Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 16:20, реферат
Насущная необходимость преобразований вызывалась комплексом различных факторов. Нарастало экономическое, а следовательно, и военное отставание России отевропейских стран, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету.Служилое сословие, опора самодержавной власти, ни по своему социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало требованиям общественного развития страны, и, в массе своей, оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное представление даже о своих сословных интересах.
Структура и функции новых органов власти вплоть до организации делопроизводства, процедуры заседаний, штатного расписания были подробно разработаны в Генеральном регламенте и регламентах отдельных коллегий.
Новая система управления строилась на принципах рационализма, разграничения функций всех учреждений, централизма и коллегиальности.
Возросшая экономическая и финансовая мощь государства, появление новой регулярной армии, резкое увеличение бюрократического аппарата и реформасистемы управления создали необходимые условия для завершения формирования абсолютистской монархии. Царь был носителем высшей законодательной, исполнительной и судебной власти и не разделял ее ни с кем. В Духовном регламенте 1721 г. записано: - “император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает”.Завершающими штрихом в создании абсолютизма стала ликвидация последнегоограничения власти самодержца. В 1722 г. появился Устав о наследии престола, дающий право императору назначать себе преемника по своему усмотрению. Его появление во многом вызывалось делом царевича Алексея, который в 1718 г. был обвинен в государственной измене и приговорен к смертной казне.
7. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ.
Политика
государства была направлена
на просвещение общества, реорганизацию
системы образования.
Пропаганду научных
знаний осуществляла открытая
в 1719 г. Кунсткамера – первый
отечественный
Россия стала
европеизированным
– военно-уголовный, процессуальный. Но говоря о становлении абсолютизма в России, нельзя не заметить одну особенность: если в Европе упрочнение позиций абсолютной монархии вело к освобождению крестьянства от гнета, то в России наблюдались обратные процессы.
7. Итоги преобразований
В результате преобразований было создано мощное промышленное производство, сильная армия и флот, что позволило России добиться выхода к морю, преодолеть изоляцию, сократить отставание от передовых стран Европы и превратиться в великую державу мира.Однако форсированная модернизация и заимствование технологийо существлялись за счет резкого усиления архаичных форм эксплуатации народа, оплатившего крайне высокой ценой положительные результаты реформ.
Реформы государственного строя придали новые силы служилому деспотическому государству. Европейские формы прикрыли и укрепили восточную сущность самодержавного государства, чьи просветительские намерения не совпадали с политической практикой.
Реформы в области культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы и т.д. Но, с другой, механическое и насильственное перенесение многих европейских культурных и бытовых стереотипов препятствовало полноценному развитию культуры, основанной на национальных традициях.Главное же заключалось в том, что дворянство, воспринимая ценности европейской культуры, резко обособлялось от национальной традиции и ее хранителя - русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны. Это вызвало глубочайший социокультурный раскол общества, во многом предопределивший глубину противоречий и силу социальных потрясений начала ХХ в.
Парадокс петровской
реформы сводился к тому, что “вестернизация”
России, носившая насильственный характер,
укрепляла основы русской цивилизации
- самодержавие и крепостничество, с одной
стороны, вызывала к жизни силы, осуществлявшие
модернизацию, а с другой, провоцировала
антимодернизационную и антизападническую
реакцию сторонников традиционализма
и национальной самобытности.
Список ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Брикнер А. Г. История Петра Великого. – М 2005. 2. Валишевский К. Петр Великий. – М 2004. 3. Гумилев Л. Н. От Руси до России. – М 2003. 4. Дворниченко А. Ю Кащенко С. Г Флоринский М. Ф. Отечественная история (до 1917 г.) : учеб. пос. / под ред. проф. И. Я. Фроянова. – М 2002 5. Деревянко А. П Шабельникова Н. А. История России : учеб. пособие. – М 2006.