий и разрушений, Запад проиграл дипломатическую войну и первым подвергся военному нападению Германии. Политика умиротворения потерпела полное банкротство, показав, что лицемерие и бесчестность в политике не имеют ничего общего с искусством дипломатической деятельности и возвращаются как бумеранг к его авторам.

Период 1933–1938 гг. прошел под знаком стремления Советского Союза реализовать в целом или по отдельным элементам систему коллективной безопасности, чтобы помешать возникновению войны.

Политика умиротворения  фашистского правительства стран-агрессоров, проводившаяся правительствами  Англии и Франции, их опасения и нежелание  идти на соглашение со страной, основанной на принципиально иной системе государственного устройства, атмосфера взаимного  подозрения и недоверия привели  к неудаче планов создания системы  коллективной безопасности в Европе. В итоге фашистская Германия вместе со своими союзниками ввергла мир  в страшную и опустошительную  Вторую Мировую Войну.

 

 

 

Список литературы

 

Год кризиса, 1938-1939: Документы и материалы. В 2 тт./ М-во иностр. Дел СССР; Редкол.: Бондаренко А.П. и др. – М.: Политиздат, 1990 – 555 с. (т.1), 431 с. (т.2)

Сиполс В.Я., Дипломатическая борьба накануне Второй мировой войны. – 2-е изд., дораб. и доп./В.Я. Сиполс. – М.:Междунар. Отношения, 1989, - 336 с.

Ширер У., Взлет и падение Третьего рейха. В 2 тт. - т.1/ У. Ширер. – М.: Воениздат, 1991, - 653 с. – Режим доступа: http://lib.ru/MEMUARY/GERM/shirer1.txt

Язьков Е.Ф., История новейшего времени стран Европы и Америки. 1918-1945гг./Л.С. Белоусов, И.В. Григорьева, В.П. Смирнов и др.; под ред. Е.Ф. Язькова. М.: Высш. шк., 1989, - 463 с.

 

1 Сиполс В.Я. Дипломатическая борьба накануне второй мировой войны. - 2-е изд., дораб. и доп. - М.: Междунар. отношения, 1989. - С.124

2 Сиполс В.Я. Дипломатическая борьба накануне второй мировой войны. - 2-е изд., дораб. и доп. - М.: Междунар. отношения, 1989. - С.124

Информация о работе Политика умиротворения агрессора в 30-е гг. XX веках