Пётр первый как личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 04:25, реферат

Описание работы

Царствование Петра I является одной из самых ярких страниц в истории России. Имя Петра известно каждому с детских лет. Жизнь и деятельность этого человека, насыщенная драматизмом, огромным напряжением нравственных и физических сил, привлекала и привлекает внимание многих деятелей культуры. Мера величия того или иного исторического деятеля чаще всего выявляется уже после его смерти, когда отгремевшие дела, слова и поступки становятся достоянием потомков, предметом страстных дискуссий и споров.

Содержание

Введение
Личность Петра Великого
- Детство Петра
- Венчание Петра на царство
- Петр в Преображенском
- Пётр как политический деятель
- Нововведения Петра
Заключение

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

В 1714 году произошла знаменитая битва  при Гангуте, победа в которой  дала толчок к дальнейшему развитию русского флота, который вскоре превзошел шведский по количеству боевых кораблей. И в 1721 году был заключен Ништадский мирный договор. За Россией закрепилось побережье Балтийского моря. Сенат удостоил Петра чином адмирала, титулом «отца Отечества», «Великого». Не к завоеванию Европы стремился Петр. Получив лишь самое необходимое для своего естественного развития, Россия стала органической составной частью европейской системы международных отношений. Таким образом Петр I добился осуществления своей великой цели: Россия вошла в число мировых держав. Но все было не так то просто, Россия должна была обрести свое право на место под солнцем в общеевропейской жизни ценой тяжелой борьбы, военной и дипломатической. Сближение России с Европой происходило в условиях острой борьбы, так как возвышение новой страны натолкнулась на боязнь конкуренции, на страх перед опасностью утраты привилегированного положения. Тем не менее с помощью петровской дипломатии Россия смогла установить более тесные, близкие отношения со странами, обогнавшими Россию на пути промышленного, торгового, культурного развития. Дипломатия помогла получить от них новейшую для того времени технологию, более современное оружие, а также станки, оборудование, материалы. Россия получила сильный импульс к независимому развитию во всех областях жизни: от производства материальных продуктов и предметов жизненной необходимости до создания духовных ценностей – науки, литературы, искусства.

 Внутренняя политика Петра I.

Приехав из странствий по другим государствам Петр I задался мыслью – пересоздать старую Русь и пустить в нее струю новой жизни. Эта мысль возникала у него и раньше, но укрепилась она, когда посмотрел царь на людей образованных, на их занятия и труды, их нравы, обычаи и жизнь, которой не было тогда в России.   Очень большие изменения произошли в области промышленности и торговле. Количество мануфактур стремительно увеличивалось, развивались новые отрасли производства. Но русская промышленность развивалась в условиях господства крепостничества, в стране не хватало свободных рук, поэтому в 1721 году был издан указ, разрешавший заводчикам покупать и переселять крестьян на заводы. Из законов Российской империи: «…позволяется сим нашим указом, для размножения таких заводов…к тем заводам деревни покупать невозбранно…дабы те деревни всегда были при тех заводах неотлучно». Происходили изменения и в социальной сфере. В 1714 году был издан «Указ о единонаследии», по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Этот указ предписывал передавать вотчины и поместья старшему сыну. Таким образом Петр стремился укрепить класс феодалов, сделать его господствующим. В 1722 году последовало издание «Табеля о рангах», разделившей военную, гражданскую и придворную службы. Была введена подушная перепись мужского населения. Все мужское население обязано было платить ежегодно денежный налог – подушную подать. Так, сложилась новая структура общества, в которой четко прослеживался сословный принцип, регулируемый государством. В области государственного устройства вместо Боярской думы Петром был учрежден Сенат. Была преобразована громоздкая и запутанная система приказного управления страной. Было учреждено 11 коллегий, каждая из которых ведала строго определенной областью. Своеобразной коллегией стал синод, создание которого явилось продолжением борьбы между верховной светской властью и церковью и знаменовало еще один шаг на пути полного подчинения церкви государству. С целью укрепления власти на местах страну разделили на восемь губерний.

А в 1721г Петра провозгласили императором: «…именем всего народа российского просить, дабы изволил принять…от них титло: отца отечества, императора всероссийского, Петра Великого»,что означало дальнейшее усиление власти самого царя. Таким образом, сложилась единая для всей страны административно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опиравшийся на дворянство. Кроме того, при Петре I армия и флот стали одними из сильнейших в Европе.  В стране была введена рекрутская повинность, и была создана регулярная армия с единым принципом комплектования. В 1722 г Петр издал «Устав о наследовании престола», по которому император сам мог назначать себе наследника, исходя из интересов государства. Более того, император мог отменить решение, если наследник не оправдает надежд. Также, при Петре был введен новый календарь, теперь год начинался с 1 января, как и во всех европейских странах. А в 1724 г была основана Академия наук, таким образ Петр хотел приобщить русских людей к науке, культуре, расширить их кругозор, обучить новым, неведомым до этого предметам. Не обошлось в петровское время и без волнений внутри страны. Очередное наступление крепостничества вызвало взрыв массовых народных выступлений. Причины недовольства следует искать в усилении народного гнета, новом наступлении господствующего класса на народные массы. Но в который раз восстание было подавлено, а взрыв негодования и недовольства своим положение оставлен без внимания.

  ПЕТРОВСКИЕ РЕФОРМЫ

Два с половиной столетия историки, философы, писатели спорят о значении Петровских преобразований. Действительно, их можно оценивать по-разному. Всё зависит от того, что считать полезным для России, а что вредным, что – главным, а что – второстепенным. Но все согласны в одном: Петровские реформы были важнейшим этапом в истории России, благодаря которому всю её можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. Знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьёв, которому, может быть, лучше других удалось понять иличность Петра, и его дело, писал: «Различие взглядов... происходило от громадности дела, совершённого Петром, продолжительности влияния этого дела; чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нём, чем долее ощущают на себеего влияние». Многие преобразования Петра I уходят корнями в XVII век. Во второй половине этого столетия изменяется, становясь более централизованной, система государственного управления. Предпринимаются также попытки более чётко разграничить сферы деятельности различных приказов (центральных органов управления). Тогда появляются первые зачатки регулярной армии – так называемые полки иноземного строя. Происходят важные изменения в культуре: появляются театр, первое высшее учебное заведение. Русские люди начинают теснее соприкасаться с представителями других культур, особенно после присоединения в середине XVII в. к России Украины и – временно – Белоруссии, находившихся в составе Великого княжества Литовского и глубоко воспринявших идеи и традиции западноевропейского Возрождения. Именно в XVII в. Расцветает в Москве знаменитая Немецкая слобода (место поселения европейцев), впоследствии оказавшая столь сильное воздействие на юного Петра. И всё же один из ближайших сподвижников Петра, Феофан Прокопович, произнося в 1725 г. речь в память о недавно скончавшемся императоре, имел все основания сказать о нём: «Оставляя нас разрушением тела своего, дух свой оставил нам». Несмотря на то, что почти всем Петровским преобразованиям предшествовали государственные начинания XVII в., реформы всё же имели революционный характер. После смерти Петра Россия была на пути к превращению уже в совершенно иную страну. Прежде всего из Московского государства, чьи контакты с внешним миром (несмотря на их существенное оживление в XVII в.) были довольно ограниченными, она превратилась в Российскую империю – одну из могущественнейших стран Европы. Пётр не только «прорубил окно в Европу», но и сделал всё от него зависевшее, чтобы Россия стала европейской страной (по крайней мере, как он это понимал). Выход к Балтийскому морю, строительство Санкт-Петербурга, активное вмешательство в европейскую политику были вехами на этом пути. Деятельность Петра I создала условия для более широкого знакомства России с культурой, техникой, образом жизни западноевропейского общества, что послужило началом коренной ломки норм и представлений Московской Руси. Петровские преобразования затронули все слои общества, они властно вторглись в жизнь каждого человека – от боярина до самого бедного крестьянина. В этом их главная особенность. Когда царь Алексей Михайлович строил корабли в подмосковном селе Дединове, в этом участвовали лишь несколько русских плотников; строительство же флота при Петре I стало делом всей страны, так или иначе коснулось всего народа. Когда в 1672 г. в придворном театре Алексея Михайловича был дан первый в истории России спектакль, его смотрели лишь сам царь и несколько высших аристократов. При Петре I театр стал достоянием всего общества. И так было во всём. Вот почему и по сей день не утихают споры о значении Петровских реформ в русской истории.

