Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:53, реферат
Целью данной работы является исследования и анализ деятельности
реформаторов периода промышленного переворота в России конца XIX - начала XX века.В ходе работы рассмотрены также события и реформы начала-середины ХIX века, предшествовавшие первой индустриализации России, отмечены особенности и отличия русской модели развития экономики и промышленности от западных образцов.
Введение 3
Глава I. Реформы начала – середины XIX века – первые попытки оздоровления российского хозяйства 4
Глава II. Начало индустриализации в России. Программа
индустриализации (Н.Х. Бунге, С.Ю. Витте, И.А. Вышнеградский). 6
Глава III. Реформаторская деятельность С.Ю. Витте. 9
Глава IV. Результаты индустриализации в России. 12
Заключение. 14
Список литературы. 15
Приложения. 16
Главной характеристикой политики И.А. Вышнеградского по улучшению финансов было увеличение вывоза хлеба. Экспорт хлеба, и без того взвинченный в предшествующую эпоху, форсируется до предела, до роковой, как это выяснилось в 1891 году, черты – с 15% общероссийского сбора в начале 1880-х годов до 20-22% в 1888-1891 годах. Это дало возможность неслыхано улучшить баланс внешней торговли ( табл.. 1,2). Рекордное поло-
*М.Х.Рейнтерн –министр финансов в 1862-1878 годах.
жительное сальдо торгового баланса 1888 года (+ 398 млн.руб.) будет улучше-
но только в1903 году..
Огромные урожаи в России 1887-1888 годов и связанное с этим увеличение Российского экспорта и превышение вывоза над ввозом ( табл. 1), укрепили доверие европейских финансистов к России. Французская биржа принимает решение в 1887 году о финансировании строительства Сибирской железной дороги, которая начинает строиться в 1891 году.
Однако увеличение
объема вывозимого товарного
зерна достигалось
С именем
этого человека связывают тот
мощный экономический рывок,
Еще в 1883 году, будучи членом правления « Общества Юго-Западных Железных Дорог», Витте в своей книге (внешне чисто специальной) «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» по существу развивает концепцию индустриальной модернизации России, где железные дороги-это
кровеносная система
рынка, стимул развития промышленности
и торговли в « медвежьих углах»
страны. В 1889 году Витте излагает комплексную
программу перестройки
- твердый золотой рубль,
- индустриализация, протекционизм при значительном вмешательстве правительства в рыночную экономику,
- активная внешняя торговля (свой мощный торговый флот).
- Иностранные займы и привлечение иностранного капитала,
- Модернизация сельского хозяйства.
Став в 1892 года министром финансов, и вплоть до отставки в августе 1903
*Ф.Лист – немецкий экономист начала ХIХ века.
года С.Ю. Витте попытался на практике реализовать свой план возрождения России.
Итак, можно
сказать следующее: планы
Глава III
Реформаторская
деятельность С. Ю. Витте.
Назначение на должность министра финансов Сергея Юлиевича Витте состоялось после страшного голода 1891 года, когда казна оказалась истощенной. Чтобы увеличить доходы и положительное сальдо в балансе страны Витте пошел путем увеличения налогов с населения, 80% которых составляли крестьяне. Он, не увеличивая прямые налоги (13,4% дохода в бюджет), ввел целую серия косвенных, которые к началу XX века давали почти половину поступлений в бюджет . Косвенным налогом облагались керосин, сахар ,водка. Винная монополия (запрет частной продажи водки) впервые в виде опыта была введена в 1893 – 1894 годах в четырех восточных губерниях – Пермской, Уфимской, Оренбургской и Самарской, к 1902 году - во всей европейской части России, а с 1 июня 1904 года – и в Восточной Сибири. В 1894 году весь питейный доход составлял 297,4 млн. руб., в 1899 году – уже 421,1 млн. руб. В начале 1900-х годов доля питейного дохода составляла 28% бюджетных поступлений.
