Политические и правовые учения в странах Древнего мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:26, реферат

Описание работы

Во всемирной истории политических и правовых учений сконцентрирован большой политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследователей проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот опыт оказывает заметное влияние на современные политические и правовые воззрения.

Содержание

Глава 1. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока…………3
§ 1. У истоков политико-правовой мысли ……………………………........3
§ 2. Политическая и правовая мысль Древней Индии и
Древнего Китая............................................................................................................5
Глава 2. Политические и правовые учения в Древней Греции……….....………..6
Глава 3. Общая характеристика основных направлений политической и правовой мысли в Древнем Риме…………………………………….……………12
§ 1. Учение Цицерона о государстве и праве …………………………….13
§ 2. Политико-правовые воззрения римских стоиков…………………….20
§ 3. Учение римских юристов о праве…….....…………………………….22

Работа содержит 1 файл

история полит. и правовых учений - политические и правовые учения в странах древнего мира.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

Социальная и политико-правовая проблематика освещается Аристотелем с позиций идеального понимания полиса-города-государства как политического общения свободных и равных людей.

Самую правильную форму  государства Аристотель называет политией. Из неправильных форм государства тирания  – наихудшая.

Аристотель говорит о большом числе рабов в лучшем государстве. В связи с освящением темы войны Аристотель подробно останавливается на проблеме рабства. Военное дело подчеркивает он нужно не для порабощения других народов, а прежде всего для того, чтобы самим не попасть в рабство. В целом право Аристотель называет «политическим правом», которое делит на естественное и условное.

Полибий, видный греческий  историк и политический деятель  эллинистического периода, характеризует  смену государственных форм как  кругооборот в рамках определенного замкнутого цикла. Политико-правовая мысль этого периода нашла свое выражение в учениях Эпикура, стоиков и Полибия.

По своим философским  воззрениям Эпикур был продолжателем  атомистического учения Демокрита. Природа, по его мнению, развивается по своим собственным законам, без участия богов.

Этика - связующее звено  между его физическими и политико-правовыми  представлениями. Этика Эпикура  носит индивидуалистический характер. Свобода человека - это его ответственность  за разумный выбор своего образа жизни.

Главная цель государственной  власти и основания политического  общения, по Эпикуру, состоят в обеспечении  взаимной безопасности людей, преодоления  ими взаимного страха, непричинения ими друг другу вреда. Настоящая  безопасность достигается лишь благодаря тихой жизни и удалении от толпы. Исходя из этого государство и закон трактуются Эпикуром как результат договора людей между собой об их общей пользе - взаимной безопасности.

Основателем стоицизма  был Зенон. Мироздание в целом, согласно стоицизму, управляется судьбой. Судьба как управляющее и господствующее начало есть одновременно «разум мироздания, или закон всего сущего в мироздании». Судьба в учении стоиков выступает в качестве такого «естественного закона», который имеет в то же время божественный характер и смысл.

В основе гражданского общежития  лежит, по мысли стоиков, естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь между собой. Государство, следовательно, выступает  как естественное объединение, а  не искусственное, условное, договорное образование.

Отталкиваясь от универсального характера естественного закона стоики обосновывали представление  о том, что все люди - граждане единого мирового государства и  что человек - гражданин вселенной.

Учение стоиков оказало  сильное влияние на взгляды Полибия - греческого историка и политического деятеля.

Для него характерен государственнический взгляд на происходящие события, согласно которому то или иное устройство государства  играет определяющую роль во всех человеческих отношениях.

Историю возникновения  государственности и последующей  смены государственных форм Полибий  изображает как естественный процесс, совершающийся по «закону природы».  Всего имеется шесть основных форм государства, которые в порядке их естественного возникновения и смены занимают следующее место в рамках полного их цикла: царство, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.

Полибий полагает, что  «совершеннейшей формой надлежит признать такую, в которой соединяются  особенности царства, аристократии, демократии».

Обычаи и законы характеризуются  Полибием в качестве двух основных начал, присущих каждому государству. Он подчеркивал взаимосвязь и  соответствие между добрыми обычаями и законами, хорошими нравами людей  и правильным устройством их государственной жизни.

Мы видим, что уже  в Древней Греции были созданы  социально-политические теории, которые  во многом предопределили дальнейшее развитие социально-политической мысли. Древнегреческие мыслители были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания. Поэтому можно говорить не только о вкладе древних греков в историю философской, политической и правовой мысли, но и о создании ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных сферах теории и практики.

 

Глава 3. Общая характеристика основных направлений политической и правовой мысли в Древнем Риме

 

История древнеримской  политической и правовой мысли  охватывает целое тысячелетие и в своей  эволюции отражает существенные изменения  в социально-экономической и политико-правовой жизни  Древнего  Рима.  Историю Древнего Рима принято делить на три периода: царский (754  -510 гг. до н.э.), республиканский (509 - 28  гг.  до  н. э.),  императорский (27 г. до н.э. - 476 г. н.э.). Причем  единая  Римская империя в 395 году н. э. была  окончательно  разделена на  Западную (столица - Рим) и Восточную (столица - Константинополь)  империи,  и последняя (Восточно-римская, Византийская  империя)  просуществовала до 1453 года. Политико-правовые институты и воззрения в Древнем Риме  развивались на протяжении его долгой истории в условиях  острой  борьбы между  различными  слоями  населения  -   патрициями   и   плебеями, нобилитетом (из патрициев и богатых плебеев) и неимущими, оптиматами (приверженцами верхов общества) и популярами (сторонниками свободных низов), свободными и рабами.

В условиях рабовладельческого общества, где рабы не были самостоятельными субъектами политической и правовой  жизни  и  оставались лишь объектами  чужой собственности, борьба за политическую власть развертывалась внутри  привилегированного  меньшинства.

Хотя движения рабов  не выдвинули сколько-нибудь четких и самостоятельных  политико-правовых  концепций  и  программ,  однако  они, нанося чувствительные  удары  по  устоям  рабовладельческого  строя, несомненно, оказывали влияние на развитие  политической  и  правовой идеологии тогдашнего общества. Это влияние заметно и в том  внимании к «проблеме рабов», которая характерна для ведущих  теорий  Древнего Рима, для учений Цицерона, стоиков, юристов, идеологов раннего  христианства.

Древнеримская политико-правовая мысль находилась  под  заметным воздействием соответствующих древнегреческих  концепций. Примечательно, что, когда  в середине V века до н. э. плебеи потребовали  составления писаного законодательства, в Грецию  были  направлены  римские посланцы для ознакомления с греческим законодательством, и  особенно с законами Солона. Результаты этого ознакомления  были  использованы при составлении важного источника древнеримского права -  знаменитых 3аконов ХII таблиц (первые десять таблиц были  приняты  в 451 году до н. з., две последние составлены и приняты в  45О  -  449 гг. до н.э.).

Значительное влияние  на древнеримских  авторов  оказали,  кроме того, взгляды Сократа, Платона,  Аристотеля,  эпикурейцев,  стоиков, Полибия и многих других греческих мыслителей.

Так, материалистические воззрения Демокрита  и  Зпикура,  представления Демокрита о прогрессивном  развитии людей  от  первоначального  естественного состояния до создания упорядоченной  политической жизни, государства и законов, мысль Эпикура о  договорном  характере государства и права были восприняты и развиты Титом  Лукрецием  Каром (99 - 55 гг. до н. э.) в его известной поэме «О природе вещей».

В своих теоретических  построениях римские  авторы  использовали естественно-правовые идеи греческих мыслителей, их учения о политике и политической справедливости, о  формах  государства,  о  смешанной форме правления и т. д.

Однако  следует  иметь  в  виду,  что  римские  авторы  не  ограничивались лишь простым  заимствованием  положений  своих  предшественников, а применяли их творчески  и  развивали  дальше  с  учетом специфических социально-политических условий и задач  римской  действительности. Например, характерная для древнегреческой  мысли  идея взаимосвязи политики и права получила  свое  дальнейшее  развитие  и новое  выражение  в  трактовке  Цицероном  государства  как  публично-правовой общности. Представление греческих  стоиков  о  свободном индивиде было использовано римскими авторами (Цицероном и  юристами) при создании, по существу, новой концепции  -  понятия  юридического лица (правовой личности, персоны).

Значительным  достижением  древнеримской  мысли  было  создание самостоятельной науки - юриспруденции. Римские юристы тщательно разработали  обширный комплекс политико-правовых проблем в области общей теории государства и права, а также отдельных юридических  дисциплин (гражданского права,  государственного  и  административного  права, уголовного права, международного права).

