Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:28, курсовая работа
Целью работы является обоснование выводов воздействия учений Древнего Востока на развитие государства и права.
Задачей является рассмотрение таких вопросов как, политическая и правовая идеология Древней Индии и Китая, анализ существовавших учений, смысл и результаты пропаганды данных направлений, отражение в последующем развитии данных государств и всего Востока в целом.
Введение…………………………………………………………………. 3
I. Политическая и правовая идеология Древней Индии…………….. 5
1.1. Брахманизм……………………………………………………. 5
1.2. Буддизм………………………………………………………… 9
II. Политическая и правовая мысль Древнего Китая………………... 12
2.1. Даосизм………………………………………………………… 12
2.2. Конфуцианство………………………………………………... 15
2.3. Моизм………………………………………………………….. 18
2.4. Легизм………………………………………………………….. 21
Заключение……………………………………………………………… 25
Список использованной литературы…………………………………. 30
Содержание
Введение……………………………………………………
I.
Политическая и правовая
1.1. Брахманизм…………………………………
1.2. Буддизм………………………………………………………… 9
II. Политическая и правовая мысль Древнего Китая………………... 12
2.1. Даосизм…………………………………………
2.2. Конфуцианство…………………………
2.3. Моизм………………………………………………
2.4. Легизм……………………………………………
Заключение………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………….
30
Введение
Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Индии, Палестине, Китае и других странах древнего Востока. В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, крайне медленным развитием индивидуальной частной собственности. Современные исследователи относят древневосточные общества к так называемым локальным цивилизациям земледельческого типа.
Основную массу населения в государствах Древнего Востока составляли крестьяне, объединенные в сельские общины. Рабовладение, несмотря на довольно широкое распространение в некоторых странах (например, в Египте, Индии), в производстве решающей роли не играло1. Привилегированное положение в обществе занимали лица, принадлежавшие к аппарату государственной власти, придворная и имущественная знать. На содержании политической идеологии Древнего Востока сказались прежде всего традиционализм общинной жизни, незрелость классов и классового самосознания. Патриархальные сельские общины ограничивали инициативу человека, удерживая его в рамках вековых обычаев. Политическая мысль Древнего Востока длительное время развивалась на основе религиозно-мифологического мировоззрения, унаследованного от родового строя2.
Главенствующее место в политическом сознании раннеклассовых обществ занимали мифы о божественном, сверхъестественном происхождении общественных порядков. С этими мифами были тесно связаны традиции обожествления существующей власти и ее предписаний. Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались потомками или наместниками богов и наделялись священными чертами.
Политические взгляды были тесно переплетены с общемировоззренческими, моральными и иными представлениями. Древнейшие правовые запреты, например, являлись одновременно общемировоззренческими принципами, религиозными заповедями и моральными предписаниями. Такого рода воззрения прослеживаются в законах царя Хаммурапи, в правовых предписаниях Талмуда, в индийских религиозных книгах.
Актуальнсоть моей темы заключается в огромном влиянии учений Древнего Востока на государственный строй, правовую идеалогию и обычную жизнь граждан большинства восточных стран.
Актуальность проблем политических и правовых учений в государствах Древнего Востока, поставленных и решенных разными направлениями, наложила сильный отпечаток идеологических оценок на последующее исследование доктрин и движений той эпохи.
Целью работы является обоснование выводов воздействия учений Древнего Востока на развитие государства и права.
Задачей является рассмотрение таких вопросов как, политическая и правовая идеология Древней Индии и Китая, анализ существовавших учений, смысл и результаты пропаганды данных направлений, отражение в последующем развитии данных государств и всего Востока в целом.
Объектом
являются политические учения Древнего
Китая и Индии, их истоки и основатели.
I.
Политическая и правовая
идеология Древней Индии
Ведущими направлениями в политической и правовой идеологии Древней Индии являлись брахманизм и буддизм. Они возникли в середине I тысячелетия до н.э., когда у арийских племен, покоривших Индию, началось образование классов3. Своими корнями оба направления восходили к религиозно-мифологическому мировоззрению, изложенному в Ведах – древних ритуальных книгах ариев. Идейные расхождения между брахманизмом и буддизмом произошли на почве толкования мифов и правил поведения, которые освящала религия. Наиболее острые разногласия между ними были связаны с трактовкой правил для варн – родовых групп, положивших начало кастовой организации индийского общества4.
Варн
у древних индийцев было четыре –
варна жрецов (брахманы), варна воинов
(кшатрии), варна земледельцев, ремесленников
и торговцев (вайшьи) и низшая варна (шудры).
Согласно ведическому преданию, варны
произошли из тела космического великана
Пуруши, из уст которого родился брахман,
из рук – кшатрий, из бедер – вайшья, а
из ступней – шудра. Члены первых трех
варн считались полноправными общинниками.
У них в подчинении находились шудры.
На основе религиозно-мифологических представлений брахманы создали новую идеологию – брахманизм. Она была направлена на утверждение верховенства родовой знати в складывающихся государствах. Социально-политические идеи различных школ брахманизма отражены в многочисленных законоведческих и политических трактатах. Наиболее авторитетным среди них был трактат “Манавадхармашастра” (“Наставления Ману о дхарме” – составлен в период II в. до н. э. – II в. н. э.). На русский язык трактат переведен под названием “Законы Ману”.
