Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является обоснование выводов воздействия учений Древнего Востока на развитие государства и права.
Задачей является рассмотрение таких вопросов как, политическая и правовая идеология Древней Индии и Китая, анализ существовавших учений, смысл и результаты пропаганды данных направлений, отражение в последующем развитии данных государств и всего Востока в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3
I. Политическая и правовая идеология Древней Индии…………….. 5
1.1. Брахманизм……………………………………………………. 5
1.2. Буддизм………………………………………………………… 9
II. Политическая и правовая мысль Древнего Китая………………... 12
2.1. Даосизм………………………………………………………… 12
2.2. Конфуцианство………………………………………………... 15
2.3. Моизм………………………………………………………….. 18
2.4. Легизм………………………………………………………….. 21
Заключение……………………………………………………………… 25
Список использованной литературы…………………………………. 30

Работа содержит 1 файл

катя. древний вочток.docx

— 65.12 Кб (Скачать)

  Многие страны древневосточного мира длительное время развивались изолированно друг от друга и процесс зарождения политической идеологии протекал в них, что называется, в чистом виде, независимо от внешних влияний. Подобная ситуация крайне редко повторялась в последующей истории у других народов20. Кроме того, высокий уровень культуры и богатые литературные традиции сочетались здесь с замедленными темпами социального развития. Значительное число памятников письменности, сохранившихся от древних цивилизаций Востока, относится к тому периоду, когда процессы образования классов и государства не получили своего завершения. Это позволяет воссоздать достаточно полную картину возникновения политического и правового сознания из нерасчлененной (синкретической) идеологии раннеклассовых обществ.

  Методологическое  значение истории Востока определяется также тем, что, несмотря на многочисленные исследования, проведенные за последние десятилетия, общественная мысль народов Востока остается менее изученной, чем социальные доктрины, получившие распространение в Западной Европе. Сказанное в полной мере относится и к современному состоянию исследований по истории политических и правовых учений. Подавляющее большинство вопросов, связанных с формированием политической теории в государствах Древнего Востока, не получило однозначного решения и продолжает вызывать дискуссии в научных кругах. В свою очередь это неизбежно сказывается на понимании общих закономерностей развития политико-правовой идеологии, ее особенностей на различных этапах истории и т.п.

  В настоящее время интерес к  идейному наследию Древнего Востока  заметно возрос. Его стимулировало  национально-освободительное движение в Индии, Китае, Египте и других странах, входивших в состав древневосточного региона. Образование независимых  государств с древней и самобытной культурой усилило интерес к их историческому прошлому. Немаловажную роль при этом сыграло пробуждение национального самосознания народов Востока, стремление молодых государств сохранить традиции, унаследованные от предшествующих эпох.

  Некоторые течения общественной мысли, зародившиеся в глубокой древности, переживают сегодня  период своеобразного возрождения. Например, в Китае после окончания  пресловутой “культурной революции” вновь получило официальное признание  конфуцианство. В ряде государств Юго-Восточной  Азии политико-правовая идеология развивается  под воздействием концепций “буддистского  социализма”. С этими процессами до известной степени связано  и распространение восточных  религиозных культов в промышленно  развитых странах, включая Россию, где  за последние годы появилось немало почитателей кришнаизма и других течений.

  Современное содержание религиозных и морально-политических доктрин, возникших в государствах Древнего Востока, расходится с их первоначальным смыслом. Было бы поэтому серьезным просчетом отыскивать в них общечеловеческие ценности, вечные начала справедливости и т.п. В частности, конфуцианские принципы человеколюбия первоначально относились только к китайцам и сочетались с представлением о том, что Китай – это центр Поднебесной, которому должны подчиниться все остальные народы. Исторически адекватное освещение политико-правовых концепций прошлого требует учитывать обстановку, в которой они зародились, и не допускает их модернизации.

  В государствах Древнего Востока политические и правовые учения еще не обособились  от мифов, не сформировались в относительно самостоятельную сферу общественного  сознания.

  Незавершенный характер этого процесса проявлялся в следующем.

  Во-первых, политико-правовые учения Древнего Востока  оставались сугубо прикладными. Главное  содержание их составляли вопросы, касающиеся искусства управления, механизма  осуществления власти и правосудия. Иначе говоря, в политических доктринах  разрабатывались не столько теоретические  обобщения, сколько конкретные проблемы техники и методов отправления  власти.

  Государственная власть при этом в подавляющем  большинстве учений отождествлялась  с властью царя или императора. Причиной тому послужила свойственная Древнему Востоку тенденция к  усилению власти единоличных правителей и образованию такой формы  государственного управления обществом, как восточная деспотия. Верховный  правитель считался олицетворением государства, средоточием всей государственной  жизни. “Государь и его держава  – вот главные элементы государства”, – сказано в индийском трактате “Артхашастра”.

  Во-вторых, политические учения Древнего Востока  не отделялись от морали и представляли собой этико-политические доктрины. Повышенный интерес к проблемам  морали вообще характерен для идеологии  формирующихся классов. Это общая  закономерность всей истории политической мысли, и наиболее отчетливо она  проявилась на стадии формирования раннеклассовых обществ.

  Преобразования  в обществе и государстве во многих древневосточных учениях связывались  с изменениями морального облика людей. Само искусство управления подчас сводилось к нравственному совершенствованию государя, к управлению силой личного примера. “Если правитель утвердит свое совершенство, – говорилось в китайской книге “Шу цзин”, – то во всем его многочисленном народе не будет сообществ злоумышленников” Многие акции социального протеста проходили под лозунгами морального содержания и были направлены против конкретных носителей или узурпаторов власти. Народные массы выступали главным образом за восстановление справедливости, перераспределение богатства, но не подвергали сомнению экономические и политические основы общества.

  В-третьих, для политико-правовых учений Древнего Востока характерно то, что в них  не только сохранялись, но и развивались  религиозно-мифологические воззрения. Преобладание в политических учениях  практико-прикладной и нравственной тематики приводило к тому, что  наиболее общие, отвлеченные от непосредственной практики вопросы (например, происхождение  государства и права, их историческое развитие) оставались без решения  либо решались при помощи тех воззрений, которые предоставляло религиозно-мифологическое сознание21.

  Социально-политические теории Древнего Востока, одним словом, являлись сложными идеологическими  образованиями, состоявшими из религиозных  догм, моральных представлений и  прикладных знаний о политике и праве. Соотношение этих элементов в  различных учениях было неодинаково.

  Развернутые религиозные учения были созданы  идеологами господствующих сословий. Эти учения освящали социальное неравенство, привилегии знати, власть эксплуататорской верхушки. Основы общества объявлялись божественными установлениями, и любая попытка посягательства на них рассматривалась как вызов богам Народным массам стремились внушить благоговейный страх перед божественной властью государя, привить смирение и покорность22.

  Господствующей  идеологии противостояли политические взгляды угнетенных. Они критиковали официальные религиозные догмы, искали новые формы веры, выступали против гнета и произвола, выдвигали требования в защиту справедливости. Их идеи оказывали значительное влияние на развитие политической теории. Правящие круги всегда были вынуждены учитывать в идеологии требования эксплуатируемого большинства. Некоторые идеи социальных низов, как, скажем, призыв библейского пророка Исайи перековать мечи на орала, используются в политической идеологии до сих пор.

  Вследствие  экономической отсталости, завоевательных войн и других причин многие государства  Древнего Востока утратили независимость  или погибли. Возникшие в них  политические учения, как правило, не получали дальнейшего развития. Последовательная преемственность истории политико-правовой мысли сохранялась лишь в Индии  и Китае. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  литературы

  1. История политических и правовых учений: Учебник Под ред. О.Э. Лейста, М.: Юридическая литература, 2007. – 576 с.
  2. История политических и правовых учений, Лазарев В. М.: Высшее образование, 2008 – 237 с.
  3. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. — 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: Норма, 2004. - 944 c.
  4. История Древнего Китая, учебник, Селеверстов А., М.: Истра, 2009 – 562 с.
  5. Буддизм Древней Индии, уч. пособие, Некрасова И. М.: Момент, 2010 – 635 с.
  6. Анализ политических и правовых учений Древнего Востока, Гурьянов В. М.: Матрица, 2011 – 257 с. 

Информация о работе Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока