Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:13, реферат
Первая половина XIX в. характеризуется широким спектром политических идей, рассматривающих будущее России.
С водарением Александра I в стране изменяется политический режим. При царе сложился кружок «молодых друзей» из либерально мыслящих людей, получивший впоследствии название «Негласный комитет».
Введение……………………………………………………………………3
1. Краткая биография…………………………………………………..4
2. Политические и правовые учения………………………………….6
Заключение……………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА теории и истории
государства и права
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
ТЕМА: «Политические и правовые учения
Н. М. Карамзина»
Выполнила: студентка 4 курса,
дневного отделения,
группы Ю-082
Шапошникова Е. В.
Проверил: к. ю. н.
Гаврилова
Ю. А.
Волгоград – 2011
Содержание
Введение……………………………………………
1.
Краткая биография…………………………………………………..
2. Политические и правовые учения………………………………….6
Заключение………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………15
ВВЕДЕНИЕ
Первая половина XIX в. характеризуется широким спектром политических идей, рассматривающих будущее России.
С водарением Александра I в стране изменяется политический режим. При царе сложился кружок «молодых друзей» из либерально мыслящих людей, получивший впоследствии название «Негласный комитет». Членов этого комитета за их взгляды и деятельность в высоких кругах иронически называли «якобинской шайкой». Совместно с этим комитетом царь Александр I принял ряд либеральных законов и подготовил преобразования центральных органов управления.
Таким образом, в царствование Александра I сложилась обстановка, которая способствовала появлению реформаторских проектов и конституционных настроений у передовой и образованной части русского общества, побуждая их к составлению радикальных планов государственных преобразований.
В
данной работе будет рассмотрена
краткая биография и
1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
Карамзин Николай Михайлович (1766—1826), писатель, критик, историк, журналист. Родился 1 декабря (12 н.с.) в селе Михайловка Симбирской губернии в семье помещика. Получил хорошее домашнее образование.
В 14 лет начал учиться в Московском частном пансионе профессора Шадена. Окончив его в 1783, приехал в Преображенский полк в Петербург, где познакомился с молодым поэтом и будущим сотрудником своего "Московского журнала" Дмитриевым. Тогда же опубликовал свой первый перевод идиллии С. Геснера "Деревянная нога". Уйдя в отставку в чине подпоручика в 1784, переехал в Москву, стал одним из деятельных участников журнала "Детское чтение для сердца и разума", издававшегося Н. Новиковым, и сблизился с масонами. Занялся переводами религиозно-нравоучительных сочинений. С 1787 регулярно публиковал свои переводы "Времен года" Томсона, "Деревенских вечеров" Жанлис, трагедии У. Шекспира "Юлий Цезарь", трагедии Лессинга "Эмилия Галотти".
В 1789 в журнале "Детское чтение... " появилась первая оригинальная повесть Карамзина "Евгений и Юлия". Весной он отправился в путешествие по Европе: посетил Германию, Швейцарию, Францию, где наблюдал деятельность революционного правительства. В июне 1790 из Франции переехал в Англию.
Осенью возвратился в Москву и вскоре предпринял издание ежемесячного "Московского журнала", в котором была напечатана большая часть "Писем русского путешественника", повести "Лиодор", "Бедная Лиза", "Наталья, боярская дочь", "Флор Силин", очерки, рассказы, критические статьи и стихотворения. К сотрудничеству в журнале Карамзин привлек Дмитриева и Петрова, Хераскова и Державина, Львова Нелединского-Мелецкого и др. Статьи Карамзина утверждали новое литературное направление— сентиментализм.
В 1790-е Карамзин издавал первые русские альманахи — "Аглая" (ч. 1 — 2, 1794 — 95) и "Аониды" (ч. 1 — 3, 1796 — 99). Наступил 1793, когда на третьем этапе Французской революции была установлена якобинская диктатура, потрясшая Карамзина своей жестокостью. Диктатура возбудила в нем сомнения в возможности для человечества достичь благоденствия. Он осудил революцию. Философия отчаяния и фатализма пронизывает новые его произведения: повести "Остров Борнгольм" (1793); "Сиерра-Морена" (1795); стихотворения "Меланхолия", "Послание к А. А. Плещееву" и др.
К середине 1790-х Карамзин стал признанным главой русского сентиментализма, открывавшего новую страницу в русской литературе. Он был непререкаемым авторитетом для Жуковского, Батюшкова, юного Пушкина.
В
1802 — 1803 Карамзин издавал журнал "Вестник
Европы", в котором преобладали
литература и политика. В критических
статьях Карамзина
Стараясь
воздействовать на царя Александра I, Карамзин
передал ему свою "Записку о
древней и новой России" (1811),
вызвав его раздражение. В 1819 подал
новую записку — "Мнение русского
гражданина", вызвавшую еще большее
неудовольствие царя. Однако Карамзин
не отказался от веры в спасительность
просвещенного самодержавия и позднее
осудил восстание декабристов. Однако
Карамзина-художника по-
В 1803 через посредство М. Муравьева Карамзин получил официальное звание придворного историографа.
В
1804 он приступил к созданию "Истории
государства Российского", над
которой работал до конца дней,
но не завершил. В 1818 были изданы первые
восемь томов "Истории" — величайшего
научного и культурного подвига
Карамзина. В 1821 вышел 9-й том, посвященный
царствованию Иоанна Грозного, в 1824 —
10-й и 11-й, о Федоре Иоанновиче и
Борисе Годунове. Смерть оборвала работу
над 12-м томом. Это случилось 22 мая
(3 июня н.с.) 1826 в Петербурге.
2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ
Свою политическую концепцию Карамзин высказывал еще в издаваемом им «Вестнике Европы», который был практически первым политическим журналом в России, где наряду с публикациями политических сочинений античных, французских, английских авторов Карамзин излагал и свои взгляды относительно форм правления, политических режимов, содержания законов и т. д. Но последовательную и подробную разработку его политическая концепция получила именно в «Истории государства Российского», а конкретизацию — в «Записке о древней и Новой России в ее политическом и гражданском отношениях», составленной на имя царя Александра I в 1811 г.
Главной
темой «Записки» было исследование
форм правления, наиболее пригодных
для России. На примере анализа
правления Ивана IV Карамзин подверг
аргументированной критике
В своих рассуждениях о форме правления Карамзин неоднократно подчеркивал, что в душе он республиканец, добавляя при этом, что вполне возможно оставаться республиканцем и при монархии. Само понятие республики как организации государственной и общественной жизни для него означало достижение свободы и безопасности всеми гражданами при высоком нравственном статусе общества. Реальный уровень нравственности людей, степень их политической грамотности являются теми показателями, которые определяют, к какой форме правления подготовлена та или иная страна. Например, Франция, которая так жаждала республики, не была к ней готова и потому в конечном счете подчинилась Бонапарту, и последний, по мнению Карамзина, не был похитителем власти, а напротив, носителем истинной монархии, проводящим «благодетельную политику».
Идеалом
Карамзина был сильный монарх,
опирающийся в своей
Карамзин
считал, что историческое преодоление
раздробленности в XIII—XIV вв., свержение
татаро-монгольского ига и образование
единой и независимой страны с
централизованной властью и управлением
во многом явились результатом
Карамзин — противник разделения властей. «Две власти в одной державе суть два грозные льва в одной клетке, готовые терзать друг друга». Государь соединяет в одном лице все власти, поскольку «наше правление есть отеческое и патриархальное» и особа монарха представляет образ отечества. Всю социальнополитическую систему страны он представлял формулой: «Дворянство, Духовенство, Сенат и Синод как хранилище законов, над всеми Государь — единственный законодатель, единственный источник власти», а потому «Самодержавие есть Палладиум России; целостность его необходима для ее счастья».
Однако не следует считать, что Карамзин не желал никаких перемен в нынешнем состоянии Российского государства. В «Записке» он писал: «Я не безмолвствовал о налогах в мирное время, о нелепой... системе финансов, о грозных военных поселениях, о странном выборе некоторых сановников, о министерстве Просвещения или затмения, о необходимости уменьшить войско, воюющее только в России... и наконец, о необходимости иметь твердые законы гражданские и государственные».
Расхождения
предложений Н. М. Карамзина с
проектами М. М. Сперанского заключались
не в содержании их политических взглядов
(оба хотели «учредить Россию на
законах непременных»), а в способе
их реализации. Сперанский предложил
реформу государственных
Власть на местах должна быть представлена губернаторами, для чего Карамзин советовал найти пятьдесят умных и компетентных людей, которые «ревностно станут блюсти вверенное каждому из них благо полумиллиона России», и если «там дела пойдут как должно, то министры и Совет могут отдыхать».
Много внимания в «Записке» уделено критике государственного аппарата. Карамзин отмечал его некомпетентность, взяточничество чиновников всех рангов, полную безответственность лиц, облеченных высшими властными полномочиями. Перестройку этого звена государственного управления он видит не в создании новых учреждений, а в подготовке грамотных, специально обученных кадров. Чиновников при расстановке их на должностях следует правильно организовать, т. е. распределить по чинам в соответствии со знаниями и способностями и всемерно поощрять к выполнению их служебного долга системой наград и наказаний. Главное же начало хорошего управления состоит в ослаблении прерогатив центральной власти и расширении полномочии власти на местах, ибо только местной власти известно истинное положение дел в провинции.
Информация о работе Политические и правовые учения Н. М. Карамзина