Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:20, доклад
Служилое сословие, опора самодержавной власти, ни по своему социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало требованиям общественного развития страны, и, в массе своей, оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное представление даже о своих сословных интересах. "Бунташный" характер ХVII в., социальная нестабильность порождали необходимость укрепления позиций правящего сословия, его мобилизации и обновления, а также совершенствования государственного аппарата управления и армии. Для преодоления отсталости и культурной изоляции необходимо было совершить прорыв к незамерзающим морям, что требовало мобилизации всех материальных и человеческих ресурсов страны.
В октябре 1707 г. "новопришлые люди" под руководством К. Булавина напали на отряд, направленный на Дон для возвращения беглых, и уничтожила его. Верные правительству домовитые казаки разбили булавинцев. Сам вожак бежал в Запорожье.
В феврале 1708
г., используя тяжелую
В целом, по своему характеру это движение не вышло за рамки казацкого бунта.
Некоторые советские историки оценивали восстание под руководством Булавина как очередную крестьянскую войну.
С 1705 по 1711 г. происходило движение башкирского народа, вызванное налоговым, административным и национальным гнетом.
6. Реформа системы государственного управления
Причины:.
1) Требовалось создание нового государственного аппарата, отвечавшего духу времени и способного эффективно осуществлять руководство модернизирующемся обществом. Петр I стремился утвердить и закрепить свою абсолютную власть. Для воплощения "высшей воли" монарха была необходима совершенная государственная машина.
В конце 17 -
начале 18 века в Европе и затем
в России утвердились рационалистические
представления об обществе и государстве,
согласно которым не Бог, а разум
человека являлся источником знаний
и развития общества. В итоге "дух
времени" также подталкивал к
созданию новых учреждений власти.
Петр надеялся, что с утверждением
рациональной системы управления и
изданием разумных законов он создаст
"регулярное государство", в котором
только и возможно достижение "общего
блага". Этим объясняется активное
законотворчество Петра, не доверявшего
своим подданным и
В ходе областной
реформы 1708-1710 гг. страна была разделена
на 8 губерний (позже - 11) во главе с
генерал-губернаторами и
С 1719 г. губернии стали делиться на 50 провинций, а последние- на уезды. С формированием коллегий реформа получила свое завершение, т.к. все местные органы стали подчиняться соответствующим коллегиям. Реформа привела к резкому росту местного бюрократического аппарата.
Отправляясь в Прутский поход, Петр I оставил в 1711 г. для управления страной Сенат . Созданный в результате экспромта как временное учреждение, он превратился со временем в высший распорядительный, судебный и законосовещательный орган. Практически Сенат, состоявший поначалу из 9 человек, назначавшихся царем, пришел на смену "умершей" естественным образом аристократической Боярской думе. Решения принимались сенаторами коллективно и вступали в силу лишь с общего согласия. Ход заседания протоколировался. "Ибо сим всякого дурость явлена будет", - так считал царь Петр.
Когда исход Северной войны стал уже очевиден и можно было больше внимание уделять внутренним вопросам, Петр приступил к созданию новых органов исполнительной власти. В 1718 г. на смену изжившим себя приказам стали приходить коллегии.
1) "Первейшие" три - Военная, Адмиралтейская и Иностранная;
2) три экономические - Берг-коллегия (тяжелая промышленность), Мануфактур-коллегия (легкая промышленность) и Коммерц-коллегия (ведала внешней торговлей);
3) три финансовые - Камер коллегия (сбор налогов), Штатс-коллегия (расходы) и Ревизион-коллегия (контроль за расходами и доходами);
4) а также Юстиц- коллегия. Вместо Поместного приказа была создана Вотчинная коллегия, занимавшаяся земельными вопросами. Городами управлял Главный магистрат. Политическим сыском ведал Преображенский приказ, усиленный в дальнейшем Тайной канцелярией.
В 1721 г. в соответствии с " Духовным регламентом ", в котором доказывалась нежелательность патриаршества, была создана Духовная коллегия, вскоре переименованная в Синод , организованный по образцу светских коллегий во главе с чиновником - обер-прокурором, назначаемым царем. В результате этой реформы церковь полностью подчинялась государству, превратившись по сути дела в часть его бюрократического аппарата.
В 1722 г. была
создана должность генерал-
Структура и функции новых органов власти вплоть до организации делопроизводства, процедуры заседаний, штатного расписания были подробно разработаны в Генеральном регламенте и регламентах отдельных коллегий.
Новая система управления строилась на принципах рационализма, разграничения функций всех учреждений, централизма и коллегиальности.
Возросшая экономическая и финансовая мощь государства, появление новой регулярной армии, резкое увеличение бюрократического аппарата и реформа системы управления создали необходимые условия для завершения формирования абсолютистской монархии . Царь был носителем высшей законодательной, исполнительной и судебной власти и не разделял ее ни с кем. В Духовном регламенте 1721 г. записано: - "император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает".
Завершающими штрихом в создании абсолютизма стала ликвидация последнего ограничения власти самодержца. В 1722 г. появился Устав о наследии престола, дающий право императору назначать себе преемника по своему усмотрению. Его появление во многом вызывалось делом царевича Алексея , который в 1718 г. был обвинен в государственной измене и приговорен к смертной казне.
7. Итоги преобразований
В результате преобразований было создано мощное промышленное производство, сильная армия и флот, что позволило России добиться выхода к морю, преодолеть изоляцию, сократить отставание от передовых стран Европы и превратиться в великую державу мира.
Однако форсированная модернизация и заимствование технологий осуществлялись за счет резкого усиления архаичных форм эксплуатации народа, оплатившего крайне высокой ценой положительные результаты реформ.
Реформы государственного строя придали новые силы служилому деспотическому государству . Европейские формы прикрыли и укрепили восточную сущность самодержавного государства, чьи просветительские намерения не совпадали с политической практикой.
Реформы в области культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы и т.д. Но,с другой, механическое и насильственное перенесение многих европейских культурных и бытовых стереотипов препятствовало полноценному развитию культуры, основанной на национальных традициях.
Главное же заключалось в том, что дворянство, воспринимая ценности европейской культуры, резко обособлялось от национальной традиции и ее хранителя - русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны. Это вызвало глубочайший социокультурный раскол общества , во многом предопределивший глубину противоречий и силу социальных потрясений начала ХХ в.
Парадокс
петровской реформы сводился к тому,
что "вестернизация" России, носившая
насильственный характер, укрепляла основы
русской цивилизации - самодержавие и
крепостничество, с одной стороны, вызывала
к жизни силы, осуществлявшие модернизацию,
а с другой, провоцировала антимодернизационную
и антизападническую реакцию сторонников
традиционализма и национальной самобытности.
Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъему государства. Намного продвинулось просвещение, что оказало большое влияние на дальнейшее развитие культуры.
С 1 января 1700 г. было введено новое летоисчисление - от Рождества Христова. В 1719 г. был создан первый естественно-исторический музей в России - Кунсткамера.
При Петре 1 образование стало государственной политикой, поскольку для осуществления реформ нужны были образованные люди. При Петре 1 открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии Наук.
В1701 г. в Москве была открыта Навигационная школа - первое светское государственное учебное заведение, создавался ряд профессиональных школ - Артиллерийская, Инженерная, Медицинская. В первой четверти 18 в. стали открываться цифирные школы, церковноприходские училища, духовные семинарии. Организация среднего и высшего образования тесно связана с созданием Академии Наук (1724 г.). В нее входили Академия, Университет и гимназия. Михаил Ломоносов стал первым русским академиком. В 1755 г. по инициативе М.В.Ломоносова был создан Московский университет, ставший крупным культурным центром. В организованной при нем типографии издавалась газета "Московские новости".
Появились профессионально-художественные учебные заведения. В Петербурге - Танцевальная школа, в Москве - Балетное училище и Академия Художеств.
Книгопечатание. Значительно усилилось книгоиздательское дело. В 1708 г. была проведена реформа шрифта, были введены гражданская и гражданская печать, что способствовало увеличению светских и гражданских книг, журналов. Были организованы библиотеки, открыты книжные магазины.
Литература. Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы. Введение гражданского языка способствовало укреплению светского языка. В это время были очень популярными стихотворные произведения - оды, басни, эпиграммы русского поэта и просветителя Антиоха Кантемира (1708-1744 гг.).
Основоположником русской драматургии стал А.П.Сумароков (1717-1777), поэт, автор первых комедий и трагедий, директор Российского театра в Петербурге. Он писал в разных жанрах: лирические песни, оды, эпиграммы, сатиры, басни. В произведениях этих писателей нашли отражение идеи русского классицизма..
Последняя четверть 18 в. стала временем расцвета творчества крупного поэта Г.Р.Державина (1743-1816). Основным жанром его произведений была ода.
Русские нравы и обычаи выразил в своих социальных комедиях "Бригадир" и "Недоросль" Д.И.Фонвизин. Его комедии положили начало обличительно-реалистическому направлению в литературе.
Основоположником русского сентиментализма стал Н.М.Карамзин (1766-1826 гг.), автор повестей "Бедная Лиза", "Деревня" и др. Основное сочинение Карамзина - "История государства Российского".
Архитектура. В Петровскую эпоху вносятся новшества в архитектуру и строительство, обусловленные требованиями правительства выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь и величие Российской империи.
С политико-экономическим развитием страны предъявляются к гражданскому строительству. Наиболее заметными строениями того времени в Москве были Большой Каменный мост, Арсенал в Кремле и др. В 1749 г. Ухтомский организовал в Москве первую в России Архитектурную школу, в которой под его руководством учились В.П.Баженов и М.Ф.Казаков.
Петровская эпоха характеризуется строительством новой столицы - Петербурга (с 1703 г.), для чего были приглашены иноземные зодчие Трезини, Растрелли. Новая столица была задумана как регулярный город, с длинными лучевыми проспектами, с городскими ансамблями кварталов и улиц, площадей.
Изобразительное искусство. Это время расцвета портретной живописи. Наиболее известные художники петровского времени - Андрей Матвеев (1701-1739 гг.) и Иван Никитин (1690-1742 гг.) - основоположники русской светской живописи. К концу 20-х годов наметился перелом к придворному направлению живописи. Лучшие портретисты 18в.- А.П.Антропов, Ф.С.Рокотов, Д.Т.Левицкий, В.Л.Боровиковский. Классическое направление в скульптуре представляли Федор Шубин, Михаил Козловский.
Информация о работе Петровские преобразования и историческое развитие России 18 век.