Политические движения в россии в 19 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 01:41, реферат

Описание работы

Вторая половина XIX в. в идейной жизни России характерны увлечением философией, особенно классической немецкой, которую изучали представители разных направлений русской общественной мысли - от консервативной до радикальной. Каждый из русских мыслителей искал в трудах немецких философов теоретическое обоснование своих общественно-политических позиций. На рубеже 30-40-х годов происходит заметное оживление идейной жизни русского общества. К этому времени уже четко обозначились такие течения, как охранительное, либерально-оппозиционное и леворадикальное.

Работа содержит 1 файл

политические движения в россии в 19 веке.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

     В конце 60-70-х гг. XIX в. теоретическим  обоснованием идеи некапиталистического пути развития становится субъективная социология (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский и др.), которая движущей силой исторического прогресса провозглашала «критически мыслящие личности», интеллигенцию. Последняя характеризовалась как носитель просвещения, нравственного сознания (идея «долга перед народом»), идеалов справедливого социального общежития.

     Данная  концепция - осознанно или неосознанно - разделялась большинством деятелей народничества. Возникшая как реакция  передовой интеллигенции на обнаружившуюся в годы революционной ситуации 1859-1861 гг. неспособность крестьянских масс подняться на революцию, субъективная социология по своему социальному содержанию отражала революционно-демократические тенденции. Вместе с тем в теоретическом отношении она была несостоятельной, была проявлением идеализма и субъективизма, шагом назад по сравнению с взглядами Герцена и Чернышевского,

     В 80-х гг. XIX в. в народничестве получил  развитие «экономический романтизм» (В.П. Воронцов, Н.Ф. Даниельсон и др.), представители  которого исходили из противопоставления типов экономической эволюции Западной Европы и России. Народники-экономисты стремились доказать бесперспективность капиталистического развития в России и необходимость перехода к «народному производству» - некапиталистической индустриализации, артельно-общинному методу организации хозяйства. Будучи в целом ошибочной мелкобуржуазной теорией, «экономический романтизм» привлекал внимание общественной мысли к особенностям экономического развития России.

     Политические  воззрения народничества, его стратегия и тактика социальных действий наиболее ярко представлены революционным народничеством. Оно совершило значительный шаг вперед по сравнению со своими предшественниками - дворянскими революционерами, вступив в прямую борьбу с самодержавно-крепостнической системой, и обосновало программу этой борьбы. Народники стремились к организации крестьянской революции, обеспечению для народа «земли и воли», уничтожению помещичьего землевладения. Они вели борьбу с либерализмом, исходили из примата социальной революции над политической, тесной связи демократических и социалистических преобразований. Отмечая начавшееся расслоение крестьянства, народники полагали, что буржуазное развитие деревни будет остановлено в результате победоносной революции.

     Наиболее крупными идеологами революционного народничества в 70-е гг. XIX в. были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев. Считая русского крестьянина «прирожденным» социалистом, Бакунин призывал молодежь немедленно готовить народное восстание против трех главных врагов: частной собственности, государства, церкви. Под его непосредственным воздействием в народничестве сложилось бунтарское направление. Лавров считал необходимыми для организации восстания длительную пропаганду среди народных масс и обширную теоретическую и нравственную подготовку революционеров. Ткачев обосновал политически-заговорщическое (якобинское, бланкистское) направление. Он исходил из того, что революция должна начаться с государственного переворота силами революционного меньшинства, которое после захвата власти вовлечет массы в социалистическое переустройство. Эти идеи были приняты народовольцами, дополнившими их положениями о необходимости переходного этапа на пути к социализму (установление демократической республики), а также обоснованием тактики террора против правительственных лиц.

     В целом можно сказать, что народничество  исчерпало свою революционность  и было идейно разгромлено марксизмом. С начала пролетарского этапа  ведущая роль в освободительном  движении перешла к рабочему классу во главе с марксистско-ленинской партией. В движении народничества участвовали представители многих национальностей России, идеология народничества своеобразно преломлялась в условиях различных национальных районов страны. Оно оказало влияние на развитие литературы (Н.А. Некрасов, Г.И. Успенский, Н.Н. Златовратский и др.), живописи (передвижники), музыки (композиторы «Могучей кучки»), историографии (В.И. Семевский, А.Я. Ефименко и др.), экономической науки (земская статистика) и др. 
 
 
 
 

Литература

1. Гринин  В. История России с древнейших времен. - Волгоград, 1995.-108с.

2. Зуев  М.Н. История России. - М.: ПРИОР, 2000.-688с.

3. История  Отечества: люди, идеи, решения. Очерки  истории России IX-начала ХХв. - М., 1991.-342с.

4. История  России. IX-XX вв.: Курс лекций. / Под ред. Б.В. Леванова. – М.,1996.-456с.

5. История  России (IX-XX) / Под ред. Я.А. Перехова. - Р н/Д: Гардарика, 1999.-623с.

6. История  России XIX-ХХ в.: Учебник. / Под ред.  В.А. Федорова. – М.: ООО «ВИТРЭМ»,2002.-536с.

7. Ковальченко  И.Д. Консерватизм, либерализм, радикализм в России в период подготовки крестьянской реформы 1861 года // Отечественная история. – 1994. - №2.- С. 3-18.

8. Ляшенко  Л.М. Революционные народники.  – М.:Просвещение,1989.-398с.

9. Орлов  А.С., Георгиев В.А. и др. История  России. – М.,1998.-402с. 
 

Информация о работе Политические движения в россии в 19 веке