Полицейская реформа Екатерины II

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:11, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является исследование Устава Благочиния Екатерины Великой.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать источники «Устава благочиния».
2. Дать общую характеристику «Устава благочиния».
3. Рассмотреть содержание «Устава благочиния».

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………...2

1. Источники «Устава о благочинии»……………………………………………………… 3

2. Общая характеристика «Устава о благочинии»………………………………………….5

3. Содержание «Устава благочиния». …………………………………………………….....7

Заключение. ………………………………………………………………………………….10

Список использованной литературы.. ……………………………………………………..11

Работа содержит 1 файл

полицейская реформа екатерины 2.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«Московский государственный открытый университет им.Черномырдина»

 

Бакалавриат факультета юриспруденция.

Кафедра "Истории права  и государства"


 

 

 

 

 

 

 

 

Эссе по курсу

«ИГиП»

 

 

Полицейская реформа  Екатерины II

( Устав благочиния )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент Барашков А.А

 

Проверила:

Заведующая кафедрой 
Зозуля Ольга Александровна.

 

 

Москва – 2012

 

Содержание

 

Введение  ……………………………………………………………………………………...2

 

1. Источники «Устава о благочинии»……………………………………………………… 3

 

2. Общая характеристика «Устава о благочинии»………………………………………….5

 

3. Содержание «Устава благочиния». …………………………………………………….....7

 

Заключение. ………………………………………………………………………………….10

 

Список использованной литературы.. ……………………………………………………..11

 

 
 
 

 

Введение

 
            Время  царствования  Екатерины  II   называют   эпохой   просвещенного абсолютизма  в  России.  Мысль  о  государстве  с   просвещенным   монархом, способным преобразовать  общественную  жизнь  на  новых,  разумных  началах, получила в XVIII  веке  широкое  распространение.  Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что  пик политики просвещенного абсолютизма пришелся  на  80-е  годы  XVIII в столетия, когда были обнародованы  и  воплощены  в  жизнь  многие  важнейшие законодательные  акты.  Первым в ряду важнейших законодательных  актов  этого  времени  явился  Устав благочиния или полицейский, обнародованный в апреле  1782г.     В нем были определенны принципы реформирования учреждений полиции в стране, новые задачи полицейских учреждений - не только по розыску преступников и охране порядка, но и регулированию вообще социальной жизни в городах. Устав включил и Уголовный кодекс (поскольку в полномочия было внесено право не только отдавать под суд, но и самой определять наказания за малозначительные преступления).  
          По замыслу законодателя Устав должен был стать единым нормативным актом полиции, вместо изданных до него множества разнохарактерных и нередко противоречивых правовых актов разного уровня - от монарха до уездной администрации. Устав определял сферу прав и обязанностей полиции, её место в системе органов государственного управления, порядок и характер правовых отношений с ними, включая и систему местных органов. В соответствии с Уставом в каждом городе учреждалась Управа благочиния или полицейская - административно-полицейский орган

Несмотря на большое  количество работ, посвященных различным  аспектам разработки, принятия и функционирования «Устава Благочиния или Полицейского» в конце XVIII-первой половине XIX вв. проблема организации и деятельности городской полиции, ее места и роли в механизме Российского государства не получила достаточно полного освещения. Что касается основных направлений деятельности полиции, закрепленных в «Уставе Благочиния», то они практически ни кем достаточно подробно не анализировались, а лишь перечислялись в некоторых публикациях.  
         Целью работы является исследование Устава Благочиния Екатерины Великой.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать источники  «Устава благочиния».

2. Дать общую характеристику  «Устава благочиния».

3. Рассмотреть содержание  «Устава благочиния».

Теоретическая база работы сформировалась в результате изучения: учебных пособий по курсу «История государства и права России», специальной научной литературы, а также публицистических материалов.

1. Источники  «Устава о благочинии»

 

       «Устав благочиния или Полицейский» обнародованный 8 апреля 1782 года был одним из первых законодательных актов, направленных на реализацию идей Просвещения.

Главными источниками  Устава стали «Учреждение о губернии»  материалы Уложенной комиссии и  иностранные полицейские нормы  и правовое трактаты.(1)

Екатерину II часто рассматривают  в качестве правительницы, воплощающей  в себе принципы просвещенного абсолютизма; элементы «просвещенности» обычно находят  в ее знаменитом «Наказе законодательной  комиссии» (1767 г.), а также в ее переписке с Вольтером и бароном Гриммом. Но столь же правильно было бы, по-моему, относить ее к числу великих правителей-камералистов. Именно такими правителями были и германские князья конца XVII – начала XVIII веков, от которых прослеживается ее духовная родословная (правда, с некоторыми интересными оговорками). Законодательство Екатерины – это естественное продолжение общественной политики, открывающей дорогу для модернизации и в то же время демонстрирующей все противоречия концепции «полицейского государства».

       Хорошо известный, но все же недостаточно изученный «Устав благочиния»               (1782 г.) подражает выработанной в предыдущем столетии концепции и одновременно использует более поздние немецкие модели.

Подобно предшествовавшим ему немецким документам XVI столетия, он характеризуется склонностью к морализированию, что указывает на осознание русской императрицей своей ответственности за духовное благосостояние и прогресс своих подданных. Указ Екатерины представляет собой сочетание сделанных как бы мимоходом моральных замечаний и современных западноевропейских, а также библейских предписаний; именно такое сочетание мы находим в статутах протестантских князей эпохи Реформации.(2)

В достаточно обстоятельных статьях  «Устава благочиния», касающихся поддержания  порядка в городах при помощи полиции, Екатерина следует камералистским идеям и практическим нормам германских статутов XVII столетия. «Устав благочиния», представляющий собой попытку упорядочить все стороны городской жизни и поставить их под контроль, носит такой же обстоятельный и подробный характер; он также демонстрирует то же самое стремление обеспечить городскому населению безопасность и максимально задействовать его творческий потенциал – с тем, чтобы оно могло играть роль, отведенную ему в государственной экономике. С другой стороны, русский статут содержит чрезмерно большой раздел (включающий в себя почти половину всех статей), в котором подробно описываются наказания, полагающиеся за каждое нарушение соответствующих правил. Для того, чтобы городское население могло играть действительно конструктивную роль, Екатерина сделала попытку заложить основы системы гильдий. В этой попытке она следовала немецким образцам – в особенности тогда, когда в подражание административному статуту Берлина, принятому при Фридрихе II, гильдиям были приданы полицейские функции. Малые и большие города подразделялись на районы и кварталы, в каждом из которых имелась своя иерархия полицейских чиновников, а вспомогательный персонал набирался из числа местного населения. В российской полиции на официальные посты чиновников приходилось набирать из числа населения по системе, сильно напоминавшей практику набора на службу, существовавшую в Московском государстве и в России петровской эпохи, где насильно завербованные занимали места в жесткой системе государственной службы, не получая за это никаких дополнительных преимуществ. Все это также делало полицию очень дорогостоящим мероприятием и объектом чрезмерной бюрократизации и централизованного контроля со стороны государства.(3)

        «Учреждения  о губернии» 1775г. указ о реформе местного управления в России, в ходе которой проводилась частичная децентрализация управления и отделение суда от исполнительных органов. Создавались губернии (с населением 300–400 тыс. человек каждая) и уезды (20–30 тыс. человек). Административно-полицейская власть в уезде принадлежала нижнему земскому суду под председательством исправника, в городах – городничему, в губерниях – губернскому правлению, состоявшему из губернатора и двух советников. 2–3 губернии объединялись под властью генерал-губернаторов или наместников. Органы суда имели трёх степенную организацию. Две нижние ступени строились по сословно-выборному принципу отдельно для дворян, горожан и крестьян. Суды третьей инстанции (палаты уголовных и гражданских дел) были коронными и всесословными. При судах создавались дворянские опеки, при городовых магистратах – городовые сиротские суды. Приказы общественного призрения в губерниях ведали школами, больницами и пр. Финансовое управление осуществлялось уездными казначеями и казёнными палатами. Поводом к реформе послужил развал местного управления в районах крестьянской войны 1773–75. При подготовке закона Екатериной II и её сподвижниками  были учтены требования дворянства, высказанные в проектах и наказах депутатам «Комиссии об уложении» 1767.

         Реформа 1775 г. сделала попытку отделить суд от администрации. Попытка не удалась: губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором. Председатели всех судов назначались правительством. С 1779 г. начинается работа над проектом «Устава о благочинии», которая была завершена в 1781 г. В 1782 г. Устав был опубликован. Он разделялся на 14 глав, 274 статьи.

Значение «Устава благочиния» было очень велико: во-первых, он послужил формированию новой отрасли права  — полицейского права, из которого позднее сформировались уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право; во-вторых, в Уставе Благочиния была чётко сформулирована компетенция полицейских органов, что облегчало поддержание правопорядка; в-третьих, устав содержал дидактические наставления для граждан, служил «улучшению нравов» населения.

2. Общая характеристика  «Устава о благочинии»

 

          «Устав благочиния» предполагал комплекс мер по внедрению самых разнообразных добродетелей: милосердия, уважения к старшим, добросердечия, готовности оказать помощь ближнему, проявлять твердость в православной вере, соблюдать правила общежития и др. Слова же «или Полицейский» имеют в виду не сознательность подданного, не его добровольное восприятие добродетелей, а их насильственное внедрение, использование мер принуждения.

          «Устав благочиния» предполагал обращение к разуму подданного, его пониманию необходимости или целесообразности той или иной меры. Понятие «Полицейский» имеет иной смысл: Устав не ограничивается внушением, но прибегает к насилию и перечисляет должностных лиц и учреждения, на которые возложена обязанность блюсти выполнение подданными перечисленных в Уставе рекомендаций. В этом плане «Устав благочиния или Полицейский» близок к законодательным актам петровского времени: он, подобно петровским законам, вторгается в частную жизнь подданных и регламентирует ее. Отличие состоит в том, что в Уставе отсутствует присущее петровским актам применение разнообразных санкций: штрафов, физических истязаний, ссылки на каторгу и т. п.(4)

Наиболее рельефно просветительские устремления императрицы  отразились в специальном  разделе  «Правила  добронравия».  Она  полагала,  что  всякий подданный  может  достичь  совершенства,  беспрекословно  исполняя  заповеди следующего содержания: «не чинить ближнему, чего  сам  терпеть  не  можешь»; ... с пути сошедшему указывай путь».

        Устав определяет и поведение подданного в храме. Здесь он перекликается с Уложением 1649 года, но исключает его жестокие меры наказания; он предписывает входить в храм «с благоговением, и вести себя в церкви и во время хода с крестами благочинно». Принципиальное новшество в вопросе вероисповедания по сравнению не только со временем принятия Уложения, но и с недалеким прошлым состояло в веротерпимости - это результат влияния идей Просвещения.

         Устав не ограничивался требованием соблюдать христианские заповеди, он регламентировал семейную жизнь подданных. Глава семьи - муж, он должен жить с супругой «в согласии и любви», извинять недостатки, «облегчать ее немощи, обеспечивать ее пропитанием». Что касается супруги, то Устав, как и Домострой XVI века, отводит ей в семье подчиненную роль: она «пребывает в любви, почтении и послушании к своему мужу» и оказывает ему всякое «угождение». Положение детей в семье также близко к домостроевскому: «родители суть властелины над своими детьми».

       «Устав благочиния или Полицейский» распространял свои нормы на подданных, обитавших в городах. Определялась структура учреждений и должностных лиц, отвечавших за выполнение установленных Уставом норм. Главным учреждением являлась Управа благочиния, председательствовал в которой городничий, а членами являлись приставы по уголовным и гражданским делам, а также два ратмана. Управе вменялось в обязанность соблюдение порядка, навеянного идеями Просвещения: «Управа благочиния выслушивает всех без изъятия: убогих, богатых, сильных, бессильных, знатных и незнатных».

На попечении Управы благочиния находилось благоустройство города и жизнь горожан; Управа должна была следить, жизнь эта текла в русле спокойствия и законности - преследовала новизну, то есть то, что не предусмотрено указами. Длинный перечень обязанностей Управы благочиния множество как значительных, так и мелочных забот, начиная от наблюдения за состоянием бань (девочкам и мальчикам, например, разрешалось мыться в женских и мужских до семи лет), дорог, мостов, за качеством продаваемых товаров, соблюдением указов о запрещении роскоши, азартных игр и плясок до обедни, и заканчивая полицейским надзором за благонадежностью населения города: без разрешения запрещалась организация товариществ и братств, театральных представлений, незаконных сходбищ и др. Управа благочиния рассматривала мелкие уголовные преступления и иски, не превышавшие сумму в 20 рублей. Основанием для рассмотрения подобных дел являлось устное заявление истца. Если дело не решалось полюбовным согласием в течение суток, то оно передавалось в обычный суд.(5)

Исполнительными органами Управы благочиния являлись квартальные  надзиратели, а в крупных городах, поделенных на две и более части, - частные приставы.

Уставом благочиния нарисован  портрет идеального должностного лица, наделенного комплексом добродетелей и лишенного пороков и недостатков: он обязан проявлять человеколюбие, добросовестное отношение к службе, стремление к достижению общего добра, бескорыстие, обязан чинить равный суд, покровительствовать невинному и скорбящему, воздерживаться от взяток, ибо они «ослепляют глаза и развращают ум и сердце, устам же налагают узду». В своих поступках они должны руководствоваться исключительно законом.

Информация о работе Полицейская реформа Екатерины II