Политические и правовые учения Н. М. Карамзина

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:13, реферат

Описание работы

Первая половина XIX в. характеризуется широким спектром политических идей, рассматривающих будущее России.

С водарением Александра I в стране изменяется политический режим. При царе сложился кружок «молодых друзей» из либерально мыслящих людей, получивший впоследствии название «Негласный комитет».

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. Краткая биография…………………………………………………..4

2. Политические и правовые учения………………………………….6

Заключение……………………………………………………………….14

Список использованной литературы…………………………………15

Работа содержит 1 файл

ИППУ.docx

— 34.06 Кб (Скачать)

     Предъявляя  высокие требования к личности, поставленной по воле Бога над людьми, Карамзин считал, что предпочтительнее полагаться на нравственные качества правителя, нежели на те законы, которыми в западных странах принято ограничивать монарха. Однако это не отказ от принципа законности в деятельности верховной власти в стране. В данном случае, упоминая «западные законы», он скорее имеет в виду новшества, достигнутые революционным путем, к которым Карамзин относился отрицательно, причем он опасался не только революций, но и серьезных реформ, полагая, что эти мероприятия не способны разрешить проблемы, стоящие перед Россией. Здесь «более требуется мудрости хранительной, нежели творческой... новости идут к новостям и благоприятствуют необузданности произвола». Однако Карамзин не противопоставлял Россию Западу, напротив, «он, — по мнению историка С. Ф. Платонова, — мыслил Россию как одну из европейских стран и русский народ как один из равнокачественных с прочими нациями». Не впадал он и в другую крайность, «не клял Запада во имя любви к Родине», но не хотел и забывать собственную историю и унижать свой народ. «Россия, — писал Н. М. Карамзин, — существует уже более тысячи лет и не в образе дикой Орды, но в виде государства великого», поэтому он советовал бережно относиться к «древним учреждениями и нравам». Здесь Карамзин как бы продолжил мысль дипломата XVII в. А. Л. Ордина-Нащокина о том, что «не стыдно доброму навыкать со стороны», но при этом свои порядки и нравы следует беречь и уважать.

     В своем правопонимании Карамзин придерживался естественно-правовой теории, утверждая, что в нравственном государстве законы гражданские должны полностью соответствовать законам естественным.

     Историк подчеркивал ответственность работы законодателя, которому при подготовке новых законопроектов следует тщательно  рассматривать «все вещи с разных сторон, а не с одной, иначе, пресекая зло, он может сделать еще более  зла». Он отмечал также назревшую  необходимость современного пересмотра всех российских законов путем проведения инкорпоративных и кодификационных работ. Карамзину хотелось видеть издание обширного Свода законов, в котором бы законы были систематизированы и снабжены комментариями. Необходимость в проведении таких работ давно назрела, так как многие законы устарели и даже стали вредными, поэтому следует некоторые из них «исправить... в особенности же уголовные, жестокие и варварские... но они существуют к стыду нашего законодательства».

     Но  более, нежели на законы, автор «Записки»  полагался на распространение просвещения  и нравственное воспитание народа. Однако взгляды его отличались непоследовательностью. Так, с одной стороны, он выступал сторонником просвещения и желал  бы широко распространить в стране политические и исторические знания (и сам всемерно содействовал этому), а с другой — критиковал принятую в западноевропейских странах систему  просвещения, считая ее излишне теоретической  и оторванной от практической деятельности. Карамзин полагал, что «в России нет охотников для высших наук», купцам нужна арифметика, стряпчим и судьям — основы юриспруденции, а не познания в римском праве, ибо современный уровень отечественной науки еще не подготовлен к восприятию «общих знаний», сейчас необходимо для пользы отечества от каждого человека единственно требовать нужных для той службы знаний, которой он желает себя посвятить». В такой форме Карамзин возражал Сперанскому, предложившему «введение экзаменов на чин» в целях повышения общей образованности и компетентности русских чиновников.

     Карамзин  уделил внимание и сословной организации  общества, в структуре которого он выделял: духовенство, дворянство, купечество, крестьянство и прочий народ.

