Политические и правовые взгляды С.Будного

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 17:07, контрольная работа

Описание работы

Сымон Будны (примерно 1530-1593) – известный белорусский писатель, педагог, философ, богослов и проповедник, имя которого в XVI веке было широко известно в Англии, Германии, Италии и других странах Западной Европы.

С. Будны был чрезвычайно образованным человеком. Кроме родного белорусского языка он отлично владел классическим латинским, древнееврейским, а также греческим, старославянским, польским и другими языками, что позволяло ему углублять свои знания в античных культурах, анализировать достижения Средневековья, без трудностей знакомиться с произведениями Эразма Роттердамского, Мартина Лютера, Жана Кальвина и других западноевропейских философов и писателей. [5]

Содержание

1. Палiтычныя i прававыя погляды С.Буднага с. 3

2. Палiтычныя i прававыя погляды Уладзiмiра Самойлы

(1878-1941) с. 13



Лiтэратура с. 16

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ-ИПиПМБ.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

1. Палiтычныя i прававыя погляды С.Буднага                                                   с. 3   

2. Палiтычныя i прававыя погляды Уладзiмiра Самойлы                                          

    (1878-1941)                                                                                                        с. 13                                                 

   

Лiтэратура                                                                                                              с. 16      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПАЛIТЫЧНЫЯ I ПРАВАВЫЯ ПОГЛЯДЫ С. БУДНАГА 

    Сымон Будны (примерно 1530-1593) – известный белорусский писатель, педагог, философ, богослов и проповедник, имя которого в XVI веке было широко известно в Англии, Германии, Италии и других странах Западной Европы.

    С. Будны был чрезвычайно образованным человеком. Кроме родного белорусского языка он отлично владел классическим латинским, древнееврейским, а также греческим, старославянским, польским и другими языками, что позволяло ему углублять свои знания в античных культурах, анализировать достижения Средневековья, без трудностей знакомиться с произведениями Эразма Роттердамского, Мартина Лютера, Жана Кальвина и других западноевропейских философов и писателей. [5]

    С.Будный сделал неимоверно много для белорусской, славянской и всей европейской культуры. На протяжении всей своей жизни он беспрерывно развивал идеи гуманизма, самоотверженно защищал знания и науку, искал пути усовершенствования человека и общества. Наверное поэтому, на протяжении столетий к его трудам не исчезал интерес потомков. Многие ученые кропотливо изучали творчество просветителя XVI века, всесторонне осмысляя его вклад в развитие культуры эпохи Возрождения и Реформации. [3]

    На протяжении почти 30-летней творческой деятельности, из-под пера нашего знаменитого писателя вышли книги «Катехизис», «Оправдание грешного человека перед Богом» (Несвиж, 1562), «О главных принципах христианской веры» (Лоск, 1576), сборник «О светском государстве» (Лоск, 1583), переводы Библии (1570, 1572, 1574), Апокрифов (1570) и другие.

    На политические взгляды С.Будного,  как и на других мыслителей 16-17 в.в., оказывали влияние протестантские  движения в Западной Европе. Проникая  в Беларусь, они корректировались под влиянием местной культурной традиции и политической специфики.

   В культурной и политической  жизни Великого княжества Литовского (ВКЛ) особенно были известны  такие протестантские течения,  как кальвинизм антитринитаризм.

    В народном реформаторском движении  на Беларуси учение Кальвина нашло свое проявление в распространении идеи социального равенства, а в среде средних и верхних слоев белорусской шляхты – идеи расширения и укрепления шляхетской демократии и свобод, в стремлении подчинить церковную власть монарху.

   В 50-60-е гг. 16 в. в кальвинистсткой организации княжества выделилась группа радикалов, которые называли себя антитринитариями, литовскими братьями, арианами.

    Среди антитринитариями не было  единства. Одна часть их занимала  леворадикальные позиции и считала, что христиане не должны занимать государственные должности, владеть поместьями и подневольными. Они отстаивали социальное равенство, выступали против национального и религиозного неравенства, конструировали утопические проекты переустройства феодального общества на примитивных коммунистических принципах, сочетая их с религиозными формами.

    Другая часть антитринитариев  придерживалась умеренных взглядов, не отвергая устоев феодального общества, а стремясь реформировать его, опираясь на нормы христианской морали, сделать его более цивилизованным и справедливым. Это стремление нашло свое отражение в трудах С.Будного. Его перу принадлежит специально посвященное политическим проблемам печатное сочинение «О светском государстве». Ряд политических проблем им рассматривается также в публикации «Катехизиса». [2, с. 22]

    Далее рассмотрим основные политико-правовые  идеи С.Будного.

     
 
 
 

О происхождении власти и её назначении 

    Решение проблемы сущности власти  во время горячих политических  дискуссий 60-80 годов XVI века имело важное значение, потому что от него зависело содержание и характер предлагаемых социально-политических доктрин.

    С.Будный в отличии от своих  радикально-агрессивных оппонентов, преданных сторонников утопических приверженцев полного равноправия и свободы людей, наоборот, занимал рационально-консервативную позицию. Как человек неординарный, он к тому же имел данные блестящего государственного деятеля, потому что, как никто другой из его окружения, глубоко чувствовал личную и историческую ответственность за каждое высказанное слово, за каждую мысль.

    Исключительные способности позволяли  ему во время выработки своей  социально-политической доктрины учитывать все факторы общественной жизни, благодаря чему он достигал сбалансированности интересов разных социальных групп. В результате теоретических размышлений С.Будного и сделанных на их основе практических рекомендаций улучшения светской власти, стали наиболее эффективными и принесли оптимально возможную пользу людям того времени.

    Будный считал, что всякая власть, всякое правительство и даже каждая его часть происходят от Бога, сотворенная его волей и уже потому она является неприкосновенной и необходимой, даже если находятся люди, которые думают по другому. Но Будный превзошёл традиционные представления про смысл власти, сделав заметные открытия в теории государства. Он доказал, что в случаях, когда от власти исходит зло, то виновата не власть, как таковая, а конкретные люди, которые воспользовались властью не для достижения общественного блага, а с целью удовлетворения личных амбиций. Власть ни при чем, утверждал С.Будный, когда власть предержащие превращаются в жестоких тиранов. Власть так же невиновна, как невиновно золото, которое ничтожные люди используют для злых и никчемных дел.[3]

    К тому же не все служебные лица – плохие люди, среди них есть много добросовестных чиновников, которые ради выполнения служебных обязанностей даже жертвуют своей жизнью. Из его доказательств вытекает, что для усовершенствования власти необходимо повышение нравственности и ответственности лиц, которые занимаю государственные должности.

   С.Будный был приверженцем просвещенной монархии и противником тирании (абсолютной власти одного человека, которая опирается на насилие). Осуждая тиранию, он между тем считал, что она не должна свергаться насильственно. «Власть – дело хорошее, нужное и полезное, она может быть в христовой церкви, если Бог дает ее. Если же не дает, то домогаться ее силой не следует, а надо довольствоваться тем представителем власти, которого Бог дал в этой стране.».Но при этом он делает оговорку, что если король или другое служебное лицо будет принуждать что-нибудь сделать против бога или его заповедей, то лучше принять смерть, чем послушаться их. Отстаивая божественное происхождение государственной власти, белорусский мыслитель не отвергал и демократические принципы занятия государственных должностей. [2, с.25, 26]

    Главной целью назначения всякой власти и наивысшее её предназначение, по мнению С.Будного – достижение спокойствия в государстве, защита прав всех граждан, защита интересов каждого человека и всего общества.

    Будный, как никто другой видел  недостатки государства того  времени, но при этом, он никогда  не бросался в крайность и  не требовал, в отличии от других, её ликвидации, а предлагал эволюционный путь развития и усовершенствования общества путем внесения в жизнь ряда гуманистических принципов, на которых, согласно его теории, должны были строится взаимоотношения между представителями власти и всем остальным обществом, которые были подданными Великого Княжества. 
 

Власть  и граждане 

    Все представители власти – великие князья, воеводы, старосты, гетманы канцлеры, судьи и другие, - в соответствии в учением С.Будного были слугами Божьими, его помазанниками (избранниками) и поставленными им пастырями.

С другой стороны, граждане, шляхта являются юридически подданными великого князя. Они должны безоговорочно подчиняться ему и назначенным им представителям закона, исполнять без пререканий все приказы и распоряжения. «Мы учим и признаем, - писал белорусский просветитель, что все без исключения обжили свой кусок земли, перво-наперво христиане должны быть безупречными подданными и подчиняться наивысшему господину – императору, царю или королю или их наместникам, и относиться к ним с большим почтением».

    С.Будный разработал систему взаимных обязанностей представителей власти и простых граждан, сформулировал наиважнейшие принципы поддержания гражданского мира в государстве.

    Во-первых, шляхта никогда, и ни при каких обстоятельствах не должна выступать против власти, даже когда это тирания. Вторая обязанность, граждан – всегда просить Бога за своих господ, даже когда они не христиане. Третья обязанность граждан – своевременно вносить в государственную казну предусмотренные законом налоги, потому что и сам Христос, говорил Будный, хоть и происходил из царского рода, исправно платил их и других наставлял регулярно платить, говоря: «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Богово». Четвертая обязанность граждан – без всяких пререканий отправляться на воинскую или другую службу, когда приказ отдан господином. Пятая обязанность граждан, согласно слов Симона Будного, - необходимость полного подчинения тому власть предержащему, которого Бог дал земле, и запрет силой менять его или требовать другого. В качестве подтверждения приведенного положения Будный приводил в пример поведение Апостолов и их учеников, которые никогда не требовали себе других правителей и королей, хотя и жили в непростое для Христианства время Ирода.

    Будный в своих работах сформулировал то, какими должны быть правители, сформулировал этический кодекс государя, обозначил круг его главных обязанностей и прав, а так же формы управления государством.

    Христианский государь, согласно мнения С.Будного должны быть богобоязненным, справедливым, милосердным; он должен защищать вдов, убогих и сирот; назначать на должности судей четных и порядочных людей и строго следить за исполнением законов, которые в свою очередь, должны основываться на Священном Писании. Монарх христианского государства, во всем должен руководствоваться не личными интересами, а выгодой всей страны, всех сословий; он не может, не имеет права начинать войну с другими государствами, только преследуя цель расширения границ своих владений.

    Приверженец образования, развития гуманистических принципов взаимоотношений между людьми через образование, С.Будный призывал монархов окружать себя мудрыми и образованными личностями, которые могли бы давать мудрые советы, особенно в сложные моменты, что бы властью не причинялся вред простым гражданам.

    Строгое исполнение гражданами своих обязанностей и высокая ответственность правителей, осознание ими важности своей миссии и давали, по мнению белорусского просветителя, гарантию спокойствия в государстве, создавали наиболее благоприятные условия для развития общества и личности. 

О способах политического  действия 

    Неоднозначно относился Будный к такому способу политического действия, как война. С нравственных позиций он делит войны на справедливые и несправедливые. К несправедливым войнам, которые он называл разбоем, он относил войны, которые имели целью захват чужих городов, княжеств, земель. К таким войнам он относился отрицательно.

    Справедливые войны – это войны  оборонительные. Их необходимо вести,  чтобы не позволить завоевание страны. Ведя такие войны, король или князь должны не допускать, чтобы «враги подданных мучили, вязали, в плен гнали, женам и девушкам насилие творили, церковь уничтожали, детей оскверняли или били, города опустошали, учителей разгоняли и всяким хорошим делам вредили.».

    Будный отстаивал принцип правового  государства, в котором правит  закон. Так, он считал, что только  правительство имеет право наказывать  преступников, причем на основе закона. Всякое же самовольное убийство недопустимо. Между тем он не отрицал права на самооборону при нападении на человека разбойника или другого обидчика.

Информация о работе Политические и правовые взгляды С.Будного