Петровская модернизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 16:20, реферат

Описание работы

Насущная необходимость преобразований вызывалась комплексом различных факторов. Нарастало экономическое, а следовательно, и военное отставание России отевропейских стран, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету.Служилое сословие, опора самодержавной власти, ни по своему социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало требованиям общественного развития страны, и, в массе своей, оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное представление даже о своих сословных интересах.

Работа содержит 1 файл

петровская модернизация главная..docx

— 41.04 Кб (Скачать)

Структура и функции  новых органов власти вплоть до организации  делопроизводства, процедуры заседаний, штатного расписания были подробно разработаны  в Генеральном регламенте и регламентах  отдельных коллегий.

Новая система управления строилась на принципах рационализма, разграничения функций всех учреждений, централизма и коллегиальности.

Возросшая экономическая  и финансовая мощь государства, появление  новой регулярной армии, резкое увеличение бюрократического аппарата и реформасистемы управления создали необходимые условия для завершения формирования абсолютистской монархии. Царь был носителем высшей законодательной, исполнительной и судебной власти и не разделял ее ни с кем. В Духовном регламенте 1721 г. записано: - “император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает”.Завершающими штрихом в создании абсолютизма стала ликвидация последнегоограничения власти самодержца. В 1722 г. появился Устав о наследии престола, дающий право императору назначать себе преемника по своему усмотрению. Его появление во многом вызывалось делом царевича Алексея, который в 1718 г. был обвинен в государственной измене и приговорен к смертной казне.

7. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ.

 Политика  государства была направлена  на просвещение общества, реорганизацию  системы образования. Просвещение  при этом выступало как особая  ценность, отчасти противостоявшая  религиозным ценностям. Богословские  предметы в школе уступали  место естественнонаучным и техническим. Первыми появились Навигация и Артиллерийская школы (1701), Инженерная школа (1712), Медицинское училище (1707). Для упрощения учебы сложный церковно-славянский шрифт был заменен на более простой современный. Получило развитие, издательское дело, созданы типографии в Москве, Петербурге и других городах. Заложены основы развития русской науки. В 1725 г. в Петербурге была создана Академия наук. Изучали историю, географию и природные богатства России.

 Пропаганду научных  знаний осуществляла открытая  в 1719 г. Кунсткамера – первый  отечественный естественноисторический  музей. С 1 января 1700 г. в России  выло введено новое летоисчисление  по юлианскому календарю. До  этого страна жила в другом  времени. Летоисчисление велось  от сотворения мира (григорианский  календарь). В соответствии с ним  в России уже шло восьмое  тысячелетие, а Европа вела  счет от рождества Христова  и жила во втором тысячелетии.  В результате реформы календаря  Россия стала жить в одном  времени с Европой. Происходила  коренная ломка всех традиционных  представлений о бытовом укладе  жизни российского общества. Царь  в приказном порядке ввел бородобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалась западноевропейскими нормами, изложенными в переводной книге «Юности честное зерцало». Продолжалось вытеснение патриархального образа жизни и постепенная замена его «светскостью» и рационализмом. Петровские преобразования в области культуры, быта и нравов вводились зачастую насильственными методами и носили ярко выраженный политический характер. Главным в этих реформах было соблюдение интересов государства. Правление Петра I открыло в русской истории новый период.

 Россия стала  европеизированным государством  и членом европейского сообщества  наций. Управление и юриспруденция,  армия и различные социальные  слои населения были реорганизованы  на западный лад. Быстро развивалась  промышленность и торговля, в  техническом обучении и науке  появились большие достижения. Созданное  им государство не только существенно  повысило эффективность государственного  управления, но и послужило главным  рычагом модернизации страны. По  своему масштабу и стремительности  проведения реформы Петра не  имели аналогов на только в российской, но и, по меньшей мере, в европейской истории. Мощный и противоречивый отпечаток наложили на них особенности предшествующего развития страны, экстремальные внешнеполитические условия и личность самого царя. Несмотря на противоречивость личности Петра и его преобразований, в отечественной истории его фигура стала символом решительного реформаторства и беззаветного, не щадящего ни себя, ни других, служение Российскому государству. УКРЕПЛЕНИЕ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ.

– военно-уголовный, процессуальный. Но говоря о становлении  абсолютизма в России, нельзя не заметить одну особенность: если в Европе упрочнение позиций абсолютной монархии вело к освобождению крестьянства от гнета, то в России наблюдались обратные процессы.

7. Итоги преобразований

В результате преобразований было создано мощное промышленное производство, сильная армия и флот, что позволило  России добиться выхода к морю, преодолеть изоляцию, сократить отставание от передовых стран Европы и превратиться в великую державу мира.Однако форсированная модернизация и заимствование технологийо существлялись за счет резкого усиления архаичных форм эксплуатации народа, оплатившего крайне высокой ценой положительные результаты реформ.

Реформы государственного строя придали новые силы служилому  деспотическому государству. Европейские  формы прикрыли и укрепили восточную  сущность самодержавного государства, чьи просветительские намерения  не совпадали с политической практикой.

Реформы в области  культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы и т.д. Но, с другой, механическое и насильственное перенесение многих европейских  культурных и бытовых стереотипов  препятствовало полноценному развитию культуры, основанной на национальных традициях.Главное же заключалось в том, что дворянство, воспринимая ценности европейской культуры, резко обособлялось от национальной традиции и ее хранителя - русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны. Это вызвало глубочайший социокультурный раскол общества, во многом предопределивший глубину противоречий и силу социальных потрясений начала ХХ в.

Парадокс петровской реформы сводился к тому, что “вестернизация” России, носившая насильственный характер, укрепляла основы русской цивилизации - самодержавие и крепостничество, с одной стороны, вызывала к жизни силы, осуществлявшие модернизацию, а с другой, провоцировала антимодернизационную и антизападническую реакцию сторонников традиционализма и национальной самобытности. 

Список ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Брикнер А. Г. История Петра Великого. – М 2005. 2. Валишевский К. Петр Великий. – М 2004. 3. Гумилев Л. Н. От Руси до России. – М 2003. 4. Дворниченко А. Ю Кащенко С. Г Флоринский М. Ф. Отечественная история (до 1917 г.) : учеб. пос. / под ред. проф. И. Я. Фроянова. – М 2002 5. Деревянко А. П Шабельникова Н. А. История России : учеб. пособие. – М 2006.

Информация о работе Петровская модернизация