     Дворянство  он рассматривал как сословие, пользующееся особыми привилегиями, обеспеченное уважением и достатком. Дворяне  должны занимать высокие посты в армии и на государственной службе, но тем не менее Карамзин всегда повторял, что и для низких сословий нельзя «заграждать пути» к чинам и званиям, если они обладают способностями и имеют «превосходные знания».

     Духовенство — «учительное сословие», и поэтому оно должно обладать высоким нравственным потенциалом и образовательным уровнем. Его следует хорошо обучать в специальных заведениях и достаточно обеспечивать.

     В определении положения крестьян и дальнейших перспектив развития крестьянства как основного сословия России суждения Карамзина противоречивы. Будучи сторонником естественно-правовой концепции, Карамзин признавал за каждым человеком его неотъемлемое, естественное право на свободу и в связи с этим считал, что Борис Годунов был не прав, когда укрепил за господами вольных крестьян (Карамзин имеет в виду перепись населения, проведенную при Федоре Иоанновиче, когда правителем был Годунов, а затем введение урочных лет). Крестьяне по справедливости, отмечал он, «могут требовать прежней свободы», но современное их состояние бесперспективно, ибо земель у них нет и, получив свободу, они не смогут ее реализовать, так как вынуждены будут оставаться на прежней земле и работать у тех же помещиков, так что «в их жизни мало что изменится». К тому же отмена крепости может вызвать и определенные беспорядки, ибо, получив свободу, крестьяне начнут себе подыскивать других владельцев, в результате поля останутся невозделанными и, прежде всего, потерпит убыток казна. Между тем хлебом снабжают страну помещики, а не «вольные хлебопашцы». Кроме того, крестьяне, лишившись узды, начнут «пьянствовать и злодействовать». Монарх же в сохранении порядка в стране полагается на дворян, которые «опора трона и хранители порядка и тишины в стране», и если поколебать существующее положение, то государству может угрожать гибель.

     Облегчение  участи крестьян Карамзин ожидает не от отмены крепостного права, а от установления над крестьянами «благоразумной власти помещика»: введения умеренного оброка, законного определения размеров барщины, хорошего личного обращения и т. д. Власть помещиков над крестьянами в целях недопущения злоупотреблений он предлагал поставить под контроль губернаторов и в случаях выявления недостойного поведения дворян учреждать над ними опеку.

     Предложенные  Карамзиным мероприятия успеха не обещали.

     По-видимому, он не понимал всей бесперспективности крепостного права для экономического развития России. Во внешнеполитических отношениях Карамзин придерживался  мирной ориентации. «Политическая система  московских государей заслуживала  удивления своей мудростью, имея целью одно благоденствие народа; они воевали только по необходимости, всегда готовые к миру... восстановив  Россию в умеренном величии, не алкали завоеваний неверных или опасных, желая  сохранять, а не приобретать». В организации  современной армии Карамзин усматривал необходимость перемен: сокращения ее численности, уничтожения военных  поселений и «уменьшения строгости  в безделицах». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Предложенные  Карамзиным мероприятия успеха не обещали.

     По-видимому, он не понимал всей бесперспективности крепостного права для экономического развития России. Во внешнеполитических отношениях Карамзин придерживался  мирной ориентации. «Политическая система  московских государей заслуживала  удивления своей мудростью, имея целью одно благоденствие народа; они воевали только по необходимости, всегда готовые к миру... восстановив  Россию в умеренном величии, не алкали завоеваний неверных или опасных, желая  сохранять, а не приобретать». В организации  современной армии Карамзин усматривал необходимость перемен: сокращения ее численности, уничтожения военных  поселений и «уменьшения строгости  в безделицах».

     В данной работе исследованы все указанные  в содержании пункты в частности, краткая биография и подробно описаны политические и правовые учения М. Н. Карамзина. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. М.: Юридическая литература, 1997. – 576 с.
  2. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. – 2-е изд., стереотип. / Под общ. ред. академика РАН, доктора юридических наук, профессора В.С. Нерсесянца. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-М), 2000. – 763 с.
  3. История политических и правовых учений: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. В.И. Власова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 512 с.
  4. Леонтович В.В. История либерализма в России 1762 – 1914. М., 1995. - С.67 – 135
  5. Рыжов К.В. 100 великих россиян. – М., 2001. – 656 с.

Информация о работе Политические и правовые учения Н. М. Карамзина