В программе
модернизации экономики Витте
особое место отводил торгово-
1. Создание смешанных русско-азиатских банков (с участием западного капитала),
2. Ускоренное строительство железной дороги через Сибирь и на Дальнем Востоке.
В ходе реформ этот план с успехом выполнялся.
В 1894 году
организовался Персидский
В 1895 году
на Дальнем Востоке при
В 1897 году
была предпринята попытка
Увеличение
поступлений в казну с
Устойчивость рубля достигалась за счет жесткого поддержания активного сальдо в бюджете, когда благодаря соответствующей финансовой политике правительства золотые резервы Госбанка превышали наличную денежную массу в обращении.
Денежная реформа вводилась поэтапно в течение 1895 – 1897 годов. Окончательно она была введена в действие указом от 29 августа 1897 года.
По данны м Л. Русевой (7), в 1888 году золотой запас России составил 45,8% к номинальной сумме кредитных билетов, находившихся в обращении, к 1892 году - возрос до 81,2%, к 1896 году он составил уже 103,2%. По данным
Сироткина В.Г. (2) в канун первой мировой войны в стране обращалось бумажных денег на 1630 млн. руб., а золота (золотых десяток с изображением Николая II) в подвалах Государственного банка хранилось на 1749 млн. руб., т. е. соблюдалось активное сальдо.
Введение в обращение золотых монет вместо бумажных купюр помогло привлечь в Россию иностранные капиталы и укрепить денежную систему страны.(Такую же политику проводили большевики при НЭПе : сначала стабилизировали рубль, затем обратились за займами.)
В 1898 году, по настоянию Витте, выходит закон «О промысловом налоге», который привел к быстрой демократизации деловых отношений в России. ( Барышников М.Н. (3, стр.11). Теперь человеку из простонародья, чтобы заниматься коммерческой деятельностью, уже не нужно было обязательно записываться в купцы. Перед первой мировой войной около 40% совладельцев торговых домов принадлежали к сословиям крестьян и мещан, которые фактически являлись крупными предпринимателями. К 1914 году лишь каждый третий из руководителей акционерных компаний принадлежал к сословию купечества, а около половины были выходцами из социальных низов и представителями инженерно-технической интеллигенции.
90-е годы XIX века – годы взлета Витте как министра финансов – были подлинным бумом железнодорожного строительства в России. За десять лет протяженность железных дорог возросла на 70%. Укрепление финансов страны позволило Витте выкупать у частных убыточных обществ железные дороги и к концу века 60% дорог России оказались «казенными».
Говоря об экономических реформах Сергея Юлиевича Витте, невозможно не упомянуть о его дипломатической деятельности. Эффективная торгово-промышленная политика и блестящий талант дипломата сделали этого человека выдающимся государственным деятелем , об этом рассказывается в статье (7) Л. Русевой.
Дебют Витте
на дипломатическом поприще
большой круг по Амуру, а по китайской территории, то есть по Северной Манчжурии.
После японо-китайской
войны к Японии должен был
отойти Ляодунский полуостров. Вмешался
Витте и настоял, чтобы Россия
поддержала «принцип
Вершиной
успеха русского дипломата
« Дипломатическая его деятельность, - писал о Витте историк Тарле, - началась блистательным успехом в Берлине в 1894 году, в год русско-германского торгового договора, и закончилась блистательным успехом в Париже в 1906 году, в год миллиардного займа, и за все 12 лет, отделяющих две эти даты, всякий раз, когда русская политика шла не по той дороге, которую указывал Витте, дело кончалось неудачами и опаснейшими осложнениями…», цит. по (7, стр. 39).
В марте
1915 года, когда умер Сергей Юлиевич
Витте, деловая печать , выражая глубокое
сожаление о великом реформаторе, напомнила
всем о его заслугах: денежная реформа
и винная монополия, Портсмутский мир
и Манифест 17 октября, развитие промышленности
и строительство железных дорог, таможенные
тарифы и приобщение России к мировому
хозяйству.
Глава IV
Итоги индустриализации.
В начале
XX века внешняя экономическая
ситуация в России выглядела
так: государственная