Пихологический портрет Сталина

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 06:53, реферат

Описание работы

Иосиф Виссарионович Сталин (настоящая фамилия - Джугашвили), четвертый ребенок в семье сапожника, родился в 1879 году в маленьком грузинском селе Гори.
Семья жила в страшной нищете. Глава семьи, пропивающий заработок, был сурового нрава, матери и сыну доставалисьжестокие побои. Сталин научился хитрить, избегая встреч с отцом, смерть которого дала ему свободу. И. Иремашвили заключает, что вражду к отцу и жажду мести он начал переносить на всех, кто имел или мог иметь власть над ним. "С юности мщение стало для него целью, которой подчинялись все его усилия"

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Сталин, как беспринципный политик……………….…………………………6
2. Психологический анализ личности Сталина…………………………………..17
Список использованной литературы…………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

история.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

 

                                                         СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Сталин, как беспринципный политик……………….…………………………6

2. Психологический анализ личности Сталина…………………………………..17

Список использованной литературы…………………………………………….20

 

1.Биография

 

 

Иосиф Виссарионович Сталин (настоящая фамилия - Джугашвили), четвертый ребенок в семье сапожника, родился в 1879 году в маленьком грузинском селе Гори.  

Семья жила в страшной нищете. Глава семьи, пропивающий заработок, был сурового нрава, матери и сыну доставались жестокие побои. Сталин научился хитрить, избегая встреч с отцом, смерть которого дала ему свободу. И. Иремашвили заключает, что вражду к отцу и жажду мести он начал переносить на всех, кто имел или мог иметь власть над ним. "С юности мщение стало для него целью, которой подчинялись все его усилия" .Об отношениях с матерью существуют разные мнения. Иремашвили говорит о горячей привязанности к матери. По мнению Аллилуевой "отец любил и уважал свою мать. Она колотила его, когда он был маленьким, как колотила и его отца. Ее строгость и решительность восхищали отца. Но он был плохим сыном". Суварин пишет, грузины "знали Сталина жестоким, нечувствительным, относившимся без уважения к матери и приводят в доказательство достаточно щекотливые факты". Однозначно, отношение Сталина к матери, судя по тому, что с 1903 года они виделись всего 4-5 раз, и умерла (1937 г.) она в нищете, даже с большой натяжкой не назовешь теплым.  

Семья была не единственным фактором, формировавшим жесткую, своевольную и мстительную личность мальчика. Дети из зажиточных семей показывали, что он им не чета. В 11 лет после смерти отца Иосифа устроили в духовное училище, где отношения между учителями и учениками были очень строгими. Иосиф проявлял большое рвение в учебе, запоминал урок со слов учителя, что говорит об исключительном внимании. В то время священнический сан был венцом честолюбия для Сталина. По окончании, получив похвальный лист, что было редкостью для его происхождения, был зачислен в семинарию на всем готовом, где рвение его к учебе исчезло, но ему долго удавалось скрывать свой внутренний разрыв с богословием за внешней благопристойностью.   

Учеба не могла не сказаться  на интеллекте, чувствах и мировоззрении. Религиозное образование способствовало формированию у Сталина догматического мышления. Он любил к новым ситуациям применять старые рецепты, был склонен жестко канонизировать положения марксистской теории, приходя часто к ошибочным выводам, без способности их творческого применения. Сталин стремился любое знание систематизировать, что свойственно "катехизисному мышлению", создающее впечатление, что это человек "организованного" ума. У него отсутствовала самокритика. "Влияние религиозного образования сказалось не на содержании его взглядов, а на методологии мышления"

В возрасте 15 лет  он вошел в тайный социалистический кружок, где стоял за самые насильственные действия. "Крайние политические взгляды явились продуктом его  личной воли к власти, физически и духовно владевшего им беспощадного честолюбия". Что касается формирования дружеских отношений, важных по Эриксону в период подростничества, то современники отмечают, что Иосиф отличался горячей любовью к природе, но не чувствовал привязанности к ее живым существам. "Для радостей или горестей товарищей Иосиф знал только саркастическую усмешку". Он был хорошим другом только для тех, кто подчинялся его властной воле. Страх перед его грубым гневом и злобным издевательством доставлял ему сторонников, бедных духовно и склонных к драке. Тайный кружок стал ареной, где Иосиф испытывал себя и других. Он не заботился о нахождении истины, только победа и торжество имели цену.

Сталин хотел командовать  другими.  Закончив духовную школу в 20 лет, он считает себя революционером и марксистом.  Он пишет прокламации на грузинском и плохом русском языках,  работает  в нелегальной типографии, объясняет в рабочих кружках тайну прибавочной стоимости,  участвует в местных комитетах партии.  Его революционный путь отмечен тайными переездами из  одного кавказского города в другой,  тюремными заключениями, ссылкой, побегами,  новым коротким периодом нелегальной работы и новым арестом.    

 После раскола  между большевиками и меньшевиками  в 1903г.  осторожный и медлительный Иосиф выжидает полтора года в стороне,  но потом примыкает к большевикам.  На Кавказе,  где живы были еще традиции разбоя и кровавой мести, террористическая борьба нашла смелых исполнителей. Убивали губернаторов, полицейских, захватывали казенные деньги для революции. Про Сталина ходили слухи, что он принимал участие в террористических актах,  это не было доказано. Однако, это не значит, что он стоял в стороне от  террористической  деятельности.  Он действовал из-за кулис: подбирал людей, давал им санкцию партийного комитета, а сам своевременно отходил в сторону. Это более соответствовало его характеру. Только в 1912 году Иосиф, доказавший в годы реакции свою твердость и верность партии,  переводится с провинциальной арены на национальную. С этого времени кавказец усваивает русский псевдоним Сталин,  производя его от стали.  В этот период это означало не столько личную характеристику, сколько характеристику направления.

Цель: Составить психологический  портрет И.В. Сталина.

Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть политический путь Сталина

- провести психологический  анализ личности

 

 

  1.                      Сталин, как беспринципный политик

 

 

Дооктябрьская биография Сталина вся умещалась  между семью арестами и пятью побегами из царских тюрем и ссылок. Подполье еще больше ожесточило его. Все, знавшие тогда Сталина, отмечали его редкое самообладание, выдержку и невозмутимость. Он поражал беспринципностью, хитростью и необычайной жестокостью. Даже в мелочах проявлялось его необычайное честолюбие. Семена черствости и жестокости, посеянные в детстве, прорастали все глубже. Замкнутость и холодность превратились в бесчувственность и беспощадность. Но позже Сталин научится носить маску спокойного, приветливого человека с проницательными глазами.

Никакими достижениями, успехами  политического свойства этот  период жизни отмечен не был.  В политике Сталин: продвигался  вперед медленно, неуверенно, ощупью.  "Отсутствие популярности рано  начало сверлить его душу. Он жадно искал ее, но не умел найти". Сталин искал власти над людьми, которые в большинстве казались ему слабее. Но в нем не было качеств, которые привлекают. Зато он был богаче других холодной настойчивостью и практической сметкой. Он не повиновался импульсам, а подчинял их расчету, что давало ему преимущество среди молодых революционеров, торопливых и наивных. Сталин натравливает своих соперников, опорочивает их, плетет интриги против каждого, кто превосходит его или кажется ему помехой на пути. Его честолюбие было окрашено завистью и недоброжелательством. Его настойчивость шла об руку с мстительностью. "Уже из школы он вынес способность подмечать слабые стороны людей и без жалости играть на них. Он рано понял выгоды холодной выдержки, осторожности и хитрости, которая переходила в коварство" .Цель своей жизни он видел в низвержении сильных мира, ненависть к которым была несоизмеримо больше, чем симпатия к угнетенным.   

После революции Сталин вошел в правительство, где  внимательно наблюдает за всеми, цепко схватывает события. В гражданской войне роль Сталина более заметна. Он всегда в штабах. Не обладая оперативными, тактическими познаниями, он проявляет диктаторские замашки, прибегая к арестам, расстрелам. Как руководитель Сталин сформировался в эти годы, поверил во всемогущество насилия, почувствовал власть, понял ее механизм.   

Таким образом, в 45 лет  самые дерзкие честолюбивые мечты  Сталина осуществились. 

Безусловно, характер Сталина, стоящего во главе  движения, во  главе партии и рабочего класса играет поистине роковую роль. В условиях пролетарской диктатуры, сосредоточившей  в своих руках все рычаги экономики, обладающей аппаратом, в десятки  раз более мощным и разветвленным, чем аппарат любого буржуазного  государства, в  условиях  безраздельного  господства  в стране одной партии и гигантской централизации  всего  партийного  руководства – роль генсека огромна. Его личные качества приобретают исключительное политическое значение.

Он был сильнее других наделен волей и честолюбием, но он не был ни умнее других, ни образованнее других, ни красноречивее. Он не обладал  такими качествами, которые привлекают симпатии. Зато природа щедро его  холодной настойчивостью и практической сметкой. Он никогда не повиновался  чувствам, а всегда умел подчинять  их расчету. Недоверие к массам, как  и к отдельным людям, составляет основу природы Сталина. От того в  больших вопросах революции, где  все зависит от вмешательства  партии, он занимал действительно  оппортунистическую позицию. Но в практических действиях узкого масштаба, где решал  аппарат, он склонялся всегда к самым  решительным действиям.

Он долго и недоверчиво  осматривался, прежде чем примкнуть  к чужой инициативе. Революция  сразу отодвинула партийный аппарат, революция предъявила особые требования: медлить, выжидать и комбинировать  нельзя, нужно давать ответы на запросы  масс и принимать решения на месте.

