Политической ситуации в СССР в 1940-1950 годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:09, реферат

Описание работы

Актуальность темы определяется тем, что в любой переходный период, в том числе и тот, который переживает наша страна, особенно важно учесть многообразный опыт прошлого. Нельзя выбрасывать из прошлого и опыт работы государственного механизма, и далеко не в последнюю очередь - государственную систему власти, основных звеньев государственного аппарата управления.
После распада Советского Союза делаются серьезные попытки пересмотра места и роли советского народа в борьбе против фашистской Германии - но и в этом плане проблема чрезвычайных органов государственной власти становится особенно актуальной, так как допускаются искажения, а иногда сознательная фальсификация роли СССР в этой войн

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы политической ситуации в СССР в 1940-1950 годы 5
1.1 Международное положение СССР 5
1.2 Советско-немецкие отношения 6
Глава 2. Послевоенная ситуация в СССР 13
2.1 Послевоенное положение СССР 13
2.2 Сталинские преобразования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Работа содержит 1 файл

история курсовая.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы определяется тем, что в любой переходный период, в том числе и тот, который  переживает наша страна, особенно важно учесть многообразный опыт прошлого. Нельзя выбрасывать из прошлого и опыт работы государственного механизма, и далеко не в последнюю очередь - государственную систему власти, основных звеньев государственного аппарата управления.

После распада Советского Союза  делаются серьезные попытки пересмотра места и роли советского народа в  борьбе против фашистской Германии - но и в этом плане проблема чрезвычайных органов государственной власти становится особенно актуальной, так как допускаются искажения, а иногда сознательная фальсификация роли СССР в этой войне.

Эффективность советской государственной  системы была с большой убедительностью  доказана в годы войны, поэтому в  условиях современной реформы государственной  системы управления можно в чрезвычайных ситуациях использовать опыт формирования и эффективного действия органов государственной власти. Ни один из критиков советской государственной системы не может отрицать того, что она оказалась намного прочнее и крепче гитлеровской и одержала Великую победу, причины и источники которой раскрыты не полностью, хотя и написано много высокопрофессиональных научных исследований.

С окончанием Великой Отечественной  войны советский народ получил  возможность приступить к мирному  созидательному труду. Предстояло возродить сотни разрушенных городов и поселков, восстановить железные дороги и промышленные предприятия, поднять материальный уровень жизни людей. Основные приоритеты и направления развития страны определялись, как и в предвоенные годы, народнохозяйственными пятилетними планами. Стратегическую задачу развития общества партийно-государственное руководство страны видело в построении социалистического общества.

Целью работы является рассмотрение политической ситуации в СССР в 1940-1950 годы.

 

Глава 1. Теоретические основы политической ситуации в СССР в 1940-1950 годы

1.1 Международное положение СССР

Внешнеполитическая деятельность страны в предвоенные годы строилась  не только на основе внутренних задач, но и в зависимости от состояния  и развития международных отношений.

При всем различии подходов к тактике  во внешней политике общая тенденция  международного развития в начале 30-х  гг. советским руководством была определена правильно: обострение международной  обстановки, нарастание сил реваншизма и войны, движение мира к новой войне. Какой же была в этих условиях внешнеполитическая практика страны? Наблюдается активная деятельность, направленная на борьбу с фашистской агрессией, создание системы коллективной безопасности в Европе, развитие международных отношений на основе политики мирного сосуществования. Реализацией этой линии внешней политики было установление в 1933-1935 гг. дипломатических отношений СССР с Испанией, Уругваем, Венгрией, Румынией, Чехословакией, Болгарией, Албанией, Бельгией, Люксембургом и Колумбией, которые в течение более 25 лет не признавали нашу страну. Особое место в международных событиях этих лет занимает установление дипломатических отношений между СССР и США в ноябре 1933 г. Все это свидетельствовало об укреплении международного авторитета СССР и создавало более благоприятные условия для активизации его внешнеполитической деятельности.

В 1934 г. СССР вступил в Лигу Наций. В результате переговоров между  министром иностранных дел Франции  Луи Барту и наркомом иностранных дел СССР М.М.Литвиновым был выработан проект Восточного пакта, по которому СССР, Польша, Латвия, Эстония, Литва и Финляндия образуют систему коллективной безопасности. Однако Восточный пакт как система коллективной безопасности не был реализован из-за противодействия Англии и правых реакционных кругов Франции.

В марте 1936 г. был заключен договор  с Монгольской Народной Республикой, а в августе 1937 г. - договор о  ненападении между СССР и Китаем.

Серьезным фактором, осложнившим в  эти годы международную обстановку, явилось подписание между Германией, Италией, Францией и Англией Мюнхенского соглашения 1938 г., по которому Чехословакия потеряла свою самостоятельность.

В создавшихся условиях советская  дипломатия стремилась, с одной стороны, реализовать план коллективной безопасности в Европе, не допустить создания широкого единого антисоветского фронта, соблюдать максимальную осторожность и не поддаваться на провокации врага, а с другой - принимать все необходимые меры по укреплению обороны страны.

1.2 Советско-немецкие отношения

В условиях, когда переговоры СССР с Англией и Францией в 1939 г. зашли  в тупик, советское руководство  приняло предложение Германии о  мирных переговорах, в результате чего 23 августа 1939 г. в Москве был подписан советско-германский договор о ненападении.

СССР был поставлен перед  дилеммой: или договориться с Англией  и Францией и создать систему  коллективной безопасности в Европе, или заключить пакт с Германией, или остаться в одиночестве. На этот счет имеются различные точки  зрения историков.

Некоторые специалисты рассматривают  заключение договора с Германией  как наихудший вариант, сравнивают его с Мюнхеном, утверждают, что  пакт с Германией провоцировал вторую мировую войну. 1Другая точка зрения сводится к попытке сравнивать заключение советско-германского пакта о ненападении с подписанием Брестского мира, рассматривать его как пример использования компромисса, умения использовать межимпериалистические противоречия.

Для Гитлера это был тактический  шаг: ему нужно было гарантировать  беспрепятственный захват Польши и разворачивать дальше военные действия. Советская же сторона, подписывая договор, стремилась, с одной стороны, обеспечить безопасность СССР накануне войны Германии против Польши за счет ограничения продвижения германских войск и отказа Германии от использования в антисоветских целях Прибалтийских государств, с другой, - обезопасить дальневосточные границы СССР от нападения Японии. Заключив в 1939 г. пакт с Германией о ненападении, когда на Дальнем Востоке шли военные действия, СССР избежал войны на два фронта.

В целом же этот пакт не дал возможности  создать в Европе единый антисоветский  фронт. Таким образом, заключив пакт, СССР оттянул на время начало военных  действий и отодвинул свои границы  от жизненно важных центров страны. Но, несомненно, и то, что полученную отсрочку СССР использовал менее эффективно, чем его партнер по пакту. Несколько слов о секретном протоколе к этому договору, который держался в глубокой тайне.2

Если сам договор от 23 августа 1939 г. можно объяснить и оправдать конкретными обстоятельствами, то принятие 28 сентября 1939 г. дополнительных протоколов к советско-германскому договору было серьезной политической ошибкой, которой в тот период можно было избежать. В 1989 г. 24 декабря II Съезд народных депутатов СССР, заслушав сообщение Комиссии по политической и правовой оценке советско-германского договора о ненападении от 1939 г., осудил секретный протокол к нему и признал их "юридически несостоятельными с момента их подписания". Было признано также, что "...решение об их подписании было по существу и по форме актом личной власти и никак не отражало волю советского народа, который не несет ответственности за этот сговор".

Назовем и другие внешнеполитические акции СССР. В эти годы была возвращена в состав Советского государства Бессарабия. Несколько раньше, в сентябре 1939 г. народам Западной Украины и Западной Белоруссии была возвращена территориальная общность с Украиной и Белоруссией. 17 сентября 1939 г., т.е. когда Германия вела военные действия с Польшей, советские войска перешли ее восточную границу. В официальном заявлении Советского правительства эти действия оправдывались необходимостью "взять под защиту жизнь и имущество населения Западной Белоруссии".

Последняя акция была прямым следствием реализации секретных протоколов к советско-германскому пакту, где Польша рассматривалась с позиций "сферы интересов" СССР.

Подобные силовые позиции проявились во взаимоотношениях СССР с его прибалтийскими соседями.

В октябре 1939 г. СССР предложил Финляндии  сдать в аренду на 30 лет полуостров Ханко, имевший стратегическое значение для наших границ. Также СССР предложил передать острова в Финском заливе, часть полуостровов Рыбачий и Средний около Мурманска и часть Карельского перешейка, т.е. около 2710 квадратных километров, в обмен на территорию в Советской Карелии размером в 5523 квадратных километров. Финская сторона не приняла эти условия, и переговоры 13 ноября были прерваны, а затем между СССР и Финляндией вспыхнул военный конфликт.

Советско-финская война длилась 105 дней, с 30 ноября 1939 г. по 12 марта 1940 г. Хотя эта кампания и закончилась победой СССР, позволила нашей стране усилить стратегические позиции на северо-западе, отодвинуть границу от Ленинграда, все же нельзя не признать, что эта война нанесла нашей стране политический и моральный ущерб. Мировое общественное мнение в этом конфликте было на стороне Финляндии, престиж СССР заметно упал. По требованию ряда стран, 14 декабря 1939 г. СССР был исключен из Лиги Наций.

К концу мая 1940 г. стало ясно, что  военные действия в Западной Европе, развязанные Германией в результате начала 1 сентября 1939 г. Второй мировой войны, близятся к завершению. Из этой кампании Германия вышла еще более сильной в экономическом и военном отношениях. Одержав верх над Францией и Великобританией, Германия потеряла всякий интерес к сохранению "дружбы" с СССР. Война вплотную подходила к территории СССР. В этих условиях СССР был заинтересован в том, чтобы германские войска находились как можно дальше от его границ и его действия в 1940 г. были направлены на то, чтобы, используя советско-германский договор 1939 г., ограничить сферы распространения германской агрессии.

В заключение попытаемся коротко сформулировать ответ на вопрос: Обеспечила ли внешняя  политика СССР в 30-е гг. безопасность страны? Ответы на этот вопрос неоднозначны. Если раньше вся внешняя политика СССР этого периода оценивалась как безошибочная, то сегодня мы встречаем суждения совершенно противоположные. Факты того периода говорят о том, что внешнеполитическая деятельность СССР в 30-е гг. носила противоречивый характер, методы ее осуществления в первой и во второй половине 30-х гг. отличались между собой, что объяснялось конкретной обстановкой, ее изменением, стремлением любой ценой оттянуть войну, что неизбежно повлекло ошибки и просчеты. В результате многие задачи, связанные с обеспечением безопасности страны, решить в полной мере не удалось.

Второй, но очень важный вопрос, который  требует своего объяснения, - это  советско-германские отношения, связанные  не только с подписанием самого договора 1939 г., но и с последующими событиями, вплоть до вероломного нападения Германии на СССР.

В этой связи принципиальное значение имела поездка руководителя Советского правительства В.М.Молотова в Германию в ноябре 1940 г. Эта поездка стала  сенсацией, сразу облетевшей весь мир. Миссия Молотова до сих пор привлекает внимание общественности и вызывает повышенный интерес исследователей, которые по-разному трактуют и оценивают ее. Этот интерес не случаен, ибо советские материалы переговоров Молотова с рейхсканцлером Гитлером, рейхсминистром иностранных дел Риббентропом, беседы с германским послом в СССР Шеленбергом, рейхсмаршалом Герингом, заместителем Гитлера Гессом важны для понимания взаимоотношений двух государств накануне войны между ними.

Визит Молотова в столицу "третьего рейха" проходил на фоне трагических событий Второй мировой войны, пламя которой раздувал Гитлер. "Третий рейх" установил свое господство над значительной частью Европы. К ноябрю 1940 г. вермахт оккупировал Польшу, Францию, Бельгию, Голландию, Люксембург, Данию и Норвегию. Германия угрожала высадить экспедиционный корпус на Британские острова. Германские войска находились также в Финляндии и Румынии.

Переговоры выявили скрытое  политическое и дипломатическое  соперничество двух государств. Отклонение Гитлером предложений о выводе немецких войск из Финляндии свидетельствовало о твердости Берлина в проведении намеченных им планов. По существу ни один из обсуждаемых вопросов не был решен или урегулирован.

Переговоры обнажили жестокую реальность и подлинные намерения Германии. А между тем Советский Союз не был готов к великим испытаниям и большой войне, которая приближалась к его границам.

К сожалению, высшее военное командование Красной Армии в то время еще  не осознало и не оценило в полной мере принципиальных изменений, произошедших благодаря вермахту в военно-оперативном искусстве. Доказательством тому - заявление наркома обороны СССР С.К.Тимошенко на совещании высшего руководящего состава РККА, проходившем с 23 по 31 декабря 1940 г.: "В смысле стратегического творчества опыт войны в Европе, пожалуй, не дает ничего нового". Не менее любопытное признание сделал впоследствии Молотов: "Мы знали, что война у порога, не за горами, что мы слабее Германии, что нам придется отступать. Весь вопрос был в том, докуда придется отступать - до Смоленска или до Москвы, это перед войной мы обсуждали".

Сталин действительно боялся надвигавшейся  войны с Германией. Он всеми средствами старался оттянуть ее начало. Эту цель преследовали в определенной мере и поставки в Германию из СССР нефти, пшеницы и сырья в 1940-1941 гг. Но этим Сталин лишь укреплял потенциального противника и помогал ему в подготовке к походу на Восток.

Десять дней спустя после возвращения  Молотова из Берлина советское правительство  изложило свою позицию по вопросу заключения пакта четырех государств (Германии, Италии, Японии и СССР) о политическом сотрудничестве и экономической взаимопомощи. 25 ноября 1940 г. в Кремле Молотов заявил Шеленбергу о готовности СССР принять проект пакта четырех держав о политическом сотрудничестве и экономической взаимопомощи при условии вывода немецких войск из Финляндии, заключения пакта о взаимопомощи между Советским Союзом и Болгарией, признания его территориальных устремлений южнее Батуми и Баку в направлении Персидского залива, предоставления морских и сухопутных баз СССР в районе Босфора и Дарданелл, отказа Японии от угольных и нефтяных концессий на Северном Сахалине. Все эти предложения подлежали оформлению в виде пяти секретных дополнительных протоколов к пакту четырех (Новая и новейшая история. 1993. № 5. С. 69-99). В Москве с нетерпением ждали ответа. Время шло, а гитлеровское правительство молчало. Ответ Берлина так и не поступил.

Их было много. Но все же главным обстоятельством  являлось принятое рейхсканцлером решение начать войну против Советского Союза. 31 июля 1940 г. Гитлер официально сообщил высшему генералитету о предстоящей военной кампании. В дневнике начальника Генштаба сухопутных войск генерал-полковника Ф. Гальдера в этот день появилась запись: "Начало (военной кампании) - май 1941 г. Продолжительность всей операции - пять месяцев". Генштаб спешно приступил к разработке стратегического плана ведения войны против СССР. В основу планирования было положено требование максимально быстрого, молниеносного разгрома вооруженных сил Советского Союза. 1 августа 1940 г. начальник штаба 18-й армии генерал Э. Маркс, а также германский военный атташе в Москве генерал Э. Кестринг представили общий замысел операции. 5 августа Гальдеру был доложен оперативно-стратегический план "Фриц", предусматривавший нанесение ударов в направлении Москвы и Киева. 17 сентября первый заместитель начальника Генштаба сухопутных войск генерал Ф. Паулюс закончил в основном разработку стратегического сосредоточения и развертывания войск. Планы агрессии против СССР отрабатывались и в штабе оперативного руководства сухопутных войск под началом генерала А. Йодля. 18 декабря 1940 г. Гитлер подписал директиву № 21 верховного главнокомандования вооруженных сил Германии (ОКВ) о нападении на СССР и дал ей кодовое название "Барбаросса".

Информация о работе Политической ситуации в СССР в 1940-1950 годы