 Римские авторы  в своих  построениях теоретически  отразили  ту новую,  отличную  от  древнегреческой,   историческую   и   социально-политическую реальность, в обстановке которой они жили  и действовали (высокое развитие рабовладения и отношений товарного производства, кризис полисного устройства государства и  старой  полисной идеологии, превращение Рима в мировую державу, переход от республики к империи, от традиционных форм правления к новым формам единоличной власти - к принципату и доминату, кризис рабского  труда  и  становление колоната и т. д.). Оставаясь идеологическими защитниками основ существовавшего строя, они вместе с тем  в  теоретическом  отношении внесли своим творчеством заметный вклад в историю учений о  государстве и праве и тем самым оказали большое влияние на последующее развитие политико-правовых учений в средневековье и новое время.

 

§ 1. Учение Цицерона о государстве и праве

 

Марк Туллий Цицерон (106 -  43  гг.  до  н. э.) знаменитый римский оратор, государственный  деятель  и  мыслитель.  В его  обширном  творчестве  значительное  внимание  уделено  проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены им в работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд политико-правовых проблем  он рассматривает и в других  произведениях  (например,  «Об  обязанностях»), а также в многочисленных политических и судебных речах.

 Государство (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние народа. Причем он подчеркивает, что «народ не любое соединение  людей, собранных вместе каким  бы то ни было образом, а   соединение многих людей, связанных между собою  согласием  в  вопросах права и общностью интересов».  Тем  самым  государство  в  трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех  его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих  концепций, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, «общий правопорядок». Таким образом,  Цицерон  стоит  у  истоков  юридизации  понятия государства, которое в последующем имело много приверженцев,  вплоть до современных сторонников идеи «правового государства».

Основную причину происхождения  государства  Цицерон  видит  не столько в слабости людей и  их страхе (точка зрения Полибия), сколько  в их врожденной потребности жить вместе.  Разделяя  в  этом  вопросе позицию Аристотеля, Цицерон расходится с широко распространенными  в то время представлениями эпикурейцев о договорном характере  возникновения государства.

Влияние Аристотеля заметно  и в трактовке Цицероном  роли  семьи как первоначальной ячейки общества, из которой постепенно  и  естественным путем возникает государство. Он отмечает  изначальную  связь государства и собственности и воспроизводит положение стоика Панетия о том, что причиной образования  государства  является  охрана  собственности. Нарушение неприкосновенности частной  и  государственной собственности Цицерон  характеризует  как  осквернение  и  нарушение справедливости и права.

В русле традиций древнегреческой  мысли Цицерон уделяет  большое  внимание анализу различных форм государственного устройства, возникновению одних форм из других, «круговороту» этих форм, поискам  «наилучшей» формы и т. д. Критерии различения форм государственного устройства Цицерон усматривает в «характере и воле»  тех,  кто  правит государством. В зависимости от числа правящих он различает три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть  (демократию).  «И  вот,  когда  верховная  власть находится в руках у одного человека, мы называем этого одного царем, а такое государственное устройство  -  царской  властью.  Когда  она находится в руках у выборных, то говорят, что эта гражданская община управляется колей оптиматов. Народной же (ведь ее  так  и  называют) является такая община, в которой все находится в руках народа».  Все эти простые формы (или виды) государства не совершенны и не  наилучшие, но они, по Цицерону, все же терпимы и могут быть вполне прочны, если только сохраняются те основы и связи (в том числе и  правовые), которые впервые накрепко объединили людей в силу их общего участия в создании государства. Каждая из этих форм имеет свои  достоинства  и недостатки. В случае, если бы предстоял выбор  среди  них,  предпочтение отдается царской власти, а на последнее место ставится  демократия.  «Благоволением своим, - пишет Цицерон, -  нас  привлекают  к себе цари, мудростью - оптиматы, свободой -  народы».  Перечисленные достоинства правления, по мысли Цицерона, могут и должны быть  в  их совокупности, взаимосвязи и единстве  представлены  в  смешанной  (а потому и наилучшей) форме государства, а в простых  формах  государства эти достоинства представлены односторонне, что и  обусловливает недостатки простых форм, ведущие к борьбе  между  различными  слоями населения за власть, к смене форм власти, к их  вырождению  в «неправильные» формы.

Так, при царской власти, поясняет Цицерон, все прочие люди  отстранены от участия в принятии решений и законов, народ не пользуется свободой и отстранен от власти и  при  господстве  оптиматов.  При  демократии же, «когда все  вершится  по  воле  народа,  то,  как  бы справедлив и умерен он ни был,  все-таки  само  равенство  это  несправедливо, раз при нем нет ступеней в общественном положении».

Информация о работе Политические и правовые учения в странах Древнего мира