Петровская модернизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 16:20, реферат

Описание работы

Насущная необходимость преобразований вызывалась комплексом различных факторов. Нарастало экономическое, а следовательно, и военное отставание России отевропейских стран, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету.Служилое сословие, опора самодержавной власти, ни по своему социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало требованиям общественного развития страны, и, в массе своей, оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное представление даже о своих сословных интересах.

Работа содержит 1 файл

петровская модернизация главная..docx

— 41.04 Кб (Скачать)

В 1724 г. в России был  введен таможенный протекционистский  тариф, призванный оградить русскую  промышленность от иностранной конкуренции  и содействовать установлению активного  торгового баланса. На экспорт вводились  низкие пошлины, чтобы стимулировать  продажу русских товаров на внешних  рынках. На ввоз устанавливалась высокая  пошлина, если эта продукция производилась  в России, и низкая, если она не производилась и была необходима для отечественной промышленности (краски, шерсть, сахар-сырец и др.) 

 Протекционистский  характер внешнеторговой политики  правительства Петра I обеспечил  активный торговый баланс России - вывоз товаров в 1726 г. превышал  ввоз в 2 раза.

5. Изменения в социальной  сфере

В годы правления  Петра I резко увеличилась численность  дворянства - в 5 раз. Политика правительства  была направлена на укрепления рядов, сплочение русского дворянства.

Указ 1714 г. о единонаследии  приобрел в этой связи особое значение. Он юридически уравнял поместья и  вотчины, объявив все числившиеся  за дворянами имения их наследственной собственностью. Закон в то же время  допускал его наследование только одним  из сыновей, что должно было предотвратить  дробление имений и распыление дворянского  сословия. Однако основной смыслзакона заключался в том, чтобы создать у основной массы дворянства материальную заинтересованность в службе государству. Дворянские дети, не имея перспектив наследования, вынуждены были теперь связывать свое благополучие с получением образования и службой в армии, флоте или бюрократическом аппарате.К указу о единонаследии примыкали законы, запрещающие производить в офицеры дворян, не прошедших службу рядовыми в гвардейских полках, жениться дворянским “недорослям”, не овладевшим азами математики, покупать имения тем, кто нигде не служил и др.

Особую роль в  организации и консолидации дворянского  сословия сыграло принятие 24 января 1722 г. “Табели о рангах” - государственного закона,определявшего порядок прохождения службы и устанавливающего иерархиюслужебных разрядов. Теперь принцип занятия той или иной государственной должности по знатности заменялся бюрократическим. Продвижение по служебной лестнице зависело от выслуги, образования, а в итоге, - от личных способностей дворянина.

В трех разрядах службы - гражданской, военной и дворцовой - все должности разделялись на 14 рангов - от 1-го высшего, например, канцлера в гражданской службе, до 14-го низшего - коллежского регистратора. “Табель  о рангах” отделила чиновный класс  от низшей бюрократии. При Петре  чиновник уже с 14 ранга получал  личное, а с 8-го (коллежский асессор) - потомственное дворянство. Для  военных потомственное дворянство предоставлялось уже с 14 ранга - низшего  офицерского чина прапорщика. Это  давало возможность наиболее способным  представителям “подлых” сословий пробиваться  наверх по социальной лестнице, что  укрепляло ряды дворянства.Таким образом, политика правительства несколько ущемляя материальные права дворянства, мобилизовала его на службу государству и общесословным интересам.

Основное бремя  модернизации страны, проходящей к  тому же в экстремальных условиях войны, несло на себе крестьянство, составлявшее 92 % населения России. Десятки тысяч крестьян, насильственно  мобилизованных государством, строили  верфи, крепости, заводы, возводили  на болотах новую столицу - Санкт-Петербург. Крестьяне составляли и основной костяк русской армии. На них давили постоянно растущие налоги, а также государственные и барские повинности.

Так как налоги собирались с каждого двора, то крестьяне  и посадские люди, стремясь уменьшить  уплату податей, нередко объединялись и несколькими семьями жили одним  двором. Государство, проводя с 1718 г. перепись населения, перешло к подушному  налогообложению. С 1724 г. многообразные  налоги были заменены единой подушной податью (74 коп. с помещичьего крестьянина мужского полу и 1 руб. 14 коп. с посадского или государственного крестьянина).

 В итоге реформы  привели к росту общего объема  налогообложения в 2-3 раза. Налоговая  реформа укрепила крепостничество,  распространив его на новые  слои общества - гулящих людей и холопов, которые ранее могли обрести свободу после смерти господина. Побочным результатом реформы стала ликвидация холопства. В процессе проведения реформы был образован новый разряд крестьян, получивших название государственных. В него вошли черносошные крестьяне Севера, однодворцы южных уездов, ясашные люди Поволжья и Сибири. Была создана паспортная система. Крестьянин, уходивший на заработки далее 30 верст от места жительства, должен был иметь паспорт - бумагу от помещика с указанием срока возвращения домой. Паспортная система позволила ужесточить борьбу с бегством крестьян. Кроме того, сумма штрафа за укрывательство беглого увеличилась до 100 руб.Таким образом, налоговая политика правительства укрепила крепостничество, привела к сближению различных слоев крестьянства, усилила его эксплуатацию, особенно со стороны государства.

Резкое ухудшение  положения народных масс, принявших  на свои плечи всю тяжесть реформ, приводило к различного рода выступлениям низов общества. Наиболее распространенной формой протеста стало бегство крестьян из под гнета государственной и помещичьей эксплуатации. К концу правления Петра I зафиксировано 200 тыс. беглых душ. Но периодически недовольство прорывалось и в активных, насильственных формах.

Восстание 1705 г. в  Астрахани было одним из таких  выступлений. В нем приняли участие  верхи и низы посада, стрельцы. После  расправы с воеводой, приказными людьми, офицерами и иностранцами восставшие создали земское управление. В  марте 1706 г. Б.П. Шереметев штурмом  взял город и расправился с  восставшими.

Рост численности  беглых людей, скрывшихся на Дону, приводил к организации правительством их сыска и возвращения. Это нарушало донские традиции и вольности - “с Дона выдачи нет”, и обостряло отношения  между вновь прибывшими, голутвенными и домовитыми казаками. Кроме того, центральная власть стремилась ограничить автономию Дона. В результате в 1707 г. на Дону вспыхнуло мощное восстание под руководством К. Булавина.

В октябре 1707 г. “новопришлые люди” под руководством К. Булавина напали на отряд, направленный на Дон для возвращения беглых, и уничтожила его. Верные правительству домовитые казаки разбили булавинцев. Сам вожак бежал в Запорожье.В феврале 1708 г., используя тяжелую внешнеполитическую ситуацию, Булавин вновь появился на Дону, собрал значительные силы и захватил Черкасск - столицу Войска Донского. Атаман был казнен, а Булавина на казачьем круге избрали на его место. После неудачной осады Азова Булавин был убит казацкой старшиной. Остатки повстанческих отрядов сподвижник Булавина - атаман И. Некрасов, увел на Северный Кавказ, а затем - во владения турецкого султана, где “некрасовцы” основали свою колонию, просуществовавшую до 60-х гг. ХХ в.

В целом, по своему характеру  это движение не вышло за рамки  казацкого бунта.Некоторые советские историки оценивали восстание под руководством Булавина как очередную крестьянскую войну.С 1705 по 1711 г. происходило движение башкирского народа, вызванное налоговым, административным и национальным гнетом.

6. Реформа системы  государственного  управления

Реформы Петра I ознаменовали оформление абсолютной монархии в отличие  от классической западной, не под влиянием генезиса капитализма, балансирования монарха между феодалами и  третьим сословием, а на крепостническо-дворянской основе. Петровское законодательство отличалось от предыдущего более высоким уровнем обобщения и более четкой схемой и последовательностью. Публично-правовые принципы абсолютизма – это основные начала абсолютизма, основы государственного строя. Переход к абсолютизму, как уже отмечалось выше, означал, прежде всего, отмирание сословно-представительных органов. Земские соборы уходят в прошлое. В начале своей реформаторской деятельности Петр I окончательно упраздняет Боярскую Думу. Но переход к абсолютизму не сводился лишь к освобождению царя от каких-либо сдерживающих сил. Переход к абсолютизму, его расцвет означали перестройку государственного аппарата. В связи с этим необходимо рассмотреть правовое положение императора как главы государства. Один из принципов абсолютизма – расширение полномочий императора. Императоры обладали более широкими полномочиями, чем цари периода сословно-представительной монархии. В законодательной области только императору принадлежало право издания законов. Он обладал высшей административной властью в стране и ему подчинялись все органы государственного управления. Император также был главой судебной власти. Все приговоры и решения судов выносились от его имени. Ему принадлежала высшая церковная власть, которую он осуществлял, через специально созданное учреждение – Синод. Должность главы русской православной церкви – патриарха была упразднена. Петр I внес изменения в порядок наследования императорского престола.

 До него царский  престол переходил от отца  к сыну. В XVII в если не было  законного наследника, то царя  мог избрать Земский собор.  Однако Петр считал такой порядок  не соответствующим идее неограниченной  монархии и полагал, что если  наследник не достоин престола, император может назначить своим  преемником другое лицо по  своему усмотрению. Петр воплотил  эту идею в «Уставе о наследовании  престола».

 Поводом к изданию  Устава было сопротивление царевича  Алексея реформаторской деятельности  Петра. Итак, абсолютизм базировался,  во-первых, на неограниченной власти  монарха, а, во-вторых, коренным  преобразованием в абсолютистской  традиции стал «Устав о наследовании  престола». ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, с середины XVII в. сословно-представительная монархия перерастает в абсолютную, что отражает вступление феодализма в новую стадию.

