Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 04:25, реферат
Царствование Петра I является одной из самых ярких страниц в истории России. Имя Петра известно каждому с детских лет. Жизнь и деятельность этого человека, насыщенная драматизмом, огромным напряжением нравственных и физических сил, привлекала и привлекает внимание многих деятелей культуры. Мера величия того или иного исторического деятеля чаще всего выявляется уже после его смерти, когда отгремевшие дела, слова и поступки становятся достоянием потомков, предметом страстных дискуссий и споров.
Введение
Личность Петра Великого
- Детство Петра
- Венчание Петра на царство
- Петр в Преображенском
- Пётр как политический деятель
- Нововведения Петра
Заключение
- Детство Петра
- Венчание Петра на царство
- Петр в Преображенском
- Пётр как политический деятель
- Нововведения Петра
. Введение.
Царствование Петра I является одной из самых ярких страниц в истории России. Имя Петра известно каждому с детских лет. Жизнь и деятельность этого человека, насыщенная драматизмом, огромным напряжением нравственных и физических сил, привлекала и привлекает внимание многих деятелей культуры. Мера величия того или иного исторического деятеля чаще всего выявляется уже после его смерти, когда отгремевшие дела, слова и поступки становятся достоянием потомков, предметом страстных дискуссий и споров. И уже сама ожесточенность и длительность этих споров является определенным показателем масштаба личности, которая их вызвала. Петр I правил 42 года. Страсти вокруг его имени кипят уже 200 лет. И актуальность этой страницы российской истории не ослабевает по сей день. Представители реакционных сил осуждали его реформы самым резким образом. Для представителей прогрессивного лагеря он был крупнейшим преобразователем, великим сыном своей страны. Еще в дореволюционный период сложилось два противоположных взгляда на причины и результаты петровских реформ. Одни историки полагали, что Петр I нарушил естественный ход развития страны, внеся перемены в экономику, культуру, традиции, нравы, обычаи. Другие исследователи считали, что Россия была подготовлена к преобразованиям всем предшествующим ходом исторического развития. Споры эти имеют место также и в наши дни. Масштаб личности этого великого человека подтверждают большое количество художественных произведений, поэзии, скульптур и живописи, художественных фильмов и музейных собраний. О нем говорят поэмы Пушкина, роман Алексея Толстого, «фильм Петр I». Фигуру Петра мы можем видеть запечатленной в знаменитом Медном всаднике на площади декабристов в Санкт-Петербурге, в огромном количестве скульптурных портретах в городах, где ему довелось бывать и влиять на их судьбу.
Петр – деятель мирового масштаба. Именно поэтому о нем написано много книг и за рубежом.
Петру I очень много пришлось пережить в детстве и юношестве. Так рано увидел он и семейную вражду, и козни против него самого, и кровавые сцены бунта. Все это могло оставить в его душе ужасную рану, сделать жестоким, беспощадным к окружающим. Но Петр смог выдержать испытания и не поддаться вредному влиянию впечатлений, он на всю жизнь сохранил все добрые качества, которыми наградил его Бог. Несмотря на многовековые примеры своих потомков царских кровей, их высокомерное поведение, себялюбие, он общался запросто с представителями различных сословий, не гнушался общением с простыми людьми, этим резко отличался от других самодержцев, которые считали для себя неприемлемым ставить даже подпись на государственных бумагах. Это подтверждают записки датского посланника Юст Юля, в которых написано: «Царь немедля вступил со мной в такой дружеский разговор, что, казалось, он был моей ровнею и знал меня много лет».
В силу обстоятельств Петр в детстве жил в подмосковных селах, а затхлая атмосфера кремлевских покоев тяготила его. Отсюда пошла его неприязнь к сонной одури придворных и их коварству под маской благочестия.
Возможно потому, что его детство
прошло не в кремлевских палатах,
в быту Петр был непритязательным
человеком. В путешествиях «…не вез
с собою никаких путевых
Всю свою жизнь с раннего детства Петр тянулся к знаниям. Но, к сожалению, не смог получить надлежащего образования. В ту пору, когда он жил, наука была еще на ранних стадиях развития. Но даже самые элементарные основы ему пришлось изучать самому. И главным учителем юного царевича стала жизнь. Жестокая, грубая, кровавая сила – суровый наставник Петра с раннего детства. Предоставленный самому себе, он продолжал свое образование неслыханным для русских царей путем. Руки Петра тянулись к рабочим инструментам, а токарный станок приводил его в восторг. Это стало одним из любимых его занятий, в котором он достиг больших успехов. «Царь часто развлекается точением и путешествуя, возит станок за собой. В этом мастерстве он не уступит искуснейшему токарю и даже достиг того, что умеет вытачивать портреты и фигурки».
Любознательный от природы, Петр учился всю жизнь. Он гордился тем, что знал 14 ремесел. Царь собственным опытом утверждал в себе те знания, которые приобрел через науку. Военному делу учился, играя со своим «потешным» войском, из которого в последствии образовались образцовые полки, регулярное войско; кораблестроение познавал с топором в руках под видом корабельного плотника, а в дальнейшем стал главным корабельным мастером и строил флот, сам лил пушки, собственными руками изготовлял снаряды.
Он затейщик, он и первый исполнитель своих затей. Своим примером Петр показывал пример всем русским, как нужно работать, трудиться, чтобы потом получать результаты своих трудов.
Петр сам добывал знания на деле, сам себя учил самым делом. При его великих дарованиях, он тянулся ко всему, брался за все, не пренебрегая самыми простыми работами, а поэтому и знал все, что нужно было знать солдату, матросу, токарю, корабельному плотнику, бомбардиру, артиллеристу, инженеру.
Будущий первый российский император Пётр I родился в ночь на 30 мая 1672 года в Теремном дворце московского Кремля. Для отца, царя Алексея Михайловича, он был всего лишь четырнадцатым ребёнком, зато для матери, царицы Натальи Кирилловны из рода Нарышкиных, – сыном-первенцем. Накануне Петровского поста это событие было отмечено очень скромно: колокольным звоном и обедом в Царской Золотой палате. 29 июня, в день Святых Петра и Павла, ребёнка окрестили в Чудовом монастыре и нарекли Петром. Царь-отец повелел снять с новорождённого «меру» – измерить длину и ширину его тельца – и написать икону таких же размеров. Икону написал знаменитый живописец Симон Ушаков: с одной её стороны была изображена Троица, а с другой – лик апостола Петра. Ни при каких жизненных обстоятельствах Пётр не разлучался с этой иконой, всюду возил с собой, а после кончины императора её повесили над царским надгробием.
ДЕТСТВО ПЕТРА
Со временем у царицы появились и другие дети, а к Петру были приставлены мамки и няньки, но Наталья Кирилловна ни на миг не отпускала от себя своего любимца «свет-Петрушеньку». Малыша развлекали погремушками, гуслями и цимбальцами, а он тянулся к солдатикам, конькам и пушечкам. Когда Петру исполнилось три года, отец подарил ему детские ружьецо и сабельку. Благодаря первым счастливым и спокойным годам жизни, проведённым в материнской горенке, Пётр навсегда полюбил небольшие, уютные комнаты с низкими потолками и маленькими оконцами. Такие комнаты были в домах, которые он строил для себя и где любил жить. Однажды, будучи с официальным визитом во Франции, Пётр предпочёл приготовленным для него огромным великолепным покоям в Лувре частный особняк, распорядившись свою спальню устроить в тесной и тёмной комнате, ранее служившей гардеробной. В конце января 1676 г. умер царь Алексей Михайлович. Петру шёл всего четвёртый год. Летом того же года венчался на царство пятнадцатилетний Фёдор, сводный брат Петра, – сын Алексея Михайловича от первого брака с Марией Милославской. «Книжный» человек, Фёдор беспокоился, что брата не учат грамоте, и неоднократно напоминал об этом царице Наталье. Она же считала, что сын ещё слишком мал, и не торопилась с его обучением. Наконец через полтора года нашли подходящего, по мнению царицы, учителя. Если обучение царя Алексея Михайловича проходило под руководством деда, патриарха Филарета, и боярина Бориса Морозова – людей образованных и искушённых в книжной премудрости, а наставником Фёдора и Софьи был Симеон Полоцкий – выдающийся писатель, педагог и учёный монах, то в учителя к Петру определили ничем не примечательного дьяка Никиту Моисеевича Зотова. Недостаток образованности, однако, искупался тем, что, будучи человеком терпеливым и добрым, Зотов не только не стремился подавлять природную любознательность и непоседливость царственного отпрыска, но и сумел завоевать доверие царевича. К тому же, как того желала царица Наталья, он «ведал Божественное Писание», изучению которого уделял основное внимание в занятиях с Петром. Уже взрослым царь вспоминал эти уроки и мог свободно цитировать Священное Писание или спорить о толковании того или иного места в Евангелии. Зотову вменялось в обязанность воспитывать у мальчика царственную величавость и статность. Но «дядька» и не пытался принуждать бойкого, подвижного ребёнка к многочасовому восседанию с прямой спиной на стуле для выработки привычки к трону. Он позволял царевичу вволю лазать по чердакам, играть и даже драться с дворянскими и стрелецкими детьми. Когда Пётр уставал от беготни, Никита Моисеевич усаживался рядом и, неторопливо рассказывая о случаях из собственной жизни, вырезал деревянные игрушки. Царевич смотрел на ловкие руки «дядьки» и сам начинал прилежно обтачивать заготовку ножом. Никакими особыми навыками народного умельца Зотов не обладал, всё делал на глазок. Пётр перенял эту сноровку и, полагаясь всегда больше на собственный глазомер, нежели на чертежи и математические выкладки, ошибался нечасто. Из Оружейной палаты Никита Зотов постоянно приносил Петру книги с иллюстрациями, а позже, по мере развития интереса ученика к «историческим» предметам – военному искусству, дипломатии и географии, – заказывал для него «потешные тетради» с красочными изображениями воинов, иноземных кораблей и городов. В зрелом возрасте Пётр I не раз проявлял разнообразные и глубокие исторические знания. Царевич всему учился охотно и впоследствии писал бегло, но с многочисленными ошибками. Занятия с Зотовым оставили след в памяти Петра на всю жизнь. Став взрослым, проводя реформы в стране, он мечтал, чтобы была написана книга по истории отечества; сам составил азбуку русского языка, простую по написанию и лёгкую для запоминания.
Венчание Петра на царство
Царь Фёдор Алексеевич скончался весной 1682 г., не назвав имени своего преемника. После него на русский трон могли претендовать два брата – шестнадцатилетний Иван и десятилетний Пётр. Братья по отцу, они имели разных матерей, родственники которых начали жестокую борьбу за власть. Заручившись поддержкой духовенства, Нарышкины и их сторонники возвели на престол Петра, а его мать, царицу Наталью Кирилловну, объявили правительницей. Однако с этим не пожелали примириться родственники царевича Ивана и царевны Софьи – Милославские, – усмотрев в провозглашении Петра царём ущемление своих интересов. Недовольные, они нашли поддержку среди стрельцов, которых в Москве было более 20 тыс. человек. Ранним утром 15 мая 1681 г. в стрелецких слободах зазвучал набат. Стрельцы, подстрекаемые Милославскими, вооружились и с криками, что Нарышкины убили царевича Ивана, двинулись в Кремль. Правительница Наталья Кирилловна, надеясь успокоить бунтовщиков, вышла к ним на Красное крыльцо, ведя за руки Ивана и Петра. В первые часы бунта были убиты крупные государственные деятели Артамон Матвеев и Михаил Долгорукий, а потом и многие другие сторонники царицы Натальи, Несколько дней в столице буйствовали стрельцы, грабя и убивая. Лишь 26 мая они утихомирились и потребовали также венчать на царство болезненного и слабоумного сводного брата Петра – царевича Ивана. Управление страной по молодости обоих царей было вручено царевне Софье Алексеевне. Десятилетний Пётр стал очевидцем ужасов стрелецкого бунта. На всю жизнь стало для него ненавистным слово «стрельцы», которое вызывало жгучее желание отомстить за гибель близких, слезы и унижения матери. После того как состоялась торжественная церемония венчания на царство царевичей, нареченных царями Иваном V и Петром I, правительница Софья, подозревавшая Наталью Кирилловну в интригах, вынудила её вместе с Петром покинуть Москву.
Петр в Преображенском
Царица Наталья обосновалась в подмосковном дворце в селе Преображенском. В Кремле Пётр и шагу не мог ступить без толпы мамок, нянек и другой прислуги, а выход за стены царской резиденции приравнивался к целому путешествию, на время которого назначалось правительство из бояр и думных дьяков, обязанных следить, чтобы в это время «государству не убыло и потерьки не было». Напротив, в Преображенском Пётр пользовался полной свободой. Пока царица плакала, молилась и попрекала вероломную падчерицу – царевну Софью, Пётр с ватагой сверстников из дворовых слуг убегал в окрестные поля и леса. На вольном воздухе он физически окреп, на время забыв пережитое. Летом он забавлялся качелями, игрой в кости, а зимой катался на коньках и салазках, строил с ребятами снежные городки и брал их приступом.
ПЁТР I КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ И ПОЛКОВОДЕЦ
Внешнеполитическая
К началу правления Петра Россию считали отнюдь не передовой страной, о ней вспоминали от случая к случаю. О России тогда судили как о стране наиболее отсталой в Европе. Об успехах русских в области военной, административной и даже в общей культуре не знал никто. Полагали, что Россия полностью находится под влиянием фанатичного, нетерпимого духовенства и невежественного, жадного дворянства. А что самое главное, так это то, что слишком мало делалось для преодоления слабости страны. Нетрудно представить, чем же была внешняя политика Москвы, насколько робко, неэффективно она действовала и каким неустойчивым было международное положение России. И если на Западе плохо знали Россию, то еще хуже в России знали состояние международных отношений в Европе, что приводило к досадным дипломатическим ошибкам. Молодой Петр видел отсталость страны, видел отсутствие армии, флота. Поэтому главное, что побуждало его к воинским делам, было рано проснувшееся осознание факта международной беззащитности, слабости России. Он видел, каково московское войско: стрельцы, на которых нельзя положиться, дворянское ополчение – порой беспорядочная толпа. Армия, флот и море – вот что нужно было России не только для укрепления международного положения, но и для упрочения ее как независимой державы. И что являлось одним из важнейших аспектов, так это выход к черному морю, к Балтике. А прежние неудачные попытки пробиться к Балтике осуществлялись без должной серьезной подготовки, и их провал мог только обескуражить русских людей, внушить неверие в свои силы. Очень рано Петр понял, что дела России идут из рук вон плохо. Но тут возникал вопрос: как же их исправить, как изменить сложившиеся веками традиции, методы управления?
Именно тогда Петром овладевает мысль о том, чтобы учиться у европейцев, чтобы догнать их и обрести независимость. Началом воплощением его мыслей в действительность явилась Немецкая слобода. Здесь он стремился узнать как можно больше о странах Западной Европы. Встречи молодого царя с иностранцами служили дипломатической школой, где Петр познавал суть европейской международной жизни. Но нелепо было думать о преобразовании России с помощью одних только иностранцев. Ведь речь шла не о колонизации, а о возрождении величия России. Соратников нужно было найти и воспитать, и они должны были быть русскими. Именно претворение идей Петра стало целью Великого посольства. Он поехал в Европу с решимостью направить страну по западному пути. Эффект от поездки оказался взаимным: Запад влиял на Петра, царь оказал огромное влияние на Россию, а модернизированная и возрожденная Россия оказала в свою очередь огромное влияние на Европу. В ходе Великого посольства Петр убедился, что сложилась благоприятная внешнеполитическая обстановка в борьбе за Балтику. Петр хорошо понимал, что именно через Балтийское море возможно установление прочных связей с развитыми странами Европы. И вот наконец была объявлена война Швеции. Исход войны имел решающее значение для России. Взятие города Шлиссельбурга, который впоследствии стал великим Санкт-Петербургом, означало то, что «окно в Европу» было прорублено. Победа в Полтавской битве в 1709 году, в результате которой была уничтожена сухопутная армия шведов, определила исход Северной войны. Она продемонстрировала возросшую мощь русской армии, укрепила международный авторитет России. Вот что писалось о полтавской победе: «И тако, милостию всевышнего, совершенная виктория, которой подобной мало слыхано и видано, с легким трудом против гордого неприятеля…».