Петр 1 и его реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:36, реферат

Описание работы

Личность Петра I (1672–1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ЛИЧНОСТЬ ПЕТРА I………………………………………………………….…5
1.1Детство……………………………………………………………………..5
1.2Юность. Зрелые годы……………………………………………………...8
2. РЕФОРМЫ ПЕТРА I…………………………………………………………….10
2.1 Реформы центральных органов власти и управления:
царская власть, сенат, коллегии…………………………………………….10
2.2 Реформы местного и городского управления………………………….14
2.3 Военная реформа………………………………………………………...17
2.4 Реформа судебной системы……………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..28

Работа содержит 1 файл

петр и его реформы.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

      СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. ЛИЧНОСТЬ ПЕТРА  I………………………………………………………….…5

     1.1Детство……………………………………………………………………..5

     1.2Юность. Зрелые годы……………………………………………………...8

2. РЕФОРМЫ ПЕТРА  I…………………………………………………………….10

     2.1 Реформы центральных органов власти и управления:

     царская власть, сенат, коллегии…………………………………………….10

     2.2 Реформы местного и городского  управления………………………….14

     2.3 Военная реформа………………………………………………………...17

     2.4 Реформа судебной системы……………………………………………..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..28 
 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Личность  Петра I (1672–1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ.

     История России до Петра Великого и после него знала немало реформ. Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства.

     Сложилось два противоположных взгляда на причины и результаты петровских реформ. Одни полагали, что Петр I нарушил естественный ход развития страны, внеся перемены в экономику, культуру, традиции, нравы, обычаи. Другие считали, что Россия была подготовлена к преобразованиям всем предшествующим ходом исторического развития. Впоследствии противоположность в оценках петровских преобразований стала одним из источников формирования и развития двух идейных течений русского национального самосознания – славянофильства и западничества.

     Знаменитый  историк Сергей Михайлович Соловьев, который, наверное, наиболее глубоко исследовал личность и поступки Петра Великого, писал: «Различие взглядов… происходило от громадности дела, совершенного Петром, продолжительности влияния этого дела; чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нем, чем долее ощущают на себе его влияние» [12, с. 69].

     В XVIII в. М.В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А немного позже историк Карамзин обвинял Петра в измене «истинно русским» началам жизни, а его реформы назвал «блестящей ошибкой» [6, с. 109].

     Историк М.Н. Погодин в 1841 году отмечал: «В руках (Петра) концы всех наших нитей соединяются в одном узле. Куда мы ни оглянемся, везде встречаемся с этой колоссальною фигурою, которая бросает от себя длинную тень на все наше прошедшее и даже застит нам древнюю историю, которая в настоящую минуту все еще как будто держит свою руку над нами, и которой, кажется, никогда не потеряем мы из виду, как бы далеко ни ушли мы в будущее» [13, с. 201].

     Тем не менее, до сих пор обсуждается  вопрос: прав ли был Петр, выбирая  путь полной ориентации на запад? С  другой стороны, необходимо посмотреть, был ли Петр I чисто западником, или же просто использовал достижения запада, чтобы продвинуть Россию вперед. И еще один интересный момент: как бы сложилась судьба страны, не будь Петра I?

     Реформы Петра I в корне изменили не только характер государственной власти и формы социально-экономического развития России. Они повлияли также и на характер идеальных представлений русского народа о самом себе, заставляли сомневаться в историческом прошлом и будущем России.

     Цель  данной работы: выявить последствия  деятельности Петра 1 и его реформ на развитие России его способы решения проблем общественного развития путем реформ, выявив их слабые и сильные стороны.

     Данная  цель конкретизируется постановкой  и решением следующих задач:

     1. изучить литературу по данной  теме;

     2. рассмотреть жизненный путь Петра  Великого;

     3. проанализировать последствия реформ  и их влияние на дальнейшее  развитие России;

 

      1. ЛИЧНОСТЬ ПЕТРА I

     1.1Детство. 

     По  мнению многих историков, наиболее ярким  примером проведения целого комплекса  государственных реформ за сравнительно небольшой отрезок времени, являются реформы Петра I, позволившие России за какую-то четверть века из отсталой в культурном, экономическом и военном отношении страны превратиться в одно из ведущих европейских государств.

     Пётр  Алексеевич Романов (Пётр I, Пётр Великий) – первый император всероссийский, родился 30 мая 1672 года, от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей боярина А.С. Матвеева. Пётр был четырнадцатым ребёнком царя Алексея и первым от его второго брака. Первая жена царя, дочь И.Д. Милославского Марья Ильинична, умерла, оставив ему двух сыновей Фёдора и Ивана, и много дочерей. Таким образом, при царе Алексее в царском семействе два враждебных друг другу круга родных: старшие дети царя с Милославскими и Наталья Кирилловна с сыном и роднёй. Дело в том, что царевичи Фёдор и Иван не отличались физической крепостью и не подавали надежды на долголетие, а младший царевич Пётр цвёл здоровьем, поэтому, несмотря на то, что он был самым младшим из братьев, именно ему было суждено стать царём. На это и надеялись Нарышкины, но этого очень боялись Милославские, и только страх перед царём Алексеем сдерживал проявления семейной вражды.

     Со  смертью царя Алексея Михайловича  глухая борьба Милославских и Нарышкиных переходит в открытое столкновение. Начались ссоры и интриги. Боярин А.С. Матвеев, стоявший тогда во главе всех дел, был сослан на север в Пустозёрск. Положение матери Петра стало очень затруднительно.

     Обучение  Петра шло довольно медленно. По старорусскому обычаю его начали учить с пяти лет. Учителем Петра стал дьяк Никита Моисеев, сын Зотов, человек учёный, но любящий выпить. Зотов прошёл с Петром азбуку, часослов, псалтырь, евангелие и апостол. Так же начинали своё учение и царь Алексей, и его старшие сыновья. Зотов касался и русской старины, рассказывал царевичу про дела его отца, про царя Ивана Грозного, о Дмитрии Донском и Александре Невском. Впоследствии Пётр не терял интереса к истории, придавал ей большое значение для народного образования.

     За  обучением у Зотова должна была следовать схоластическая наука, с которой знакомились старшие братья и даже сёстры Пётра под руководством киевских монахов. Петру предстояло изучить грамматику, пиитику, риторику, диалектику и философию, латинскую и греческую грамоту и, вероятно, польский язык. Но перед началом этого обучения царь Фёдор умер, и началась смута 1682 года. Из-за этого Пётр остался без систематического образования. До конца жизни он игнорировал грамматику и орфографию.

     До  смерти своего отца, царя Алексея, Пётр жил баловнем в царской семье. Ему было всего три с половиной года, когда умер отец. Царь Фёдор был крёстным отцом своего маленького брата и очень любил его. Он держал Петра при себе в большом московском дворце и заботился о его обучении.

     Царь  Фёдор Алексеевич умирает, не оставив наследников престола. По общему мнению, наследовать престол должен был его брат Иван. Но 15-летний Иван был очень болезненным и малоумным и, конечно, не мог принять власти. Зная это, любимцы царя Фёдора (Языков, Лихачёв и др.) устроили дело так, что сразу после смерти Фёдора патриарх Иоаким и бояре провозгласили царём младшего царевича Петра. Однако, права царевича Ивана были нарушены и его родные не могли примириться с происшедшим. Самыми умными и решительными среди них были царевна Софья Алексеевна и боярин Иван Михайлович Милославский. Против своих врагов (Языкова и Нарышкиных) они подняли стрелецкое войско.

     Стрельцам дали знать, что царевич Иван задушен  и в руки стрельцов дали список «изменников-бояр». Стрельцы поверили и начали открытый мятеж. 15 мая 1682 года они, вооружившись, пришли в Кремль. Царица Наталья Кирилловна вывела на Красное крыльцо дворца царя Петра и царевича Ивана и показала их стрельцам. Однако стрельцы не успокоились, вломились в царский дворец и на глазах членов царской семьи зверски убили боярина Матвеева и многих родственников царицы Натальи. Пётр, бывший очевидцем кровавых сцен стрелецкого мятежа, вызвал удивление твёрдостью, какую сохранил при этом: стоя на Красном крыльце он не изменился в лице, когда стрельцы подхватывали на копья Матвеева и его сторонников. Но майские ужасы неизгладимо врезались в память Петра, вероятно, отсюда берут начало и известная нервность, и его ненависть к стрельцам. Через год 11-летний Пётр по развитости показался иноземному послу 16-летним юношей.

     Через неделю после начала бунта (23 мая) победители потребовали от правительства, чтобы царями были назначены оба брата; ещё неделю спустя (29-го), по новому требованию стрельцов, за молодостью царей правление было вручено царевне Софье. Партия Петра была отстранена от всякого участия в государственных делах.

     Около молодого двора группировалась значительная часть знатных фамилий, не решавшихся связать свою судьбу с временным  правительством Софьи. Предоставленный  самому себе, Пётр разучился переносить какие-то стеснения, отказывать себе в исполнении какого бы то ни было желания. Мы видим Петра окружённым «молодыми ребятами народу простого» и «молодыми людьми первых домов»; первые, в конце концов, взяли верх, а «знатные персоны» были отдалены [3, с. 54].

     Огненный, гениальный ребёнок не может сидеть в комнате без дела; он рвётся из печального опального дома на улицу, собирает около себя толпу молодёжи из придворных служителей: забавляется, играет с ними: как все живые дети любит играть в войну, в солдаты. На берегу Яузы у села Преображенского он построил себе «потешную» крепость – Пресбург и около неё собрал целую дюжину «потешных» воинов. Этой компании Пётр придал форму двух солдатских полков (Преображенского – в селе Преображенском и Семёновского – в соседском селе Семёновском), и понемногу из «потешных» полков у Петра образовались настоящие полки, положившие впоследствии начало гвардии. Полевая забава Петра получила широкие размеры и серьёзное значение. Пётр понял важность военного дела и стал учиться инженерному и артиллерийскому искусству [3, с. 59].

     1.2Юность. Зрелые годы 

     Токарное  искусство и пиротехника всегда были любимыми занятиями Петра. Широко известна страсть Петра к лодкам и кораблям. После того, как Пётр нашёл в селе Измайлове заброшенный  мореходный ботик («дедушку русского флота») и научился плавать на нём, он весь ушёл в это дело и начал строить суда на большом Переяславском озере. Многим это казалось пустой забавой. Также, Пётр часто бывал в немецкой слободе, ведь именно там он мог найти объяснения многим непонятным для русских людей вещам, например астролябии. Пётр особенно сблизился с шотландцем Гордоном, генералом русской службы, учёным, и со швейцарцем Лефортом, полковником, человеком очень способным и весёлым. Под влиянием Лефорта Пётр привык к шумным пирам и разгулу. К сожалению, ни князь Борис Алексеевич Голицын воспитатель Петра, ни его воспитатель Никита Зотов не могли удержать молодого царя от кутежей и шумных пирушек.

     Единственным  крупным и неудачным вмешательством матери в личную жизнь Петра была женитьба на Е.Ф. Лопухиной 27 января 1689 года раньше достижения Петром 17 лет. Царица Наталья надеялась отвлечь сына от пустых забав и сделать его более солидным. Так как приближался конец опёки царевны Софьи над царями и царством, это была скорее политическая, чем воспитательная мера.

     С женитьбой Пётр не изменил своих  привычек. Несходством характеров супругов и нелюбовью двора к Лопухиной  объясняется то, что «изрядная  любовь» Петра к жене «продолжилась  разве токмо год», а затем Пётр стал предпочитать семейной жизни – походную, в полковой избе Преображенского полка. Новое занятие – судостроение – отвлекло его ещё дальше: с Яузы он вместе со своими кораблями переселился на Переяславское озеро и весело проводил там время даже зимой.

     Участие Петра в государственных делах, во время регентства Софьи, ограничивалось присутствием на торжественных церемониях. Пётр весь ушёл в свои забавы. Московские люди считали его несерьёзным и пустым человеком.

     Отношения Софьи и Петра всегда были напряженными. Софья понимала, что в ближайшие годы она должна будет отдать власть братьям, а сама уйти в монастырь.

     Глава Стрелецкого приказа Федор Шакловитый подговаривал стрельцов убить Петра. Об этом стало известно в Преображенском, где усилили караулы. В ночь с 7 на 8 августа 1689 года в Кремле пустили слух, что «потешные» войска идут на Москву. Двое сторонников Петра, решив, что готовится нападение на Преображенское, сообщили об этому Петру. Поднятый с постели, он бежал в ближайший лес, а утром прискакал в Троице-Сергиев монастырь. В тот же день туда прибыли мать, жена, «потешные» войска и полк стрельцов под командованием полковника Сухарева. Понимая, что обстановка может быстро измениться не в ее пользу, Софья предприняла несколько попыток примириться со сводным братом, но все они закончились неудачей.

     Петр  послал в Москву грамоту, в которой  потребовал от стрельцов в знак их покорности прислать к нему командиров полков и по 10 человек из каждого  полка. Патриарх Иоаким, направленный Софьей для улаживания конфликта, остался  в монастыре. Один за другим к Петру приезжали бояре, приходили стрелецкие полки. Осознав поражение, Софья сама поехала в монастырь, но получила приказ брата вернуться в Москву. Вскоре ей пришлось выдать Шакловитого, который был казнен, а сама Софья заточена в Новодевичий монастырь. Царь Иван остался в стороне от событий. Он умер в 1696 году. Началось самостоятельное правление Петра I. 

Информация о работе Петр 1 и его реформы