 

 

 

 

     ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I

Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Именно задачи создания современной, боеспособной армии и флота занимали юного царя ещё до того, как он стал полновластным государем. Историки насчитывают всего лишь несколько месяцев мирного времени за более чем 35-летнее правление Петра. Понятно, что именно армия и флот были главным предметом заботы Петра. Но военные реформы важны не только сами по себе. Они оказывали большое, подчас определяющее влияние на преобразования в других областях. «Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приёмы», – писал выдающийся российский историк Василий Осипович Ключевский. Ещё в раннем детстве Пётр поражал придворных своим пристрастием к военным потехам, которые постоянно устраивались в подмосковном селе Преображенском, где маленький царевич жил со своей матерью, царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной. Однако с конца 80-х гг. XVII в. «игра в солдатики» становится нешуточной. В 1689 г. Пётр находит в Измайлове, принадлежавшем боярину Н.И. Романову, старый английский бот, которому суждено было стать «дедушкой русского флота». В том же году Пётр посвящает всё своё время строительству небольших кораблей на Плещееве озере, близ старинного города Переславля- Залесского; в этом ему помогают опытные голландские мастера. Весной 1690 г. юный царь снаряжает целую флотилию из небольших гребных судов и лодок, которая отправляется в плавание по Москва-реке. Тогда же Пётр создаёт из «робяток» – товарищей своих детских забав – два «потешных полка», ставших впоследствии знаменитыми гвардейскими Семёновским и Преображенским полками. Начинаются уже настоящие военные манёвры. На Яузе строится крепость Пресбург, которая в петровских «забавах» играла роль «стольного города» (т.е. столицы). С 1691 г. регулярно устраиваются «потешные» сражения между стрельцами во главе с И. И. Бутурлиным и петровскими «потешными полками», которыми обычно командовал «князь-кесарь» Ф.Ю. Ромодановский. Сам царь под именем Петра Алексеевича имел невысокий чин ротмистра в одном из полков. Сражения эти были столь ожесточёнными, что порой не обходилось и без человеческих жертв. Так, в одном из «потешных» боёв был смертельно ранен князь И.Д. Долгорукий. «Потешные полки» стали ядром будущей регулярной (постоянной) армии и неплохо проявили себя во время Азовских походов 1695 и 1696 гг. К этому времени относится и первое боевое крещение русского флота, построенного в Воронеже после неудачного первого Азовского похода. Из-за недостатка в казне необходимых средств финансирование строительства флота поручалось «кумпанствам» (компаниям). Так назывались объединения светских и духовных землевладельцев, а также купцов, которые должны были строить корабли на свои деньги.

С началом Северной войны (1700–1721 гг.) основное внимание Петра сосредоточивается на Балтийском море, и с тех пор как в 1703 г. Был основан Санкт-Петербург, строительство кораблей велось почти исключительно в этом городе. В итоге к концу царствования Петра Россия, имевшая 48 линейных и 788 галерных (гребных) и прочих судов, стала одной из сильнейших морских держав Европы. Начало Северной войны привело и к окончательному созданию регулярной армии. Раньше армия состояла из двух главных частей: дворянского ополчения и различных полурегулярных формирований (стрельцов, казаков, полков иноземного строя и т.д.). Пётр изменил сам принцип комплектования армии. Периодические созывы дворянского ополчения были заменены рекрутскими наборами, которые распространялись на всё население, платившее подати и нёсшее государственные повинности. Первый такой набор был произведён в 1699 г. Однако соответствующий указ был подписан только в 1705 г., и с этого времени рекрутские наборы стали ежегодными (с 20 дворов брали одного человека). В рекруты записывали только холостых в возрасте от 15 до 20 лет (однако, в ходе Северной войны из-за постоянной нехватки солдат и матросов эти ограничения в возрасте постоянно изменялись). Рекрутские наборы тяжким бременем легли, прежде всего, на русскую деревню. Срок службы практически не был определён, и человек, отправленный в армию, не надеялся на возвращение к обычной жизни. Однако огромная армия, численность которой к концу царствования Петра I достигла 200 тыс. человек (не считая около 100 тыс. казаков), позволила России одержать блестящую победу в изнурительной Северной войне. Главные итоги военных реформ Петра сводятся к следующему:

·      создание сильной регулярной армии, способной  воевать с основными

противниками России и побеждать их;

·     появление  целой плеяды талантливых полководцев (Меншиков, Шереметев,

Апраксин, Брюс и др.);

·     создание мощного военно-морского флота –  почти что из ничего;

·     небывалый  рост военных расходов и как следствие  – покрытие их за счёт

жесточайшего выжимания  средств из простого народа.

  

 

 

  АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I

«Преобразование управления – едва ли не самая показная, фасадная сторона преобразовательной деятельности Петра; по ней особенно охотно ценили и всю эту деятельность», – писал историк В.О. Ключевский. Он справедливо отмечал, что в действительности никакой программы административно-государственных преобразований у Петра I не было. Те или иные изменения в управлении, административно-территориальном делении России, организации государственного аппарата диктовались трудностями того времени. Главной целью этих беспорядочных, наспех проводимых реформ было быстрое и эффективное выколачивание из народа средств для покрытия постоянно растущих государственных расходов, прежде всего – на войну (сам император называл деньги «артериею войны»). Бессистемность и спешка часто приводили к путанице: не успевало войти в жизнь какое-либо установление, как через несколько лет оно уже заменялось другим или сводилось на нет непрекращавшимися переменами в учреждениях, близких по своим функциям. Многие гражданские, военные и придворные должности поменяли старинные русские названия на европейские, по сути своей оставшись прежними. Уже в первые годы царствования Петра I стали изменяться стиль и методы государственного управления: падало значение Боярской думы, основные решения принимались в узком кругу ближайших сподвижников царя. Одним из главных его советников был князь Ф.Ю. Ромодановский. Этот жестокий человек (по словам современника, «злой тиран, пьяный по вся дни») являлся всесильным правителем Преображенского приказа – учреждения, следившего за выполнением административных, следственных и карательных задач. Первой административной реформой стало создание в 1699 г. особого ведомства городов. Ряд указов вводил местное самоуправление для городского купечества, а также населения поморских (северных) городов. Власть воевод отменялась. Выборные бурмистры должны были ведать судом и сбором казённых денежных платежей. Во главе новых органов местного самоуправления была поставлена Московская ратуша, выбираемая столичным купечеством. В её ведении находились главные поступления государственных доходов с городов, а также общий надзор за действиями органов самоуправления. Возглавил Ратушу в должности «обер-инспектора ратушного правления» бывший дворецкий боярина Шереметева А.А. Курбатов. Но расходы росли, и постепенно царь стал утрачивать доверие к финансовым возможностям Ратуши. Пётр приходит к выводу, что «человеку трудно за очи всё разуметь и править», а затем и к решению перенести центр тяжести управления на места. Помимо финансовых нужд это диктовалось также и потребностями армии.

 

