Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:11, контрольная работа
Целью работы является исследование Устава Благочиния Екатерины Великой.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать источники «Устава благочиния».
2. Дать общую характеристику «Устава благочиния».
3. Рассмотреть содержание «Устава благочиния».
Введение ……………………………………………………………………………………...2
1. Источники «Устава о благочинии»……………………………………………………… 3
2. Общая характеристика «Устава о благочинии»………………………………………….5
3. Содержание «Устава благочиния». …………………………………………………….....7
Заключение. ………………………………………………………………………………….10
Список использованной литературы.. ……………………………………………………..11
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Московский государственный открытый университет им.Черномырдина»
Бакалавриат факультета юриспруденция.
Кафедра "Истории права и государства"
Эссе по курсу
«ИГиП»
Полицейская реформа Екатерины II
( Устав благочиния )
Выполнил:
студент Барашков А.А
Проверила:
Заведующая кафедрой
Зозуля Ольга Александровна.
Москва – 2012
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………
1. Источники «Устава
о благочинии»…………………………………………………
2. Общая характеристика «Устава о благочинии»………………………………………….5
3. Содержание «Устава благочиния». …………………………………………………….....7
Заключение. ………………………………………………………………………………
Список использованной литературы.. ……………………………………………………..11
Время царствования Екатерины II называют
эпохой просвещенного абсолютизма в России.
Мысль о государстве с просвещенным монархом,
способным преобразовать общественную
жизнь на новых, разумных началах, получила
в XVIII веке широкое распространение. Актуальность
выбранной темы обуславливается тем, что
пик политики просвещенного абсолютизма
пришелся на 80-е годы XVIII в столетия, когда
были обнародованы и воплощены в жизнь
многие важнейшие законодательные акты.
Первым в ряду важнейших законодательных
актов этого времени явился Устав благочиния
или полицейский, обнародованный в апреле
1782г. В нем были определенны принципы
реформирования учреждений полиции в
стране, новые задачи полицейских учреждений
- не только по розыску преступников и
охране порядка, но и регулированию вообще
социальной жизни в городах. Устав включил
и Уголовный кодекс (поскольку в полномочия
было внесено право не только отдавать
под суд, но и самой определять наказания
за малозначительные преступления).
По замыслу законодателя Устав должен
был стать единым нормативным актом полиции,
вместо изданных до него множества разнохарактерных
и нередко противоречивых правовых актов
разного уровня - от монарха до уездной
администрации. Устав определял сферу
прав и обязанностей полиции, её место
в системе органов государственного управления,
порядок и характер правовых отношений
с ними, включая и систему местных органов.
В соответствии с Уставом в каждом городе
учреждалась Управа благочиния или полицейская -
административно-полицейский орган
Несмотря на большое
количество работ, посвященных различным
аспектам разработки, принятия и функционирования «Устава
Благочиния или Полицейского» в конце
XVIII-первой половине XIX вв. проблема организации
и деятельности городской полиции, ее
места и роли в механизме Российского
государства не получила достаточно полного
освещения. Что касается основных направлений
деятельности полиции, закрепленных в
«Уставе Благочиния», то они практически
ни кем достаточно подробно не анализировались,
а лишь перечислялись в некоторых публикациях.
Целью работы является исследование Устава
Благочиния Екатерины Великой.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать источники «Устава благочиния».
2. Дать общую характеристику «Устава благочиния».
3. Рассмотреть содержание «Устава благочиния».
Теоретическая база работы сформировалась в результате изучения: учебных пособий по курсу «История государства и права России», специальной научной литературы, а также публицистических материалов.
«Устав благочиния или Полицейский» обнародованный 8 апреля 1782 года был одним из первых законодательных актов, направленных на реализацию идей Просвещения.
Главными источниками Устава стали «Учреждение о губернии» материалы Уложенной комиссии и иностранные полицейские нормы и правовое трактаты.(1)
Екатерину II часто рассматривают в качестве правительницы, воплощающей в себе принципы просвещенного абсолютизма; элементы «просвещенности» обычно находят в ее знаменитом «Наказе законодательной комиссии» (1767 г.), а также в ее переписке с Вольтером и бароном Гриммом. Но столь же правильно было бы, по-моему, относить ее к числу великих правителей-камералистов. Именно такими правителями были и германские князья конца XVII – начала XVIII веков, от которых прослеживается ее духовная родословная (правда, с некоторыми интересными оговорками). Законодательство Екатерины – это естественное продолжение общественной политики, открывающей дорогу для модернизации и в то же время демонстрирующей все противоречия концепции «полицейского государства».
