Политические учения в средние века и эпоху Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:21, доклад

Описание работы

Своеобразие средневековой политической мысли обусловлено главным образом сильным влиянием на нее христианской религии и римской католической церкви. Политическая мысль средневековья представлена, прежде всего, именами Августина Блаженного и Фомы Аквинского, сыгравшими важнейшую роль в обосновании христианской политической концепции. Хотя и раньше влияние богословия на политическую мысль было достаточно велико, тем не менее, именно период средневековья отличается засильем религиозных концепций общественной жизни. Политическая мысль развивалась как одна из отраслей богословия (теологии).

Содержание

1. Политические учения в средние века (Августин Блаженный и Фома Аквинский)………………………………………………………………....2
1.1 Августин Блаженный………………………………………………...2

1.2 Идея справедливости Августина……………………………………4
1.3 Форма государства……………………………………………………4
1.4 Фома Аквинский……………………………………………………...5
1.5 Сущность власти и ее элементы……………………………………6
1.6 Форма государства…………………………………………………...7
2. Политические учения в эпоху Возрождения (Н. Макиавелли)…….8
Список литературы…………………………………………………………11

Работа содержит 1 файл

политич.учения в средние века и эпоху возрождения.docx

— 30.11 Кб (Скачать)

Папство рассматривало весь христианский мир как единство, своего рода огромное государство, управляемое  наместником Бога - Папой. Папство  наделялось светской властью. Фому в  этом плане отличает сдержанность и  стремление обосновать духовный характер вмешательства папства в дела императоров и королей.

Философ уделяет внимание и искусству правления. Правителю  необходимы глубокие знания, истинная вера и владение политической наукой (он называет ее “деятельной наукой”). Только в этом случае будет достигнуто согласие сословий и осуществится “общее благо”, которое и является целью  государства.

  1. Политические учения в эпоху Возрождения (Н. Макиавелли)

Поворотным пунктом в  развитии политической мысли стала  эпоха Возрождения. Это не случайно. Период с 40-х годов XIV века по первое десятилетие XVI века характеризовался решительным отходом от церковно-теологической  традиции средних веков. Эпоха Возрождения  явила миру невиданные достижение во всех областях культуры, стала величайшим прогрессивным переворотом. В это  время создавали бессмертные  произведения Леонардо да Винчи, Мишель Монтень, Джордано Бруно.

Особенно интенсивно в  это время развивались итальянские  города-государства. Это закономерно  обусловило то, что наиболее крупные  политические мыслители в это  время проявили себя именно здесь. Они  рассматривали политическую жизнь  с земных, практических позиций. Основателем новой науки о политике стал итальянский общественный деятель и мыслитель Николо Макиавелли (1469—1527).

 В эпоху Возрождения традиционные моральные ограничения исчезают. Освобождение от пут пробудило в людях энергию и творчество, привело к редкому в человеческой истории расцвету гения и одновременно анархии и политическому беспорядку, которая неизбежно следует за упадком морали. Политический беспорядок отчетливо отражен в “Государе” Н. Макиавелли: при отсутствии ведущего принципа или основной идеи политика становится неприкрытой борьбой за власть и Макиавелли “учит”, как успешнее вести такую “игру”.

Труды Н. Макиавелли, и прежде всего “Государь”, построены на учете исторического опыта итальянских  государств и адресованы вполне конкретным людям — их тогдашним правителям. Автор свободен от оценки политических явлений в духе религиозных догматов и подчеркивает зависимость политики от естественных сил: климата, места, полезных ископаемых. Политика для него — удел избранных, но хорошему правлению можно научиться, ибо существуют отработанные веками правила политики, знание которых ведет к успеху, а пренебрежение открывает дорогу к поражению и неудаче.

Н. Макиавелли отказался  от средневековой практики рассмотрения политической власти как некоего  божественного института, дарованного  богом. Он рассматривал политическую жизнь  с чисто земных позиций, показал, что она не подчиняется действию религиозных догм. По его мнению, политическая власть развивается по своим собственным закономерностям, которые не совпадают и даже противоположны закономерностям, которые действуют  в других сферах жизни общества. В частности, он показал то, что  полезно, является «добром» для власти, может быть совсем не таким с точки  зрения морали и т. д.

 Макиавелли прекрасно  понимал суть политики, ее жесткие,  а порой и жестокие законы. Политика часто вынуждена идти  на нарушение нравственных норм. В трактате «Государь» Макиавелли  обосновал целесообразность политического  принципа: «цель оправдывает средства».  Сформулировав это положение,  он дал возможность вольного  толкования соотношения целей  и средств политического действия. В последующем политика, пренебрегающая  законами морали, имеющая целью  достижение личной выгоды лицами  и группами, обладающими властью,  получила название «макиавеллизма».

 Вины Макиавелли в  таком понимании принципа «цель  оправдывает средства» нет. По  Макиавелли, цель, которая оправдывает  средства, — «общее дело» —  сильное национальное государство,  интересы Отечества. Только во  имя этого политический деятель  должен уметь вступить на путь  зла, научиться умению быть  недоброжелательным, но при этом, не отклоняться от добра, если  такое возможно.

 Будучи по своим  убеждениям республиканцем, Макиавелли, однако, объективно оценивая обстановку  в современной ему Италии, выступал  за сильную монархическую власть. Наблюдая политическую жизнь  своей страны, он видел, что  время для республики еще не  наступило. Сначала нужно было  собрать территорию в единое  государство. С этой задачей,  по сто мнению, могла справиться  только сильная монархическая  власть; В последующем монархия  должна уступить место республике.

 Н. Макиавелли ввел  в науку понимание государства  как общего политического состояния  общества, его определенней политической  организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. История политических и правовых учений: Учебник / Под. ред. О. Э. Лейста. – Изд.-во М., 1999г.-с.248.
  2. Философия. Учебник / Под. ред. проф. В. Н. Лавриенко. – Изд.-во М.: Юристъ, 1998г.-514с.
  3. http://bguecon.ucoz.ru/forum/7-40-1
  4. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Fek/08.php

 


Информация о работе Политические учения в средние века и эпоху Возрождения