Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2012 в 19:50, дипломная работа
В истории России первой четверти 20 века выделяются три крупнейших государственных деятеля: М.М.Сперанский, С.Ю.Витте и П.А.Столыпин -- люди разных эпох, мировоззрений и судеб.
введение
глава 1
глава 2
заключение
список литературы
В-третьих, воспитанный в духе монархического этикета, но в то же время и в либеральных традициях, Столыпин не был ни монархистом, ни либералом: он был государственником, ставившим интересы России превыше царской милости и "общественного мнения". Однако действовать ему приходилось в "заданных обстоятельствах": над ним довлело безволие монарха или, говоря иначе, -- своеволие придворной камарильи.
В-четвертых, возглавив правительство, Столыпин с первых же дней выступал как председатель Совета министров, что не вполне удавалось даже Витте. Работу всех министерств он подчинил единому плану, преодолев сопротивление весьма влиятельных лиц, включая ближайших родственников царя. Столыпин считал, что правительство, если оно рассчитывает на успех, должно действовать смело и ярко, либо уйти в отставку, открыв эту возможность для других. Столыпин был государственным деятелем той эпохи, когда перед Россией реально открывались три пути: путь реставрации самодержавия, путь революционного экстремизма и путь либеральных реформ. Именно последний из них избрал и до конца отстаивал Столыпин, быть может, и не всегда "праведными" средствами, в чем его не раз обвиняли оппоненты. Но для нас важны предпринятый им поиск новых политических решений, новый стиль политического мышления и, наконец, он сам как новый тип государственного деятеля12.
В своей работе я также хотела дать характеристику политического деятеля более позднего периода - И.В.Сталина. Характеризуя его, необходима затронуть такие важные моменты как проблема культа личности и режим его личной власти.
Проблему культа личности Сталина, сталинизма нельзя сводить только к индивидуальным чертам Сталина. Объективные предпосылки формирования сталинизма вытекали из внутренних особенностей развития нашей страны, прежде всего ее индустриальной и относительной культурной отсталости, гражданской войны, интервенции. Сыграли свою роковую роль и международные условия: спад революционной волны, капиталистическое окружение, постоянная угроза новой интервенции (или ее ощущение), наступление фашизма. Все это требовало от страны высоких темпов экономического и военного развития, предельного напряжения физических и духовных сил народа. В этих условиях перед руководством страны особенно остро встал вопрос о перспективе -- возможности строительства и победы социализма в одной стране. В защите этого ленинского тезиса Сталин сыграл видную роль, что способствовало росту авторитета Сталина в партии, укреплению его власти. Сталин сделал ставку на антидемократические методы общественных преобразований. Он в сущности де-факто осуществил линию Троцкого, который апологетически относился к насилию, обосновывал идеи огосударствления профсоюзов, принудительного труда, трудовых армий низводящих человека до уровня винтика, колесика и т.д.
И все эти идеи Сталин взял на вооружение, претворил в жизнь. Б. Крайский видный деятель социал-демократии, бывший председатель Социалистической партии Австрии), характеризуя Сталина и Троцкого, подчеркнул: "Я убежден, что если бы Троцкий вышел победителем, то он в дальнейшем действовал бы против своих противников теми же методами, что и Сталин". Можно напомнить об отрицательном отношении к Троцкому Р. Роллана, который в 1928 г. писал: "Я много раз обращался к милосердию и здравомыслию советских руководителей, когда они преследовали, арестовывали, посыпали на каторгу на Соловецкие острова. Их былых товарищей по борьбе, анархистов и эсеров. Самыми безжалостными тогда оказывались Зиновьев и особенно Троцкий". И все-таки в реальной жизни не Троцкий, а Сталин оказался диктатором.
Характеризуя Сталина, надо учитывать всемирно-историческое значение того периода -- великого периода созидания нового общества, В сознании как советских, так и зарубежных коммунистов, всех последователей социализма Сталин воплощал идею строительства социализма, а те. кто не был согласен с идеей строительства социализма а одной стране, были отступниками и даже предателями.
Надвигается угроза фашизма Гитлер уже у власти, Испания -- в огне. Поэтому правомерен был призыв: “Не трогайте Сталина, Советский Союз". Советский Союз был главной надеждой и оплотом антифашизма. Процессы 1937 г., хотя и осуждались, но выдавались за "издержки" строительства социализма.
Затем вторая мировая война. Главное бремя войны с фашизмом нес СССР. Победа связывалась с борьбой советского народа, с именем Сталина. Все это ставило перед коммунистами, демократами, антифашистами серьезные политические и моральные проблемы. В этих условиях любая критика, оппозиция Сталину могла стать поддержкой смертельного врага демократии и культуры-- фашизма. Защита единственного социалистического государства, солидарность с ним ставились превыше всего.
Именно это в значительной мере объясняет тот факт, что многие выдающиеся деятели культуры (А. Бэр-бюс, П. Пикассо, Л. Арагон, Ж. Кюри, Э. Клох, Р. Гуттузо, Р. Роллан, Л. Фейхтвангер, Б. Пастернак и др.) во многом способствовали созданию культа Сталина. Р.Роллан в 1930 г., находясь в СССР, советовал художнику Ф.Мазерелю не откладывать поездку в Советский Союз. "Вы рискуете опоздать, приехать тогда, когда революция будет разгромлена (я надеюсь, что этого не случится, но кто знает, раз уже образовалась эта гнусная всемирная коалиция, где опаснее всего США?). Во всяком случае, Вам надо уви. деть ее сегодня в ее мучительном и страстном порыве, в ее громадном самопожертвовании и сверхчеловеческом напряжении. Что бы мне ни говорили о Сталине, он -- последний представитель великой эпохи, железный человек. Право же! Если бы Дантон находился на расстоянии нескольких дней железнодорожного пути от Вас и Вы бы отложили возможность увидеть его до следующего года -- он тем временем мог бы быть обезглавленным!"
В 1936 г. отношение Р.Роллана к Сталину резко меняется. "Мрачный процесс троцкистов в Москве внес смуту в умы даже лучших друзей СССР. Казнь Зиновьева. Каменева, Смирнова и других (25 августа) через насколько часов после вынесения смертного приговора подвергли меня в смятения. Можно и не испытывать уважение к главным вожакам заговора, можно желать поверить в обвинения, выдвинутые против них, все равно чувствуешь тревогу, подбитую той, какую испытывали и лучшие члены Конвента 94 года на другой день после казни Дантона. И бешеный лай, потоки яростной ругани во французском радиовещании и) Москвы вечером, после казни, 25 августа, вызывают во мне страшное омерзение.
Вместе с тем, считая Советский Союз осажденной крепостью, Р.Роллан вновь и вновь подчеркивает, что не хочет открыто высказывать свое негодование по поводу событий в СССР. "Я не Сталина защищаю, а СССР. Кто бы ни стоял в его главе". Я не. хочу, чтобы "бешеные враги, которые имеются во Франции и во всем мире", воспользовались моими словами "как отравленным оружием в своих корыстных целях". И так думали, так поступали многие видные деятели мировой науки и культуры13.
Пожалуй, в среде социал-демократов самым непримиримым критиком Сталина и большевиков был К. Каутский. Он полагал, что большевики из-за исторической незрелости России не могли идти по демократическому пути. Чтобы форсировать социально-экономические процессы, они неизбежно должны были прибегнуть к насилию, установить диктатуру меньшинства. В. И. Ленин это противоречие все-таки пытался разрешить, соединяя диктатуру с советской демократией. Сталин же установил личную диктатуру бонапартистокого толка. Да, Сталин осуществил модернизацию России, но общественный строй, который он установил не был социалистическим, вместо капиталистического господства утвердилось тотальное господство нового класса: коммунистической бюрократии, возглавляемой деспотом -- Сталиным.
Иной позиции придерживался лидер австромарксизма О. Бауэр. По его мнению, большевики -- не контрреволюционные бонапартисты, а якобинцы, с помощью насилия и диктатуры ведшие страну по пути укрепления социализма. Бауэр полагал, что, Сталин злоупотребляет, властью, но создавая фундамент социалистической экономики, тем самым готовит почву для усиления пролетариата и будущей социалистической демократии. Поэтому, считал он, надо критиковать Сталина за ужасные ошибки, за террор, но в условиях надвигающейся фашистской угрозы солидарность международного социализма с ним, с Советским Союзом необходима.
Даже меньшевики, противники большевиков, изгнанные из России, меняли свои оценки большевизма. Ф. Дан (лидер меньшевиков) писал в те годы, что большевизм -- законный отпрыск русской социал-демократий, носитель наиболее важной идеи нашего времени -- социализма. Да, большевизм сделал ставку на якобинские методы пострвения социализма, да, Сталин--"деспот, но результаты его деятельности вполне сравнимы с великими реформами Петра ) в международном плане Советский Союз был основным врагом фашизма. Учитывая эти обстоятельства, русские социалисты. подчеркивает Ф. Дан, должны поддерживать СССР. подчиняя свои интересы необходимости укрепления советской страны путем создания рабочего единства.
А как относился к своей власти Сталин, что он говорил о культе личности, в том числе культе своей личности?
С одной стороны, он как будто выступал против концентрации власти в руках одного человека (группы лиц). Выступая на XII съезде партии 17 апреля 1923 г.. Сталин говорил: "...внутри ЦК имеется ядро в 10-15 человек, которые до того наловчились в деле руководства политической и хозяйственной работой наших органов. что рискуют превратиться в своего рода жрецов по руководству. Это, может быть, и хорошо, но это имеет и очень опасную сторону: эти товарищи, набравшись большого опыта по руководству, могут заразиться самомнением, замкнуться в себе и оторваться от работы в массах. Если они не имеют вокруг себя нового поколения будущих руководителей, тесно связанных с работой на местах, то эти высококвалифицированные люди имеют все шансы закостенеть и оторваться от масс". Сказано, разумеется, верно. Но в то же время Сталин обосновывал и оправдывал жесткую иерархическую структуру партии: в партии, по его мнению, должны быть генералы, старшие офицеры, унтер-офицеры, рядовые. В беседе с немецким писателем Э. Людвигом (1931), касаясь вопроса о своей роли в партии и в стране, Сталин заявлял: "...решает ли у нас все один человек. Никогда, ни при каких условиях, наши рабочие не потерпели бы теперь власти одного лица. Самые крупные авторитеты сходят у нас на нет, превращаются в ничто, как только им перестают . доверять рабочхе массы, как только они теряют контакт с рабочими массами"14.
В речи перед колхозниками-ударниками.в 1933 г. он утверждал: "Прошли те времена, когда вожди считались единственными творцами истории, а рабочие и крестьяне не принимались в расчет. Судьбы народов и государств решаются теперь не только вождями, но, прежде всего и главным образом, миллионными массами трудящихся. Рабочие и крестьяне, без шума и треска строящие заводы и фабрики, шахты и железные дороги, колхозы и совхозы, создающие все блага жизни, кормящие и одевающие весь мир, -- вот кто настоящие герои и творцы новой жизни". На деле же Сталин относился к людям, как к "винтиками и "колесикамг, как к массам, которые желают, чтобы ими руководили, и сами "ищут твердого руководства". В сущности обоснованию сталинского культа личности во многом служила исповедуемая Сталиным теория "приводных ремней". Согласно этой теории, общество фактически , делилось на две части: одна -- активная, творческая, представленная партией (точнее, партийной элитой), вторая -- пассивное большинство, получающее через "приводные ремни" (профсоюзы, Советы) мудрые решения верхов (точнее -- вождя). Ведь у партии есть вождь, хозяин, который время от времени обязательно должен проходить "по рядам партии с метлой в руках" .
Эти рассуждения, с одной стороны, служили оправданием "чисток", террора, массовых репрессий, а с другой, -- возвеличиванию вождя. Сталин не мешал публиковать посвященные ему -- оды, повести, романы, не возражал, когда при его жизни Царицын был переименован в Сталинград, многочисленным предприятиям и учреждениям присваивалось имя Сталина. Уже в 30-е гг. Сталин стал высшим авторитетом в области науки и искусства; по 22 видам искусства и отраслям науки были учреждены Сталинские премии.
Сталин отнюдь не останавливал тех из своего окружения, кто пел ему дифирамбы. Вот что писал Е. М. Ярославский в 1939 г. а своей книге “0 товарище Сталине”: "Товарища Сталина в песнях народов певцы сравнивают с заботливым садовником, который любит свой сад, а этот сад -- человечество. Самое драгоценное, что есть у нас,--это люди. это кадры. Заботу о людях, заботу о кадрах, о живом человеке -- вот что ценит народ в Сталине, вот чему мы должны учиться у товарища Сталина". С годами культ личности Сталина насаждался в психологии и сознании людей все более назойливо.
Конечно,
были объективные предпосылки возникновения
культа личности Сталина. Веками насаждавшаяся
вера в "добрых царей", роль Сталина
в партии и государстве, большие успехи,
достигнутые нашим народом в строительстве
нового общества, которые переносились,
персонифицировались в Сталине. Неразвитая
политическая культура народа мешала
ему осознать собственную историческую
роль, зависимость , вождей от творческой
энергии людей15.
Список
литературы.
1)Бессонов Б.Н. “Сталинская методология мышления и действия” // Социал-политический журнал. 1998. № 1.
2)Журавлев В.В. “Сталинская модель : взгляд сквозь годы” // Кентавр . 1993. № 11/12.