Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является обоснование выводов воздействия учений Древнего Востока на развитие государства и права.
Задачей является рассмотрение таких вопросов как, политическая и правовая идеология Древней Индии и Китая, анализ существовавших учений, смысл и результаты пропаганды данных направлений, отражение в последующем развитии данных государств и всего Востока в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3
I. Политическая и правовая идеология Древней Индии…………….. 5
1.1. Брахманизм……………………………………………………. 5
1.2. Буддизм………………………………………………………… 9
II. Политическая и правовая мысль Древнего Китая………………... 12
2.1. Даосизм………………………………………………………… 12
2.2. Конфуцианство………………………………………………... 15
2.3. Моизм………………………………………………………….. 18
2.4. Легизм………………………………………………………….. 21
Заключение……………………………………………………………… 25
Список использованной литературы…………………………………. 30

Работа содержит 1 файл

катя. древний вочток.docx

— 65.12 Кб (Скачать)

Содержание 
 

  Введение…………………………………………………………………. 3

  I. Политическая и правовая идеология  Древней Индии…………….. 5

  1.1. Брахманизм……………………………………………………. 5

  1.2.  Буддизм………………………………………………………… 9

  II. Политическая и правовая мысль  Древнего Китая………………... 12

  2.1. Даосизм………………………………………………………… 12

  2.2. Конфуцианство………………………………………………... 15

  2.3. Моизм………………………………………………………….. 18

  2.4. Легизм………………………………………………………….. 21

  Заключение……………………………………………………………… 25

  Список  использованной литературы…………………………………. 30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение   

  Древнейшие  политико-правовые учения возникли в  Египте, Индии, Палестине, Китае и  других странах древнего Востока. В  цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, крайне медленным развитием индивидуальной частной собственности. Современные исследователи относят древневосточные общества к так называемым локальным цивилизациям земледельческого типа.

  Основную  массу населения в государствах Древнего Востока составляли крестьяне, объединенные в сельские общины. Рабовладение, несмотря на довольно широкое распространение  в некоторых странах (например, в  Египте, Индии), в производстве решающей роли не играло1. Привилегированное положение в обществе занимали лица, принадлежавшие к аппарату государственной власти, придворная и имущественная знать. На содержании политической идеологии Древнего Востока сказались прежде всего традиционализм общинной жизни, незрелость классов и классового самосознания. Патриархальные сельские общины ограничивали инициативу человека, удерживая его в рамках вековых обычаев. Политическая мысль Древнего Востока длительное время развивалась на основе религиозно-мифологического мировоззрения, унаследованного от родового строя2.

  Главенствующее  место в политическом сознании раннеклассовых обществ занимали мифы о божественном, сверхъестественном происхождении  общественных порядков. С этими мифами были тесно связаны традиции обожествления  существующей власти и ее предписаний. Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались потомками или наместниками богов и наделялись священными чертами.

  Политические  взгляды были тесно переплетены  с общемировоззренческими, моральными и иными представлениями. Древнейшие правовые запреты, например, являлись одновременно общемировоззренческими принципами, религиозными заповедями и моральными предписаниями. Такого рода воззрения прослеживаются в  законах царя Хаммурапи, в правовых предписаниях Талмуда, в индийских  религиозных книгах.

  Актуальнсоть моей темы заключается в огромном влиянии учений Древнего Востока на государственный строй, правовую идеалогию и обычную жизнь граждан большинства восточных стран.  

  Актуальность  проблем политических и правовых учений в государствах Древнего Востока, поставленных и решенных разными направлениями, наложила сильный отпечаток идеологических оценок на последующее исследование доктрин и движений той эпохи.

  Целью работы является обоснование выводов  воздействия учений Древнего Востока на развитие государства и права.

  Задачей является рассмотрение таких вопросов как, политическая и правовая идеология Древней Индии и Китая, анализ существовавших учений, смысл и результаты пропаганды данных направлений, отражение в последующем развитии данных государств и всего Востока в целом.

    Объектом  являются политические учения Древнего Китая и Индии, их истоки и основатели. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  I. Политическая и правовая идеология Древней Индии  

  Ведущими  направлениями в политической и  правовой идеологии Древней Индии  являлись брахманизм и буддизм. Они  возникли в середине I тысячелетия до н.э., когда у арийских племен, покоривших Индию, началось образование классов3. Своими корнями оба направления восходили к религиозно-мифологическому мировоззрению, изложенному в Ведах – древних ритуальных книгах ариев. Идейные расхождения между брахманизмом и буддизмом произошли на почве толкования мифов и правил поведения, которые освящала религия. Наиболее острые разногласия между ними были связаны с трактовкой правил для варн – родовых групп, положивших начало кастовой организации индийского общества4.

  Варн  у древних индийцев было четыре –  варна жрецов (брахманы), варна воинов (кшатрии), варна земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшьи) и низшая варна (шудры). Согласно ведическому преданию, варны произошли из тела космического великана Пуруши, из уст которого родился брахман, из рук – кшатрий, из бедер – вайшья, а из ступней – шудра. Члены первых трех варн считались полноправными общинниками. У них в подчинении находились шудры. 

    1. Брахманизм

  На  основе религиозно-мифологических представлений  брахманы создали новую идеологию – брахманизм. Она была направлена на утверждение верховенства родовой знати в складывающихся государствах. Социально-политические идеи различных школ брахманизма отражены в многочисленных законоведческих и политических трактатах. Наиболее авторитетным среди них был трактат “Манавадхармашастра” (“Наставления Ману о дхарме” – составлен в период II в. до н. э. – II в. н. э.). На русский язык трактат переведен под названием “Законы Ману”.

  Одним из краеугольных положений религии  брахманизма был догмат о перевоплощении душ, согласно которому душа человека после смерти будет блуждать по телам  людей низкого происхождения, животных и растений либо, если он провел праведную  жизнь, возродится в человеке более  высокого общественного положения  или в небожителе. Поведение человека и его будущие перерождения брахманы оценивали в зависимости оттого, как он выполняет предписания  дхармы культовые, общественные и семейные обязанности, установленные богами для каждой варны. Брахманам предписывалось изучение Вед, руководство народом и обучение его религии; кшатриям полагалось заниматься военным делом. Управлять государственными и общественными делами было привилегией двух высших варн5.

  Вайшьи  должны были обрабатывать землю, пасти  скот и торговать. “Но только одно занятие Владыка указал для шудры  – служение этим (трем) варнам со смирением”, – утверждали “Законы Ману” Формально шудры были свободными, но то положение в обществе, которое отводили им “Законы Ману”, мало чем отличалось от положения рабов. В идеологии брахманизма были разработаны подробные правила жизни для шудр, а также для других низших сословий, к которым причислялись рожденные от смешанных браков, рабы и неприкасаемые. Для иноземцев и племен, не знавших деления на варны, рабство признавалось естественным явлением6.

  Идеологический  смысл учения о дхарме заключался в том, чтобы обосновать кастовый строй и привилегии наследственной знати, оправдать подневольное положение  трудящихся. Сословная принадлежность определялась порождению и являлась пожизненной. Переход в высшие варны брахманы допускали лишь после смерти человека, в его “будущей жизни”, как награду за служение богам, терпение и кротость. Средством, обеспечивающим кастовые предписания, выступало в брахманизме государственное принуждение, понимаемое как продолжение карающей силы богов. Идея наказания была основополагающим принципом политической теории – ей придавалось столь огромное значение, что саму науку управления государством называли учением о наказании “Весь мир подчиняется посредством Наказания”, – провозглашали “Законы Ману”. Определяя принуждение как главный метод осуществления власти, идеологи жречества усматривали его назначение в том, чтобы “ревностно побуждать вайшьев и шудр исполнять присущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир”7.

  Государственную власть “Законы Ману” описывают  как единоличное правление государя. В каждом благоустроенном государстве, разъясняли составители трактата, существует семь элементов – царь, советник, страна, крепость, казна, войско и союзники. Важнейший элемент в этом перечне – царь. Учение о “семичленном царстве” соответствовало уровню развития политических учреждений в раннеклассовом обществе, особенно при деспотических режимах, и представляло собой одну из первых в истории попыток создать обобщенный образ государства.

  К обожествлению царской власти идеологи жречества подходили с кастовых позиций. Правители из кшатриев и  брахманов приравнивались к богам, тогда как цари, принадлежавшие к  низшим кастам, уподоблялись содержателям притонов. Политическим идеалом брахманизма  являлось своеобразное теократическое государство, в котором царь правит под руководством жрецов.

  Брахманы  претендовали на то, чтобы государи признали верховенство религиозного закона над светским. Теория брахманизма отражала в этом отношении идеи, при помощи которых жречество боролось за политическую гегемонию в обществе.

  Особое  место в истории древнеиндийской  политической мысли занимает трактат  под названием “Артхашастра” (“Наставления о пользе”) Его автором считается брахман Каутилья – советник царя Чандрагупты, основавшего в IV в. до н. э могущественную империю Маурьев. Первоначальная рукопись трактата перерабатывалась и дополнялась примерно до III в. н. э.

  Трактат воспроизводит положения брахманизма  о кастовых предписаниях, о необходимости  обеспечения закона дхармы суровыми наказаниями, о превосходстве жречества  над другими сословиями, его монополии  на отправление религиозного культа. В полном соответствии с постулатами  брахманизма авторы проводят идеи господства наследственной знати и подчинения светских правителей жрецам. Царь должен следовать дворцовому Жрецу, говорится  в трактате, “как ученик учителю, как  сын отцу, как слуга господину”.

  В то же время трактат содержит идеи, не совпадавшие с традиционным учением  жречества8. В отличие от ортодоксальных школ брахманизма, настаивавших на верховенстве религиозного закона, авторы трактата отводили главную роль в законодательной деятельности государю. Как подчеркивалось в “Артхашастре”, из четырех видов узаконения дхармы – царского указа, священного закона (дхармашастры), судебного решения и обычая – высшей силой обладает царский указ “Если священный закон не согласуется с дхармой, установленной указом, то применять следует последнюю, ибо книга закона в этом случае теряет силу”. При отсутствии разногласий между ними религиозный закон оставался незыблем, и ему отдавалось предпочтение перед судебными решениями и обычным правом.

  На  первый план в “Артхашастре” выдвинута идея сильной централизованной царской власти. Государь предстает здесь неограниченным самодержавным правителем. Каутилья рекомендует царям руководствоваться в первую очередь интересами укрепления государства, соображениями государственной пользы и не останавливаться, если того требуют обстоятельства, перед нарушением религиозного долга. Основное внимание создатели трактата уделяют не религиозному обоснованию царской власти, а практическим рекомендациям по управлению государством. “Артхашастра” – наиболее полный в индийской литературе свод прикладных знаний о политике, своего рода энциклопедия политического искусства.

  Эти новые для брахманизма идеи были направлены на то, чтобы освободить деятельность государства от стесняющих ее религиозных традиций, избавить правителей от необходимости сверять  каждый шаг с догматами религии. В этом были заинтересованы как светские правители, стремившиеся упрочить государство  и ослабить влияние жрецов на политику, так и определенные круги самого жречества, готовые поступиться  частью своих привилегий ради консолидации господствующих сословий. Идеи “Артхашастры” выражали программу взаимных уступок со стороны светской власти и жречества. Можно предположить, что необходимость таких взаимных уступок была вызвана повышением политической активности господствующих классов при объединении древнеиндийских государств в империю Маурьев. 

  1.2.  Буддизм

  В борьбе против жреческой религии  сформировался буддизм. Он возник в VI–V вв. до н. э. Его основателем, согласно преданию, был принц Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой, т. е. Просветленным. Самый ранний из дошедших до нас сводов буддийского канона – “Типитака” (буквально “Три корзины” – название, видимо, произошло от того, что тексты канона были тематически разделены на три части) “Типитака” датируется II–I вв. до н. э.

  Ранний  буддизм представлял собой религиозно-мифологическое учение В качестве центральной им была выдвинута идея освобождения человека от страданий, причиной которых являются мирские желания.

  Предварительным условием спасения буддисты объявили выход человека из мира и вступление его в монашескую общину. В раннем буддизме существовали две системы  религиозно-моральных предписаний: одна – для членов монашеской общины, другая – для мирян.

  В буддийские монашеские общины допускались  только свободные. Вступающий в общину должен был отказаться от семьи и  собственности, перестать соблюдать  предписания своей варны. “Я называю брахманом того, кто свободен от привязанностей и ничего не имеет,” – говорит в каноне Будда. “Но я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать”9. Основатели буддизма утверждали, что добиться спасения могут не только брахманы, но и выходцы из других каст, если они получат статус архата в результате духовного подвижничества. Монашеская жизнь детально регламентировалась.

Информация о работе Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока