Политический портрет князя Владимира I Великого (Святого) Красное солнышко

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:22, реферат

Описание работы

Цель: раскрыть князя Владимира I Великого как политического деятеля и показать что он сделал для Руси.
Задачи: рассказать о крещении Руси Владимиром Святым; показать его внешнюю политику, и раскрыть, кем был Владимир Великий для людей.

Содержание

Введение 3
Начало правления Владимира I 4
Принятие христианства 6
Внешняя политика и укрепление обороноспособности государства 11
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

Владимир Великий.docx

— 42.65 Кб (Скачать)

САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕЕНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Технологический институт

Кафедра российской истории

Реферат по истории на тему:

 «Политический портрет князя Владимира I Великого (Святого) Красное солнышко».

Выполнил: Студент 1 курса очного отделения специальности «Техносферная безопасность»

Мелихов К.С.

Проверил:

Ст. преподаватель

Кузнецова О.Ю

Южно-Сахалинск 

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                             3

    1.  Начало правления Владимира I              4

    1. Принятие христианства              6

    1. Внешняя политика и укрепление обороноспособности государства               11

Заключение                 16

Список использованной литературы                       17

 

Введение

Князь Владимир Святославич  – одна из тех неоднозначных фигур  нашей истории, которую можно  преподносить и понимать по-разному.

Прежде чем приступать к анализу данной личности, давайте  попробуем предположить, что знает  о нем каждый человек, даже школьник, интересующийся историей. С именем Владимира Первого ассоциируется  крещение Руси, пришедшая с христианством  письменность, выход Руси на новый  культурный и внешнеполитический уровень. Вообще его правление (и, тем более, крещение) является для многих (и  историков, в том числе, что оправдано) некой «точкой отсчета» истории  нашей родины, моментом, с которого внутренняя и внешняя политика и  жизнь государства приняла совершенно другой оборот.

За четверть века своего правления  Владимир достиг огромных политических успехов, в значительной мере благодаря  удивительной интуиции и гибкости. Он никогда не останавливался перед  применением силы, но и не злоупотреблял  ею, если видел другие способы достижения цели. Он точно знал, когда проявить жестокость, а когда - уступчивость. Ему удавалось ладить и с соседями, и с собственным народом, не давая  при этом повода усомниться в своей  силе. Он не пренебрегал советами духовных лиц и бояр, оказывал должное почтение дружине и умел произвести впечатление  на подданных щедростью и хлебосольством. Церковь назвала его Святым, а  народ - Красным Солнышком.

Цель: раскрыть князя Владимира I Великого как политического деятеля и показать что он сделал для Руси.

Задачи: рассказать о крещении Руси Владимиром Святым; показать его внешнюю  политику, и раскрыть, кем был Владимир Великий для людей.

 

 Начало правления  Владимира I

Владимир был сыном  воинственного Святослава, киевского  князя, который предпринял поход  на хазар, господствовавших в юго-восточной  России, взял их город Саркел-на-Дону, победил прикавказские народы: ясов и касогов, завоевал Болгарию на Дунае, но должен был после упорной защиты уступить ее греческому императору. На возвратном пути из Болгарии в Русь он был убит печенегами, народом  тюркского племени.

Еще до своего второго похода в Болгарию Святослав принял решение  о разделе владений между сыновьями: на Киевское княжение был посажен  старший, Ярополк; среднему, Олегу, досталась  Древлянская земля; младший Владимир, сын Ольгиной ключницы Малуши был  отправлен в Новгород. Владимира, еще ребенка, сопровождал его  дядя и наставник Добрыня.

И первое время после смерти Святослава никто из братьев не пытался оспорить отцовское завещание. Черная кошка пробежала между Святославичами после того, как Олег во время охоты убил сына могущественного воеводы Свенельда. Отец не простил гибели сына и употребил все свое влияние, чтобы руками Ярополка наказать своего врага. В 977 г. киевская рать совершает поход в Древлянскую землю, который закончился победой киевлян. Юный Олег погиб в суматохе, образовавшейся после отступления его войска. Владимир, опасавшийся, что он может стать следующим, поспешил бежать из Новгорода в Скандинавию. Но через три года, в 980 г., он возвращается с варяжской дружиной и прогоняет посадников Ярополка. Затем, явно ища ссоры со старшим братом, он сватается к Рогнеде, дочери полоцкого князя Рогволда, уже обещанной Ярополку. Отказ, облеченный к тому же в оскорбительную форму (Рогнеда назвала Владимира "робичичем", т.е. сыном рабыни), решил судьбу Полоцкого княжества: «И приде Володимер на Полотеск и уби Рогволда и сына его два и дчерь его поя жене (взял в жены)»1.

Но это было для Владимира  лишь первой пробой сил. Из Полоцка  он двинулся уже непосредственно  на Киев. И здесь он проявил себя непревзойденным мастером политической интриги. Владимиру удается переманить на свою сторону киевского воеводу  Блуда, который убедил своего господина  без боя сдать Киев и бежать в город Родня. А когда в  осажденной крепости начался голод, Ярополк, опять-таки по настоянию Блуда, решился идти на переговоры к Владимиру, где и был предательски убит его  дружинниками.

В 980 г. вступил Владимир на отеческий престол и, ещё в цветущих летах, явил себя не только храбрым воителем, подобно своему отцу Святославу, но и мудрым правителем, подобно блаженной бабке своей Ольге. Немедленно отпустил он дружину варяжскую, с помощью которой овладел Киевом, ибо варяги, по старой памяти своих набегов, считали себя не союзниками Владимира, а завоевателями его области и требовали дани с киевлян. Таким образом, Владимир сел на Киевский престол и стал единовластно княжить во всей Руси. Как пишет Карамзин: "Владимир с помощью злодеяний и храбрых варягов овладел государством, но скоро доказал, что он родился быть Государем великим".

 

Принятие христианства

          Выбор веры

При князе Владимире происходит событие величайшего значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие христианства. Религиозная реформа, круто изменившая жизнь многих людей, была подготовлена предшествующим развитием  русских земель и вызвана к  жизни политическими причинами. Однако утверждение, что Владимир руководствовался исключительно пониманием государственной  пользы христианства неверно. Очевидно, что без глубокого переосмысления собственной жизни, без искреннего обращения в православие Владимир не смог бы действовать столь последовательно  и решительно, побуждая, принуждая  к крещению жителей огромной языческой  державы.

Пришли в 986 году болгары, исповедовавшие магометанство, и сказали: «Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету». И спросил Владимир: «Какова же вера ваша?». Они же ответили: «Веруем Богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами…»2. Конечно, для Владимира свобода страстей была очень обольстительна, но ему казалось странным обрезание и запрещение вина. И одна страсть победила в нем другую. «Вино есть веселие на Руси, и не можем без него быть»,— отвечал он болгарам.

Услышав о посольстве болгар, явились и посланники от папы римского, которые стали обличать язычнику ничтожество его идолов и проповедовали  Бога единого. Владимир хотел знать  о заповедях их веры; они отвечали снисходительно, говоря о посте по силе каждого, ибо кто пьёт или  ест, то всё во славу Божию, по словам апостола. Но эта слабость, которою  они надеялись привлечь к себе язычника, не тронула его сердца, ибо оно требовало обличений  сильных для потрясения духа и  совершенного отрешения от страстей. Просто и мудро отвечал немцам Владимир: «Идите обратно, ибо сего отцы наши от вас не принимали».

Тогда и евреи хазарские, жившие в Тавриде, подвигнутые вестью о посольстве болгар и христиан к  сильному русскому князю, думали привлечь его к своей вере. Их послы сказали  ему: «Христиане веруют тому, кого мы распяли, мы же веруем единому Богу, Авраамову, Исаакову и Иаковлеву». Спросил и  их Владимир: «Что есть закон ваш?»  — и услышал отчасти то же, что и от болгар; обрезание и  запрещение свинины, с прибавлением хранения субботы. «Но где же земля  ваша?— спросил их Владимир.—  И там ли вы ныне?» Смутились  евреи и сказали князю: «Прогневался Бог на отцов наших и расточил нас по всем странам, грехов ради наших; Иерусалим, земля наша, в руках  христиан».

Наконец, прислали и греки  философа своего к Владимиру, по имени  Константина, который обличил перед  ним всю плотскую прелесть веры Магометовой  и ту духовную слепоту, в коей коснели  евреи, распявшие Господа, и сами добровольно отвергшие своё спасение, которое перешло к христианам. Христианское учение не могло не поразить язычника. Он захотел услышать сказания Ветхого и Нового заветов, и когда  философ коротко, но ярко описал события  Библии, это глубоко потрясло душу Владимира.

