Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 01:41, реферат
Вторая половина XIX в. в идейной жизни России характерны увлечением философией, особенно классической немецкой, которую изучали представители разных направлений русской общественной мысли - от консервативной до радикальной. Каждый из русских мыслителей искал в трудах немецких философов теоретическое обоснование своих общественно-политических позиций. На рубеже 30-40-х годов происходит заметное оживление идейной жизни русского общества. К этому времени уже четко обозначились такие течения, как охранительное, либерально-оппозиционное и леворадикальное.
В конце 60-70-х гг. XIX в. теоретическим обоснованием идеи некапиталистического пути развития становится субъективная социология (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский и др.), которая движущей силой исторического прогресса провозглашала «критически мыслящие личности», интеллигенцию. Последняя характеризовалась как носитель просвещения, нравственного сознания (идея «долга перед народом»), идеалов справедливого социального общежития.
Данная концепция - осознанно или неосознанно - разделялась большинством деятелей народничества. Возникшая как реакция передовой интеллигенции на обнаружившуюся в годы революционной ситуации 1859-1861 гг. неспособность крестьянских масс подняться на революцию, субъективная социология по своему социальному содержанию отражала революционно-демократические тенденции. Вместе с тем в теоретическом отношении она была несостоятельной, была проявлением идеализма и субъективизма, шагом назад по сравнению с взглядами Герцена и Чернышевского,
В 80-х гг. XIX в. в народничестве получил развитие «экономический романтизм» (В.П. Воронцов, Н.Ф. Даниельсон и др.), представители которого исходили из противопоставления типов экономической эволюции Западной Европы и России. Народники-экономисты стремились доказать бесперспективность капиталистического развития в России и необходимость перехода к «народному производству» - некапиталистической индустриализации, артельно-общинному методу организации хозяйства. Будучи в целом ошибочной мелкобуржуазной теорией, «экономический романтизм» привлекал внимание общественной мысли к особенностям экономического развития России.
Политические воззрения народничества, его стратегия и тактика социальных действий наиболее ярко представлены революционным народничеством. Оно совершило значительный шаг вперед по сравнению со своими предшественниками - дворянскими революционерами, вступив в прямую борьбу с самодержавно-крепостнической системой, и обосновало программу этой борьбы. Народники стремились к организации крестьянской революции, обеспечению для народа «земли и воли», уничтожению помещичьего землевладения. Они вели борьбу с либерализмом, исходили из примата социальной революции над политической, тесной связи демократических и социалистических преобразований. Отмечая начавшееся расслоение крестьянства, народники полагали, что буржуазное развитие деревни будет остановлено в результате победоносной революции.
Наиболее крупными идеологами революционного народничества в 70-е гг. XIX в. были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев. Считая русского крестьянина «прирожденным» социалистом, Бакунин призывал молодежь немедленно готовить народное восстание против трех главных врагов: частной собственности, государства, церкви. Под его непосредственным воздействием в народничестве сложилось бунтарское направление. Лавров считал необходимыми для организации восстания длительную пропаганду среди народных масс и обширную теоретическую и нравственную подготовку революционеров. Ткачев обосновал политически-заговорщическое (якобинское, бланкистское) направление. Он исходил из того, что революция должна начаться с государственного переворота силами революционного меньшинства, которое после захвата власти вовлечет массы в социалистическое переустройство. Эти идеи были приняты народовольцами, дополнившими их положениями о необходимости переходного этапа на пути к социализму (установление демократической республики), а также обоснованием тактики террора против правительственных лиц.
В
целом можно сказать, что народничество
исчерпало свою революционность
и было идейно разгромлено марксизмом.
С начала пролетарского этапа
ведущая роль в освободительном
движении перешла к рабочему классу
во главе с марксистско-ленинской партией.
В движении народничества участвовали
представители многих национальностей
России, идеология народничества своеобразно
преломлялась в условиях различных национальных
районов страны. Оно оказало влияние на
развитие литературы (Н.А. Некрасов, Г.И.
Успенский, Н.Н. Златовратский и др.), живописи
(передвижники), музыки (композиторы «Могучей
кучки»), историографии (В.И. Семевский,
А.Я. Ефименко и др.), экономической науки
(земская статистика) и др.
Литература
1. Гринин В. История России с древнейших времен. - Волгоград, 1995.-108с.
2. Зуев М.Н. История России. - М.: ПРИОР, 2000.-688с.
3. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-начала ХХв. - М., 1991.-342с.
4. История России. IX-XX вв.: Курс лекций. / Под ред. Б.В. Леванова. – М.,1996.-456с.
5. История России (IX-XX) / Под ред. Я.А. Перехова. - Р н/Д: Гардарика, 1999.-623с.
6. История России XIX-ХХ в.: Учебник. / Под ред. В.А. Федорова. – М.: ООО «ВИТРЭМ»,2002.-536с.
7. Ковальченко И.Д. Консерватизм, либерализм, радикализм в России в период подготовки крестьянской реформы 1861 года // Отечественная история. – 1994. - №2.- С. 3-18.
8. Ляшенко Л.М. Революционные народники. – М.:Просвещение,1989.-398с.
9. Орлов
А.С., Георгиев В.А. и др. История
России. – М.,1998.-402с.
Информация о работе Политические движения в россии в 19 веке