Политический портрет князя Владимира I Великого (Святого) Красное солнышко

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:22, реферат

Описание работы

Цель: раскрыть князя Владимира I Великого как политического деятеля и показать что он сделал для Руси.
Задачи: рассказать о крещении Руси Владимиром Святым; показать его внешнюю политику, и раскрыть, кем был Владимир Великий для людей.

Содержание

Введение 3
Начало правления Владимира I 4
Принятие христианства 6
Внешняя политика и укрепление обороноспособности государства 11
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

Владимир Великий.docx

— 42.65 Кб (Скачать)

 

Внешняя политика и укрепление обороноспособности государства.

Теперь обратимся к  внешней деятельности Владимира. К  его княжению относится первое столкновение Руси с западными славянскими  государствами и окончательное  подчинение русскому князю племен, живших на восток от великого водного  пути.

Под 987 годом находим известие о первом походе Владимира на болгар; в древнейших списках летописи не упомянуто, на каких именно, в других прибавлено, что на низовых, или волжских, в своде же Татищева говорится  о дунайских и сербах. Как бы то ни было, для нас важны подробности  предания об этом походе, занесенные в  летопись. Владимир пошел на болгар с дядею своим Добрынею в лодках, а торки шли на конях берегом; из этого видно, что Русь предпочитала лодки коням и что конницу  в княжеском войске составляли пограничные  степные народцы, о которых теперь в первый раз встречаем известие и которые потом постоянно  являются в зависимости или полузависимости  от русских князей. Болгары были побеждены, но Добрыня, осмотрев пленников, сказал Владимиру: «Такие не будут нам  давать дани: они все в сапогах; пойдем искать лапотников»8. В этих словах предания выразился столетний опыт. Русские князья успели наложить дань, привести в зависимость только те племена - славянские и финские - которые жили в простоте первоначального быта, разрозненные, бедные, что выражается названием лапотников; из народов же более образованных, составлявших более крепкие общественные тела. Богатых промышленностью, не удалось покорить ни одного: в свежей памяти был неудачный поход Святослава в Болгарию. В предании видим опять важное значение Добрыни, который дает совет о прекращении войны, и Владимир слушается; оба народа дали клятву: «Тогда только мы нарушим мир, когда камень начнет плавать, а хмель тонуть»9.

Под 994 и 997 годами упоминаются  удачные походы на болгар: в первый раз не сказано на каких, во второй означены именно волжские. Я не буду отвергать известий о новом походе на болгар дунайских, если приму в соображение известия византийцев о помощи против болгар, которую оказал Владимир родственному двору константинопольскому. Важно также известие о торговом договоре с болгарами волжскими в 1006 году. Владимир по их просьбе позволил им торговать по Оке и Волге, дав им для этого печати, русские купцы с печатями от посадников своих также могли свободно ездить в болгарские города; но болгарским купцам позволено было торговать только с купцами по городам, а не ездить по селам и не торговать с тиунами, вирниками, огнищанами и смердами.

При Мечиславе начинаются первые враждебные столкновения Руси с Польшею: под 981 годом летописец наш говорит, что Владимир ходил к ляхам  и занял города их - Перемышль, Червен и другие. Но завоеванием Червенских городов дело не кончилось на западе; летописец упоминает в 992 году еще о походе Владимира на хорватов, а по некоторым спискам в это время Владимир воевал с Мечиславом (польским королем) «за многие противности его» и одержал над ним блистательную победу за Вислою. При сыне Мечислава Болеславе Храбром был заключен мир, скрепленный дополнительно родственным союзом: дочь Болеслава была выдана замуж за 
Святополка.

В 992 году пришли печенеги из-за Сулы; Владимир вышел к ним навстречу  на Трубеж подле Переяславля; русские  стали на одной стороне реки, печенеги - на другой, но ни те, ни другие не смели  перейти на сторону противную. Тогда  князь печенежский подъехал к  реке, кликнул Владимира и сказал ему:«выпусти своего мужа, а я – своего, пусть борются. Если твой муж ударит моим, то не будем воевать три года; если же наш ударит, то будем воевать три года».10 Владимир согласился и, возвратясь в стан, послал бирючей кликать клич по всем палаткам (товарам): «Нет ли кого, кто б взялся биться с печенегом?» И никто нигде не отозвался. На другой день приехали печенеги и привели своего бойца, а с русской стороны никого не было. Начал тужить Владимир, послал опять по всем ратникам, - и вот пришел к нему один старик и сказал: «Князь! Есть у меня один сын меньшой дома; с четырьмя вышел я сюда, а тот дома остался; из детства никому еще не удалось им ударить; однажды я его журил, а он мял кожу: так в сердцах он разорвал ее руками».11 Князь обрадовался, послал за силачом и рассказал ему, в чем дело; тот отвечал, что не сможет сказать точно готов он сразиться против печенега или нет и попросил дать ему испытание. Нашли быка, разъярили его горячим железом и пустили; когда бык бежал мимо силача, то схватил его рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько мог захватить рукою. На другой день пришли печенеги и стали кликать, Владимир велел вооружиться своему, и оба выступили друг против друга. Выпустили печенеги своего, великана страшного, и когда выступил боец Владимиров, то печенег стал смеяться над ним, потому что тот был среднего роста; размерили место между обоими полками и пустили борцов: они схватились и стали крепко жать друг друга; русский, наконец, сдавил печенега в руках до смерти и ударил им о землю; раздался крик в полках, печенеги побежали, русские погнали за ними. Владимир обрадовался, заложил город на броде, где стоял, и назвал его Переяславлем, потому что борец русский перенял славу у печенежского; князь сделал богатыря вместе с отцом знатными мужами.

Беспрерывные нападения степных  варваров заставили Владимира подумать об укреплении русских владений с  востока и юга. Он велел строить города по рекам Десне, Остру, Трубежу, Суле и Стугне; но для нас при этом известии важно еще другое, как составилось народонаселение этих новопостроенных городов: Владимир начал набирать туда лучших мужей от славян, т. е. новгородцев, кривичей, чуди и вятичей. Если мы обратим внимание на то, что эти новые города были в начале не что иное, как военные острожки, подобные нашим линейным укреплениям, необходимые для защиты от варварских нападений, то нам объяснится значение слова: лучшие мужи, т. е. Владимир набрал храбрейших мужей, способных для военного поселения. Из самых близких к Киеву городов были построены Владимиром Василев на Стугне и Белгород на Днепре; Белгород он особенно любил и населил его: «от иных городов много людей свел в него», - говорит летописец.

Князь Владимир испытывая большую  нужду в крупных военных силах, охотно брал в свою дружину выходцев из народа, прославившихся богатырскими делами. Он приглашал и изгоев, людей, вышедших поневоле из родовых общин  и не всегда умевших завести самостоятельное  хозяйство; этим князь содействовал дальнейшему распаду родовых  отношений в деревне. Изгойство  переставало быть страшной карой - изгой  мог найти место в княжеской  дружине.

Победы над печенегами праздновались  весьма пышно, что также нашло  отражение в летописи. Князь с  боярами и дружиной пировал на "сенях" (на высокой галерее  дворца), а на дворе ставились  столы для народа. На эти пиры съезжались "посадники и старейшины по всем градом и люди многы".

Будучи не только удачливым полководцем, но и опытным дипломатом, 
Владимир, заключил мирные договоры с королями Венгрии, Чехии и Польши, чем обезопасил западные рубежи своей державы. Это позволило сконцентрировать все силы государства на борьбе с печенегами.

Довольно аморфное раннефеодальное  государство - Киевскую Русь -правительство  Владимира стремилось охватить новой  административной системой, построенной, впрочем, на типичном для этой эпохи слиянии государственного начала с личным: наместо прежних "светлых князей", стоявших во главе союза племен, Владимир сажает своих сыновей:

Новгород - Ярослав, Полоцк - Изяслав, Туров - Святополк, Ростов - 
Борис, Муром - Глеб, Древлянская земля - Святослав, Волынь - Всеволод, 
Тмутаракань - Мстислав. От Киева к этим отдаленным городам прокладываются "дороги прямоезженные", нашедшие отражение в былинах, связывающих их с именем Ильи Муромца.

 

Заключение

Н.М. Карамзин подвел такой итог княжению князя Владимира:

«Сей князь, названный церковию Равноапостольным, заслужил и в истории имя Великого. Довольно, что Владимир, приняв веру спасителя, освятился ею в сердце своем и стал иным человеком. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя Великого принадлежит ему и за дела государственные. Сей князь, похитив единовластие, благоразумным и счастливым для народа правлением загладил вину свою; выслав мятежных варягов из России, употребил лучших из них в ее пользу; смирил бунты своих данников, отражал набеги хищных соседей, победил сильного Мечислава и славный храбростию народ ятвяжский; расширил пределы государства на западе; мужеством дружины своей утвердил венец на слабой главе восточных императоров; старался просветить Россию: населил пустыни, основал новые города; любил советоваться с мудрыми боярами о полезных уставах земских; завел училища и призывал из Греции не только иереев, но и художников; наконец, был не бедным отцом народа бедного. Горестию последних минут своих он заплатил за важную ошибку в политике, за назначение особенных уделов для сыновей.

Слава его правления раздалась  в трех частях мира: древние скандинавские, немецкие, византийские, арабские летописи говорят о нем. 
Кроме преданий церкви и нашего первого летописца о делах Владимировых, память сего Великого князя хранилась и в сказках народных о великолепии пиров его, и о могучих богатырях его времени».

 

Список использованной литературы

 

1) Карамзин Н.М. «Предания веков» 1988г.

2) Руднев В.А. «Слово о князе Владимире» 1989г.

3) Погодин М.П. «Древняя русская история, до монгольского ига» 1871 г

4) Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» 2006 г

5) Рапов О.М. «Русская церковь в IX-XII вв. Принятие христианства» 1988 г

6) Пашуто В.Т. «Внешняя политика Древней Руси» 1968 г

7) Тимченко С.Н. «Жития и творения русских святых» 1996 г

8) Г.Н. Клейменов «История русской равнины» 2011 г

9) Юрий Федосеев. «Русь и Золотая Орда» 2006 г

10) Соловьев С.М «История России с древнейших времен» Том 1 – 4 2006 г

11) Шахматов А. А. «Повесть временных лет» 2006 г

1 История русской равнины. Г.Н. Клейменов

2 Шахматов А. А. Повесть временных лет, т.1. Вводная часть. Текст. Примечания. Пг., 1916.

3 Шахматов А. А. Повесть временных лет, т.1. Вводная часть. Текст. Примечания. Пг., 1916.

4 Там же стр.9

5 Там же стр.9

6 Там же стр.9

7 Там же стр.13

8 Русь и Золотая Орда. Юрий Федосеев.

9 Сергей Михайлович Соловьев   "История России с древнейших времен" Том 1-4

10  История России с древнейших времен. Том 1Соловьев Сергей Михайлович

11 Там же стр.12

 


Информация о работе Политический портрет князя Владимира I Великого (Святого) Красное солнышко