Политическая и правовая мысль у Юсуфа Акчуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 20:41, реферат

Описание работы

Юсуф Акчура был крупным татарским интеллектуалом, историком, политическим деятелем, одним из основоположников политического тюркизма, чей вклад в формирование татарской и турецкой нации был огромен.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . 3
Краткая биография . . . . . . . . . 3
Политическая и правовая мысль у Юсуфа Акчуры . . . 6
Заключение . . . . . . . . . . 12
Список использованной литературы . . . . . . 13

Работа содержит 1 файл

ЮСУФ АКЧУРА П О С Л Е Д Н И Й.doc

— 109.50 Кб (Скачать)
 

                 КАЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

        «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ» (г. Казань) 
 

               ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ  СПЕЦИАЛИСТОВ

             ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

              (ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ) 
       
       
       
       
       

РЕФЕРАТ 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА  ТАТАРСТАНА 

НА ТЕМУ: ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ У ЮСУФА АКЧУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Студент 2 курса 201 группы

Амиров  Марат Илфатович

Проверил:

Хабутдинов  А.Ю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КАЗАНЬ

2009

Содержание 

Введение . . . . . . . . . .  

Краткая биография . . . . . . . . . 3 

Политическая  и правовая мысль у Юсуфа Акчуры . . . 6 

Заключение . . . . . . . . . . 12 

Список использованной литературы . . . . . . 13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     Юсуф  Акчура был крупным татарским  интеллектуалом, историком, политическим деятелем, одним из основоположников политического тюркизма, чей вклад  в формирование татарской и турецкой нации был огромен.

     Предки  Ю. Акчуры относятся к известному татарскому роду, некогда по неизвестным причинам переселившемуся из Крыма в Казань. Согласно устному преданию также известно, что один из предков Ю. Акчуры , князь Адаш, был близким другом русского царя Ивана IV.

     Акчурины  владели множеством текстильных  фабрик в Казани, Симбирске и других местах. Достаточно сказать, что львиная доля тканей для царской армии производилась именно  на фабриках Акчуриных. После смерти деда Ю. Акчуры, Сулеймана эфенди, отец Юсуфа, Хасан эфенди, получил в наследство 3 ткацкие фабрики. Хасан женился на Биби Камер Бану, дочери известного казанского фабриканта Абдурашида Юнусова. У этих семей были неплохие отношения с русскими властями. Известно, что, когда царь Николай I приезжал в Казань, он остановился в доме Юнусовых.

     Юсуф  Акчура провел среди татар только самое начало детства и четыре года, решающих для рождения татарского политического движения (1904 — 1908). В 1906 г. он стал членом первого кадетского ЦК, а в 1915 г. создавал карту Казанского и Астраханского ханств, которые предполагалось восстановить под турецким протекторатом. В 1919 г. он уже настолько чувствовал себя турецким гражданином, что отказался от предложения занять пост главы дипломатического ведомства намечавшейся "Федерации юго-восточных мусульманских областей". Если Рашид Ибрагим только обозначил контуры татарского политического движения, то Акчура заложил его прочные основы.

     Краткая биография.

     Юсуф  Акчура (1876-1935).

     Он  родился в Симбирске в 1876 году. В 1878 г. скончался его отец, Хасан  Акчурин, и в 1883 г. Юсуф вместе с матерью уехал в Стамбул. Здесь он получил начальное и среднее образование, а в 1892-1896 гг. обучался в военном училище. Во время пребывания в России он познакомился со многими представителями тюркских народов России, в том числе с Каюмом Насыри и Галимджаном Баруди, генералом Шамилем (сыном имама Шамиля), находился в постоянном контакте с И.Гаспринским. Во время посещений Казани Акчура обучался русскому и французскому языкам, каллиграфии. Он очень много читал, особенно интересовала его литература по проблемам нации, национальной идеи и национальной культуры. В Турции он сблизился с революционным движением младотурков, за что даже подвергался аресту на втором курсе военного училища.

     В 1896 г. Юсуф Акчура закончил училище, получил  чин старшего лейтенанта и начал свою службу. Интересно, что уже тогда он был близок идее сближения различных тюркских народов и сделал свой первый практический шаг для ее реализации – в 1897 г. в газете «Мусаввер малюмат» с целью знакомства турецкой общественности с жизнью и положением поволжских татар он опубликовал статью о Шигабутдине Марджани.

