Политика умиротворения агрессора в 30-е гг. XX веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 09:46, контрольная работа

Описание работы

ХХ век был периодом наиболее острых конфликтов, сопровождавшихся высокой стратегической и военной подготовкой. Но по вопросам большинства из них нет четкого представления и по сей день. Среди историков не утихают споры по вопросу самого крупного конфликта века – второй мировой войны и ее причинах, а именно об универсальной трактовке так называемой "политики умиротворения Германии", проводимой в 1930-е гг. британским правительством во главе с Невиллом Чемберленом.

Содержание

Введение 3
Образование очага военной опасности в центре Европы. Политика умиротворения агрессоров 4
Судетский кризис 9
Мюнхенское соглашение. Провал англо-франко-советских переговоров в Москве летом 1939 г. Советско-германский пакт о ненападении 12
Начало Второй мировой войны 15
Заключение 17
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

контрольная Полиновская.docx

— 55.13 Кб (Скачать)

7 октября 1936 г. советское  правительство заявило в лондонском  Комитете по невмешательству  решительный протест против действий  Германии и Италии и предложило  установить контроль за португальскими  портами, через которые Гитлер  и Муссолини направляли значительную  часть своей военной помощи  Франко. 23 октября представитель  СССР в Комитете И.М. Майский  вновь передал Комитету решительный  протест советского правительства,  который заканчивался следующим  заявлением: «Не желая оставаться в положении людей, невольно способствующих несправедливому делу, правительство Советского Союза видит лишь один выход из создавшегося положения: вернуть правительству Испании право и возможность закупать оружие вне Испании».

В этих условиях соглашение о «невмешательстве» в испанские  дела обернулось против республиканской  Испании. Проводимая правительством США  политика «морального эмбарго» на экспорт  оружия в страны, в которых происходит гражданская война, была серьезным  ударом по законному правительству  Испанской республики, остро нуждавшейся  в боеприпасах и оружии.

Более того, западные государства  фактически помогали Франко. Испанские  фашисты, например, получали отчисления от прибылей английской горнорудной  компании в Испании, тайные английские займы, американская нефтяная компания передавала мятежникам нефть и нефтепродукты в кредит. Компании «Форд», «Дженерал моторс», «Студебеккер» передали мятежникам 12 тыс. грузовиков.

Настоящим ударом в спину  испанской демократии был отказ  французского правительства передать Испании заказанное и даже оплаченное вооружение. Правительство Л. Блюма фактически капитулировало под натиском французской и зарубежной реакции.

Учитывая все эти обстоятельства и не желая нести ответственность за политику попустительства агрессии, СССР вышел из состава Комитета по невмешательству и начал оказывать не только морально-политическую, но и материальную помощь Испанской республике. В Испанию направлялись советские корабли, которые доставляли не только продовольствие, медикаменты, одежду для населения, но и оружие, закупленное республиканским правительством. С октября 1936 г. по сентябрь 1937  г. из СССР в Испанскую республику было отправлено морским путем 23 транспорта с оружием и боеприпасами. Советское правительство предоставило Испании кредит на сумму 85 млн. долл. Около 3 тыс. советских добровольцев прибыли в Испанию, чтобы помочь народу защитить Республику.

Однако Англия и Франция  продолжали политику «невмешательства», что во многом предопределило поражение  Испанской республики.

Ободренный постоянными  отступлениями западных держав, Гитлер готовился к дальнейшей экспансии. 25 октября 1936 г. состоялось подписание германо-итальянского соглашения, положившего  начало существованию так называемой «оси Берлин-Рим». Между двумя агрессорами  были согласованы меры по оказанию помощи испанским мятежникам. Нацисты  признали захват Италией Эфиопии, а  итальянцы обещали не вмешиваться  в отношения Германии и Австрии.

25 ноября 1936 г. между Японией  и Германией был подписан так  называемый «антикоминтерновский  пакт». 2 декабря 1936 г. был заключен  также двусторонний итало-японский  договор. Образовался блок трех  агрессивных держав. «Ось» превратилась  в «треугольник». Заместитель наркома иностранных дел СССР Б.С. Стомоняков отмечал в письме полпреду в Токио М.М. Славуцкому, что Япония еще более укрепила свои связи с Германией и Италией и, по имеющимся совершенно достоверным сведениям, японское правительство считает, что эти отношения «фактически уже приняли характер союза».3 6 ноября 1937 г. Италия присоединилась к «антикоминтерновскому пакту».

Пользуясь политикой «невмешательства», проводившейся Англией, Францией и  США, фашистские державы действовали  все более нагло, в том числе  в Испании. Они решили блокировать  республиканскую Испанию с моря. Фашистские подводные лодки стали  по-пиратски нападать на корабли, направлявшиеся в ее порты. Нападению «неизвестных»  подводных лодок подвергались торговые корабли СССР, Англии, Франции, Греции, Скандинавских и других государств. Однако ни для кого не было секретом, что эти «неизвестные» подводные лодки были итальянскими. Это подтверждено документально.

10-14 сентября 1937 г. в Нионе (Швейцария) состоялась международная конференция, призванная выработать конкретное и эффективное соглашение о борьбе с пиратством в Средиземном море. На конференции было решено уничтожать подводные лодки, которые пытаются нападать на торговые суда, и намечены соответсвующие меры. Осуществление решений Нионской конференции сразу же привело к почти полному прекращению фашистского пиратства на Средиземном море.

 На секретном совещании  в ноябре 1937 г. Гитлер сообщил  о своих планах захвата Австрии  и Чехословакии, а затем о наступлении  на западе – против Франции  и Англии.

Судетский кризис

 

После аншлюса Австрии  гитлеровское правительство начало готовить захват Чехословакии. Гитлер выдвинул требование о передаче Германии Судетской области, большинство  населения которой составляли немцы. Агентура гитлеровцев – так называемая судетонемецкая партия – требовала полной автономии Судетской области. Это требование было отклонено. Руководимые из Берлина лидеры судетонемецкой партии выдвигали новые, все более далеко идущие требования. В апреле 1938 г. правительство Чехословакии пошло на ряд уступок (амнистировало политических заключенных – сторонников судетонемецкой партии, разрешило проведение новых выборов в Судетской области и т.д.). Однако руководители судетонемецкой партии прервали переговоры. В середине мая началось передвижение германской армии к границам Чехословакии. В Берлине был разработан план захвата страны: предлогом для вторжения должно было послужить убийство гитлеровской агентурой немецкого посланника в Праге.

Учитывая настроение народа, правителство Чехословакии 20 мая 1938 г. объявило частичную мобилизацию.

Однако положение Чехословакии было крайне затруднено позицией ее западных союзников. Правительства Англии, Франции  и США с самого начала добивались капитуляции Чехословакии перед  агрессором. 22 апреля 1938 г. французское  правительство сообщило Чехословакии, что Франция не сможет оказать  ей помощь в случае нападения Германии и что нельзя рассчитывать и на помощь Англии. В начале мая англичане  и французы выступили с совместным демаршем, в котором содержался совет  правительству Чехословакии пойти  на уступки гитлеровцам. Сходную  позицию «умиротворения» агрессоров заняли и США. Американские дипломаты  в Вашингтоне, послы США в европейских  столицах заявляли, что Соединенные  Штаты ничего не будут предпринимать  против Германии и признают за ней  свободу рук в Восточной и  Юго-Восточной Европе.

В июне 1938 г. глава судетонемецкой партии К. Генлейн выдвинул новую серию требований, выполнение которых повело бы к ликвидации суверенного чехословацкого государства. В то же время Англия и Франция настойчиво рекомендовали руководителям Чехословакии принять требования гитлеровской агентуры в качестве основы переговоров. Франция угрожала, что в случае несогласия чехословацкого правительства с требованиями гитлеровцев она порвет союз с Чехословакией.

Английское правительство  Н. Чемберлена стремилось использовать политический кризис 1938 г. для урегулирования отношений с Германией. Гитлер со своей стороны давал понять, что  он готов к соглашению с Англией, но только после разрешения чехословацкого вопроса.

На это и были направлены усилия английской дипломатии. В начале августа 1938 г. Н. Чемберлен направил в Чехословакию своего эмиссара —  лорда Ренсимена. Его миссия была согласована с Германией и Францией. Одновременно в Прагу прибыла американская делегация во главе с послом США в Берлине Х. Вильсоном. Обе миссии настаивали на уступках генлейновцам и особенно на проведении плебисцита в Судетской области, результаты которого не вызывали никаких сомнений.

13 сентября в связи  с обострением международного  положения в результате того, что фашистская агентура повсеместно  начала в Судетской области  провокационные акции, на совещании  английского премьера со «старшими  министрами» по инициативе Чемберлена  было принято решение о срочной  поездке его в Германию.

15 сентября Н. Чемберлен  в сопровождении Г. Вильсона  и У. Стрэнга прибыл в Берхтесгаден — резиденцию фашистского канцлера. Английский премьер начал беседу с фашистским канцлером с заявления о его стремлении к англо-американскому сближению и выразил пожелание обменяться общими взглядами о политике обеих держав. Гитлер проявил, однако, явное нежелание обсуждать такого рода проблемы. Он свел все переговоры к рассмотрению интересовавшего его конкретного вопроса. Гитлер решительно потребовал передачи Германии Судетской области, угрожая в противном случае мировой войной. Он требовал также ликвидации договоров Чехословакии о взаимопомощи с другими странами. Чемберлен выразил готовность удовлетворить эти требования, но заявил, что должен получить на это официальную санкцию своего правительства, а также согласовать вопрос с французским правительством.

Через три дня в Лондоне  состоялось совещание английского  и французского правительств. Его  результатом было вручение Чехословакии совместного предложения, предусматривавшего передачу Германии областей «с преобладающим  немецким населением». Английское правительство  соглашалось принять участие  в международных гарантиях новых  границ Чехословакии, но при условии  ликвидации пактов этой страны с другими  державами (имелся в виду советско-чехословацкий  договор о взаимной помощи). Это  решение вызвало смущение даже у  некоторых представителей правящих кругов Англии. «Кажется чудовищным, как  мы с расчетливым цинизмом подписались  под уничтожением свободы 9 млн. человек»,4 - отмечал в своем дневнике генерал У. Айронсайд. Французский поверенный в делах в Лондоне признал, что принятые англичанами и французами решения являются «самым позорным» актом французского правительства за многие годы.

Пригласив к себе 20 сентября английского посла для совершенно секретного разговора, президент США  Ф. Рузвельт признал, что Англия и  Франция требуют от Чехословакии «самой ужасной, безжалостной жертвы, которая когда-либо требовалась  от какого-нибудь государства». В то же время Рузвельт заявил, что если осуществляемый англичанами курс окажется успешным, то он «был бы первым, кто  приветствовал его».5 Когда в тот же день чехословацкий поверенный в делах обратился к американскому правительству с просьбой опубликовать хоть какое-то заявление в поддержку Чехословакии, эта просьба была оставлена без внимания.

 Так шаг за шагом  Англия и Франция (при одобрении  со стороны США) готовили капитуляцию  перед Гитлером. Их тактика в  период судетского кризиса полностью вытекала из главной установки «умиротворителей» агрессора — попытаться как-то сгладить противоречия с Германией, откупиться от ее требований за чужой счет и попытаться направить ее экспансию исключительно на восток, против Советского Союза.

Правящие круги Чехословакии под нажимом Англии, Франции и  США решили капитулировать и принять  требования генлйновцев. В ответ в Чехословакии началась всеобщая забастовка. Полпред СССР в Чехословакии сообщал в Москву: «В Праге происходят потрясающие сцены... Толпы демонстрантов при явном сочувствии полиции приходят к полпредству, высылают делегации, требующие рахговора с полпредом. Толпы поют национальный гимн и буквально плачут. Поют «Интернационал». Правительство подало в отставку, сменившее его новое правительство объявило всеобщую мобилизацию».

22 сентября 1938 г. Н. Чемберлен  вылетел на вторую встречу  с Гитлером, которому он сообщил  о согласии чехословацкого правительства  принять ультимативные предложения  Англии и Франции. Но Гитлер  вновь расширил свои территориальные  требования к Чехословакии. По  согласованию с Берлином Польша  и Венгрия также выдвинули  претензии на чехословацкие земли.

Советский Союз заявил польскому  правительству, что в случае нападения  Польши на Чехословакию советско-польский пакт 1932 г. о ненападении будет  без предупреждения денонсирован. 25 сентября советское правительство  сообщило правительству Франции, что 30 стрелковых дивизий придвинуты к  западной границе СССР, что авиация  и танковые части приведены в  боевую готовность. Тогдашний президент  Э.Бенеш писал в своих воспоминаниях: «Я сам никогда не имел никакого сомнения в действиях Советского Союза. Я был уверен, что он свои обязательства выполнит». 28 сентября правительство СССР высказалось за немедленный созыв международной конференции.

Однако все эти усилия спасти Чехословакию и мир в Европе не были поддержаны западными державами, а руководители самой Чехословакии не обратились за помощью к СССР. В эти дни президент США  Ф. Рузвельт обратился к Гитлеру  с призывом к мирному урегулированию судетской проблемы. Но послание было составлено в крайне мягких тонах, и вмешательство США, по словам американского историка Ф. Санборна, «сыграло роль главного умиротворителя».

Мюнхенское соглашение. Провал англо-франко-советских переговоров  в Москве летом 1939 г. Советско-германский пакт о ненападении

 

28 сентября Чемберлен  сообщил в послании Гитлеру,  что готов в третий раз прибыть  в Германию, чтобы обсудить условия  передачи ей Судетской области.  Он указал, что если канцлер  пожелает, то в переговорах могли  бы принять участие также представители  Франции и Италии. При этом  английский премьер высказывал уверенность, то есть фактически заверял германского канцлера, что тот таким путем сможет добиться безотлагательного осуществления своих требований и без войны. Президент США, получив телеграмму американского посла в Лондоне Дж. Кеннеди о предложении Н. Чемберлена, направил английскому премьеру 28 сентября следующее послание: «Молодец!» («Good man!»). Кеннеди, со своей стороны, заявил Галифаксу, что он «искренне симпатизирует» всему, что делает Чемберлен, и «горячо поддерживает» предпринимаемы им шаги. Англия и США действовали, таким образом, в полном взаимопонимании.

29 сентября 1938 г. Чемберлен,  глава французского правительства  Даладье и Муссолини прибыли  в Мюнхен для переговров с Гитлером. Здесь в течение несколько часов судьба Чехословакии была решена. В соответствии с соглашением четырех держав Чехословакия обязана была в течение десяти дней — с 1 по 10 октября — передать Германии Судетскую область со всеми имеющимися там сооужениями. Чехословакия теряла почти 0,2 своей территории и около четверти населения. Германская граница проходила теперь в 40 км от Праги. Страна лишилась мощных военных сооружений, половины тяжелой промышленности. Чехословацкое правительство заявило, что принимает Мюнхенское соглашение.

Информация о работе Политика умиротворения агрессора в 30-е гг. XX веках