Одним
из краеугольных положений религии
брахманизма был догмат о перевоплощении
душ, согласно которому душа человека
после смерти будет блуждать по телам
людей низкого происхождения, животных
и растений либо, если он провел праведную
жизнь, возродится в человеке более
высокого общественного положения
или в небожителе. Поведение человека
и его будущие перерождения брахманы
оценивали в зависимости
Вайшьи должны были обрабатывать землю, пасти скот и торговать. “Но только одно занятие Владыка указал для шудры – служение этим (трем) варнам со смирением”, – утверждали “Законы Ману” Формально шудры были свободными, но то положение в обществе, которое отводили им “Законы Ману”, мало чем отличалось от положения рабов. В идеологии брахманизма были разработаны подробные правила жизни для шудр, а также для других низших сословий, к которым причислялись рожденные от смешанных браков, рабы и неприкасаемые. Для иноземцев и племен, не знавших деления на варны, рабство признавалось естественным явлением6.
Идеологический смысл учения о дхарме заключался в том, чтобы обосновать кастовый строй и привилегии наследственной знати, оправдать подневольное положение трудящихся. Сословная принадлежность определялась порождению и являлась пожизненной. Переход в высшие варны брахманы допускали лишь после смерти человека, в его “будущей жизни”, как награду за служение богам, терпение и кротость. Средством, обеспечивающим кастовые предписания, выступало в брахманизме государственное принуждение, понимаемое как продолжение карающей силы богов. Идея наказания была основополагающим принципом политической теории – ей придавалось столь огромное значение, что саму науку управления государством называли учением о наказании “Весь мир подчиняется посредством Наказания”, – провозглашали “Законы Ману”. Определяя принуждение как главный метод осуществления власти, идеологи жречества усматривали его назначение в том, чтобы “ревностно побуждать вайшьев и шудр исполнять присущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир”7.
Государственную
власть “Законы Ману” описывают
как единоличное правление
К обожествлению царской власти идеологи жречества подходили с кастовых позиций. Правители из кшатриев и брахманов приравнивались к богам, тогда как цари, принадлежавшие к низшим кастам, уподоблялись содержателям притонов. Политическим идеалом брахманизма являлось своеобразное теократическое государство, в котором царь правит под руководством жрецов.
Брахманы претендовали на то, чтобы государи признали верховенство религиозного закона над светским. Теория брахманизма отражала в этом отношении идеи, при помощи которых жречество боролось за политическую гегемонию в обществе.
Особое
место в истории
Трактат
воспроизводит положения
В то же время трактат содержит идеи, не совпадавшие с традиционным учением жречества8. В отличие от ортодоксальных школ брахманизма, настаивавших на верховенстве религиозного закона, авторы трактата отводили главную роль в законодательной деятельности государю. Как подчеркивалось в “Артхашастре”, из четырех видов узаконения дхармы – царского указа, священного закона (дхармашастры), судебного решения и обычая – высшей силой обладает царский указ “Если священный закон не согласуется с дхармой, установленной указом, то применять следует последнюю, ибо книга закона в этом случае теряет силу”. При отсутствии разногласий между ними религиозный закон оставался незыблем, и ему отдавалось предпочтение перед судебными решениями и обычным правом.
На первый план в “Артхашастре” выдвинута идея сильной централизованной царской власти. Государь предстает здесь неограниченным самодержавным правителем. Каутилья рекомендует царям руководствоваться в первую очередь интересами укрепления государства, соображениями государственной пользы и не останавливаться, если того требуют обстоятельства, перед нарушением религиозного долга. Основное внимание создатели трактата уделяют не религиозному обоснованию царской власти, а практическим рекомендациям по управлению государством. “Артхашастра” – наиболее полный в индийской литературе свод прикладных знаний о политике, своего рода энциклопедия политического искусства.
Эти
новые для брахманизма идеи были
направлены на то, чтобы освободить
деятельность государства от стесняющих
ее религиозных традиций, избавить
правителей от необходимости сверять
каждый шаг с догматами религии.
В этом были заинтересованы как светские
правители, стремившиеся упрочить государство
и ослабить влияние жрецов на политику,
так и определенные круги самого
жречества, готовые поступиться
частью своих привилегий ради консолидации
господствующих сословий. Идеи “Артхашастры”
выражали программу взаимных уступок
со стороны светской власти и жречества.
Можно предположить, что необходимость
таких взаимных уступок была вызвана повышением
политической активности господствующих
классов при объединении древнеиндийских
государств в империю Маурьев.
1.2. Буддизм
В борьбе против жреческой религии сформировался буддизм. Он возник в VI–V вв. до н. э. Его основателем, согласно преданию, был принц Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой, т. е. Просветленным. Самый ранний из дошедших до нас сводов буддийского канона – “Типитака” (буквально “Три корзины” – название, видимо, произошло от того, что тексты канона были тематически разделены на три части) “Типитака” датируется II–I вв. до н. э.
Ранний
буддизм представлял собой
Предварительным
условием спасения буддисты объявили
выход человека из мира и вступление
его в монашескую общину. В раннем
буддизме существовали две системы
религиозно-моральных
В буддийские монашеские общины допускались только свободные. Вступающий в общину должен был отказаться от семьи и собственности, перестать соблюдать предписания своей варны. “Я называю брахманом того, кто свободен от привязанностей и ничего не имеет,” – говорит в каноне Будда. “Но я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать”9. Основатели буддизма утверждали, что добиться спасения могут не только брахманы, но и выходцы из других каст, если они получат статус архата в результате духовного подвижничества. Монашеская жизнь детально регламентировалась.
Информация о работе Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока