Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:28, курсовая работа
Целью работы является обоснование выводов воздействия учений Древнего Востока на развитие государства и права.
Задачей является рассмотрение таких вопросов как, политическая и правовая идеология Древней Индии и Китая, анализ существовавших учений, смысл и результаты пропаганды данных направлений, отражение в последующем развитии данных государств и всего Востока в целом.
Введение…………………………………………………………………. 3
I. Политическая и правовая идеология Древней Индии…………….. 5
1.1. Брахманизм……………………………………………………. 5
1.2. Буддизм………………………………………………………… 9
II. Политическая и правовая мысль Древнего Китая………………... 12
2.1. Даосизм………………………………………………………… 12
2.2. Конфуцианство………………………………………………... 15
2.3. Моизм………………………………………………………….. 18
2.4. Легизм………………………………………………………….. 21
Заключение……………………………………………………………… 25
Список использованной литературы…………………………………. 30
Многие страны древневосточного мира длительное время развивались изолированно друг от друга и процесс зарождения политической идеологии протекал в них, что называется, в чистом виде, независимо от внешних влияний. Подобная ситуация крайне редко повторялась в последующей истории у других народов20. Кроме того, высокий уровень культуры и богатые литературные традиции сочетались здесь с замедленными темпами социального развития. Значительное число памятников письменности, сохранившихся от древних цивилизаций Востока, относится к тому периоду, когда процессы образования классов и государства не получили своего завершения. Это позволяет воссоздать достаточно полную картину возникновения политического и правового сознания из нерасчлененной (синкретической) идеологии раннеклассовых обществ.
Методологическое значение истории Востока определяется также тем, что, несмотря на многочисленные исследования, проведенные за последние десятилетия, общественная мысль народов Востока остается менее изученной, чем социальные доктрины, получившие распространение в Западной Европе. Сказанное в полной мере относится и к современному состоянию исследований по истории политических и правовых учений. Подавляющее большинство вопросов, связанных с формированием политической теории в государствах Древнего Востока, не получило однозначного решения и продолжает вызывать дискуссии в научных кругах. В свою очередь это неизбежно сказывается на понимании общих закономерностей развития политико-правовой идеологии, ее особенностей на различных этапах истории и т.п.
В
настоящее время интерес к
идейному наследию Древнего Востока
заметно возрос. Его стимулировало
национально-освободительное
Некоторые
течения общественной мысли, зародившиеся
в глубокой древности, переживают сегодня
период своеобразного возрождения.
Например, в Китае после окончания
пресловутой “культурной
Современное
содержание религиозных и морально-
В
государствах Древнего Востока политические
и правовые учения еще не обособились
от мифов, не сформировались в относительно
самостоятельную сферу
Незавершенный характер этого процесса проявлялся в следующем.
Во-первых, политико-правовые учения Древнего Востока оставались сугубо прикладными. Главное содержание их составляли вопросы, касающиеся искусства управления, механизма осуществления власти и правосудия. Иначе говоря, в политических доктринах разрабатывались не столько теоретические обобщения, сколько конкретные проблемы техники и методов отправления власти.
Государственная власть при этом в подавляющем большинстве учений отождествлялась с властью царя или императора. Причиной тому послужила свойственная Древнему Востоку тенденция к усилению власти единоличных правителей и образованию такой формы государственного управления обществом, как восточная деспотия. Верховный правитель считался олицетворением государства, средоточием всей государственной жизни. “Государь и его держава – вот главные элементы государства”, – сказано в индийском трактате “Артхашастра”.
Во-вторых, политические учения Древнего Востока не отделялись от морали и представляли собой этико-политические доктрины. Повышенный интерес к проблемам морали вообще характерен для идеологии формирующихся классов. Это общая закономерность всей истории политической мысли, и наиболее отчетливо она проявилась на стадии формирования раннеклассовых обществ.
Преобразования
в обществе и государстве во многих
древневосточных учениях
В-третьих,
для политико-правовых учений Древнего
Востока характерно то, что в них
не только сохранялись, но и развивались
религиозно-мифологические воззрения.
Преобладание в политических учениях
практико-прикладной и нравственной
тематики приводило к тому, что
наиболее общие, отвлеченные от непосредственной
практики вопросы (например, происхождение
государства и права, их историческое
развитие) оставались без решения
либо решались при помощи тех воззрений,
которые предоставляло
Социально-политические теории Древнего Востока, одним словом, являлись сложными идеологическими образованиями, состоявшими из религиозных догм, моральных представлений и прикладных знаний о политике и праве. Соотношение этих элементов в различных учениях было неодинаково.
Развернутые религиозные учения были созданы идеологами господствующих сословий. Эти учения освящали социальное неравенство, привилегии знати, власть эксплуататорской верхушки. Основы общества объявлялись божественными установлениями, и любая попытка посягательства на них рассматривалась как вызов богам Народным массам стремились внушить благоговейный страх перед божественной властью государя, привить смирение и покорность22.
Господствующей
идеологии противостояли
Вследствие
экономической отсталости, завоевательных
войн и других причин многие государства
Древнего Востока утратили независимость
или погибли. Возникшие в них
политические учения, как правило, не
получали дальнейшего развития. Последовательная
преемственность истории
Список литературы
Информация о работе Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока