Политические идеи нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:21, реферат

Описание работы

Объектом исследования являются основные политические идеи периода Нового времени. Предмет исследования - наиболее знаменательные политико-правовые теории зародившиеся в период Нового времени. При написании данной работы основными методами исследования являлись общенаучные: индукция и дедукция, а также межотраслевые: методы исторического и логического анализа.

Структура работы включает в себя рассмотрение основных тенденций и направлений развития политической мысли Нового времени, а также детальное рассмотрение некоторых идей того времени.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………...…3

2. Развитие политической мысли в Новое время:………………………………4

- период Возрождения и Реформации…………………………………………...4

- период ранних антифеодальных революций………………………………….6

- эпоха Просвещения……………………………………………………………..9

- политические идеи начала XIXв…………………………………...…………11

3. Заключение…………………………………………….………………….…..15

4. Список использованной литературы…………………………………..…….16

Работа содержит 1 файл

Политические идеи Нового времени.docx

— 45.64 Кб (Скачать)

     Оглавление

1. Введение……………………………………………………………………...…3

2. Развитие политической  мысли в Новое время:………………………………4

- период Возрождения  и Реформации…………………………………………...4

- период ранних  антифеодальных революций………………………………….6

- эпоха Просвещения……………………………………………………………..9

- политические  идеи начала XIXв…………………………………...…………11

3. Заключение…………………………………………….………………….…..15

4. Список использованной  литературы…………………………………..…….16 
 
 
 

     Введение

     Термин  «новое время» (новая история) появился в историко-философской мысли еще в эпоху возрождения, как часть предложенного гуманистами того периода деления истории на древнюю, среднюю и новую. Утвердившись в общенаучном обиходе термин, тем не менее, является условным, так как остается открытым вопрос о том, когда данный период начался и когда завершился. Это, прежде всего, связано с тем, что не все народы вступили в рассматриваемую эпоху и вышли из нее одновременно. Современные энциклопедии рассматривают Новое время как период всемирной истории, непосредственно следующий за средними веками и предшествующий новейшей истории.1

     Как правило, в рамках формационной теории, начало рассматриваемого периода связывают  с английской революцией середины XVII века (1640г.). Среди других событий, с которыми в научной литературе отсчитывают Новое время Реформация (1517г.), открытие испанцами Нового Света (1492г.), падение Константинополя (1453г.)  и даже начало Великой Французской революции (1789г.). Переход же из Нового в Новейшее время в современной науке знаменуется Первой мировой войной (1914-1918гг.).2

     Между тем, в формировании политических идей в Новом времени можно выделить несколько относительно самостоятельных  этапов, обладающих собственной спецификой. Это периоды: «Возрождения и Реформации», ранних антифеодальных революций, эпоха Просвещения и политические идеи начала 19го века.3

     Тем не менее, сколько бы споров ни ходило, вокруг дат, выделяющих данный период, несомненно одно, именно он породил  мыслителей, внесших в политологию  идеи и принципы гражданского общества, правового государства, социализма, поэтому, изучение политических идей того времени остается актуальной и сегодня.

     Объектом  исследования являются основные политические идеи периода Нового времени. Предмет  исследования - наиболее знаменательные политико-правовые теории зародившиеся в период Нового времени. При написании данной работы основными методами исследования являлись общенаучные: индукция и дедукция, а также межотраслевые: методы исторического и логического анализа.

     Структура работы включает в себя рассмотрение основных тенденций и направлений  развития политической мысли Нового времени, а также детальное рассмотрение некоторых идей того времени. 

     Развитие  политической мысли  в Новое время 

     Период  возрождения и  реформации

     На  протяжении всего Средневековья  церковь играла основополагающую роль в развитии государства и права. Она идеально вписывалась в господствующий на Западе феодализм, обосновывая закономерность, справедливость и богоугодность существующего строя. Однако, к периоду Реформации, опирающаяся на многовековую традицию церковь и религия, некогда созданные людьми, превратилась в чуждую им силу, противопоставляющую народу духовенство с его иррациональными обрядами и догмами. Возникновение политического отчуждения того времени стало прямым следствием отчуждения религиозного.4

     Таким образом, одним из главных векторов движения политической мысли того времени  становится сознательный отказ, от преимущественной ориентации всей политической системы  на духовно-религиозные ценности и  догмы. На передний план выходят мирская  жизнь. На смену теологической трактовки  политики приходит ее рационально-критическое  понимание, базирующееся не на слепой вере, а на анализе политической практики. В этот период обозначились правовые и политические основы гражданского общества. Прежде всего, утверждается идея природного, морального, правового и религиозного равенства людей, которая ложится в основу и новых политико-правовых концепций, и массовых религиозно-политических движений. Также, государство начинает рассматриваться как общественное явление, не зависимое от религии и церкви. За главную предпосылку, обусловливающую необходимость и деятельность государства отныне берется "природа человека", его склонности и интересы. Государство и право логически выводится из этой посылки, рассматривались в связи с интересами людей, их отношениями, историей и природной средой. Тем самым закладывается фундамент для концепции естественного права и неотъемлемых прав человека.5

     Многие  программные идеи XVI в. получили развитие в буржуазной политико-правовой идеологии  последующих веков; таковы идеи незыблемости частной собственности и договорных отношений, свободы промыслов и  торговли, осуществление которых  при формальном равенстве лиц  образует капиталистический вариант  гражданского общества.6

     В это же время, складываются идеи, отрицающие не только феодально-сословное общество, но и любой строй, основанный на частной собственности и имущественном неравенстве. Взгляд на платоновскую общность имуществ как на основу рационально организованного общества с самого начала был коррективом к буржуазному образу гражданского общества, содержа идею его социализации.

  Наиболее  ярким представителем этого периода  стал итальянец Ноколло Макиавелли (1469-1527). Его политическое учение основано на изучении опыта деятельности Античных и современных ему правительств. Он рассматривал политику, лишь как автономную сторону человеческой деятельности, являющуюся воплощением воли человека в рамках необходимости. Таким образом, ее определяет не бог, а практика и естественные законы жизни, вкупе с психологией человека, для которого в основе политической деятельности, прежде всего, лежат стремление к обогащению, корысть и иные реальные интересы.

  Макиавелли  отрицал абстрактные политические идеалы, оперирую понятием ситуации и  относительности политических оценок. Его теория стоит на выдвинутом им принципе политического реализма, предполагающий отказ от идеалистичных построений, основанных на понятиях «должное», «нравственность» учитывая лишь такие условия действительности, как подчинение политических действий практическим интересам.  

     Период  ранних антифеодальных революций

     К периоду ранних антифеодальных революций (XVII в.) церковь была отделена от политики, и, не смотря на то, что она все еще оказывала существенное влияние, в том числе на ход этих революций, борьба против теологии, религиозной догматики и диктата церкви, а также разработка рациональных и светских воззрений на мир встали в центре всей прогрессивной европейской политико-правовой мысли этого этапа.7 Именно в этот период происходит окончательно отделение политической мысли от церковной догматики.

     Первые  попытки создания таких теорий встречаются  у нидерландских мыслителей Гуге Гроция (1583—1645 гг.) и Б. Спинозы (1632—1677 гг.). Однако у этих мыслителей данные теории существуют только в схематическом виде. Довольно развитое систематическое развитие они получают в политических учениях английских мыслителей Томаса Гоббса (1588—1679 гг.) и Джона Локка (1632—1704 гг.)

     Этот  этап развития политической мысли, характеризуется  развитием естественной теории права, самым значим постулатом которой является идея всеобщего естественного равенства людей и возникновением теории общественного договора.  В своем первичном виде эти теории встречаются у нидерландских ученых Гюго Гроция (1583-1645гг) и Б. Спинозы (1632-1677гг.), однако существуют лишь в схематическом и недоразвитом виде. Однако именно эти идеи в дальнейшем получат детальное раскрытие в работах Томаса Гоббса (1588-1679) и Джона Локка (1632-1704гг).

     По  мнению Гоббса, государство возникло на основе общественного договора из прогосударственного состояния. Основополагающей идеей при этом является идея равенства людей в физический и умственных аспектах. Из этого равенства он выводит идею равенства целей, утверждая, что каждый человек в своем естественном состоянии имеет право на все. Но по той причине, что эти права у всех равны, то возникает конкуренция. Таким образом, основополагающим принципом естественного состояния человека является «война всех против всех». В результате этого возникает у всех возникает опасность быть уничтоженными. Именно этот страх приводит всех к миру на определенных условиях, на основании которых люди приходят к некоему соглашению. На основании этого соглашения или договора и возникает государство.

     В Противовес Гоббсу, Локк выдвигая договорную теорию возникновения государства исходит из того, что первоначальным человеческим состоянием были естественная свобода и равенство.8 Основными устоями, таким образом, становятся личная свобода и уважение к частной собственности. Соглашение, отчуждающее часть прав государству – не отменяет этого естественного состояния, а только возлагает на последнее обязанность блюсти принципы естественного права, в особенности право частной собственности.

     Также Локк развил теорию разделения властей, которая предполагает различение законодательной, исполнительной и союзной властей. Каждая из этих ветвей власти исполняет свою функцию: издает законы, приводит их в исполнение или занимается вопросами политики соответственно. Судебная власть при этом объединена с исполнительной. В дальнейшем данную теорию развил Ш.Л. Монтескье описав, ставшую уже классической теорию разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную, так как только при таком разделении возможно гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотребления властей.

     Ш.Л. Монтескье является также одним  из основоположников радикально-демократического направления в западноевропейской политической мысли, в произведениях  которого принципы свободы, равенства  превратились в развернутые политические учения. Свободу и равенство Монтескье  рассматривал как фундаментальные  свойства человеческой природы, а, следовательно, и «государство разума». Он считал, что общественный интерес удовлетворяется  лишь путем следования правильно  понятому частному интересу. Понимая  свободу как независимость, он считал, что в общественной жизни сталкиваются отдельные свободы, а потому свобода  есть право делать все, что дозволено  законом, отсюда — «разрешено все, что  не запрещено законом».

     Таким образом, претерпели изменения воззрения на свободы человека. В противоположность авторам Средневековья, видевшим в свободе воли корень всех бед человеческих, автора данного периода считали свободу воли, направляемую разумом, основой общежития, отношений между людьми, каждый из которых свободен в своих поступках, в выборе вариантов поведения и потому должен нести ответственность за свои действия, тем самым закладывается фундамент для концепции гражданского общества.9

     Попытки использовать категории частного права  для объяснения причин его возникновения  и существования ввели в содержание политико-правовых теорий не только главную идею общественного договора, но и категорию естественного состояния, перспективную для последующего исследования догосударственной истории человечества, а также проблему взаимных прав и обязательств власти и народа. 

  Эпоха Просвещения

  Век Просвещения, как часто называют XVIII век, был временем наивысшего развития гуманистических и рационалистических начал, существовавших в буржуазной политико-правовой идеологии. Острый кризис феодализма, неизбежность и близость революционных преобразований в  наиболее развитых странах, союз буржуазии  с народом в общей борьбе против феодализма обусловили широкое распространение  идеалистического убеждения в том, что после уничтожения феодального  неравенства и деспотизма грядет эпоха всеобщего счастья, мира и  благоденствия.

     В этот период было завершено развитие ряда политико-правовых концепций, им были приданы классические формы. Таковы доктрина прав человека и гражданина, теория общественного договора, концепция  всесилия разумного закона, доктрина разделения властей, теория представительной и непосредственной демократии и  ряд других.10 Особенность соотношения содержания политико-правовых доктрин того времени и их программных положений состояла в том, что теоретические проблемы рассматривались чаще всего в связи с близкой перспективой их непосредственного претворения в практику.

  Главной и общей идеей Просвещения  было низвержение сословно-феодального  строя и учреждение общества, основанного  на равенстве людей, их правах и свободах.11 В процессе обсуждения принципов организации будущего общества постоянно ставился вопрос о связи отношений собственности со степенью осуществимости прав и свобод личности. Буржуазной стала та политико-правовая идеология, которая либо признавала неустранимость имущественного неравенства (Вольтер, Монтескье и др.), либо предлагала смягчить крайности богатства и нищеты, в какой-то мере уравнять имущества людей, оставив собственность частной (Руссо и др.). От буржуазной отличалась коммунистическая идеология, основная идея которой состояла в замене частной собственности общностью имуществ. Важным дополнением к программе создания гражданского общества было представление теоретиков-коммунистов о необходимости материальных, экономических гарантий прав и свобод личности.

Информация о работе Политические идеи нового времени