Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 20:41, реферат
Юсуф Акчура был крупным татарским интеллектуалом, историком, политическим деятелем, одним из основоположников политического тюркизма, чей вклад в формирование татарской и турецкой нации был огромен.
Введение . . . . . . . . . . 3
Краткая биография . . . . . . . . . 3
Политическая и правовая мысль у Юсуфа Акчуры . . . 6
Заключение . . . . . . . . . . 12
Список использованной литературы . . . . . . 13
Идеалом Ю. Акчуры было политическое устройство Великого Княжества Финляндского, но он считал его нереальным для татар, составлявших лишь около четверти населения на территориях бывшего Казанского и Астраханского ханств.
Акчура замечает, что идейное течение тюркизма после Османской империи начинает проявлять себя и в среде тюрок России. Оно распространяется в Азребайджане, Крыму, казанских татар. Тюркизм в основном получил развитие в основном благодря выпуску Исмаилом Гаспринским общетюркской газеты «Тарджуман» с ее знаменитым лозунгом: «Единство в мыслях, словах и идеях!»
Он верил в единство нации и призвал к единству всех мусульман России. Вот что пишет Ю.Акчура в статье «О царском Манифесте от 20 февраля 1906 года» : «По этому манифесту в Государственный Совет почти невозможно будет избрать мусульман, кроме как по доброй воле царя. По этому манифесту православвная церковь объявляется господствуюшей в России, и она может выбирать своих представителей в Госсовет, а мусульмане-нет!».
После приезда в октябре 1908 года в Стамбул, Ю.Акчура снова включился в общественную жизнь Турции. Он, прежде всего, организовал издание журнала "Turk Yurdu" ("Турецкий Дом"), рассчитанного на весьма широкую тюркоязычную аудиторию. На страницах журнала регулярно публиковались статьи и материалы о жизни всех тюркских народов, в том числе и России. В свою очередь статьи самого Ю.Акчуры появлялись в России, в татарских изданиях - в журнале "Шура" ("Совет") и газете "Вакыт" ("Время").
Жизнь турецкого журнала, издаваемого Ю.Акчурой, оказалась достаточно долгой: он выходил с 1911 года по 1931-й. Это было одно из влиятельных в стране изданий, формировавших и направлявших общественное мнение. Кроме того, в разных уголках страны по инициативе Юсуфа Акчуры были созданы Народные Дома, называвшиеся "Турецкими очагами" ("Turk ocaklari"), для пропаганды идей тюркизма и оказания положительного влияния на подъем национального самосознания. Позднее, при Ататюрке (Мустафе Кемале), было вынесено постановление, обязывающее правительство финансировать деятельность "Очагов". Сделано было это неслучайно: взгляды Юсуфа Акчуры шли в одном русле с концептуальными положениями, которыми руководствовался в своей политике Мустафа Кемаль. В создание светского (секулярного) государства Турции, в углубление процесса секуляризации, несомненно, свой вклад внес и наш соотечественник Юсуф Акчура.
Акчура, объявляя Марджани великим предшественником начавшегося движения "таджаддуд" (реформации), строит своеобразную предысторию джадидизма, задавая тон для будущей либеральной тюркской историографии. В статье Акчуры мы впервые встречаемся с рассмотрением "джадидизма" ("таджаддуд) как движения подобного европейской Реформации. Для Акчуры причиной европейского доминирования было культурное превосходство, постоянное развитие, страсть к усовершенствованию себя и окружающего мира. Целью джадидизма для Акчуры была реформа всей духовной культуры и образа мыслей мусульманского общества России, включая реформу религии.
Акчура, наряду с Рашидом Ибргимом стал одним из лидеров, созданного в 1915г. в Стамбуле «Комитета по защите прав тюрко-татар мусульман России». Вначале он требовал восстановления представительства всех мусульман в Государственной Думе, религиозной автономии, создания национальных светских школ и права для татар владеть недвижимостью в Туркестане. Отказ Государственной Думы 20 июля 1915г. признать равноправие нерусских народов обозначал, что тактика переговоров с российским правительством и парламентом бессмысленна. В декабре 1915г. делегация Комитета побывала в столицах держав Четверного Согласия. В франкоязычном меморандуме Комитета, составленном Акчурой, содержалось требование независимости тюрко-татарских народов. По карте территориального проекта, независимость, в частности, получало Казанское ханство (чья территория на юге простиралась между Волгой и Уралом, а на севере доходила до Верхней Волги и тундры).
Идея ханства под турецким протекторатом, как части тюркской конфедерации, сменила идею восстановления халифата на землях нашего региона, достаточно популярную в те годы среди полуобразованных слоев.
В поисках возможной российской альтернативы самодержавию в июле и августе 1916 г. в Женеве Акчура встречался с Лениным, в надежде на то, что большевики смогут дать больше прав нерусским народам. Важно отметить тот факт, что в это время еще практически никто не видел в Ленине будущего политического лидера, однако Акчуру оттолкнула классовая риторика собеседника.
Ю.Акчура
был известен в Турции как поборник
культурного и духовного
Заключение
Итак, в своей работе Юсуф Акчура предстает как последовательный сторонник идеи тюркского единства, которая должна была объединить тюркские народы Российской империи и Османскую империю как единственное независимое государство тюрков, а в силу этого и инициатор этого объединения. Национальный принцип строительства государства впоследствии лег в основу Турецкой республики. Выступление Акчуры знаменовало переход тюркизма в новую фазу, а именно, от культурно-просветительского (у Гаспринского) в политический тюркизм – Türkcülük.
Тюркские и национальные идеи Ю. Акчуры показаны им в своих трудах и статьях в контексте культурной и политической жизни разных тюркских народов, живущих в Российской и Османской империях. Красной нитью в них проходит идея тюркского единства и надежды российских тюрок на Стамбул. Необходимость солидарности тюркских народов показывается ученым на историческом материале, а также на раскрытии политической ситуации в России.
Что же касается работ, посвященных деятельности и творчеству Ю.Акчуры, то за исключением небольшой персоналии профессора Ахмета Темира «Юсуф Акчура» (Анкара - 1987), объемом в 103 страницы, и в Турции, и в России все эти работы представляют лишь статьи, часто по поводу всевозможных юбилейных дат, относящихся к Ю.Акчуре.
К сожалению, за исключением не слишком удачного перевода "Трех основ политики", татары даже не могут познакомиться с его трудами.
Совершенно
новым этапом в акчуроведении
и изучении тюркизма явились работы
французского тюрколога-исследователя
Франсуа Жоржона: диссертация «Юсуф
Акчура. Введение в изучение национального
движения в Турции», а также его книга
под названием «Корни турецкого национализма-Юсуф
Акчура».
Список
использованной литературы:
Информация о работе Политическая и правовая мысль у Юсуфа Акчуры