Хорошо известный, но все же недостаточно изученный «Устав благочиния» (1782 г.) подражает выработанной в предыдущем столетии концепции и одновременно использует более поздние немецкие модели.
Подобно предшествовавшим ему немецким документам XVI столетия, он характеризуется склонностью к морализированию, что указывает на осознание русской императрицей своей ответственности за духовное благосостояние и прогресс своих подданных. Указ Екатерины представляет собой сочетание сделанных как бы мимоходом моральных замечаний и современных западноевропейских, а также библейских предписаний; именно такое сочетание мы находим в статутах протестантских князей эпохи Реформации.(2)
В достаточно обстоятельных статьях «Устава благочиния», касающихся поддержания порядка в городах при помощи полиции, Екатерина следует камералистским идеям и практическим нормам германских статутов XVII столетия. «Устав благочиния», представляющий собой попытку упорядочить все стороны городской жизни и поставить их под контроль, носит такой же обстоятельный и подробный характер; он также демонстрирует то же самое стремление обеспечить городскому населению безопасность и максимально задействовать его творческий потенциал – с тем, чтобы оно могло играть роль, отведенную ему в государственной экономике. С другой стороны, русский статут содержит чрезмерно большой раздел (включающий в себя почти половину всех статей), в котором подробно описываются наказания, полагающиеся за каждое нарушение соответствующих правил. Для того, чтобы городское население могло играть действительно конструктивную роль, Екатерина сделала попытку заложить основы системы гильдий. В этой попытке она следовала немецким образцам – в особенности тогда, когда в подражание административному статуту Берлина, принятому при Фридрихе II, гильдиям были приданы полицейские функции. Малые и большие города подразделялись на районы и кварталы, в каждом из которых имелась своя иерархия полицейских чиновников, а вспомогательный персонал набирался из числа местного населения. В российской полиции на официальные посты чиновников приходилось набирать из числа населения по системе, сильно напоминавшей практику набора на службу, существовавшую в Московском государстве и в России петровской эпохи, где насильно завербованные занимали места в жесткой системе государственной службы, не получая за это никаких дополнительных преимуществ. Все это также делало полицию очень дорогостоящим мероприятием и объектом чрезмерной бюрократизации и централизованного контроля со стороны государства.(3)
«Учреждения о губернии» 1775г. указ о реформе местного управления в России, в ходе которой проводилась частичная децентрализация управления и отделение суда от исполнительных органов. Создавались губернии (с населением 300–400 тыс. человек каждая) и уезды (20–30 тыс. человек). Административно-полицейская власть в уезде принадлежала нижнему земскому суду под председательством исправника, в городах – городничему, в губерниях – губернскому правлению, состоявшему из губернатора и двух советников. 2–3 губернии объединялись под властью генерал-губернаторов или наместников. Органы суда имели трёх степенную организацию. Две нижние ступени строились по сословно-выборному принципу отдельно для дворян, горожан и крестьян. Суды третьей инстанции (палаты уголовных и гражданских дел) были коронными и всесословными. При судах создавались дворянские опеки, при городовых магистратах – городовые сиротские суды. Приказы общественного призрения в губерниях ведали школами, больницами и пр. Финансовое управление осуществлялось уездными казначеями и казёнными палатами. Поводом к реформе послужил развал местного управления в районах крестьянской войны 1773–75. При подготовке закона Екатериной II и её сподвижниками были учтены требования дворянства, высказанные в проектах и наказах депутатам «Комиссии об уложении» 1767.
Реформа 1775 г. сделала попытку отделить суд от администрации. Попытка не удалась: губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором. Председатели всех судов назначались правительством. С 1779 г. начинается работа над проектом «Устава о благочинии», которая была завершена в 1781 г. В 1782 г. Устав был опубликован. Он разделялся на 14 глав, 274 статьи.
Значение «Устава благочиния» было очень велико: во-первых, он послужил формированию новой отрасли права — полицейского права, из которого позднее сформировались уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право; во-вторых, в Уставе Благочиния была чётко сформулирована компетенция полицейских органов, что облегчало поддержание правопорядка; в-третьих, устав содержал дидактические наставления для граждан, служил «улучшению нравов» населения.
«Устав благочиния» предполагал комплекс мер по внедрению самых разнообразных добродетелей: милосердия, уважения к старшим, добросердечия, готовности оказать помощь ближнему, проявлять твердость в православной вере, соблюдать правила общежития и др. Слова же «или Полицейский» имеют в виду не сознательность подданного, не его добровольное восприятие добродетелей, а их насильственное внедрение, использование мер принуждения.
«Устав благочиния» предполагал обращение к разуму подданного, его пониманию необходимости или целесообразности той или иной меры. Понятие «Полицейский» имеет иной смысл: Устав не ограничивается внушением, но прибегает к насилию и перечисляет должностных лиц и учреждения, на которые возложена обязанность блюсти выполнение подданными перечисленных в Уставе рекомендаций. В этом плане «Устав благочиния или Полицейский» близок к законодательным актам петровского времени: он, подобно петровским законам, вторгается в частную жизнь подданных и регламентирует ее. Отличие состоит в том, что в Уставе отсутствует присущее петровским актам применение разнообразных санкций: штрафов, физических истязаний, ссылки на каторгу и т. п.(4)
Наиболее рельефно просветительские устремления императрицы отразились в специальном разделе «Правила добронравия». Она полагала, что всякий подданный может достичь совершенства, беспрекословно исполняя заповеди следующего содержания: «не чинить ближнему, чего сам терпеть не можешь»; ... с пути сошедшему указывай путь».
Устав определяет и поведение подданного в храме. Здесь он перекликается с Уложением 1649 года, но исключает его жестокие меры наказания; он предписывает входить в храм «с благоговением, и вести себя в церкви и во время хода с крестами благочинно». Принципиальное новшество в вопросе вероисповедания по сравнению не только со временем принятия Уложения, но и с недалеким прошлым состояло в веротерпимости - это результат влияния идей Просвещения.
Устав не ограничивался требованием соблюдать христианские заповеди, он регламентировал семейную жизнь подданных. Глава семьи - муж, он должен жить с супругой «в согласии и любви», извинять недостатки, «облегчать ее немощи, обеспечивать ее пропитанием». Что касается супруги, то Устав, как и Домострой XVI века, отводит ей в семье подчиненную роль: она «пребывает в любви, почтении и послушании к своему мужу» и оказывает ему всякое «угождение». Положение детей в семье также близко к домостроевскому: «родители суть властелины над своими детьми».
«Устав благочиния или Полицейский» распространял свои нормы на подданных, обитавших в городах. Определялась структура учреждений и должностных лиц, отвечавших за выполнение установленных Уставом норм. Главным учреждением являлась Управа благочиния, председательствовал в которой городничий, а членами являлись приставы по уголовным и гражданским делам, а также два ратмана. Управе вменялось в обязанность соблюдение порядка, навеянного идеями Просвещения: «Управа благочиния выслушивает всех без изъятия: убогих, богатых, сильных, бессильных, знатных и незнатных».
На попечении Управы благочиния находилось благоустройство города и жизнь горожан; Управа должна была следить, жизнь эта текла в русле спокойствия и законности - преследовала новизну, то есть то, что не предусмотрено указами. Длинный перечень обязанностей Управы благочиния множество как значительных, так и мелочных забот, начиная от наблюдения за состоянием бань (девочкам и мальчикам, например, разрешалось мыться в женских и мужских до семи лет), дорог, мостов, за качеством продаваемых товаров, соблюдением указов о запрещении роскоши, азартных игр и плясок до обедни, и заканчивая полицейским надзором за благонадежностью населения города: без разрешения запрещалась организация товариществ и братств, театральных представлений, незаконных сходбищ и др. Управа благочиния рассматривала мелкие уголовные преступления и иски, не превышавшие сумму в 20 рублей. Основанием для рассмотрения подобных дел являлось устное заявление истца. Если дело не решалось полюбовным согласием в течение суток, то оно передавалось в обычный суд.(5)
Исполнительными органами Управы благочиния являлись квартальные надзиратели, а в крупных городах, поделенных на две и более части, - частные приставы.
Уставом благочиния нарисован портрет идеального должностного лица, наделенного комплексом добродетелей и лишенного пороков и недостатков: он обязан проявлять человеколюбие, добросовестное отношение к службе, стремление к достижению общего добра, бескорыстие, обязан чинить равный суд, покровительствовать невинному и скорбящему, воздерживаться от взяток, ибо они «ослепляют глаза и развращают ум и сердце, устам же налагают узду». В своих поступках они должны руководствоваться исключительно законом.