Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 20:41, реферат
Юсуф Акчура был крупным татарским интеллектуалом, историком, политическим деятелем, одним из основоположников политического тюркизма, чей вклад в формирование татарской и турецкой нации был огромен.
Введение . . . . . . . . . . 3
Краткая биография . . . . . . . . . 3
Политическая и правовая мысль у Юсуфа Акчуры . . . 6
Заключение . . . . . . . . . . 12
Список использованной литературы . . . . . . 13
КАЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ
АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»
(г. Казань)
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ТАТАРСТАНА
НА ТЕМУ:
ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ У ЮСУФА
АКЧУРЫ
Выполнил:
Студент 2 курса 201 группы
Амиров Марат Илфатович
Проверил:
Хабутдинов
А.Ю.
КАЗАНЬ
2009
Содержание
Введение . . . . . . . . . .
Краткая биография . . . . . . . . . 3
Политическая
и правовая мысль у Юсуфа Акчуры . . . 6
Заключение . . . . . . . . . .
Список использованной
литературы . . . . . . 13
Введение.
Юсуф Акчура был крупным татарским интеллектуалом, историком, политическим деятелем, одним из основоположников политического тюркизма, чей вклад в формирование татарской и турецкой нации был огромен.
Предки Ю. Акчуры относятся к известному татарскому роду, некогда по неизвестным причинам переселившемуся из Крыма в Казань. Согласно устному преданию также известно, что один из предков Ю. Акчуры , князь Адаш, был близким другом русского царя Ивана IV.
Акчурины владели множеством текстильных фабрик в Казани, Симбирске и других местах. Достаточно сказать, что львиная доля тканей для царской армии производилась именно на фабриках Акчуриных. После смерти деда Ю. Акчуры, Сулеймана эфенди, отец Юсуфа, Хасан эфенди, получил в наследство 3 ткацкие фабрики. Хасан женился на Биби Камер Бану, дочери известного казанского фабриканта Абдурашида Юнусова. У этих семей были неплохие отношения с русскими властями. Известно, что, когда царь Николай I приезжал в Казань, он остановился в доме Юнусовых.
Юсуф Акчура провел среди татар только самое начало детства и четыре года, решающих для рождения татарского политического движения (1904 — 1908). В 1906 г. он стал членом первого кадетского ЦК, а в 1915 г. создавал карту Казанского и Астраханского ханств, которые предполагалось восстановить под турецким протекторатом. В 1919 г. он уже настолько чувствовал себя турецким гражданином, что отказался от предложения занять пост главы дипломатического ведомства намечавшейся "Федерации юго-восточных мусульманских областей". Если Рашид Ибрагим только обозначил контуры татарского политического движения, то Акчура заложил его прочные основы.
Краткая биография.
Юсуф Акчура (1876-1935).
Он родился в Симбирске в 1876 году. В 1878 г. скончался его отец, Хасан Акчурин, и в 1883 г. Юсуф вместе с матерью уехал в Стамбул. Здесь он получил начальное и среднее образование, а в 1892-1896 гг. обучался в военном училище. Во время пребывания в России он познакомился со многими представителями тюркских народов России, в том числе с Каюмом Насыри и Галимджаном Баруди, генералом Шамилем (сыном имама Шамиля), находился в постоянном контакте с И.Гаспринским. Во время посещений Казани Акчура обучался русскому и французскому языкам, каллиграфии. Он очень много читал, особенно интересовала его литература по проблемам нации, национальной идеи и национальной культуры. В Турции он сблизился с революционным движением младотурков, за что даже подвергался аресту на втором курсе военного училища.
В 1896 г. Юсуф Акчура закончил училище, получил чин старшего лейтенанта и начал свою службу. Интересно, что уже тогда он был близок идее сближения различных тюркских народов и сделал свой первый практический шаг для ее реализации – в 1897 г. в газете «Мусаввер малюмат» с целью знакомства турецкой общественности с жизнью и положением поволжских татар он опубликовал статью о Шигабутдине Марджани.
Тогда же его судьба сделала резкий поворот – в том же 1897 г. Акчура был арестован и по решению султана Абдулхамида 2 вместе с 84 другими осужденными сослан навечно в тюрьму города Триполи (Ливия). Правда, довольно скоро султанский режим несколько смягчил жесткий приговор – после переговоров Юсуф был выпущен из тюрьмы и смог жить в Триполи, работая в качестве писаря и учителя. В 1899 г. с группой своих товарищей Акчура бежал сначала в Тунис, а затем и во Францию.
До 1904 г. он проживал в Париже, где основное внимание уделил совершенствованию своего образования.
В 1899 — 1904гг. до отъезда в Казань Юсуф учился в Свободной школе политических наук в Париже. Здесь Акчура слушал лекции великих историков, социологов, философов — Анри Бергсона, Альбера Сореля, Анатоля Леруа-Болье, Теофиля Функ-Брентано, Эмиля Дюркгейма, Шарля Сеньобоса, Габриэля Тарда.
В 1904 г. в преддверии важнейших политических событий, революции 1905- 1907 гг., Юсуф Акчура приезжает в Казань, намереваясь лично участвовать в демократическом преобразовании татарского и российского общества. В России он пробыл до 1908 г.
В годы буржуазной революции 1905-1907 гг. Акчура являлся активнейшим участником и одним из лидеров политического движения мусульман России.
5–6
февраля 1906 г. Ю. Акчура от
имени мусульманского съезда
заключил соглашение с ЦК
С осени 1905 г. Юсуф Акчура являлся редактором газеты «Казан мохбире».
Когда революция была подавлена, и в России начался период реакции, в Турции наоборот произошли некоторые либеральные изменения - в 1908 г. в стране была провозглашена конституция и некоторые свободы, пробудившие надежды многих демократов. Юсуф Акчура вновь уехал в Турцию, чтобы активно включиться в политическую и культурную жизнь. Перед отъездом в августе 1908 г. из Казани в Стамбул Юсуф Акчура выпустил книгу, где оценил события 3 июня 1907 г. как государственный переворот, нарушающий движение России по пути европейских государств.
В годы первой мировой войны Юсуф Акчура продолжал оставаться в Турции, выполняя важные поручения правительства – так, в 1915-1916 гг. он был включен в состав делегации, отправившейся в Австро-Венгрию, Германию и Швейцарию для защиты интересов военнопленных из тюркских народов России.
В
1915 г. в Казани вышел в свет сборник,
посвященный Шигабетдину
Юсуф Акчура стоял у истоков новой исторической науки Турецкой республики. В 1931 г. он принимал участие в создании Турецкого Исторического общества и был избран его председателем. В 1932 г. по поручению президента он руководил работой 1-го Турецкого Исторического конгресса.
Юсуф Акчура скончался 11 марта 1935 г. Имя Акчуры и по сей день окружено почетом в Турецкой республике, и его авторитет ученого-историка непререкаем. Его именем названа одна из центральных улиц столицы Турции – Анкары.
Политическая и правовая мысль у Ю. Акчуры.
После возвращения на родину в 1904 году Юсуф Акчура преподавал историю в казанском медресе "Мухаммадия", активно участвовал в общественной жизни предреволюционной и революционной России, был редактором газеты "Казан мухбире" ("Казанский вестник"), стал одним из организаторов и руководителей либерально-демократической партии "Иттифаки аль-муслимин" ("Союз мусульман"). Часто выступал как публицист на страницах газет и журналов. Примечательно, что в газете "Казан мухбире" своей статьей он поддержал творческие поиски молодого Гаяза Исхаки.
В марте 1904 г., в деревне Зюябаши под Симбирском, он создает свой самый знаменитый теоретический труд «Уч тарзи сэясэт» («Три вида политики»). В работе Акчура ставил своей целью анализ практической пригодности трех политических систем, которых может придерживаться Турецкое государство (тогда Османская империя), чтобы добиться могущества и прогресса и воспользоваться плодами западного просвещения.
В данной работе автор вначале выделяет сложившиеся, по его мнению, три направления политической жизни Османской империи, которые могли бы развиться в дальнейшем:
Анализируя каждое из этих направлений, Юсуф Акчура стремится выявить в каждом из них возможность дальнейшей эволюции, политическую целесообразность и полезность для тюркских народов. О тюркском направлении он пишет, например, следующее: «Мысль о создании тюркской политической нации, основанной на этническом принципе, является совершенно новой... Я предполагаю, что в России, где проживает большинство тюрков, идея их объединения существует в очень размытой форме. Совсем недавно возникшая «волжская литература» является больше тюркской, чем мусульманской. Если бы не было гнета извне, эта идея легко развилась бы в более благоприятствующей среде, чем османские провинции, а именно: в Туркестане и бассейне рек Яика (Урала) и Волги, наиболее густо населенных тюрками.(…) Что бы там ни было, идея создания некоей политической нации, опирающейся на этнический принцип, пока еще очень нова и очень слабо распространена».
В 1905 году Ю. Акчура написал статью "О революции в России". Он использует два термина для обозначения слова революция — "инкыйлаб" — это состояние постоянного изменения, в котором пребывают классы общества и "ихтилал" — восстание, резкое и открытое нарушение социального равновесия. Революцию в России Акчура определяет как "ихтилал". Корни такого восстания исследователь видит в истории России, где всевластие принадлежало царю, а затем перешло в руки бюрократии. Одновременно с политическим конфликтом Акчура видит и конфликт межнациональный, а также нарастающее противостояние крестьянства и рабочего класса по отношению к имущим классам. Ситуация в России противоречила взглядам политика о естественном социальном развитии общества путем растянутых на длительное время реформ по британскому образцу. Английские теории Акчура и некоторая часть либералов сумели навязать татарскому обществу, но общероссийская революция перечеркнула его планы. Впрочем, это модель неплохо сработала в Турции.
Акчура считал, что знание о мире носит рациональный и опытный характер, а не является плодом спекулятивных измышлений. В 1903 г. он написал статью "Свет и угнетение". Он считал, что только образованный человек, овладевший знаниями о мире, может стать творцом демократического общества. Чем больше таких людей в обществе, тем быстрее идет его развитие, тем прочнее социальный порядок.
Что же касается религии, то Акчура считал,что она не является помехой в процессе модернизации. Особенную роль он отводил праздникам, которые объединяли, сплачивали граждан; образно назвал праздники маслом, смазывавшим общественный механизм.
Он придавал также большое значение формированию национального капитала и класса буржуазии. Ю. Акчура считал, что для ликвидации бедственного положения служащих, крестьян и городских слоев необходимо развитие в Турции капитализма. По его мнению современное государство должно охранять демократию, независимость,национальные и экономические свободы граждан. Он также был сторонником земельной реформы, то есть ликвидации больших помещичьих владений.
В
одной из своих лекций, называвшейся
«Современное турецкое государство
и задачи, возложенные на просветителей»,
он перечисляет некоторые
Информация о работе Политическая и правовая мысль у Юсуфа Акчуры