Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:20, доклад
Служилое сословие, опора самодержавной власти, ни по своему социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало требованиям общественного развития страны, и, в массе своей, оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное представление даже о своих сословных интересах. "Бунташный" характер ХVII в., социальная нестабильность порождали необходимость укрепления позиций правящего сословия, его мобилизации и обновления, а также совершенствования государственного аппарата управления и армии. Для преодоления отсталости и культурной изоляции необходимо было совершить прорыв к незамерзающим морям, что требовало мобилизации всех материальных и человеческих ресурсов страны.
1. Предпосылки реформ
Насущная необходимость преобразований вызывалась комплексом различных факторов.
Нарастало экономическое, а следовательно, и военное отставание России от европейских стран, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету.
Служилое
сословие, опора самодержавной власти,
ни по своему социально-политическому,
ни по культурному развитию не соответствовало
требованиям общественного
Духовный кризис общества, вызванный обмирщением сознания и усиленный расколом церкви, порождал потребность качественных преобразований в сфере культуры, призванных, с одной стороны, вернуть Россию в лоно европейской цивилизации, а с другой - укрепить власть новой рационалистической идеологией, идущей на смену религиозному обоснованию ее всемогущества.
Сама возможность преобразований создавалась в результате изменений, происходивших в стране в течение ХVII в. В экономической сфере - это развитие ремесел, появление первых мануфактур, развитие внешней торговли и политика протекционизма. В социальной сфере отчетливо наблюдались сближение поместного и вотчинного землевладения, отмена местничества, увеличение числа служилых людей, происходящее за счет укрепления системы крепостничества.
В развитие политической системы явственно проявились черты абсолютистской монархии. Внешняя политика характеризовалась присоединением Левобережной Украины и преодолением дипломатической изоляции (вхождение России в Священную лигу). В культуре начался процесс обмирщения, своеобразный первый опыт преобразований, притом в самой консервативной области жизни - религиозно-церковной. Произошли изменения в быту части верхов общества, связанные с его европеизацией.
2. Характер реформ
Реформы укрепили самодержавие, создали бюрократию и, преобразовав служилое сословие, превратили его в дворянство, ставшее со временем привилегированным сословием страны. Эти изменения происходили на базе укрепления крепостничества, что дает основание их характеризовать как самодержавно-крепостнические, дворянско-бюрократические.
С цивилизационной точки зрения реформы стали первым опытом модернизации отсталой аграрной страны, вызванной, скорее, не внутренним развитием и потребностями общества, а вызовом внешних обстоятельств. Вот почему эта модернизация, принявшая в условиях начала ХVIII в. форму европеизации (вестернизации), отличалась поверхностным и выборочным заимствованием у европейских стран технических достижений для военных целей в обмен на сырье; ужесточением эксплуатации собственного народа традиционными методами; растущей централизацией и бюрократизацией системы управления.
4. Экономическое развитие России
В хозяйственный оборот вводились новые земли южных уездов- Поволжья, Сибири. Благодаря вмешательству государства расширились посевы технических культур (льна, пеньки, конопли, табака), насаждались новые породы овец-мериносов (для производства качественного сукна), развивалось коневодство (для нужд кавалерии).
Однако нововведения
не коснулись крестьянского
Промышленность в первой четверти ХVIII в. пережила наиболее существенные сдвиги в связи с военными потребностями России и активной политикой государства, сумевшего мобилизовать природные и человеческие ресурсы страны. Было начато освоение нового промышленного района - Урала, ставшего вскоре центром отечественной металлургии. К концу царствования Петра Великого Россия полностью удовлетворяла свои потребности в металле и, занимая 3-е место в мире по объему его производства, начала продавать за рубеж, где "русское железо" по своим качествам ценилось выше шведского.
Легкая промышленность развивалась за счет строительства мануфактур, выпускавших продукцию для военных нужд и, в значительно меньшей степени, для внутреннего рынка. Хамовный двор в Москве был превращен в крупное предприятие, изготовлявшее парусину для флота. Там же был основан Суконный двор. К 1718 г. Россия освободилась от необходимости ввоза текстильной продукции. Всего в стране было основано около 200 мануфактур.
Основная особ-ть рос.пром-ти- она создавалась преимущественно за счет казны и долгое время находилась под непосредственным государственным контролем, формы и методы которого изменялись.
В первое десятилетие ХVIII в. государство создавало и непосредственно руководило мануфактурами. Однако рост их числа и сложности в организации управления, а главное - убыточность производства, подтолкнули правительство к новой политике.
С середины
второго десятилетия казенные, в
первую очередь убыточные предприятия,
передавались в частные руки. Поощрялось
частное предпринимательство. Создание
купеческих компаний, предоставление
им ссуд и льгот укрепляло положение
ведущих заводчиков, однако не означало
самоустранения государства из промышленной
сферы. Контроль сохранялся, например,
через систему казенных заказов.
За деятельностью предприятий
Второй особенностью русской промышленности стало использование крепостнического труда на мануфактурах. В начале века на немногочисленных предприятиях работали люди разного социального положения, в том числе свободные и беглые крестьяне. С ростом промышленности на заводах обнаружился острый дефицит рабочих рук. Решение проблемы оказалось возможным лишь за счет использования подневольного труда. На вспомогательные работы привлекались государственные крестьяне, приписываемые целыми деревнями к тому, или иному заводу и обязанные в течение 2-3 месяцев исполнять там свои повинности. А в 1721 г. Петр разрешил мануфактуристам (среди них большинство составляли не дворяне) покупать к заводам крепостных крестьян, которые позже стали называться посессионными . Они становились собственностью не заводчика, а предприятия. В 1736 г. все свободные, работающие на заводах, оказались закрепощены, составив категорию т.н. "вечноотданных людей".
Во внутренней торговле ведущую роль в торговых оптовых операциях продолжали играть ярмарки (Макарьевская, Свенская, Ирбитская).
Возросло значение внешней торговли. Силовыми методами царь начал переводить торговлю из Архангельска (его оборот упал в 12 раз) на Балтийское море, что вызвало разорение многих купеческих фамилий. Кроме того, развитию внешней торговли препятствовало отсутствие собственного торгового флота, что приносило убыток в 10 млн. руб. в год.
В 1724 г. в России был введен таможенный протекционистский тариф , призванный оградить русскую промышленность от иностранной конкуренции и содействовать установлению активного торгового баланса. На экспорт вводились низкие пошлины, чтобы стимулировать продажу русских товаров на внешних рынках. На ввоз устанавливалась высокая пошлина, если эта продукция производилась в России, и низкая, если она не производилась и была необходима для отечественной промышленности (краски, шерсть, сахар-сырец и др.)
Протекционистский характер внешнеторговой политики правительства Петра I обеспечил активный торговый баланс России - вывоз товаров в 1726 г. превышал ввоз в 2 раза.
5. Изменения в социальной сфере
В годы правления Петра I резко увеличилась численность дворянства - в 5 раз. Политика правительства была направлена на укрепления рядов, сплочение русского дворянства.
Указ 1714 г. о единонаследии приобрел в этой связи особое значение. Юридически уравнял поместья и вотчины, объявив все числившиеся за дворянами имения их наследственной собственностью. Закон в то же время допускал его наследование только одним из сыновей, что должно было предотвратить дробление имений и распыление дворянского сословия. Основной смысл закона - создать у основной массы дворянства материальную заинтересованность в службе государству. Дворянские дети, не имея перспектив наследования, вынуждены были теперь связывать свое благополучие с получением образования и службой в армии, флоте или бюрократическом аппарате.
К указу
о единонаследии примыкали
Особую роль в организации и консолидации дворянского сословия сыграло принятие 24 января 1722 г. "Табели о рангах" - государственного закона, определявшего порядок прохождения службы и устанавливающего иерархию служебных разрядов. Теперь принцип занятия той или иной государственной должности по знатности заменялся бюрократическим. Продвижение по служебной лестнице зависело от выслуги, образования, а в итоге, - от личных способностей дворянина.
В трех разрядах службы - гражданской, военной и дворцовой - все должности разделялись на 14 рангов - от 1-го высшего, например, канцлера в гражданской службе, до 14-го низшего - коллежского регистратора. "Табель о рангах" отделила чиновный класс от низшей бюрократии.
Таким образом, политика правительства несколько ущемляя материальные права дворянства, мобилизовала его на службу государству и общесословным интересам.
Основное
бремя модернизации страны, проходящей
к тому же в экстремальных условиях
войны, несло на себе крестьянство,
составлявшее 92 % населения России.
Десятки тысяч крестьян, насильственно
мобилизованных государством, строили
верфи, крепости, заводы, возводили
на болотах новую столицу - Санкт-Петербург.
Крестьяне составляли и основной
костяк русской армии. На них давили
постоянно растущие налоги, а также
государственные и барские
Так как налоги собирались с каждого двора, то крестьяне, стремясь уменьшить уплату податей, нередко объединялись и несколькими семьями жили одним двором. Государство, проводя с 1718 г. перепись населения, перешло к подушному налогообложению. С 1724 г. многообразные налоги были заменены единой подушной податью (74 коп. с помещичьего крестьянина мужского полу и 1 руб. 14 коп. с посадского или государственного крестьянина).
В итоге реформы привели к росту общего объема налогообложения в 2-3 раза. Налоговая реформа укрепила крепостничество , распространив его на новые слои общества - гулящих людей и холопов, которые ранее могли обрести свободу после смерти господина. Побочным результатом реформы стала ликвидация холопства. В процессе проведения реформы был образован новый разряд крестьян , получивших название государственных . В него вошли черносошные крестьяне Севера, однодворцы южных уездов, ясашные люди Поволжья и Сибири. Была создана паспортная система . Крестьянин, уходивший на заработки далее 30 верст от места жительства, должен был иметь паспорт - бумагу от помещика с указанием срока возвращения домой. Паспортная система позволила ужесточить борьбу с бегством крестьян. Кроме того, сумма штрафа за укрывательство беглого увеличилась до 100 руб.
Таким образом, налоговая политика правительства укрепила крепостничество, привела к сближению различных слоев крестьянства, усилила его эксплуатацию, особенно со стороны государства.
Резкое ухудшение положения народных масс, принявших на свои плечи всю тяжесть реформ, приводило к различного рода выступлениям низов общества. Наиболее распространенной формой протеста стало бегство крестьян из под гнета государственной и помещичьей эксплуатации. К концу правления Петра I зафиксировано 200 тыс. беглых душ. Но периодически недовольство прорывалось и в активных, насильственных формах.
Восстание 1705 г. в Астрахани было одним из таких выступлений. В нем приняли участие верхи и низы посада, стрельцы. После расправы с воеводой, приказными людьми, офицерами и иностранцами восставшие создали земское управление. В марте 1706 г. Б.П. Шереметев штурмом взял город и расправился с восставшими.
Рост численности
беглых людей, скрывшихся на Дону, приводил
к организации правительством их
сыска и возвращения. Это нарушало
донские традиции и вольности - "с
Дона выдачи нет ", и обостряло
отношения между вновь
Информация о работе Петровские преобразования и историческое развитие России 18 век.