Плюсы и минусы политики военного коммунизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:50, реферат

Описание работы

Речь в данной работе пойдет о правовой природе "военного коммунизма" – государственной политики Советского правительства в период с 1918 по 1921 год.
Социально-экономические мероприятия, проведенные в годы гражданской войны, привели к складыванию режима чрезвычайшины, получившего название "военного коммунизма". В области промышленности это выразилось в широкой национализации промышленных предприятий, переориентации заводов на выпуск военной продукции; переводе рабочих на казарменное положение с выдачей им пайков вместо заработной платы.

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории России.doc

— 119.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

Реферат по истории России

«Плюсы и минусы политики военного коммунизма»

ученицы 11 а класса

Шалониной Людмилы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовая Природа Военного Коммунизма.

Речь в данной работе пойдет о правовой природе "военного коммунизма" – государственной политики Советского правительства в период с 1918 по 1921 год.

     Социально-экономические мероприятия, проведенные в годы гражданской войны, привели к складыванию режима чрезвычайшины, получившего название "военного коммунизма". В области промышленности это выразилось в широкой национализации промышленных предприятий, переориентации заводов на выпуск военной продукции; переводе рабочих на казарменное положение с выдачей им пайков вместо заработной платы. В сельском хозяйстве была введена продразверстка, которая запрещала хлебную торговлю, а все излишки хлеба изымались бесплатно государством. Повсеместно вводилась всеобщая трудовая повинность.

     Сложилась жестко централизованная система управления экономикой  и страной.

     Основное внимание в работе будет уделено правовым документам эпохи "военного коммунизма". Проблематика обозначенной темы непосредственно связана с вопросом о сущности и периодизации данного явления. Ведь оттого, что понимается под "военным коммунизмом" и оттого, какой правительственный декрет будет взят за точку отсчета, зависит и объем документов, которые необходимо рассматривать.

     Соответственно, такая постановка вопроса нашла отражение в структуре работы:

     Во введении формулируются цель и задачи.

     В центре внимания Главы I круг теоретических вопросов, связанных с проблемой сущности изучаемого явления и его периодизацией. Историографический аспект позволяют более осмысленно подойти к изучению "военного коммунизма". Поэтому, дается небольшой анализ основных точек зрения по данной проблеме, среди которых более подробно освещаются две: историка И.И.Суханова и коллектива ученых, работавших над созданием сборника "Политическая история: Россия-СССР-Российская Федерация". Последних отличает от остальных, принципиально иной подход к пониманию природы "военного коммунизма".

     Глава II непосредственно обращается к правовым документам эпохи "военного коммунизма". Причем особое внимание уделяется продовольственным вопросам и политике государства по отношению к крестьянству в целом. Вообще, проблематика обозначенной темы представляет собой довольно обширный предмет исследования. В данной работе не получили должного освещения правовая природа таких вопросов,

как "классовая борьба" и  "красный террор";

складывание партийно-государственной системы и другие, т.к. требуют отдельного изучения.

     В заключении подводятся основные выводы и в конце приводится список литературы.

       

Проблема сущности и политики "военного коммунизма".

По проблемам истории военного коммунизма среди специалистов издавна существует множество разногласий, отразившихся в самых противоречивых оценках на страницах исторической литературы. Это было и остается связанным, прежде всего с особой принципиальностью вопросов данного периода, из толкования которых неизбежно вытекает и интрепретация послеоктябрьской истории России. Во главе всего этого комплекса проблем стоит дилема: что первичнее"? Или военный коммунизм явился необходимым следствием развязанной гражданской войны, или же, напротив, гражданская война оказалась результатом первых шагов политики военного коммунизма? От выбора точки зрения зависит очень многое, в том числе определение хронологических рамок периода военного коммунизма. Если благодаря знаменательному Х съезду РКП (б), состоявшемуся в марте 1921 года, дискуссий по финальному рубежу эпохи военного коммунизма почти не наблюдается, то по начальной вехе периода существует большое разногласие мнений. Часто это зависит от того, как исследователь склонен решать поставленный выше вопрос, и далее от того, какой признак политики и системы военного коммунизма ставится во главу угла, берется за основу хронологии.

     По понятным причинам представители Советской историографии изначально  стремились выписать военному коммунизму более позднее свидетельство о рождении. Некоторые вели отсчет с начала 1920 г., когда, по выражению историка М.П.Покровского, экономика "должна была плясать под дудку политики". Другие склонны напрямую связывать хронологию военного коммунизма с введение в январе 1919 г. знаменитой продовольственной разверстки.

     Ученый И.А.Исаев относит начальную дату к марту 1919 г., когда VIII съезд РКП (б), по его мнению, сформулировал основные принципы системы, получившей наименование "военный коммунизм"[1].

     Третьи называют 28 июня 1918 года – принятие декрета СНК о национализации крупной промышленности. Наиболее распространенная дата у советских историков - май 1918 года, время провозглашения продовольственной диктатуры: "Декретом ВЦИК от 9 мая 1918 г. "О предоставлении народному комиссару продовольствия чрезвычайных полномочий" подтверждалась незыблемость хлебной монополии, введенной еще Временным правительством, и твердость цен. Но советский декрет был более суров, он предусматривал применение вооруженной силы в случае отказа или противодействия  "отбиранию хлеба или продовольственных продуктов". В декрете предусматривалось, что каждый владелец хлеба "весь избыток, сверх количества, необходимого для обеспечения полей и личного потребления по установленным нормам до нового урожая, заявит к сдаче в недельный срок после объявления этого постановления в каждой волости". Не сдавшие хлеб объявлялись врагами народа,  надлежали суду с осуждением на срок не менее 10 лет тюремного заключения с конфискацией имущества и изгнанию навсегда из общины. Все организации и учреждения обязывались "безоговорочно и немедленно" исполнять все распоряжения народного комиссара продовольствия, касающиеся продовольственных вопросов. Вот такими репрессивными мерами пыталось государство решить острейшую тогда  продовольственную проблему. Весенние мероприятия 1918 г. получили, впоследствии, название политики военного коммунизма"[1] .

     Есть и иные точки зрени, менее известные. Однако все это многообразие взглядов укладывается в общую схему военного коммунизма как следствия начавшийся интервенции и гражданской войны и он не вызвался экономическими причинами, что это была вынужденная политика. В последние годы появились и другие взгляды на эту политику. Ряд исследователей утверждают, что была предпринята попытка осуществления марксисткой доктрины построения социализма в России. Другие ученые полагают, что в начале ряд мероприятий государства был вынужденным, но затем появился соблазн быстро осуществитть социалистические преобразования в стране: национализировать промышленность, ликвидировать эксплуататорские классы, товарно-денежные отношения, осуществить прямой продукто-обмен между государством и деревней и т.д. Вопреки устоявшемуся мнению, что декрет о продовольственной разверстке являлся ужесточением продовольственной диктатуры в стране, появилось мнение, что декрет являлся ослаблением этой диктатуры, т.к. содержал "изначальную данность, определенность государственных требований" и в этом смысле "разверстка явилась непосредственной ступенью" к натуральному налогу 1921 г.

     Сторонники противоположной позиции перешагивают за рубеж 1918 г. и непосредственно связывают начало политики военного коммунизма с приходом партии большевиков к власти.

     Несмотря на принципиальные различия, спор, по сути, исходит из одного корня – из признания Октябрьской революции и Советской власти качественно новым явлением в истории России, в истории всего человечества. Различие лишь в постановке плюса или минуса к этому общему мнению. Сторонники Октября считают его началом новой эры в развитии человечества. Противники – нарушением всех естественных норм общежития, началом образования тоталитарной системы, построенной на репрессиях, физическом и духовном терроре.

     В настоящее время уходящие в прошлое политические и идеологические страсти  уступают место более взвешенному взгляду на события в России в начале XХ века.

     В вопросе о начале политики военного коммунизма выделяется мнение историка-меньшевика Н.Н.Суханова, который считал, что военный коммунизм был провозглашен сразу после Февральской революции с введением государственной хлебной монополии. Временное правительство ознаменовало начало своей деятельности по борьбе с продовольственным кризисом изданием 25 марта 1917 года постановления о государственной монополии на хлеб. По выражению Суханова, хлебная монополия была обязана своим появлением на свет руководителю экономического отдела меньшевистко-эсеровского исполкома Петроградского Совета В.Г.Громану, который "взял за горло кадета Шингарева (министра земледелия) и выдавил из него хлебную монополию". Закон о хлебной монополии обязывал владельцев предоставлять все имеющееся количество хлеба в распоряжение государства, за вычетом запаса, необходимого для собственных и хозяйственных нужд. Однако и этот энергичный шаг на ограничение прав частных собственников не дал ощутимых результатов, поскольку сохранившийся в нетронутом виде рынок промышленных товаров заставлял владельцев хлеба всеми неправдами саботировать государственные заготовки по твердым ценам. Ситуация требовала последовательного подчинения государственному регулированию и рынка промышленных товаров. Но на этот раз подошла пора топтания на месте буржуазному Временному правительству.

     Правительство осознавало необходимость строгого регулирования всех сторон экономической жизни государства "с подчинением всех частных классовых и групповых интересов, каковы бы они ни были, кем бы они ни диктовались, интересам государства", - по заявлению самого Керенского. Но 16 мая 1917 г. Исполком Петросовета проголосовал за резолюцию, выработанную под руководством того же Громана, и содержащая программу "регулирующего участия государства" почти для всех отраслей промышленности в распределении сырья, готовой продукциии, фиксации цен и т.п. и которая не была принята Временным правительством, вследствие нажима промышленных кругов, стремящихся сохранить свои прибыли в неприкосновенности.

     Временное правительство оказалось в принципе слишком подверженным влиянию буржуазии, чтобы возвысить национальный интерес над интересами отдельных классов и групп и повести активную политику государства регулирования. Поэтому для проведения очередного этапа объективно назревших мероприятий история приготовила новую политическую силу, не связанную, по выражению ее лидера, "уважением" к "священной частной собственности".

     Новую точку зрения на сущность "военного коммунизма" дают авторы сборника "Политическая история: Россия-СССР-Российская Федераци". По их мнению, "с ленинских времен термину нэпа у нас принято обычно противопоставлять военный коммунизм и госкапитализм как нечто противоположное, но, на наш взгляд, военный коммунизм есть не что иное, как российская модель немецкого военного социализма или госкапитализма. В определенном смысле военный коммунизм был "западничеством", как система экономических отношений он был равен немецкому госкапитализма лишь с той существенной разницей, что большевикам удалось провести ее железом и кровью, при этом, плотно окутав пеленой коммунистической идеологии"[1] . Они проводят прямую параллель между мероприятиями, проводимыми буржуазно-юнкерским правительством в германии и ленинской моделью построения социализма в России: "Ленин утверждал, что государственно-монополистический капитализм полностью обеспечивает материальную подготовку социализма и между государственно-монополистическим капитализмом и социализмом "никаких промежуточных ступеней нет". [2]

     Марксисткая природа "военного коммунизма", по их мнению, видна и в синхронности событий в России и в Германии. Х съезд РКП(б) принял решение о замене продразверстки продналогом 15 марта 1921 г., а 14 апреля того же года германский министр земледелия внес в рейхстаг законопроект о регулировании сделок с зерном, который вскоре и был принят. В нем предусматривался переход от политики государственной монополии на торговлю хлебом – к продовольственному налогу. Они утверждают, что возникновение системы военного коммунизма – есть реализация на практике марксисткой теории, как в Германии, так и в России. В Германии государственная диктатура проводилась в рамках компромисса с буржуазией, юнкерством, прочими собственниками и рабочим классом без абсолютизации ее значения, с полным пониманием вынужденности и временности этой меры. А в России, постольку ее осуществляли иные политические силы, здесь была предпринята попытка использовать ее более масштабно, как инструмент перехода к новому общественному строю.

     Вот что они пишут по этому поводу: "Захват большевиками политической власти в октябре 1917 года явился результатом потребности общества в радикальных государственных мероприятиях по разрешению вопросов о войне, снабжении населения продовольствием и урегулировании социально-экономических отношений. Первые мероприятия, первые декреты Советской власти по ограничению прав на частную собственность и огусударствованию важнейших отраслей народного хозяйства стали непосредственным естественным продолжением политики, наметившейся Временным правительством. Вместе с тем политика государственной централизации из объективной необходимости превратилась в военный коммунизм только тогда, когда ее начали проводить большевики, которые осознанно относились к ней ужу не как ко временной, вынужденной войной мере, но как к общественному принципу, фундаменту грядущего социалистического уклада. Поэтому не будет ошибкой считать символическим началом политики военного коммунизма именно прихода большевиков к власти, когда начала довлеть идеология господствующей партии"[1] .

 

Глава II. Правовые акты государственной политики "военного коммунизма".

Итак, как уже отмечалось выше началом политики  "военного коммунизма" большинство ученых традиционно считает январский декрет 1919 г. о введени продовольственной разверстки.

     Однако, еще в 1917 г. Советским правительством были приняты два важнейших документа, определивших первый этап военно-комунистической политики в экономике. Кампания стихийной ликвидации частной собственности на промышленные предприятия была развязана Положением ВЦМК и СНК от 14(27) ноября о рабочем контроле, открывшим известный период так называемой "красногвардейской атаки на капитал". Ровно через месяц 14(27) декабря появился второй знаменательный акт – Декрет ВЦИК о национализации банков, который установил государственную монополию на банковское дело и подытожил почти двухмесячную борьбу народных комиссаров за овладение финансами России.

     Установление рабочего контроля и национализация проходили при полной поддержке правительства. "Нам надо

было буржуазию раздробить, уничтожить в ее руках всякую собственность, поскольку  всякую собственность она обращала в оружие  против нас", - писал Луначарский.

     Поощерялась стихия конфискации и репрессий против буржуазных специалистов на предприятиях. Ожидания, что сеть фабрично-заводских комитетов составит низшее звено общегосударственной системы управления предприятиями, совершенно не оправдались. На практике декрет о рабочем контроле имел главным образом тот результат, что рабочие коллективвы попытались немедленно разрешить свои материальные затруднения путем "проедания" финансовых счетов предприятий, не заботясь о дальнейшей судьбе производства. Фабзавкомы, соблазненные возможностью немедленного улучшения жизни рабочих, зачастую помогали администрации выкачивать свои капиталы из национализированных банков. К весне 1918 г. резко возросла безработица, началась остановка предприятий, углублялся продовольственный кризис в городах.

Информация о работе Плюсы и минусы политики военного коммунизма