Нельзя понять Сталина  и его позднейший успех, не поняв  основной пружины его личности: любовь к власти, честолюбие и зависть, активная, никогда не засыпающая зависть ко всем тем, кто даровитее, сильнее  или выше его. В одном только большевистском штабе были люди, превосходившие Сталина  во многих отношениях, если не во всех. Во всем за исключением сконцентрированного  честолюбия. Ленин очень ценил  власть как орудие действия. Но чистое властолюбие, борьба за власть, были ему  совершенно чужды. Для Сталина же психологическая власть всегда стояла отдельно во всех задачах, которым она  должна служить. Воля господства над  другими была основной пружиной его  личности. И эта воля получала тем  более сосредоточенный, не дремлющий, наступательный, активный, ни перед  чем не останавливающийся характер, чем чаще Сталину приходилось убеждаться, что ему не хватает многих и многих ресурсов для достижения власти. Всякая особенность характер, достигнув известной силы напряжения, превращается при известных условиях  в преимущество.

Сталину нужно всегда насилие  над самим собою, чтобы подняться  на  высоту чуждого обобщения, чтобы  принять далекую революционную  перспективу. Как все эмпирики, он по существу своему скептик, притом цинического  склада. Он не верит в большие  исторические возможности, способности  человека к усовершенствованию, возможности  перестройки общества в радикальных  направлениях. Глубокая вражда к существующему  делает его способным на смелые действия. Эмпиризм или чисто крестьянский консерватизм мысли делают его неспособным  долго оставаться на вершинах. Представленная самой себе, его мысль неизбежно  сползает вниз. Он фатально занимал  во всех вопросах (поскольку был  предоставлен самому себе) оппортунистическую позицию. Поскольку же под давлением  Ленина и событий он поднимался на высоту революционного обобщения, он удерживался  на высоте недолго и в конце  концов сползал вниз. Цель, которую  он себе поставил, он будет разрешать  с большим упорством, с большей  настойчивостью, чем подавляющее  большинство других людей. Но он неспособен поставить себе самостоятельно большую  цель и долго держать ее, поскольку  она внушена ему событиями  и людьми. Революционное движение окрыляет людей, требует смелости мысли, далекой перспективы. Именно в такие  периоды можно наблюдать Сталина в состоянии растерянности.

1917 год еще больше, чем 1905 год, становится для Сталина  годом острого недомогания. За кулисами он исполняет административные и технические поручения Центрального  Комитета. Всегда являлся кто-нибудь, кто публично его поправлял, затмевал, отодвигал, причем в  такой роли выступал не только Ленин, но и более молодые, менее влиятельные члены партии, в том числе и новички. Но Сталин не мог выдвигаться  качествами, которые были у других, поэтому все его мысли и  усилия характера направлялись на закулисную интригу. Сталин тяготился обществом людей с  более высоким умственным кругозором.

Он двигается медленно и осторожно, где можно отмалчивается. Но победы в Петрограде и позже  – в Москве убеждают его. Он начинает входить во вкус власти. После завоевания власти Сталин стал чувствовать себя более уверенно, не переставая, однако, оставаться фигурой второго плана. Ленин, несомненно, высоко ценил в Сталине некоторые черты: твердость, цепкость, настойчивость, упорство, хитрость и даже беспощадность, как необходимые качества в борьбе. Но Ленин вовсе не считал, что эти данные, хотя бы и в исключительном масштабе, достаточны для руководства партией и государством. Ленин видел в Сталине революционера, но не политика большого стиля. Самостоятельных идей, политической инициативы, творческого воображения он от него не ждал и не требовал. Ценность Сталина в глазах Ленина почти исчерпывалась в области администрирования и аппаратного маневрирования.

В апреле 1922 года, сразу после XI съезда партии, пленум ЦК избрал Иосифа Виссарионовича  Генеральным секретарем РКП (б). Если выразиться точнее (как сказал Ленин в своем письме о Сталине), тот «стал» генсеком. Эту фразу Владимира Ильича нельзя опустить, так как сразу после «выборов» Сталина не было найдено никаких протоколов соответствующих заседаний, о том, кто голосовал «за», кто «против», и было ли голосование вообще. И хотя эта административная, в общем-то, должность не давала каких-то особых прав, она открывала путь к большой власти. От человека, который готовил вопросы для Политбюро, а потом контролировал осуществление решений, зависело многое.

Вскоре Ленин  сильно заболел, и вышло специальное  решение ЦК запрещавшее нагружать  его работой, волновать и даже  читать ему газеты. Пожалуй, единственным  человеком, которого Сталин ставил  выше себя, и подчиняться которому  не считал зазорным и оскорбительным, был Владимир Ильич. Лишь немногих  Сталин ставил вровень с собой,  всех остальных считал ниже. Однако  Ленин был и оставался для  него вождем и учителем, раз  и навсегда признанным авторитетом.  Усугублявшаяся болезнь Ленина  очень беспокоила Иосифа Виссарионовича, он заботился о том, чтобы  создать для выздоровления все  необходимые условия.

Информация о работе Пихологический портрет Сталина