Политические идеи нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:21, реферат

Описание работы

Объектом исследования являются основные политические идеи периода Нового времени. Предмет исследования - наиболее знаменательные политико-правовые теории зародившиеся в период Нового времени. При написании данной работы основными методами исследования являлись общенаучные: индукция и дедукция, а также межотраслевые: методы исторического и логического анализа.

Структура работы включает в себя рассмотрение основных тенденций и направлений развития политической мысли Нового времени, а также детальное рассмотрение некоторых идей того времени.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………...…3

2. Развитие политической мысли в Новое время:………………………………4

- период Возрождения и Реформации…………………………………………...4

- период ранних антифеодальных революций………………………………….6

- эпоха Просвещения……………………………………………………………..9

- политические идеи начала XIXв…………………………………...…………11

3. Заключение…………………………………………….………………….…..15

4. Список использованной литературы…………………………………..…….16

Работа содержит 1 файл

Политические идеи Нового времени.docx

— 45.64 Кб (Скачать)

     Дальнейшее  отрицание феодального строя  приводит к ярым выступлениям реакционеров. Основным предметом нападок реакционеров была идеология Просвещения. Распространение  идей французских просветителей, Французская  революция, якобинский террор, революционные  и наполеоновские войны — все  это вызывало ненависть и отпор  реакционных классов феодальной Европы. Их усилия были направлены на реставрацию  средневековых политических и правовых учреждений, власти и авторитета католической церкви.12 В соответствии с феодальными идеалами Средневековья они стремились доказать ничтожность человека перед богом и государством, бессилие его разума, способного творить разве только зло.

     Значительный  вклад в развитие политических идей того времени внесли немецкие мыслители  Иммануил Кант (17 24—1804 гг.) и Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831 гг.).

     Основной  идее политической теории Канта является положение о том, что каждый человек  обладает исключительной ценностью  и не может рассматриваться только как средство для достижения каких-либо целей. Таким образом, в политике следует стремиться к гармонии целей  и средств для их достижения.

     Немаловажную  роль в Кант уделял роли права в  установлении границ произвола. Право  обладает принудительной силой, носителем  которой является государство. Таким  образом, государство – это объединение  людей подчиненных правовым нормам, приходя, тем самым, к концепции  правового государства.

     Дальнейшее  развитие учения о правовом государстве  получило в работах Гегеля. Он утверждал, что свобода человека и его права реализуются, прежде всего, через институт частной собственности, приходя в итоге к тому, что свобода и собственность – неразделимые понятия. Локк, Монтескье, Руссо рассматривали гражданское общество как общество политическое, Гегель углубляет этот подход, расширяя политику игрой групповых интересов. Таким образом он приходит к разграничению понятий гражданское общество и государство, определяя первое, как сферу господства частных интересов в противовес государству, которое заведует интересами публичными. 

     Политические  идеи начала XIXв.

  Французская революция открыла дорогу развитию капитализма во Франции и ряде других стран континентальной Европы. К этому же времени ощутимо  проявляются результаты промышленного  переворота в Англии. Общество становится во всех развитых странах все более буржуазным; все явственнее оно делится на два основных класса — буржуазию и пролетариат.13

  Начальный период становления гражданского общества принял форму первобытного капитализма  и сопровождался бурными социально-экономическими процессами. Массовое разорение мелких собственников и развитие пролетариата, с одной стороны, стремительное  обогащение промышленной, торговой и  финансовой буржуазии — с другой, происходило в обществе, еще не имевшем ни систем социальной помощи (социального страхования и обеспечения, бесплатного здравоохранения и образования), ни массовых и влиятельных организаций рабочего класса (профсоюзов, партий). По социально обездоленным слоям общества больно били экономические кризисы и безработица. Росло относительное и абсолютное обнищание пролетариата. Его разрозненные выступления свирепо подавлялись вооруженной силой.

  Во  всех странах Западной Европы сохранялись  монархии с сильными феодальными  пережитками; после учреждения контрреволюционного  Священного союза (1815 г.) решающее влияние  в политике большинства стран  Европы приобретает реакционное  дворянство. Однако возродить уничтоженные революцией феодальные отношения в  области экономической, социальной и гражданско-правовой было невозможно.

  К буржуазной политико-правовой идеологии  относятся те концепции, которые  оценивали гражданское общество периода первоначального капитализма  как неизбежное и необходимое  явление, требующее теоретического осмысления, идеологического оправдания и реформ преимущественно в интересах  торговой и промышленной буржуазии.14

  В своеобразных условиях первой половины XIX в. основным направлением буржуазной политической мысли становится либерализм. Либерализм делал основной упор на защиту и обоснование "гражданской свободы", понимаемой как свобода частной инициативы, предпринимательства, договоров, свобода слова, совести, мнений и печати. Государство, согласно этой концепции, должно лишь обеспечивать безопасность личности, частной собственности, охранять общество, основанное на "гражданской свободе", отнюдь не ограничивая последней.15   

  Особенно  настойчиво либерализм отстаивал невмешательство  государства в экономическую  жизнь. В буржуазной политэкономии  того времени это выражалось известными формулами "free trade" (свободная торговля) в Англии; "laissez faire, laissez passer" (предоставьте свободу действий, не мешайте) во Франции.

  Распространение либерализма было обусловлено боязнью  усиления государственного вмешательства  в дела общества.

  Французская революция усовершенствовала централизованный аппарат исполнительной власти. Приспособление бюрократического аппарата к потребностям гражданского общества осложнялось  тем обстоятельством, что высшие государственные должности в  период реставрации Бурбонов занимали реакционные дворяне; предпринимались попытки бюрократии проводить политику протекционизма, опеки и монополий, сковывающую свободу конкуренции и частной инициативы. Аналогичные процессы происходили в Англии и других странах. В то же время буржуазные теоретики опасались рецидивов якобинской диктатуры.16

     К началу XIX в. победа капитализма в развитых странах Западной Европы обусловила существенное изменение буржуазной политико-правовой идеологии. Теоретическим отражением воплощенных в праве принципов гражданского общества стал юридический позитивизм как специфическая для того периода форма юридического мировоззрения. Место критики феодального права с позиций права естественного заняла апология действующего позитивного права; разработку программ революционного преобразования общества при помощи права заменили толкование законодательства и его систематизация. Приказ суверенной власти независимо от его содержания занял место естественных прав человека, определяющих принципы права; наконец, юридически значимой фигурой стал не человек с его естественными качествами, интересами и притязаниями, а "физическое лицо" как проекция формально-определенных предписаний закона.

  Отказ от революционной романтики XVIII в. обусловил  новые формы и содержание учений о государстве. Они приобретают комментаторский, описательный характер, уже не апеллируют к гуманистическим идеалам и героическим образам республиканских эпох.

  В конкретных исторических условиях первой половины XIX в. либеральные лозунги  о защите личности от государственной  власти означали более всего требование "нейтральности государства" в  неравной борьбе за существование наемных  рабочих и владельцев капитала. Для  первых государство в этих условиях практически выступало как чисто  карательная сила, для вторых —  как верный страж богатства и  связанных с ним привилегий.17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

  На всем протяжении истории существования человеческого общества лучшие его умы пытались объяснить причины возникновения государственной организации, феномен власти и подчинения. Мыслители древних обществ Востока видели источник власти в божественном провидении. Античная философская мысль впервые обратила внимание на роль свободных граждан в функционировании демократического государства. Средневековье стало временем теократического реванша – вновь Божья воля была объявлена единственным основанием светской власти. Новое время вернуло интерес общества к принципам народовластия, к таким темам, как естественные права человека, принцип разделения властей. Этот период характеризуется зарождением собственно политической науки. Формируются основные идеологические течения, существующие по сей день – либерализм, консерватизм, анархизм, социализм. ХХ век представил многочисленные научные направления, изучающие сферу политики во всем ее многообразии. Политическая мысль России была представлена борьбой между консервативным, реформистским и радикальным течениями. Политическая мысль Украины выдвигала в разных формах идею национально-государственного возрождения, которая являлась приоритетной по отношению к другим идеологиям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

  1. Маныкин А. С. Новая и Новейшая история стран Западной Европы и Америки. — М.:Филол. о-во «СЛОВО»; Эксмо, 2004.
  2. Лейст О. Э.(гл. ред.)  История политических и правовых учений.- M. Издательство «Зерцало», 1995
  3. Жyков Е.М. (гл. ред.) Coвeтская Историчeская Энциклoпeдия (в шeстнадцати томах). Том 10.  — М.: Государственное научное издательство "Советская энциклопедия", 1967
  4. Нерсесянц В.С. История Политических и правовых учений. –М: Издательство "Норма", 2000
  5. Азаркин Н.Н. и др. История политических учений. – М., 2008.
  6. Санистебан Л.С. Основы политической науки/Пер с исп. – М, 2006.
  7. Гаджиев К. С. и др. Введение в политологию: Учеб. пособие. — М., 1998.
  8. Мухаев Р. Т. Политология. — М., 2004.

Информация о работе Политические идеи нового времени