Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 17:23, реферат
В своих реформах Петр опирался не на буржуазное развитие на основе свободного предпринимательства и наемного труда, освобождения личности от феодальных оков, элементов выборности и народного представительства, а на мощь неограниченной власти монарха, дальнейшее закрепощение крестьянства, методы насилия.
Введение
Реформы в области экономики.
Реформы в области промышленности.
Сельское хозяйство
Реформа армии и флота.
Реформы государственного устройства.
Реформы в области культуры и быта
Реформы в области образования
Развитие науки.
Литература и искусство.
В конце декабря 1699 г. Царь издал указ об изменении летоисчисления в России. Раньше годы исчислялись от мифического сотворения мира, новый год начинался 1 сентября. Петр 1 предписал считать годы как в христианской православной Европе (юлианский календарь) от Рождества Христова и открывать новый год 1 января. С 1 Января 1700г. Россия стала жить по новому календарю. В нее пришли елка, Дед Мороз. Новогодние праздники. Но для Церкви Петр разрешил сохранить старое летоисчисление.
Наступили перемены в счете часов. Раньше сутки делились от утра и до вечера. Петр ввел европейское деление - с полудня до полуночи. Все часы в России стали переделываться. 9 декабря 1706 г. Куранты Спасской башни Московского Кремля впервые отбили 9 часов утра.
С 1718 г. Царь ввел в практику ассамблеи – собрания тогдашнего петербургского общества. Они проходили в зимнее время по вечерам в домах богатых и знатных дворян и горожан. Гостей не встречали и не провожали. Каждый мог заехать в дом на чашку чая, сыграть партию в шашки или шахматы, которые стали все больше входить в моду как одно из любимых развлечений Петра. Молодежь танцевала и развлекалась играми, старики вели неторопливые беседы. В ассамблеях непременно участвовали женщины. В обычай вошли взаимные визиты, широкое гостеприимство.
Другими становились манеры русских дворян и горожан, появился так называемый политес – правила хорошего тона. Петр поощрял умение танцевать, фехтовать, изъясняться на иностранных языках, владеть искусством речи и письма.
Книга «Юности честное зерцало» стала сводом правил хорошего тона. В ней порицалось то, что совсем еще недавно было обычным для самого молодого царя и его друзей, когда они впервые выехали за границу. В частности, о поведении за столом говорилось6 Сиди прямо и не хватай первый блюдо, не жри, как свинья, и не дуй в ушное блюдо, чтобы везде брызгало, не сопи… не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом.
При активном участии Петра в России была введена гражданская азбука вместо устаревшей церковно-славянской, что значительно упростило книгоиздание. Это новая азбука просуществовала более двух веков.
Появились новые типографии. В них тиражом в несколько сот, а порой и тысяч экземпляров печатались русские и переводные учебники, книги по истории, естествознанию и технике, переводы литературных и исторических сочинений античных авторов – Юлия Цезаря, древнегреческого баснописца Эзопа, римского поэта Овидия.
В Москве и Петербурге открылись первые общедоступные бесплатные библиотеки.
Перемены коснулись и внешнего вида русских городов. Петр понуждал городские власти строить современные здания, мостить улицы брусчаткой, предписывал в уже существовавших городах вносить элементы правильности: добиваться симметричной планировки фасадов зданий. При нем в Петербурге впервые в России загорелись уличные фонари.
Петербургу
Петр 1 вообще уделял особое внимание.
По его мысли, столица империи
должна была нести на себе черты
величия и славы Российского
государства. Он мечтал сделать город
величайшим и славнейшим паче всех
городов в свете.
Реформы в области образования
«Аз есмь в чину учимых». Так говорил о себе Петр, который учился всю жизнь. Этого же он требовал от всей страны. В первой четверти XVII1 в в России появилась сеть светских школ и других учебных заведений. Во многих городах страны открылись цифирные школы для детей дворян, чиновников и низшего духовенства. Расширилась сеть епархиальных школ, где проходили обучение дети духовных лиц. Отдельные школы создавались для детей солдат и матросов.
Развитие
экономики, торговли и градостроительства,
усложнившаяся система
При
Петре 1 в России впервые появились
технические учебные заведения:
навигацкие школы в Москве, Новгороде,
Нарве и других городах; Морская академия
в Петербурге; инженерные школы и первые
медицинские училища в Москве и Петербурге.
В основном в этих учебных заведениях
учились дети дворян. Петр сам занимался
подбором учеников, следил за обучением,
порой экзаменовал учащихся. Специальным
указом он запретил молодым дворянам жениться,
пока они не получат образования.
Развитие науки.
Царь – реформатор пригласил
на русскую службу европейских
ученых, обеспечил их хорошими
окладами и жильем, предоставил
льготы. Так в России появились
швейцарский математик и
Общий подъем экономики и просвещения привел к сдвигам в области техники.
Андрею Нартову принадлежит идея целой серии новых токарных и винторезных станков. Более экономичными способами теперь ковались и обрабатывались оружейные стволы. Русские умельцы делали микроскопы и подзорные трубы, которые прежде приходилось покупать за границей.
По инициативе Петра были открыты астрономическая обсерватория, Ботанический сад, начат сбор древних рукописей, появились новые исторические труды.
Потрясенный музеями Европы, Петр задался целью иметь нечто подобное и в России. В 1719 г. В Петербурге открылась Кунсткамера – первый естественно - научный музей на берегу Невы, которое до сих пор является одним из украшений Петербурга.
Достижения в области науки, рост собственных научных кадров привели к тому, что Петр замыслил создать Российскую Академию наук. Он считал, что развитие фундаментальной науки станет мощным рычагом восхождения страны на более высокий цивилизованный уровень.
Петр
брал Академию на государственное обеспечение
и требовал от ученых масштабных трудов
на благо Отечества. Проект Академии
наук Петр утвердил в 1724 г., открылась
она в 1725 г., уже после его смерти.
Литература и искусство.
В традиционные жанры – былины,
исторические песни и сказки
– властью вторглась «
Заметно больше в первой части XVII1 в. Стало книг светского содержания, переводов европейской литературы. Типографии выпускали книги не только на потребу знатных людей, но и с расчетом на горожан и грамотных крестьян.
Новым явлением в литературе стала публицистика – произведения, созданные сподвижниками Петра и прославлявшие деяния царя- реформатора. Такими были, например, творения Феофана Прокоповича (1681-1736) – вице-президента Святейшего Синода и писателя. В «Слове о власти и чести царской» и «Правде воли монаршей» он прославлял Петра 1, его преобразования, рассуждал о его праве на передачу престола по собственному усмотрению, а не обязательно старшему сыну, ставшему в оппозицию к отцу.
Первая четверть XVII1 в. Дала России новые явления в области искусства. В Москве был возрожден театр. Представления шли в деревянном здании на Красной площади. Ставили пьесы немецких, французских, испанских авторов, появились первые русские пьесы на исторические темы. Самодеятельные театры организовывались в учебных заведениях.
В живописи наряду с иконописью появилась светская реалистическая живопись, в первую очередь портретная . Многие из богатых горожан стремились увековечить себя на полотне. Появились первые русские художники.
И. Н. Никитин (1690-1742) создал галерею портретов знаменитых людей эпохи. Его кисти принадлежит картина «Петр 1 на смертном одре». Другим известным русским художником – портретистом стал А. М. Матвеев (1701-1739). Оба они учились в Голландии.
Наряду
с традиционными церковными хоровыми
произведениями и народными песнями
звучала строевая музыка. Полки во
время парадов и триумфов маршировали
под русские и иностранные
марши, на что с восторгом взирали
обыватели.
Заключение
Создание абсолютистской, крепостнической, сильной европейской державы стало главным результатом преобразований Петра 1. Все сословия как подданные государя были равны, выполняли свои функции в общегосударственной системе. Россия стала «регулярным» государством, как и другие абсолютистские режимы в Европе.
Появление
общероссийского сильного правительственного
центра во главе с монархом, мощной бюрократии,
крупных сословий привело к преодолению
былой разобщенности страны. Складывались
единый язык, общность взглядов и вкусов
в рамках отдельных сословий и народа
в целом. Росло национальное и государственное
самосознание населения. Те признаки единства
народа, которые проявились еще во времена
создания Русского централизованного
государства, теперь обрели четкость и
определенность. В период создания империи
появилась русская нация с единым языком,
территорией, экономикой, культурой, особенностями
характера. Одновременно в многонациональной
стране формировалась российская государственная
общность людей, объединившая разные народы,
что проявилось прежде всего в противостоянии
России всему остальному миру. Это была
особенность России, другая сторона российского
абсолютизма.
Литература