Пихологический портрет Сталина

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 06:53, реферат

Описание работы

Иосиф Виссарионович Сталин (настоящая фамилия - Джугашвили), четвертый ребенок в семье сапожника, родился в 1879 году в маленьком грузинском селе Гори.
Семья жила в страшной нищете. Глава семьи, пропивающий заработок, был сурового нрава, матери и сыну доставалисьжестокие побои. Сталин научился хитрить, избегая встреч с отцом, смерть которого дала ему свободу. И. Иремашвили заключает, что вражду к отцу и жажду мести он начал переносить на всех, кто имел или мог иметь власть над ним. "С юности мщение стало для него целью, которой подчинялись все его усилия"

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Сталин, как беспринципный политик……………….…………………………6
2. Психологический анализ личности Сталина…………………………………..17
Список использованной литературы…………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

история.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

Кроме фактов  заботы Сталина о Ленине, исключительно  из почтения и уважения к  вождю, нельзя сбрасывать со  счетов предположение о том,  что полное отключение Владимира  Ильича от текущих дел в  ту пору устраивало честолюбивого  Джугашвили, не терпевшего контроля, советов, коллективных решений.  Он вошел во вкус полновластного  хозяйствования. И вдруг, неожиданно, ленинское вмешательство, ленинские  указания, круто менявшие его планы и замыслы, словно бы подчеркивающие его, сталинское несовершенство.

Вскоре после  кончины Ленина состоялся XIII съезд  партии. Естественно: при подготовке  его Иосиф Виссарионович использовал  все свои незаурядные организаторские  способности. Его речь произвела  на многих колоссальное впечатление,  но ведь было и письмо Ленина, прямо адресованное делегатам  съезда, и молчать о нем было  нельзя.

Сначала осторожно,  а  потом  все  смелее  и смелее сбрасывая с себя  маску "скромного" старого  большевика, которого партия "заставила"  нести тяжелое бремя генсека,  он все более явно проявлял  стремление пробраться в пантеон  великих людей, не брезгуя никакими  средствами. Уже свой  пятидесятилетний  юбилей  он  превратил  в   настоящее "коронование на царство". Десятки статей в "Правде", в которых многие авторы объявляли себя учениками Сталина - таков  основной фон юбилея.

Основная  когорта  соратников  Ленина  с руководящих постов снята,  и одна часть сидит по тюрьмам  и  ссылкам, другая, капитулировавшая, деморализованная и  оплеванная, влачит  жалкое  существование   в  рядах  партии, третьи, окончательно  разложившиеся превратились  в   верных   слуг вождя-диктатора.

Среди тех, которые каялись  и обещали верную службу, было немало бескорыстных и искренних людей. Они, конечно, не могли заставить  себя верить, что Сталин – отец народов  и прочее. Но они видели, что в  его руках власть и что он так  или иначе охраняет наследие Октябрьской  революции. Они обещали ему свою верность без всякой задней мысли. Они, хотя и с горьким чувством, жертвовали своей личностью, своим достоинством во имя политической цели, которую  они ставили выше всего. Тем не менее они не спаслись. Сталин не верил им. Он вообще не способен верить в бескорыстные мотивы, самоотвержение, которое ставит политическую цель выше личного честолюбия и даже личного  достоинства. Он считал, что они хотят  обмануть его. И так как он знал, что они не считают его великим  человеком, а только человеком, занимающим великое место, он ненавидел их двойной  ненавистью. Ему нужен был только повод, благоприятная обстановка, политическая цель, чтобы истребить их и отомстить  им за свою посредственность. Все они  были арестованы в 1936 году, высланы, многие расстреляны.

И этот процесс как и  другие процессы сталинской политики, развивался медленно, автоматически и имел свою логику. Сперва Сталин не доверял и нередко вполне основательно, покаяниям, опасаясь применения политики троянского коня. С течением времени, путем контроля, отбора, обысков, перлюстрации переписки и так далее опасение отпало. В партии были восстановлены, правда, на второстепенных советских постах те, кто искренне покаялись. Но когда наступила пора московских театральных процессов, все эти бывшие члены оппозиции, хорошо знакомые с условиями оппозиции, хорошо знавшие вождей оппозиции и действительное содержание их работы, становились величайшей опасностью для адского замысла истребления старшего поколения революционеров. В населении оказались рассеяны многие тысячи, десятки тысяч свидетелей оппозиционной деятельности Троцкого, Зиновьева, Каменева и других. Они могли шепнуть ближайшим друзьям, что обвинение есть подлог. От друзей к друзьям это обличение могло распространиться по всей стране. Опасных свидетелей надо было устранить.

Но было и другое соображение  более близкого личного характера, которое, несомненно, играло немалую  роль в политической психологии Сталина. Параллельно с истреблением оппозиции  шло его личное обоготворение. Шла  перестройка его биографии, ему  приписывались черты, которых он не имел, качества, которыми он не располагал, подвиги, которые он не совершал. Между  тем, среди оппозиционеров и вполне искренне раскаявшихся были сотни и  тысячи людей, которые с ним близко соприкасались, которые знали его  прошлое, которые разделяли с  ним тюрьмы и которых нельзя было обмануть, хотя бы они и делали все  от них зависящее, чтобы быть обманутыми. По мере того как прежде в пропаганде, в печати, в школах поднималась  волна отвратительного византийства, Сталин никак не мог терпеть на ответственных административных постах людей, которые знали правду и  которые сознательно говорили ложь в качестве доказательства своей  верности вождю. К преданным, но знающим  прошлое, Сталин относился, пожалуй, с  большей враждою, с большей неприязнью, чем к открытым врагам. Ему нужны  были люди без прошлого, молодежь, которая  не знала вчерашнего дня, или перебежчики  с другого лагеря, которые с  первых дней смотрели на него снизу  вверх, ему было необходимо полное обновление всего партийного и советского аппарата.

Сталин не умен в подлинном  смысле слова. Все низшие стороны  интеллекта (хитрость, выдержка, осторожность, способность играть на худших сторонах человеческой души) развиты в нем  чудовищно. Чтобы создать такой  аппарат, нужно было знание человека и его потайных пружин, знание не универсальное, а особое, знание человека с худших сторон и умение играть на этих худших сторонах. Нужно было желание играть на них, настойчивость, неутомимость желания, продиктованная сильной волей и неудержимым, непреодолимым честолюбием. Нужна  была полная свобода от принципов  и нужно было отсутствие исторического  воображения. Сталин умеет неизмеримо лучше использовать дурные стороны  людей, чем их творческие качества. Он циник и апеллирует к цинизму. Он может быть назван самым великим  деморализатором в истории.

Именно эти стороны  характера – при определенных исторических условиях - обеспечили Сталину  его нынешнее положение. При исключительном, поистине дьявольском честолюбии и  столь же исключительной воле он отличался  общей посредственностью умственных качеств. Из этого основного противоречия – флегматичности натуры – выросла  осторожность, вкрадчивость, хитрость, получившие в свою очередь сверхъестественное развитие. Здесь видна уже та сверхкомпенсация, которая нередко в биологическом мире заполняет органическую слабость. Отсюда же из этого противоречия, которое через всю его жизнь проходило, взялась зависть и мстительность.

Национальность также  повлияла на становление личностных качеств Иосифа. Осетины известны своей мстительностью. У них сохранились еще, по крайней мере, в годы юности Сталина, обычаи кровавой мести из рода в род. Сталин перенес этот обычай в сферу высокой политики. Говорят, у хеврусов существовал такой обычай кровавой мести. Если хеврусы хотели кому-либо мстить, они бросали на могилу родственников своих врагов дохлую кошку. Сталин, когда пришел к власти, все свои обиды, огорчения, ненависти и привязанности перенес с маленького масштаба провинции на грандиозные масштабы страны.

Его отношение к людям  было неизменно окрашено недоброжелательством и завистью. Он уже с этого времени стал отмечать тех, которые намеренно или по невниманию наступали ему на ноги. Его честолюбие перекликались с мстительностью. Уже в духовной семинарии, он в борьбе с монахами, в борьбе с соперниками среди воспитанников научился подмечать слабые стороны людей, чтобы бить противника в слабые места. В среде южан-кавказцев, быстро воспламеняющихся, но и быстро остывающих, восприимчивых, нередко мягких и сентиментальных, он научился сознавать свои преимущества – осторожность, хитрость и холодную выдержку.

Честолюбие Сталина ожесточилось после ряда неудач и долгого ожидания. Он открыто ставит свою кандидатуру  на первое место в партии и государстве  с 1929 года, когда он читает впервые на четырнадцатом съезде политический доклад. На съезде во время доклада он имеет вид экзаменующегося новичка. Он делает грубые ошибки, о которых шушукаются в кулуарах. Но аппарат уже безраздельно в его руках. Он диктатор. Страна этого не знает. Аппарату поручается сообщить ей об этом.

Сталину вызвали лучшего, тогда, в Москве врача, Бехтерева  Владимира Михайловича. Тот тщательно  осмотрел его два раза: утром и  поздно вечером, но заключение его было безрадостным. Неуравновешенная психика. Прогрессирующая паранойя с определенно выраженной подозрительностью и манией преследования. Болезнь обостряется сильным хроническим переутомлением, истощением нервной системы. Только исключительная сила воли помогает Сталину сохранять рассудительность и работоспособность, но и этот ресурс не безграничен. Однако на самого Сталина заключение Бехтерева не произвело особого впечатления. Ему раньше уже говорили о заболевании и довольно давно, еще до революции. Один из Сванидзе говорил, что Сталин обращался к психиатру, после рождения Якова.

Отойти от дел и лечиться он не мог. Для него это было равно  политической смерти. Если устраниться  от руководства - значит, навсегда: конкурентов  много. Тем более - лечение у психиатра.

Да что там лечение: Сталин боялся как бы не получил  огласку сам визит Бехтерева. Но совсем другое, если о болезни  скажет сам Бехтерев. А он стар, рассеян  и вообще вне контроля. Мало ли что  может сорваться с его языка. И тогда конец политической карьере. Этот новый пунктик очень сильно давил на психику Сталина. Успокоился он лишь тогда, когда профессор умер.

Через некоторое время, внезапно умерла Надежда Сергеевна Аллилуева. Перед смертью она написала письмо, содержание которого в целом, в общем, не важно. Достаточно лишь первых строк, повторяющих то, что она сказала как-то на банкете: «Надо быть воистину гениальным человеком, чтобы оставить без хлеба такую страну, как Россия», и тут же сугубо личный упрек: она забыла, она даже припомнить не может, когда вместе ходили в театр.

Все эти события все  сильнее и сильнее обостряли  основные качества личности, за которые  его все больше и больше боялись. На семейном фронте он потерпел поражение, а на политическом он был единственным и полным победителем. Он сотворил свой собственный мир из страны. В Советском  Союзе существует правящая иерархия, строго централизованная и совершенно независимая от так называемых Советов  и народа. Подбор идет сверху вниз. Сталин имеет в своих руках власть абсолютного самодержца. Бюрократия располагает огромными доходами не столько в денежном, сколько в натуральном виде: прекрасные здания, автомобили, дачи, лучшие предметы употребления со всех концов страны. Верхний столб бюрократии живет так, как крупная буржуазия капиталистических стран, провинциальная бюрократия и низшие слои столичной живут, как мелкая буржуазия. Бюрократия создает вокруг себя опору в виде рабочей аристократии; т.к. герои труда, орденоносцы и прочие все они пользуются привилегиями за свою верность бюрократии, центральной и местной. Все они пользуются заслуженной ненавистью народа. И при всем этом в стране царит террор Сталина.

 

 

  1. Психологический анализ личности Сталина

 

 

 

  При рассмотрении личности вождя по теории Эриксона многие важнейшие эпизоды раннего  детства недоступны для анализа. О результатах прохождения ранних возрастных стадий можно судить по их проявлениям в дальнейшей жизни. Видимо, жестокое детство заложило базисное недоверие к миру, к людям. Сталин рано понял, что в жизни может надеяться только на себя. Школьный возраст (6-12 лет) был упущен для школы и ничего не может сообщить о занятиях ребенка. Во всяком случае, о приобретении  каких-то практических, хозяйственных навыков нигде не сообщается. Но, можно с уверенностью сказать, что в стадии возраста игры не были сформированы такие качества, как личная инициативность, предприимчивость, т.к. в переломные, неопределенные моменты наступало состояние заторможенности, выжидания, с жаждой реванша. Сталин мог думать и действовать более эффективно в заданных рамках, лучше чужими руками. Он никогда по-настоящему не работал, ничего не мог делать профессионально, ручная умелость не проявлялась.  

 Обучение в школе  пришлось уже на возраст подростка.  Возможно, на первых порах обучения, учитывая  определенные старания Сталина, в нем были заложены черты воли, целеустремленности, компетентности, но, скорее всего, это было не наличие настоящих качеств, а результат компенсации негативных последствий детства. У него не сформировалась истинная познавательная активность, он даже в ссылках не стремился повышать свой политический и экономический кругозор, не говоря об общекультурном и интеллектуальном уровне, всегда презирал и завидовал людям, которые превосходили его в этом. Это доказывает, что его успехи в школе были обусловлены жаждой одобрения, а не стремлением к знаниям, он  пытался доказать себе и другим, что достоин лучшей участи и поверил, что  сможет ее добиться, что и породило необыкновенные амбиции, несгибаемую волю для достижения своих целей. Но выдающимся учеником Джугашвили так и не стал и всю жизнь мучился завистью к товарищам по партии, которые превосходили его по интеллекту, ораторским способностям, умению общаться с массами. Хотя память у него была достаточно развита, он мог цитировать большие отрывки из произведений Маркса, Ленина, производя впечатление на малограмотных новичков, но осмыслить эти труды по-настоящему не мог. Умению строить близкие взаимоотношения он тоже не научился. У него почти не было близких друзей, таких, к которым бы он сохранил теплые чувства на всю жизнь. Он старался эмоционально не вовлекаться в общение, сторонился людей, но научился наблюдать и разбираться в людях, выявлять их сильные и слабые стороны, манипулировать ими для достижения своих целей. Кроме того, научился мастерски скрывать свои чувства и отношения, обладал актерским даром не показывать своих замыслов, умел рассчитать и исподтишка выжидать выгодный момент для удара. В подростковый период сформировались отрицательные новообразования возраста – застенчивость, негативизм, протест. Кризисное противоречие периода ранней зрелости, характеризующееся формированием чувства близости было разрешено деструктивно. Даже в ссылках и тюрьмах он не приобрел настоящих друзей. Попытка обрести хотя бы видимость близости в браке закончилась трагедией, жена рано умерла, оставив грудного ребенка, воспитанием, которого он не занимался. Жену он выбрал психологически слабую, покорную, отношения в браке, возможно, были построены на невротической основе, по садомазохистскому типу.        

 В первой половине периода  взрослости, в котором формируются  черты милосердия, заботы о людях,  заметно проявляется внутренняя  отверженность от людей, Сталин  больше любит природу, чем общение  с людьми. Во время подготовки восстания он избегал личного общения с народом, в гражданскую войну никогда не был в окопах, в лазаретах, только в штабах. Основной метод взаимодействия с людьми он видел в насилии, коварстве – с нижестоящими, лести – с вышестоящими. К власти Сталин пришел в 45 лет, будучи в кризисе середины жизни, поэтому его энергия по самоутверждению была удесятеренной. Через 5 лет он стал уже "непотопляемым". Период с 45 до 74 лет охватывает 2 стадии развития – вторую половину периода взрослости и период старости, в которые проявились все отрицательные стороны извращенной натуры вождя, повлекшие за собой репрессии, самоубийство жены, воцарение Берия. Оба периода были пройдены деструктивно. Период взрослости был закончен формированием чувства отверженности вместо заботы и милосердия, а период старости вместо мудрости завершился формированием чувства одиночества и тоски.    

Информация о работе Пихологический портрет Сталина