Тронуто было сердце язычника, но он не мог так просто решиться оставить широкий путь мирских наслаждений, чтобы вступить в тесные врата, которые  вели в Царствие Божие. «Пожду еще  мало»,— сказал Владимир, ведь речь шла не об одном его личном убеждении, но и о просвещении всего народа. С дарами и почестями он отпустил греческого философа и созвал своих  бояр и городских старейшин на совещание, от которого должно было зависеть не только временное благо Руси, но и вечное. «Вот приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? что ответите?»3. И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь поистине все разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, у кого какая служба и кто как служит Богу»4. Такое решение понравилось князю и всем его людям; избрали десять мужей, добрых и смышленых, и сказали им: «Идите сперва к болгарам, испытайте веру их»5. Они же, видя их нечистые дела и нелепое служение, с омерзением возвратились в землю свою. Князь даже не думал посылать их к евреям, падшее состояние которых было противно Владимиру; но он послал людей своих в христианские земли, чтобы оттуда почерпнуть духовное просвещение, и велел идти сперва к немцам, а потом к грекам. Но богослужение немцев не произвело на посланников князя никакого впечатления. Но увидев греческую службу, они были настолько восхищены, что, вернувшись в Киев, говорили князю: «Не знали мы, где находимся — на небе или на земле, ибо на земле нет ничего подобного, нет такой красоты; одно лишь можно сказать, что если где-либо — то у них пребывает с людьми Бог, и служение ему у греков выше, чем у всех народов. Не можем забыть виденной нами красоты и не можем далее оставаться чуждыми этой вере»6. Глубокое впечатление произвели эти слова на дружину Владимира; старцы из числа бояр его, в памяти которых свежими ещё были минувшие времена блаженной Ольги, сказали князю: «Если бы не хорош был закон греческий, то не приняла бы его и бабка твоя Ольга, которая была мудрейшею из всех людей»7. Заветное имя Ольги решило выбор её любимого внука, о котором она столько молилась.

Крещение князя  Владимира

Примерно в 987 г. Владимир со своей дружиной появляется на Балканах и в качестве союзника императора Василия II участвует в подавлении мятежа Варды Фоки. К тому времени Владимир решил принять христианство. Но, будучи расчетливым политиком, он видит, что в создавшейся ситуации, когда от русской дружины зависит судьба правящей династии, от византийцев можно потребовать очень многого. Даже того, чего не удалось добиться его предшественникам. И в обмен на военную помощь против мятежников император Василий II обещает выдать за русского князя свою сестру Анну.

Чтобы принудить греков к  соблюдению договора, Владимир, собрав войско, пошел на Херсонес. Осушив городские  колодцы, он заставил сдаться город. Заняв его, Владимир отправил послов к Василию и Константину с  предложением отдать их сестру, Анну, ему  в жены, угрожая в противном  случае подступить к Константинополю. Цари ответили, что если князь крестится, то Анну за него отдадут. Владимир согласился. Цари, упросив сестру дать согласие, послали ее вместе со священниками к русскому царю. В это время, по преданию, Владимир внезапно ослеп. Царевна  сказала ему, если он крестится, то вылечится  от слепоты. Херсонесский епископ совершил обряд крещения и дал ему имя  Василия. По окончании крещения Владимир тотчас же вылечился от слепоты.

Киевскому князю было лестно породниться с могущественным императорским  домом, но Владимир понимал и государственное  значение этого брака. Если бы он рассматривал его просто как династический  союз, вряд ли он затеял бы такое сложное  дело как крещение Руси, к которому его никто не принуждал.

Крещение Руси

Вместе с Владимиром в  Киев прибыли священники корсунские и митрополит Михаил, назначенный  Константинополем управлять новой  русской церковью.

Прежде всего, князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Он приказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в  Днепр, а духовенству проповедовать  в городе новую веру. В назначенный  день произошло массовое Крещение киевлян  у места впадения в Днепр реки Почайны.

Продолжая политику христианизации, Владимир приглашает греческих мастеров для строительства храмов, с их помощью в Киеве был построен величественный каменный храм в честь  Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинный) и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини  Ольги. Храм этот символизировал собой  истинный триумф христианства в Киевской Руси и вещественно олицетворял  собою "духовную Русскую Церковь". Другим его важным начинанием было создание церковных школ для детей "нарочитых людей". При этом Владимиру приходилось прибегать  к принуждению, поскольку родители не хотели отдавать своих чад, "еще  бо не бяху ся утверди верою", как  поясняет летописец.

Информация о работе Политический портрет князя Владимира I Великого (Святого) Красное солнышко