     Тогда же его судьба сделала резкий поворот  – в том же 1897 г. Акчура был арестован и по решению султана Абдулхамида 2 вместе с 84 другими осужденными сослан навечно в тюрьму города Триполи (Ливия). Правда, довольно скоро султанский режим несколько смягчил жесткий приговор – после переговоров Юсуф был выпущен из тюрьмы и смог жить в Триполи, работая в качестве писаря и учителя. В 1899 г. с группой своих товарищей Акчура бежал сначала в Тунис, а затем и во Францию.

     До 1904 г. он проживал в Париже, где основное внимание уделил совершенствованию своего образования.

     В 1899 — 1904гг. до отъезда в Казань Юсуф учился в Свободной школе политических наук в Париже. Здесь Акчура слушал лекции великих историков, социологов, философов — Анри Бергсона, Альбера Сореля, Анатоля Леруа-Болье, Теофиля Функ-Брентано, Эмиля Дюркгейма, Шарля Сеньобоса, Габриэля Тарда.

     В 1904 г. в преддверии важнейших политических событий, революции 1905- 1907 гг., Юсуф Акчура приезжает в Казань, намереваясь лично участвовать в демократическом преобразовании татарского и российского общества. В России он пробыл до 1908 г.

     В годы буржуазной революции 1905-1907 гг. Акчура являлся активнейшим участником и одним из лидеров политического движения мусульман России.

     5–6  февраля 1906 г. Ю. Акчура от  имени мусульманского съезда  заключил соглашение с ЦК партии  кадетов. ЦК кадетов принял  решение о поддержании постоянных  контактов между «представителями  мусульманами и центральными  органами партии, а также между местными партийными комитетами и комитетами мусульманскими для согласования действий в избирательной кампании». 26 апреля 1906 г. Ю. Акчура был избран членом ЦК партии кадетов.

     С осени 1905 г. Юсуф Акчура являлся редактором газеты «Казан мохбире».

     Когда революция была подавлена, и в  России начался период реакции, в  Турции наоборот произошли некоторые  либеральные изменения - в 1908 г. в  стране была провозглашена конституция  и некоторые свободы, пробудившие  надежды многих демократов. Юсуф Акчура вновь уехал в Турцию, чтобы активно включиться в политическую и культурную жизнь. Перед отъездом в августе 1908 г. из Казани в Стамбул Юсуф Акчура выпустил книгу, где оценил события 3 июня 1907 г. как государственный переворот, нарушающий движение России по пути европейских государств.

     В годы первой мировой войны Юсуф Акчура продолжал оставаться в Турции, выполняя важные поручения правительства – так, в 1915-1916 гг. он был включен в состав делегации, отправившейся в Австро-Венгрию, Германию и Швейцарию для защиты интересов военнопленных из тюркских народов России.

     В 1915 г. в Казани вышел в свет сборник, посвященный Шигабетдину Марджани. Акчура объявляет Марджани великим  предшественником начавшегося движения "таджаддуд" (реформации).

     Юсуф  Акчура стоял у истоков новой исторической науки Турецкой республики. В 1931 г. он принимал участие в создании Турецкого Исторического общества и был избран его председателем. В 1932 г. по поручению президента он руководил работой 1-го Турецкого Исторического конгресса.

     Юсуф  Акчура скончался 11 марта 1935 г. Имя Акчуры и по сей день окружено почетом в Турецкой республике, и его авторитет ученого-историка непререкаем. Его именем названа одна из центральных улиц столицы Турции – Анкары.

     Политическая  и правовая мысль у Ю. Акчуры.

     После возвращения на родину в 1904 году Юсуф Акчура преподавал историю в казанском медресе "Мухаммадия", активно участвовал в общественной жизни предреволюционной и революционной России, был редактором газеты "Казан мухбире" ("Казанский вестник"), стал одним из организаторов и руководителей либерально-демократической партии "Иттифаки аль-муслимин" ("Союз мусульман"). Часто выступал как публицист на страницах газет и журналов. Примечательно, что в газете "Казан мухбире" своей статьей он поддержал творческие поиски молодого Гаяза Исхаки.

     В марте 1904 г., в деревне Зюябаши под Симбирском, он  создает свой самый знаменитый теоретический труд «Уч тарзи сэясэт» («Три вида политики»). В работе Акчура ставил своей целью анализ практической пригодности трех политических систем, которых может придерживаться Турецкое государство (тогда Османская империя), чтобы добиться могущества и прогресса и воспользоваться плодами западного просвещения.

     В данной работе автор вначале выделяет сложившиеся, по его мнению, три направления политической жизни Османской империи, которые могли бы развиться в дальнейшем:

  1. Ассимиляция и объединение наций, подчиненных османскому правительству и создание в результате османской нации;
  2. Политическое объединение всех мусульман с учетом того, что султан Османской империи считался номинальным главой – халифом мусульман всего мира;
  3. Формирование политической тюркской нации, опирающейся на этнический фактор.

     Анализируя  каждое из этих направлений, Юсуф Акчура стремится выявить в каждом из них возможность дальнейшей эволюции, политическую целесообразность и полезность для тюркских народов. О тюркском направлении он пишет, например, следующее: «Мысль о создании тюркской политической нации, основанной на этническом принципе, является совершенно новой... Я предполагаю, что в России, где проживает большинство тюрков, идея их объединения существует в очень размытой форме. Совсем недавно возникшая «волжская литература» является больше тюркской, чем мусульманской. Если бы не было гнета извне, эта идея легко развилась бы в более благоприятствующей среде, чем османские провинции, а именно: в Туркестане и бассейне рек Яика (Урала) и Волги, наиболее густо населенных тюрками.(…) Что бы там ни было, идея создания некоей политической нации, опирающейся на этнический принцип, пока еще очень нова и очень слабо распространена».

     В 1905 году Ю. Акчура написал статью "О  революции в России". Он использует два термина для обозначения слова революция — "инкыйлаб" — это состояние постоянного изменения, в котором пребывают классы общества и "ихтилал" — восстание, резкое и открытое нарушение социального равновесия. Революцию в России Акчура определяет как "ихтилал". Корни такого восстания исследователь видит в истории России, где всевластие принадлежало царю, а затем перешло в руки бюрократии. Одновременно с политическим конфликтом Акчура видит и конфликт межнациональный, а также нарастающее противостояние крестьянства и рабочего класса по отношению к имущим классам. Ситуация в России противоречила взглядам политика о естественном социальном развитии общества путем растянутых на длительное время реформ по британскому образцу. Английские теории Акчура и некоторая часть либералов сумели навязать татарскому обществу, но общероссийская революция перечеркнула его планы. Впрочем, это модель неплохо сработала в Турции.

     Акчура  считал, что знание о мире носит рациональный и опытный характер, а не является плодом спекулятивных измышлений. В 1903 г. он написал статью "Свет и угнетение". Он считал, что только образованный человек, овладевший знаниями о мире, может стать творцом демократического общества. Чем больше таких людей в обществе, тем быстрее идет его развитие, тем прочнее социальный порядок.

     Что же касается религии, то Акчура считал,что  она не является помехой в процессе модернизации. Особенную роль он отводил  праздникам, которые объединяли, сплачивали граждан; образно назвал праздники маслом, смазывавшим общественный механизм.

     Он  придавал также большое значение формированию национального капитала и класса буржуазии. Ю. Акчура считал, что для ликвидации бедственного положения служащих, крестьян и городских слоев необходимо развитие в Турции капитализма. По его мнению современное государство должно охранять демократию, независимость,национальные и экономические свободы граждан. Он также был сторонником земельной реформы, то есть ликвидации больших помещичьих владений.

     В одной из своих лекций, называвшейся «Современное турецкое государство  и задачи, возложенные на просветителей», он перечисляет некоторые характеристики такого государства. По его мнению, господствующей силой современного государства является нация. Самым основным свойством государства является демократия, кроме того, оно должно опираться на собственную экономику. Акчура считал, что основные элементы современного государства в Европе родились в горниле  и в итоге таких движений, как Ренессанс, Реформация и Революция и что такое государство – результат и плод европейсской цивилизации. На его взгляд, путь, пройденный Европой, Турция должна пройти за несколько десятков лет, так как у нее нет другого выбора.

Информация о работе Политическая и правовая мысль у Юсуфа Акчуры