По замыслу Петра, новые местные органы власти должны были после окончания Северной войны заняться расквартированием войск (т.е. их размещением и обеспечением в мирных условиях). Практическое осуществление реформы началось в конце 1707 г. В 1708 г. было провозглашено создание восьми губерний: Московской, Ингерманландской (впоследствии – Санкт-Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской. Во главе губернии стоял губернатор. В его подчинении были вице-губернатор (заместитель), ландрихтер, ведавший судом, провиантмейстеры для сбора хлебных доходов, другие назначаемые государством чиновники. Губернская реформа фактически упраздняла преобразования 1699 г.: города были подчинены уездным комендантам (так с 1710 г. стали именоваться воеводы), а Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское учреждение. Подворная перепись населения 1710 г. привела к ещё одной перекройке местного управления. Была установлена особая платёжная единица в 5536 дворов, обеспечивавшая одну «долю» всех средств, необходимых для покрытия военных расходов. Комендантства (старые уезды) отменялись, а вместо них вводились «доли» во главе с новыми чиновниками – ландратами. Предусматривалось, что в соответствии с числом таких «доль» каждая губерния должна будет содержать определённое количество полков. Главная задача губернской реформы – обеспечение армии за счёт местных учреждений – выполнена не была, т.к. Северная война, несмотря на Полтавскую победу, затянулась до 1721 г. и разместить в губерниях «приписанные» к ним полки не удалось. Да и возможности губернаторов по сбору денег с населения оказались не безграничными. Очень скоро рост военных расходов привёл к хроническому недостатку средств, и многие губернаторы, стремясь продемонстрировать царю своё радение о «казённой прибыли», пускались на всяческие ухищрения. Так, например, казанский губернатор Апраксин придумывал новые «доходы» и предъявлял царю фальшивые ведомости по ним. Все эти преобразования вызвали полное расстройство центрального управления. В результате губернской реформы прекратили своё существование приказы (кроме военных). В начале XVIII в. в России фактически не было даже столицы, т.к. Москва уже перестала быть ею, а Петербург ещё не стал. Единственной центральной властью был сам государь со своими сподвижниками, которые могли называться то «ближней канцелярией», то «консилией министров» и т.п. И вот в 1711 г., отправляясь в турецкий поход, Пётр издал коротенький указ, гласивший: «Определили быть для отлучек наших Правительствующий сенат для управления». Так одним росчерком пера было основано учреждение, в том или ином вид просуществовавшее в России около двухсот лет. Первоначально Пётр хотел создать лишь временный орган власти, который управлял бы страной во время его частых разъездов по стране и военных походов. В первое время сенат состоял из  девяти ближайших сотрудников царя, и его задачи были довольно неопределёнными. С одной стороны, он был призван осуществлять высший надзор за судом и заботиться об умножении доходов, с другой – Пётр требовал от своих подданных признания сената высшим государственным органом, которому все лица и учреждения были обязаны повиноваться как самому царю. Петра очень заботило отсутствие надлежащего контроля за управлением. Поэтому в 1711г. была создана должность обер-фискала, которому подчинялись местные фискалы. Их обязанностью было доносить сенату и царю о всех злоупотреблениях, проступках и любых неблаговидных деяниях должностных лиц. Если донос подтверждался, фискал получал половину имущества осуждённого, если нет – никакого наказания фискал не нёс. Очень скоро слово «фискал» стало внушать ужас русским чиновникам. Сами небезгрешные по части взяток и злоупотреблений, фискалы вовсю пользовались своим положением для сведения личных счётов, а то и просто для вымогательства и обогащения. Особенно отличался этим обер-фискал Нестеров. Дело дошло до того, что царский указ о фискалах осудил в проповеди назначенный Петром местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский. Но и это не помогло. В 1722 г. была учреждена должность генерал-прокурора, которому было передано руководство фискалами. Однако главная его задача состояла в том, чтобы играть роль «ока государева» в сенате, т.е. надзирать за работой сенаторов и обо всём доносить императору. Отныне только генерал-прокурор мог предлагать сенату вопросы для обсуждения. Введение этой должности означало резкое уменьшение самостоятельной роли сената в государственном управлении. Само по себе учреждение сената ещё не означало создания нового центрального аппарата управления, призванного заменить уже в значительной степени развалившуюся систему приказов. Ещё в 1712 г. у Петра появилась идея организовать по шведскому образцу «коллегии», которые должны были ведать отдельными отраслями управления. Для изучения иностранного опыта царь отправил за границу специальные экспедиции. Прошло несколько лет, и в 1718 г. Был подписан указ об учреждении девяти коллегий: Чужестранных дел, Камер-коллегии (ведала сбором доходов), Юстиц-коллегии, Ревизион-коллегии (ведомство финансового контроля). Воинской, Адмиралтейской (военно-морские силы), Коммерц-коллегии (торговля), Берг-коллегии и Мануфактур-коллегии (горнозаводская и фабричная промышленность). Штатс-коллегии (ведомство государственных расходов). С появлением коллегий прекращали своё существование многие из ещё сохранившихся приказов. Некоторые из них вошли в состав новых учреждений. Так, в Юстиц-коллегию было включено семь старых приказов.

Информация о работе Пётр первый как личность