Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 01:41, реферат
Вторая половина XIX в. в идейной жизни России характерны увлечением философией, особенно классической немецкой, которую изучали представители разных направлений русской общественной мысли - от консервативной до радикальной. Каждый из русских мыслителей искал в трудах немецких философов теоретическое обоснование своих общественно-политических позиций. На рубеже 30-40-х годов происходит заметное оживление идейной жизни русского общества. К этому времени уже четко обозначились такие течения, как охранительное, либерально-оппозиционное и леворадикальное.
Введение
Вторая половина XIX в. в идейной жизни России характерны увлечением философией, особенно классической немецкой, которую изучали представители разных направлений русской общественной мысли - от консервативной до радикальной. Каждый из русских мыслителей искал в трудах немецких философов теоретическое обоснование своих общественно-политических позиций. На рубеже 30-40-х годов происходит заметное оживление идейной жизни русского общества. К этому времени уже четко обозначились такие течения, как охранительное, либерально-оппозиционное и леворадикальное.
В пореформенной России главным направлением в освободительном движении становится народничество. Оно основывалось на системе взглядов об особом, «самобытном» пути развития России к социализму, минуя капитализм. Объективными условиями появления в России такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины. Основы «русского социализма» были сформулированы на рубеже 40-50-х годов А.И. Герценом – «предтечей» русского народничества.
Идея общинного социализма, сформулированная Герценом, была развита Н.Г. Чернышевским. Но в отличие от Герцена Чернышевский иначе смотрел на общину. Для него община - патриархальный институт русской жизни, она призвана сначала выполнить роль «товарищеской формы производства» параллельно с капиталистическим производством. Затем она вытеснит капиталистическое хозяйство и окончательно утвердит коллективное производство и потребление. После этого община исчезнет как форма производственного объединения.
Оппозиционное
движение в стране представляли либерально
настроенные писатели, ученые, врачи,
учителя, журналисты, земские деятели.
Либеральная оппозиция
В 80-90-х годах XIX в. в России возникает ряд марксистских групп и объединений, на основе которых стали складываться социал-демократические партии.
Марксистами были не обязательно революционеры, но и лица, не разделявшие крайних выводов Маркса - ликвидации эксплуататорского строя революционным путем. Это так называемые «легальные марксисты». К ним принадлежали видные философы - П.Б. Струве, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, А.С. Изгоев, экономисты Н.Ф. Даниельсон и М.И. Туган-Барановский. Они подчеркивали прогрессивность капитализма и необходимость постепенного мирного развития страны по пути ее демократизации.
Однако не сдавало своих позиций и народничество, несмотря на понесенные в результате репрессий потери. 90-е годы — время возрождения различных неонароднических объединений и групп. В 1902 г. в процессе объединения различных неонароднических кружков левого направления складывается революционно-демократическая партия «социалистов-революционеров» (эсеров). Главным идеологом и лидером партии стал В.М. Чернов. Вместе с А.Р. Гоцем он создал в 1901 г. заграничную группу социалистов-революционеров, которая явилась ядром складывавшейся партии эсеров. Эсеры ориентировались на социалистическую революцию, главной движущей силой которой считали крестьянство.
Таким образом, во второй половине XIX века в России существовало три основных политических течения: консерватизм, либерализм и народничество.
Характеристика главных политических течений в России
Консерватизм
Консерватизм (фр. сonservatism) – политическое течение, сторонники которого были приверженцами всего устоявшегося, противодействовавшего новому, имели консервативные убеждения.
Принципы консерватизма были кратко сформулированы в 1832 г. С.С. Уваровым (с 1833 г. - министр народного просвещения), это – «православие, самодержавие, народность». За «народность» ратовали тогда все направления общественной мысли - от консервативной до леворадикальной, но вкладывали в это понятие различное содержание. Леворадикальное (речь идет о представителях революционной демократии 40-50-х годов) рассматривало «народность» в плане демократизации национальной культуры и просвещения народных масс в духе передовых идей, видело в народных массах свою основную опору в борьбе за социальные преобразования. К «народным началам» апеллировали славянофилы.
Консервативно-
Теория
«официальной народности» стремилась
доказать «исконность» и «законность»
самодержавно-монархической
В научно-литературном журнале профессора русской истории М.П. Погодина «Москвитянин» и в трудах этого ученого исторически и теоретически обосновывались принципы «официальной народности»: они выводились из особенностей исторического развития России, национального характера русского народа в сравнении со странами и народами Западной Европы. В России, считал он, сложился особый тип власти, основанный «на единении царя и народа, на всестороннем попечении власти о благе народа». В России были «отеческое управление, патриархальная свобода, было семейное равенство, было общее владение, была мирская сходка». Доказывая отсутствие в России в течение всей ее истории сословной вражды, он выводил из этого и невозможность в ней революционных потрясений. Он писал об исконности в России самодержавия, начиная с Рюрика. По его мнению, Россия, приняв христианство от Византии, установила благодаря этому «истинное просвещение». С Петра Великого Россия должна была многое заимствовать от Запада, хотя, к сожалению, заимствовала не только полезное, но и «заблуждения». Теперь «пора возвратить ее к истинным началам народности».
Теоретики
консерватизма доказывали, что в
России господствует наилучший порядок
вещей, согласный с требованиями
религии и «политической
Либерализм
Либерализм - буржуазное идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя, буржуазных свобод и свободы капиталистического предпринимательства. Либерализм – это система взглядов, согласно которым социальная гармония и прогресс человечества достижимы лишь на базе частной собственности путём обеспечения достаточной свободы индивида в экономике и во всех других сферах человеческой деятельности (ибо общее благо якобы стихийно складывается в результате осуществления индивидами их личных целей).
В
России либерализм возник как идеология
в период кризиса феодально-
В
либерально-оппозиционном
Играя значительную роль в общественном движении середины XIX - начала XX вв., русский либерализм никогда не был решающей силой в политической борьбе. Находясь в оппозиции к самодержавию и стремясь к власти, он действовал преимущественно легальными средствами, постоянно колеблясь между правительством и революционным движением. Будучи слабее, нерешительнее, трусливее западноевропейского либерализма, он был умереннее в политических требованиях, терпимее к абсолютизму и более склонен к компромиссам с ним. Оппозиционность русского либерализма, возрастая в периоды революционного подъема в стране, резко падала с получением от правительства незначительных уступок; при наступлении реакции дружественный нейтралитет либерализма к революционерам сменялся попытками оправдать правительственные репрессии. Относительная прогрессивность русского либерализма постепенно после 1861 г. убывала, а с 1905 г. он стал контрреволюционной силой.
Идеи либерализма, распространившиеся в среде русского дворянства со второй половины XVIII в. под влиянием французского Просвещения, первоначально носили неопределенный характер свободомыслия (вольнодумство, вольтерьянство). Назревавшие задачи буржуазных преобразований выражались в критике крепостничества и самодержавия ранними русскими просветителями (С.Е. Десницкий, Н.И. Новиков, А.П. Куницын и др.), в конституционных и экономических проектах конца XVIII- начала XIX вв. (Н.И. Панин и Д.И. Фонвизин, М.М. Сперанский, Н.С. Мордвинов и др.). В движении декабристов идеи Л. (Н. И. Тургенев, Н. М. Муравьев, М.Ф. Орлов и др.) развивались в общем русле дворянской революционности.
Борьба против либерализма была одной из основных задач большевистской партии. Различная оценка роли русского либерализма послужила одной из причин раскола РСДРП на большевиков и меньшевиков. В.И. Ленин дал научный анализ либерализма, эволюции его идеологии, программы и тактики и пришел к выводу о невозможности гегемонии либеральной буржуазии в буржуазной демократической революции в России. Борьбу с либералами большевики рассматривали как необходимое условие революционного и демократического воспитания масс.
Народничество
Народничество представляет собой идеологию и движение разночинной интеллигенции, господствовавшие на буржуазно-демократическом этапе освободительной борьбы в России (1861-1895) и отражавшие интересы крестьянской демократии. Соединяя радикальную буржуазно-демократическую антифеодальную программу с идеями утопического социализма, народничество одновременно выступало и против пережитков крепостничества, и против буржуазного развития страны.
С момента зарождения в народничестве наметились две тенденции - революционная и либеральная. В 60-80-х гг. XIX в. революционные народники разными путями стремились к крестьянской революции. С середины 1880-х гг. либеральное народничество, ранее не игравшее существенной роли, стало господствующим направлением.
Рассматривая
идеологию народничества, можно
отметить, что кризис самодержавно-крепостнической
системы ускорил процесс
Центральным звеном системы взглядов народников явилась теория некапиталистического пути развития России, идея перехода к социализму через сохранение, использование и преобразование коллективистских начал сельской общины. Подобная перспектива предусматривала ряд радикальных социальных мер: ликвидацию помещичьего землевладения, наделение крестьян землёй, установление демократического народного правления.
Теория некапиталистического пути развития России была выдвинута в конце 40 - начале 50-х гг. родоначальниками народничества А.И. Герценом и Н.Г. Чернышевским. Идеи «крестьянского социализма» активно пропагандировал Н.П. Огарев.
Информация о работе Политические движения в россии в 19 веке