 В эпоху позднего  феодализма классовое деление  общества оформляется как сословное.  Сословный строй приобретает  черты замкнутости, консерватизма.  Форма правления при абсолютизме остается прежняя – монархия, но содержание и внешние атрибуты ее меняются. Власть монарха становиться неограниченной, провозглашение его императором подчеркивает могущество как во внешней, так и во внутренних сферах. Переход к абсолютизму характеризуется и заметными изменениямив государственном механизме. Отмирают и упраздняются сословно-представительные органы, создается сложная, разветвленная, дорогостоящая система органов, наполненных чиновниками-дворянами. В период становления и упрочнения абсолютизма происходит существенное развитие права. Издаются многие крупные законы, производиться работа по систематизации законодательства. Хотя нового общего уложения подготовлено не было, впервые в истории русского права создаются кодексы

Реформа системы  государственного управления, предпринятая Петром, вызывалась рядом причин. Требовалось создание нового государственного аппарата, отвечавшего духу времени и способного эффективно осуществлять руководство модернизирующемся обществом. Петр I стремился утвердить и закрепить свою абсолютную власть. Для воплощения “высшей воли” монарха была необходима совершенная государственная машина.

В конце 17 - начале 18 века в Европе и затем в России утвердились рационалистические представления  об обществе и государстве, согласно которым не Бог, а разум человека являлся источником знаний и развития общества. В итоге “дух времени” также подталкивал к созданию новых учреждений власти. Петр надеялся, что с утверждением рациональной системы управления и изданием разумных законов он создаст “регулярное  государство”, в котором только и возможно достижение “общего блага”. Этим объясняется активное законотворчество Петра, не доверявшего своим подданным  и стремившегося регламентировать практически все сферы их жизни, включая и личную.В ходе областной реформы 1708-1710 гг. страна была разделена на 8 губерний (позже - 11) во главе с генерал-губернаторами и губернаторами, назначавшимися царем из числа особо доверенных лиц. Губернаторы сосредоточили в своих руках высшие военные и гражданские функции и всю полноту судебной власти на местах. В подчинении губернаторов находилось обер-комендант (военное ведомство), обер-комиссар и обер-провиантмейстер (денежные и хлебные сборы), ландрихтер (судебные дела). К губерниям приписывались полки, которые они содержали за свой счет.

С 1719 г. губернии стали  делиться на 50 провинций, а последние- на уезды. С формированием коллегий реформа получила свое завершение, т.к. все местныеорганы стали подчиняться соответствующим коллегиям. Реформа привела к резкому росту местного бюрократического аппарата.Отправляясь в Прутский поход, Петр I оставил в 1711 г. для управления страной Сенат. Созданный в результате экспромта как временное учреждение, он превратился со временем в высший распорядительный, судебный и законосовещательный орган. Практически Сенат, состоявший поначалу из 9 человек, назначавшихся царем, пришел на смену “умершей” естественным образом аристократической Боярской думе. Решения принимались сенаторамиколлективно и вступали в силу лишь с общего согласия. Ход заседания протоколировался. “Ибо сим всякого дурость явлена будет”,- так считал царь Петр.

Когда исход Северной войны стал уже очевиден и можно было больше внимание уделять внутренним вопросам, Петр приступил к созданию новых органов исполнительной власти. В 1718 г. на смену изжившим себя приказам стали приходить коллегии.

      1) “Первейшие“  три - Военная, Адмиралтейская и Иностранная;

      2) три  экономические - Берг-коллегия (тяжелая  промышленность),       Мануфактур-коллегия (легкая промышленность) и Коммерц-коллегия       (ведала внешней торговлей);

      3) три  финансовые - Камер коллегия (сбор  налогов), Штатс-коллегия       (расходы) и Ревизион-коллегия (контроль за расходами и доходами);

      4) а  также Юстиц- коллегия. Вместо Поместного приказа была создана       Вотчинная коллегия, занимавшаяся земельными вопросами. Городами       управлял Главный магистрат. Политическим сыском ведал

      Преображенский  приказ, усиленный в дальнейшем  Тайной канцелярией. 

В 1721 г. в соответствии с “Духовным регламентом”, в  котором доказывалась нежелательность  патриаршества, была создана Духовная коллегия, вскоре переименованная в  Синод, организованный по образцу светских коллегий во главе с чиновником - обер-прокурором, назначаемым царем. В результате этой реформы церковь  полностью подчинялась государству, превратившись по сути дела в часть  его бюрократического аппарата.

В 1722 г. была создана  должность генерал-прокурора Сената. В его обязанности входило  наблюдение за выполнением законов  и правил, он мог приостановить  и оспорить решение Сената, Первым прокурором стал выходец из низов  П.И. Ягужинский. Прокуроры были назначены во все государственные учреждения для надзора за их работой

Информация о работе Петровская модернизация