Подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:42, реферат

Описание работы

Слово – огромная сила. Очень важно, чтобы все помнили об этом и пользовались устным и письменным словом разумно и для добра. Ведь создавалась наша грамота для благих целей.
Что было бы с нами, если бы не было письменности?! Трудно, конечно, такое даже представить. Многие известные личности указывают на тот факт, что не было бы цивилизации. Да, это так. Но не это главное.

Содержание

Введение..................................................................................................2
Сила слова...................................................................................3
Жизненность и действенность кирилло-мефодиевской
традиции.....................................................................................3
Откуда произошли эти названия?..............................................4
Образование письменности................................................................4
Жизнь Константина и Мефодий........................................................5
Рождение азбуки...................................................................................6
Заключение.................................................................................8
Литература............................................................................................9

Работа содержит 1 файл

Подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.docx

— 28.80 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 ИМ. С. АМАНЖОЛОВА    КАФЕДРА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 
 
 

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ «Подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия» 
 
 
 
 

                                                        Выполнила: Туменбаева А.Н. 

                                                        Проверила: Котова Лариса Николаевна 
 
 
 
 
 
 
 

Усть-Каменогорск, 2011

Содержание:

  1. Введение..................................................................................................2
  2. Сила слова...................................................................................3
  3. Жизненность и действенность кирилло-мефодиевской

    традиции.....................................................................................3

  1. Откуда произошли эти названия?..............................................4
  2. Образование письменности................................................................4
  3. Жизнь Константина и Мефодий........................................................5
  4. Рождение азбуки...................................................................................6
  5. Заключение.................................................................................8
  6. Литература............................................................................................9
 
 

1.Введение

        Великий подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – создателей славянской письменности, авторов первых переводов Священного Писания

Идите и научите все народы

Крестя  во имя Отца и Сына и Святого  Духа.                                           

 Евангелие  от Матфея

И рады были славяне, что услышали о   величии Божьем на своем языке.                                           

 «Повесть  временных лет»  

«... В  начале было Слово, и Слово было у  Бога, и Слово было Бог...»

Так, слово  за словом переводит святой равноапостольный Кирилл греческие слова, пишет составляемые им в определенной логической последовательности буквы, и возникает СЛОВО.            

 «Словом»  евангелист называет Иисуса Христа, Бога, и Словом Бог создал все...         

 «... Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало  быть, что начало быть...»

Так насколько  значимо СЛОВО! Сам Иисус Христос  сказал о том, что за каждое праздное слово дадите ответ.

2.Сила слова

Слово – огромная сила. Очень важно, чтобы  все помнили об этом и пользовались устным и письменным словом разумно  и для добра. Ведь создавалась  наша грамота для благих целей.

Что было бы с нами, если бы не было письменности?! Трудно, конечно, такое даже представить. Многие известные личности указывают на тот факт, что не было бы цивилизации. Да, это так. Но не это главное.

Наши  далекие предки так говорили: «Книги суть реки, напояющие вселенную мудростью». С каким уважением они относились к книге! Каждая книга была произведением  искусств. Но самое огромное значение письменности – это влияние слова  на душу человека. Ведь с этой целью  и была создана славянская азбука.

В настоящее  время – День славянской письменности и культуры – это праздник церковногосударственный, который отмечается 24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла  и Мефодия. Именно они, святые братья, радея о проповеди Православной веры, создали славянскую письменность и заложили основы церковнославянского  языка. Так было положено начало формированию христианской культуры народов Восточной  и Южной Европы в целом, в том  числе и нашего Отечества.

Мы должны быть счастливы, что живем в то время, когда свободно можем говорить о вере, о том, что мы православные христиане, открыто благодарить великих просветителей славянских народов за великий вклад в развитие нашего народа, узнавать о них и о развитии нашей культуры с принятием христианства на уроках православной культуры. Святое Православие преобразило жизнь людей Древней Руси, наших далеких предков, оно дало мощный импульс для созревания общественной мысли, развития культуры. Но самое главное то, что православная культура является духовно-нравственным стержнем формирования самого народного характера.

3.Жизненность и действенность кирилло-мефодиевской традиции

Несмотря  на все исторические испытания, мы все  больше убеждаемся в жизненности и действенности кирилло-мефодиевской традиции, зародившейся еще в девятом веке.

...Давным-давно  это было... Мы переносимся в  те далекие времена, когда бесчисленные  просторы современной Европы  были заселены славянскими племенами.  Назывались они по-разному. Наши  далекие предки были поляне, северяне, древляне, волыняне, уличи, тиверцы,  дреговичи, радимичи, вятичи, кривичи,  полочане, словене. Все они объединились  в государстве Русь.  Были еще сербы, хорваты, обдриты, лютичи, поморяне, словенцы, болгары, поляки, чехи, словаки, мораване и другие. Некоторые исчезли, другие образовали свои государства, существующие и поныне. 

4.Откуда произошли эти названия?

Славянские  племена, несмотря на разные названия, говорили на одном языке, имели одни верования и обычаи. Все они  знали и свое общее название славяне  или словене. Откуда произошли эти  названия? Ученые предположили несколько  вариантов. Одни считают, что славяне  получили свое наименование от названия рек, по берегам которых они расселялись. Например, Днепр называли Словутичем, а в славянских землях немало похожих  названий рек. Другие думают, что «славяне»  произошло от «слова», то есть, это  те люди, которые владеют словом, умеющие ясно изъясняться.

Но, к  сожалению, они ничего не знали об истинном Боге, ничего не знали об Иисусе Христе. Верили они в различные  природные стихии, которых считали  божествами. Их в различных землях называли по-разному.

У наших  предков самым главным считался Перун – повелитель грозы, молнии, войны. У других – Святовит –  бог неба и света. Триглав –  Триборг – трехголовый. Им приносили  даже человеческие жертвы. Такую веру называют язычеством.

5.Образование письменности

Как же писали славяне, когда это было необходимо? Ведь письменности у них не было. Об этом мы узнали из «Сказания о  письменах» черноризца Храбра на уроках православной культуры. Оказывается, они  использовали «черты и резы», то есть начерченные или вырезанные знаки. Кто-то пытался писать славянские слова  греческими или латинскими буквами. Поэтому был необходим алфавит.

А одним  из первых славянских государств была Великая Моравия, расположившаяся  у реки Моравы, впадающей в Дунай. Первым правителем ее был князь Моймир. Во времена его правления государство приняло христианскую веру по католическому обряду, Главой католиков является Папа Римский. Проповедники и служители церкви пришли из немецких земель и вели службу на непонятном латинском языке.

Вскоре  после Моймира правителем Великой  Моравии стал его племянник Ростислав, который был истинным защитником своего государства и боролся  за независимость его от могущественного  соседнего короля Людовика Немецкого. С целью поддержки и распространения христианства, - а для этого надо было, чтобы его народ слышал слово Божье на понятном ему родном языке, - он отправляет послов в столицу Византийской империи Константинополь.

Мысленно  мы переносимся в могущественную Византийскую империю. Когда-то древние  греки основали на очень удобном  для мореплавания и торговли месте  свой город, под названием Византий. Позже он стал столицей огромного  могущественного государства –  Римской, а затем и Византийской империи. Столицей стал город Константинополь, в честь первого христианского  императора Константина.

Со славянами  в Византийской империи были знакомы. Когда-то они прорвали границы империи и стали расселяться на ее территории. Вскоре славяне стали после греков вторым по численности народом.  

Послы поведали императору Михаилу о цели своего непростого путешествия: «С великой  просьбой к тебе от князя Ростислава. Государь, пришли нам учителей, которые  могли бы проповедовать на родном для славян языке!» Но кто же мог  совершить настоящий подвиг –  изобрести для славян азбуку и  перевести для них книги Священного Писания, чтобы славяне слышали  слово Божье на родном им языке? «Эта задача по плечу только Константину  с Мефодием», - отвечал император  и велел послать за братьями...

6.Жизнь Константина и Мефодий

Из курса  «Православная культура» мы подробно узнали о жизни выдающихся просветителей  славянских народов. Константин и Мефодий  родились в богатом портовом городе Фессалоники в знатной византийской семье. Детей в семье было семеро, из которых Мефодий – старший, а Константин (Кирилл в монашестве) – младший. В раннем детстве у  братьев появился интерес к языкам, особенно к славянскому, и на то были свои причины. По разным источникам – мать их была славянкой. С раннего детства братья слышали эту необычную для них, но такую мелодичную речь. Так что дети знали славянский язык так же хорошо, как и греческий. Константин же, со своим пытливым умом, не только в совершенстве знал его, но проник в самую его сущность.

Это был  необыкновенный ребенок: он обладал  поразительными способностями, всеобъемлющей  памятью, сочинял, овладевал многими  языками. Обучался он в солунской  школе святого Григория Богослова. О его таланте услышал сам император, и тогда он был взят ко двору, где учился с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. Бытует мнение, что сын императора не был прилежным учеником, и в пример ему и был приглашен Корстантин. Его ожидала блестящая карьера, женитьба на знатной красивой девушке, но он отказался от всего сказав, что кроме просвещения разума я ничего не желаю, хочу искать более важное, чем почести и богатство.

После окончания училища дни и ночи напролет он проводил в книгохранилищах  и монастырях, так как там можно  было найти интересные рукописи. Дальнейшую судьбу Философа, так его называли за его талант, определила победа на диспуте с иконоборцами в защиту поклонения иконам.

С тех  пор Император Михаил III и Патриарх Фотий стали его посылать к  другим народам с миссией распространения  христианства.

В начале пятидесятых годов Константин  убедил болгарское население, жившее восточнее Солуни, принять христианство.  Здесь же он начал работать над составлением славянской азбуки.

Позже к своей деятельности он привлекает и старшего брата, находившегося  в монастыре.

Когда им было предложение от императора Михаила составить славянскую азбуку, Константин согласился не сразу. «Как же я буду просвещать народ, не имеющий письменности? Это все равно, что записывать беседу на воде!» «Господь дает всякому просящему и отворяет всем стучащим».

Как повествуется в «Повести временных лет» «уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу».

7.Рождение азбуки

...Тогда  братья уединились в монастыре,  где провели много дней в  посте и молитве. Они просили  Бога, чтобы Он явил им азбуку, «где каждая буква умела бы  говорить – как звезды на  небе, как ветер в горах». Так,  в уединенной молитвенной тишине  рождались буквы: аз – буки  – веди, - я – буквы – знаю...

Это была весна славянского мира, который  пробуждался от сна и начинал  вхождение в круг культурных народов  мира!

Составленную  Константином азбуку вслед за черноризцем  Храбром мы называем святой, так  как она создана святым «мужем» за короткое время и предназначена была для перевода книг Священного Писания. Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет начало славянская письменность.

В Моравии  Константин перевел вскоре церковный  чин, утреннее и вечернее богослужение, молитвы. Наконец люди услышали о  Боге на своем родном языке! С появлением славянской азбуки распространилось христианство, ведь слово Божье очищает, просвещает. Подвиг братьев сроден подвигу первых апостолов, которые распространили христианство по всему миру. Поэтому Православная Церковь именует их равноапостольными.

Информация о работе Подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия