Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:21, реферат
Объектом исследования являются основные политические идеи периода Нового времени. Предмет исследования - наиболее знаменательные политико-правовые теории зародившиеся в период Нового времени. При написании данной работы основными методами исследования являлись общенаучные: индукция и дедукция, а также межотраслевые: методы исторического и логического анализа.
Структура работы включает в себя рассмотрение основных тенденций и направлений развития политической мысли Нового времени, а также детальное рассмотрение некоторых идей того времени.
1. Введение……………………………………………………………………...…3
2. Развитие политической мысли в Новое время:………………………………4
- период Возрождения и Реформации…………………………………………...4
- период ранних антифеодальных революций………………………………….6
- эпоха Просвещения……………………………………………………………..9
- политические идеи начала XIXв…………………………………...…………11
3. Заключение…………………………………………….………………….…..15
4. Список использованной литературы…………………………………..…….16
Дальнейшее отрицание феодального строя приводит к ярым выступлениям реакционеров. Основным предметом нападок реакционеров была идеология Просвещения. Распространение идей французских просветителей, Французская революция, якобинский террор, революционные и наполеоновские войны — все это вызывало ненависть и отпор реакционных классов феодальной Европы. Их усилия были направлены на реставрацию средневековых политических и правовых учреждений, власти и авторитета католической церкви.12 В соответствии с феодальными идеалами Средневековья они стремились доказать ничтожность человека перед богом и государством, бессилие его разума, способного творить разве только зло.
Значительный вклад в развитие политических идей того времени внесли немецкие мыслители Иммануил Кант (17 24—1804 гг.) и Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831 гг.).
Основной идее политической теории Канта является положение о том, что каждый человек обладает исключительной ценностью и не может рассматриваться только как средство для достижения каких-либо целей. Таким образом, в политике следует стремиться к гармонии целей и средств для их достижения.
Немаловажную роль в Кант уделял роли права в установлении границ произвола. Право обладает принудительной силой, носителем которой является государство. Таким образом, государство – это объединение людей подчиненных правовым нормам, приходя, тем самым, к концепции правового государства.
Дальнейшее
развитие учения о правовом государстве
получило в работах Гегеля. Он утверждал,
что свобода человека и его права реализуются,
прежде всего, через институт частной
собственности, приходя в итоге к тому,
что свобода и собственность – неразделимые
понятия. Локк, Монтескье, Руссо рассматривали
гражданское общество как общество политическое,
Гегель углубляет этот подход, расширяя
политику игрой групповых интересов. Таким
образом он приходит к разграничению понятий
гражданское общество и государство, определяя
первое, как сферу господства частных
интересов в противовес государству, которое
заведует интересами публичными.
Политические идеи начала XIXв.
Французская революция открыла дорогу развитию капитализма во Франции и ряде других стран континентальной Европы. К этому же времени ощутимо проявляются результаты промышленного переворота в Англии. Общество становится во всех развитых странах все более буржуазным; все явственнее оно делится на два основных класса — буржуазию и пролетариат.13
Начальный
период становления гражданского общества
принял форму первобытного капитализма
и сопровождался бурными
Во всех странах Западной Европы сохранялись монархии с сильными феодальными пережитками; после учреждения контрреволюционного Священного союза (1815 г.) решающее влияние в политике большинства стран Европы приобретает реакционное дворянство. Однако возродить уничтоженные революцией феодальные отношения в области экономической, социальной и гражданско-правовой было невозможно.
К
буржуазной политико-правовой идеологии
относятся те концепции, которые
оценивали гражданское общество
периода первоначального
В своеобразных условиях первой половины XIX в. основным направлением буржуазной политической мысли становится либерализм. Либерализм делал основной упор на защиту и обоснование "гражданской свободы", понимаемой как свобода частной инициативы, предпринимательства, договоров, свобода слова, совести, мнений и печати. Государство, согласно этой концепции, должно лишь обеспечивать безопасность личности, частной собственности, охранять общество, основанное на "гражданской свободе", отнюдь не ограничивая последней.15
Особенно настойчиво либерализм отстаивал невмешательство государства в экономическую жизнь. В буржуазной политэкономии того времени это выражалось известными формулами "free trade" (свободная торговля) в Англии; "laissez faire, laissez passer" (предоставьте свободу действий, не мешайте) во Франции.
Распространение либерализма было обусловлено боязнью усиления государственного вмешательства в дела общества.
Французская
революция усовершенствовала
К началу XIX в. победа капитализма в развитых странах Западной Европы обусловила существенное изменение буржуазной политико-правовой идеологии. Теоретическим отражением воплощенных в праве принципов гражданского общества стал юридический позитивизм как специфическая для того периода форма юридического мировоззрения. Место критики феодального права с позиций права естественного заняла апология действующего позитивного права; разработку программ революционного преобразования общества при помощи права заменили толкование законодательства и его систематизация. Приказ суверенной власти независимо от его содержания занял место естественных прав человека, определяющих принципы права; наконец, юридически значимой фигурой стал не человек с его естественными качествами, интересами и притязаниями, а "физическое лицо" как проекция формально-определенных предписаний закона.
Отказ от революционной романтики XVIII в. обусловил новые формы и содержание учений о государстве. Они приобретают комментаторский, описательный характер, уже не апеллируют к гуманистическим идеалам и героическим образам республиканских эпох.
В
конкретных исторических условиях первой
половины XIX в. либеральные лозунги
о защите личности от государственной
власти означали более всего требование
"нейтральности государства" в
неравной борьбе за существование наемных
рабочих и владельцев капитала. Для
первых государство в этих условиях
практически выступало как
Заключение
На
всем протяжении истории существования
человеческого общества лучшие его умы
пытались объяснить причины возникновения
государственной организации, феномен
власти и подчинения. Мыслители древних
обществ Востока видели источник власти
в божественном провидении. Античная философская
мысль впервые обратила внимание на роль
свободных граждан в функционировании
демократического государства. Средневековье
стало временем теократического реванша
– вновь Божья воля была объявлена единственным
основанием светской власти. Новое время
вернуло интерес общества к принципам
народовластия, к таким темам, как естественные
права человека, принцип разделения властей.
Этот период характеризуется зарождением
собственно политической науки. Формируются
основные идеологические течения, существующие
по сей день – либерализм, консерватизм,
анархизм, социализм. ХХ век представил
многочисленные научные направления,
изучающие сферу политики во всем ее многообразии.
Политическая мысль России была представлена
борьбой между консервативным, реформистским
и радикальным течениями. Политическая
мысль Украины выдвигала в разных формах
идею национально-государственного возрождения,
которая являлась приоритетной по отношению
к другим идеологиям.
Список
использованной литературы: