Политические и правовые учения Н. М. Карамзина

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:13, реферат

Описание работы

Первая половина XIX в. характеризуется широким спектром политических идей, рассматривающих будущее России.

С водарением Александра I в стране изменяется политический режим. При царе сложился кружок «молодых друзей» из либерально мыслящих людей, получивший впоследствии название «Негласный комитет».

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. Краткая биография…………………………………………………..4

2. Политические и правовые учения………………………………….6

Заключение……………………………………………………………….14

Список использованной литературы…………………………………15

Работа содержит 1 файл

ИППУ.docx

— 34.06 Кб (Скачать)

      МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
КАФЕДРА теории и истории государства и права
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      РЕФЕРАТ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ 
    ТЕМА: «Политические и правовые учения Н. М. Карамзина»
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 
Выполнила: студентка 4 курса,  
дневного отделения, 
группы Ю-082

Шапошникова Е. В.

 
Проверил: к. ю. н.

Гаврилова Ю. А. 
 
 
 
 
 
 

Волгоград – 2011

Содержание 

     Введение……………………………………………………………………3

     1.  Краткая биография…………………………………………………..4

     2.  Политические и правовые учения………………………………….6

     Заключение……………………………………………………………….14

     Список  использованной литературы…………………………………15   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Первая  половина XIX в. характеризуется широким  спектром политических идей, рассматривающих  будущее России.

     С водарением Александра I в стране изменяется политический режим. При царе сложился кружок «молодых друзей» из либерально мыслящих людей, получивший впоследствии название «Негласный комитет». Членов этого комитета за их взгляды и деятельность в высоких кругах иронически называли «якобинской шайкой». Совместно с этим комитетом царь Александр I принял ряд либеральных законов и подготовил преобразования центральных органов управления.

     Таким образом, в царствование Александра I сложилась обстановка, которая  способствовала появлению реформаторских проектов и конституционных настроений у передовой и образованной части  русского общества, побуждая их к составлению  радикальных планов государственных  преобразований.

     В данной работе будет рассмотрена  краткая биография и политические и правовые взгляды Н. М. Карамзина, одного из ярких представителей вышеназванного «комитета». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ

     Карамзин  Николай Михайлович (1766—1826), писатель, критик, историк, журналист. Родился 1 декабря (12 н.с.) в селе Михайловка Симбирской губернии в семье помещика. Получил хорошее домашнее образование.

     В 14 лет начал учиться в Московском частном пансионе профессора Шадена. Окончив его в 1783, приехал в Преображенский полк в Петербург, где познакомился с молодым поэтом и будущим сотрудником своего "Московского журнала" Дмитриевым. Тогда же опубликовал свой первый перевод идиллии С. Геснера "Деревянная нога". Уйдя в отставку в чине подпоручика в 1784, переехал в Москву, стал одним из деятельных участников журнала "Детское чтение для сердца и разума", издававшегося Н. Новиковым, и сблизился с масонами. Занялся переводами религиозно-нравоучительных сочинений. С 1787 регулярно публиковал свои переводы "Времен года" Томсона, "Деревенских вечеров" Жанлис, трагедии У. Шекспира "Юлий Цезарь", трагедии Лессинга "Эмилия Галотти".

     В 1789 в журнале "Детское чтение... " появилась первая оригинальная повесть Карамзина "Евгений и  Юлия". Весной он отправился в путешествие  по Европе: посетил Германию, Швейцарию, Францию, где наблюдал деятельность революционного правительства. В июне 1790 из Франции переехал в Англию.

     Осенью  возвратился в Москву и вскоре предпринял издание ежемесячного "Московского  журнала", в котором была напечатана большая часть "Писем русского путешественника", повести "Лиодор", "Бедная Лиза", "Наталья, боярская дочь", "Флор Силин", очерки, рассказы, критические статьи и стихотворения. К сотрудничеству в журнале Карамзин привлек Дмитриева и Петрова, Хераскова и Державина, Львова Нелединского-Мелецкого и др. Статьи Карамзина утверждали новое литературное направление— сентиментализм.

     В 1790-е Карамзин издавал первые русские  альманахи — "Аглая" (ч. 1 — 2, 1794 — 95) и "Аониды" (ч. 1 — 3, 1796 — 99). Наступил 1793, когда на третьем этапе Французской революции была установлена якобинская диктатура, потрясшая Карамзина своей жестокостью. Диктатура возбудила в нем сомнения в возможности для человечества достичь благоденствия. Он осудил революцию. Философия отчаяния и фатализма пронизывает новые его произведения: повести "Остров Борнгольм" (1793); "Сиерра-Морена" (1795); стихотворения "Меланхолия", "Послание к А. А. Плещееву" и др.

     К середине 1790-х Карамзин стал признанным главой русского сентиментализма, открывавшего новую страницу в русской литературе. Он был непререкаемым авторитетом  для Жуковского, Батюшкова, юного Пушкина.

     В 1802 — 1803 Карамзин издавал журнал "Вестник  Европы", в котором преобладали  литература и политика. В критических  статьях Карамзина вырисовывалась новая эстетическая программа, что  способствовало становлению русской  литературы как национально-самобытной. Ключ самобытности русской культуры Карамзин видел в истории. Наиболее яркой иллюстрацией его взглядов стала повесть "Марфа Посадница". В своих политических статьях  Карамзин обращался с рекомендациями к правительству, указывая на роль просвещения.

     Стараясь  воздействовать на царя Александра I, Карамзин передал ему свою "Записку о  древней и новой России" (1811), вызвав его раздражение. В 1819 подал  новую записку — "Мнение русского гражданина", вызвавшую еще большее  неудовольствие царя. Однако Карамзин не отказался от веры в спасительность просвещенного самодержавия и позднее  осудил восстание декабристов. Однако Карамзина-художника по-прежнему высоко ценили молодые писатели, даже не разделявшие его политических убеждений.

     В 1803 через посредство М. Муравьева  Карамзин получил официальное звание придворного историографа.

     В 1804 он приступил к созданию "Истории  государства Российского", над  которой работал до конца дней, но не завершил. В 1818 были изданы первые восемь томов "Истории" — величайшего  научного и культурного подвига  Карамзина. В 1821 вышел 9-й том, посвященный  царствованию Иоанна Грозного, в 1824 — 10-й и 11-й, о Федоре Иоанновиче и  Борисе Годунове. Смерть оборвала работу над 12-м томом. Это случилось 22 мая (3 июня н.с.) 1826 в Петербурге. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ

     Свою  политическую концепцию Карамзин высказывал еще в издаваемом им «Вестнике  Европы», который был практически  первым политическим журналом в России, где наряду с публикациями политических сочинений античных, французских, английских авторов Карамзин излагал и свои взгляды относительно форм правления, политических режимов, содержания законов  и т. д. Но последовательную и подробную  разработку его политическая концепция  получила именно в «Истории государства  Российского», а конкретизацию — в «Записке о древней и Новой России в ее политическом и гражданском отношениях», составленной на имя царя Александра I в 1811 г.

     Главной темой «Записки» было исследование форм правления, наиболее пригодных  для России. На примере анализа  правления Ивана IV Карамзин подверг  аргументированной критике тиранию. Он осудил незаконное «свирепствование» этого царя, погубившее целые города и множество подданных, и в целом характеризовал его царствование «как омрачение России ужасами мучительства», отметив, что результатом подобной тирании стало не только повсеместное «запустошение земель», приведшее к «оскудению жизни всех людей», но и глубокое падение нравов, наступившее вследствие воздействия на подданных страхом насильственной смерти. Теоретически Карамзин характеризовал тиранию как образ правления, при котором нарушаются естественные, положительные и нравственные законы.

     В своих рассуждениях о форме правления  Карамзин неоднократно подчеркивал, что  в душе он республиканец, добавляя при  этом, что вполне возможно оставаться республиканцем и при монархии. Само понятие республики как организации  государственной и общественной жизни для него означало достижение свободы и безопасности всеми  гражданами при высоком нравственном статусе общества. Реальный уровень  нравственности людей, степень их политической грамотности являются теми показателями, которые определяют, к какой форме правления подготовлена та или иная страна. Например, Франция, которая так жаждала республики, не была к ней готова и потому в конечном счете подчинилась Бонапарту, и последний, по мнению Карамзина, не был похитителем власти, а напротив, носителем истинной монархии, проводящим «благодетельную политику».

     Идеалом Карамзина был сильный монарх, опирающийся в своей деятельности на законы и принимающий меры к  нравственному воспитанию и политическому  просвещению народов своей страны. Предпочтение к монархическому образу правления у Карамзина мотивируется также и географическими факторами. Историк полагал, что обширность территории России, численность ее народонаселения и былое историческое величие предопределили ее к монархии.

     Карамзин  считал, что историческое преодоление  раздробленности в XIII—XIV вв., свержение  татаро-монгольского ига и образование  единой и независимой страны с  централизованной властью и управлением  во многом явились результатом деятельности великих московских князей, обладавших единодержавной властью.

     Карамзин  — противник разделения властей. «Две власти в одной державе суть два грозные льва в одной клетке, готовые терзать друг друга». Государь соединяет в одном лице все власти, поскольку «наше правление есть отеческое и патриархальное» и особа монарха представляет образ отечества. Всю социальнополитическую систему страны он представлял формулой: «Дворянство, Духовенство, Сенат и Синод как хранилище законов, над всеми Государь — единственный законодатель, единственный источник власти», а потому «Самодержавие есть Палладиум России; целостность его необходима для ее счастья».

     Однако  не следует считать, что Карамзин не желал никаких перемен в  нынешнем состоянии Российского  государства. В «Записке» он писал: «Я не безмолвствовал о налогах в  мирное время, о нелепой... системе  финансов, о грозных военных поселениях, о странном выборе некоторых сановников, о министерстве Просвещения или затмения, о необходимости уменьшить войско, воюющее только в России... и наконец, о необходимости иметь твердые законы гражданские и государственные».

     Расхождения предложений Н. М. Карамзина с  проектами М. М. Сперанского заключались  не в содержании их политических взглядов (оба хотели «учредить Россию на законах непременных»), а в способе  их реализации. Сперанский предложил  реформу государственных преобразований, предусматривающую существенные изменения  в устройстве основных институтов и  учреждений власти и управления в  стране. Карамзин же полагал, что «дела  не лучше производятся... чиновниками  другого названия... так как не формы, а люди важны». Дело не сдвинется  учреждением Государственного совета (Государственный совет образован  по проекту Сперанского в 1810 г.) и  министерств. Величие царствования Петра I не в создании Сената с коллегиями, а в приближении «мужей знаменитых и разумом честных... не только в  республиках, но и в монархиях  кандидаты должны быть назначаемы единственно  по способностям». В вопросах назначения и подбора чиновников на государственную  службу Сперанский, кстати, придерживался  тех же взглядов, но Карамзина раздражало «увлечение формой», результаты которого он усматривал в программах образования  новых представительных учреждений, реализующих в своей деятельности принцип разделения властей.

     Власть  на местах должна быть представлена губернаторами, для чего Карамзин советовал найти  пятьдесят умных и компетентных людей, которые «ревностно станут блюсти вверенное каждому из них благо  полумиллиона России», и если «там дела пойдут как должно, то министры и  Совет могут отдыхать».

     Много внимания в «Записке» уделено  критике государственного аппарата. Карамзин отмечал его некомпетентность, взяточничество чиновников всех рангов, полную безответственность лиц, облеченных высшими властными полномочиями. Перестройку этого звена государственного управления он видит не в создании новых учреждений, а в подготовке грамотных, специально обученных кадров. Чиновников при расстановке их на должностях следует правильно организовать, т. е. распределить по чинам в соответствии со знаниями и способностями и всемерно поощрять к выполнению их служебного долга системой наград и наказаний. Главное же начало хорошего управления состоит в ослаблении прерогатив центральной власти и расширении полномочии власти на местах, ибо только местной власти известно истинное положение дел в провинции.

Информация о работе Политические и правовые учения Н. М. Карамзина