Первые потребительские общества в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 17:50, реферат

Описание работы

Только в 60-х годах XIX века, вошедших в историю страны как период великих реформ, кооперативное движение начинает свое непрерывное поступательное развитие. Важнейшим событием явилась отмена крепостного права в 1861 г. Спустя несколько лет возникло местное земское самоуправление.

Работа содержит 1 файл

курс.docx

— 24.19 Кб (Скачать)

4.2. Первые потребительские  общества в России

Создание  первых кооперативов в России носило единичный характер.

Только в 60-х годах XIX века, вошедших в историю  страны как период великих реформ, кооперативное движение начинает свое непрерывное поступательное развитие. Важнейшим событием явилась отмена крепостного права в 1861 г. Спустя несколько лет возникло местное  земское самоуправление. Ускорилось развитие промышленного капитализма. Росла численность рабочих, занятых  на заводах, фабриках и железнодорожном  транспорте Рабочие и члены их семей все больше нуждались в  покупных продуктах питания, одежде и обуви, предметах обихода. Однако возможности их приобретения были ограничены, во-первых, низкой заработной платой, а  во-вторых, растущими рыночными ценами. Кроме того, фабриканты и заводчики  часть причитающейся рабочим  заработной платы заставляли получать товарами (по завышенным ценам) в так  называемой харчевой лавке, принадлежащей  хозяину предприятия. Крестьяне  все чаще прибегали к услугам  рынка при сбыте своей продукции, покупке сельскохозяйственного  инвентаря и предметов личного  потребления.

Непосредственным  толчком к созданию потребительских  кооперативов являлась растущая дороговизна  жизни.

Эта экономическая  почва для развития кооперации была "удобрена" социалистическими  идеями революционеров-демократов. Николаю  Добролюбову исполнился всего 21 год, когда он записал в своем дневнике: "Я - отчаянный социалист, хоть сейчас готовый вступить в небогатое  общество, с равными правами и  общим имуществом". В 1859 г. в журнале "Современник" он опубликовал  статью "Роберт Овен и его попытки  общественных реформ". В следующем  году в том же журнале появилась  статья Ивана Конопасевича, посвященная  Рочдейлскому потребительскому обществу. В 1861 г. в альманахе "Полярная звезда" увидела свет работа Александра Герцена "Роберт Оуэн".

Одним из первых теоретиков русской кооперации был  Николай Чернышевский, который в  статье "Капитал и труд" (1860) и в романе "Что делать?" (1863) развил идею создания трудящимися промышленно-земледельческих  товариществ. Последние описывались  им как добровольные самоуправляемые  производственные объединения, участие  в которых стимулируется-обеспечением дешевым жильем, экономией в расходах на потребление.

Члены товарищества, писал он, "могут брать, если захотят, всякие нужные им вещи из магазинов  товарищества по оптовой цене, которая  гораздо дешевле обыкновенной, розничной" [2]. Чернышевский не копировал идеи западных социалистов-утопистов Наоборот, он находил, что их взгляды более походят на поэзию, чем на серьезную науку. Сам Чернышевский исходил из того, что план создания сети промышленно-земледельческих товариществ осуществим лишь после свержения самодержавия в ходе крестьянского восстания.

В пропаганде идей кооперации большую роль сыграла  и остальная интеллигенция, хорошо знавшая нужды народа. Экономист, будущий профессор Николай Зибер  выпустил в 1869 г. брошюру "Потребительные общества" - самую раннюю в стране работу о данном виде кооперации. Через  год была издана "Первая памятная книжка о потребительных обществах" кооперативного энтузиаста и романтика  Николая Баллина, который перед  этим посетил английский город Рочдейл  и ряд других центров кооперативного движения в Западной Европе, где  познакомился с некоторыми выдающимися  кооператорами. Солидный труд, посвященный  ассоциациям (кооперативам), опубликовал  спустя еще год известный писатель Александр Шеллер-Михайлов. В 1873-1875 гг. вышли три выпуска "Сборника материалов об артелях в России", последний из которых посвящен обществам  потребителей. Главным редактором этой ценной работы был князь, ученый, земский  и кооперативный деятель Александр  Васильчиков.

Два первых в  России потребительских общества рабочих  возникли почти одновременно в Забайкалье и на Урале.

Уже известный  Петровский Завод в начале 60-х  годов прошлого века представлял  собой поселок. Весь его рабочий  люд был занят на чугуноплавильном заводе. Для борьбы с местными торговцами, продававшими мясо по высоким ценам, в апреле 1864 г. по инициативе декабриста Ивана Горбачевского и кузнеца  Афанасия Першина (в недавнем прошлом  крепостного) было основано потребительское  общество. Его устав включал следующие  демократические принципы: добровольное и открытое членство, доступный паевой взнос, продажа товаров всем гражданам, торговля за наличный расчет, содержание лавки в образцовой чистоте, отчисление части дохода от торговли в фонд будущей народной школы и др. Были избраны правление и ревизионная комиссия.

Открыв лавку, потребительское общество приступило к заготовке скота и продаже  мяса. Кооператоры снизили в своей  лавке цену на мясо, чем заставили  частных лавочников прекратить торговлю. Но увлечение резким снижением цены по сравнению с рыночной лишило кооператив хозяйственной устойчивости. Примерно через полгода деятельности потребительского общества частные мясники смогли возобновить торговлю и снова  поднять цены.

Это был первый в России независимый рабочий  кооператив.

Другое потребительское  общество было организовано в ноябре 1864 г. на заводе графа Сергея Строганова в поселке Кын Пермской губернии. В условиях оторванности этого уральского поселка от крупных городов и  торговых центров страны дороговизна  товаров в частных лавках была тогда обычным явлением. Начало кооперативной  торговле положило приобретение в складчину  группой служащих и рабочих завода чая в Москве и сахара в Нижнем Новгороде. Совместная закупка на основе письменного соглашения, минуя местных  спекулянтов, оказалась выгодной. В 1867 г. была открыта общественная лавка, а средства для этого были получены от графа Строганова. Одним из организаторов  потребительского общества был управляющий  заводом Николай Рогов, бывший крепостной, а душой общества - его брат Александр  Рогов, народник по убеждениям. После  утверждения устава Кыновского общества потребителей в 1870 г. первый из братьев  стал председателем правления; это  право управляющего было оговорено  в уставе и вытекало из зависимого положения кооператива. Так кооператоры  попали в экономическую зависимость  от владельца завода. Потребительское  общество расширяло свою деятельность. Была открыта вторая лавка. Товары приобретались  в Нижнем Новгороде, Перми, Кунгуре. Половина прибыли от торговли распределялась между членами потребительского общества, но в первые годы не по забору товаров, а только по паям. Пайщиков было еще мало (не более 40 человек), и  выдаваемая на руки прибыль целиком  доставалась им. Остальные (сотни  человек) были только заборщиками товаров  и в распределении прибыли  не участвовали.

Потребительское общество было закрытым, т.е. его членами  могли стать только служащие и  рабочие данного завода, увольнение с предприятия означало автоматическое исключение из кооператива. Отпуск из кооперативной лавки товаров  в кредит закабалял рабочих неоплатными  долгами.

Кыновское общество потребителей - это первый в России зависимый рабочий кооператив. Такие  кооперативы энергично насаждались  владельцами и администрациями  капиталистических предприятий  на Урале и в других регионах. Они получили название фабрично-заводских  и железнодорожных потребительских  обществ.

В этот же период в стране возникли всесословные и  крестьянские потребительские общества.

Всесословные  кооперативы создавались в губернских и уездных городах, были открыты  для всех граждан и объединяли представителей различных сословий, слоев, групп населения: рабочих, кустарей, домовладельцев, учителей, попов, купцов, офицеров, высоких чиновников. Случалось, что членом такого кооператива оказывался даже сам губернатор.

Одно из первых всесословных потребительских обществ  в современных границах России [3]было организовано в Санкт-Петербурге. Это столичное кооперативное общество под названием "Бережливость" возникло в 1865 г. (его устав утвержден в июле 1866 г.). Еще не имея собственной лавки, оно в начале своего существования применяло, как и другие ранние общества потребителей, марочную (скидочную) систему торговли. В чем состояла ее суть?

Пайщики приобретали  в потребительском обществе за наличные деньги особые марки, количество которых  заносилось в членскую расчетную  книжку. Этими марками они расплачивались за товары, забираемые в заведениях частных торговцев, с которыми правление  кооператива договаривалось заранее. Торговцы предъявляли марки в  потребительское общество и получали деньги за свои товары, отпущенные пайщикам общества, но за вычетом обусловленной  скидки. Скидка же после покрытия расходов потребительского общества и отчисления в его резервный капитал, распределялась между пайщиками: небольшая часть - по паям, основная - по количеству приобретенных марок, а значит, по забору товаров.

Несколько сложной  и, главное, неудобной марочной системе  был положен конец открытием  собственных лавок потребительского общества "Бережливость". Кооперативу  сопутствовал успех. В 1868 г он насчитывал 2300 пайщиков, а его товарооборот составил 223 тыс. руб, что по тем временам представляло собой солидную сумму. Устав потребительского общества предусматривал неограниченное открытое членство, 10-рублевый пай с рассрочкой, торговлю за наличные, распределение большей части  прибыли по забору товаров и т.п.

Однако недостаточная  материальная заинтересованность пайщиков в хозяйственном успехе потребительского общества привела его дела к полному  расстройству. Некогда знаменитое общество "Бережливость" было ликвидировано  в 1874 г.

До конца 60-х годов всесословные общества потребителей были организованы также  в Рязани, Курске, Саратове, Пензе, Калуге, Пскове и некоторых других исконно  русских городах. Эти кооперативы  были независимыми, но оказались недолговечными.

Первое сельское потребительское общество возникло в 1869 г. в станице Усть-Медведицкая (ныне г. Серафимович) на Дону и просуществовало  очень недолго, местные купцы  не дали ему укрепиться на рынке. Более  трех лет действовало созданное  в 1870 г. общество потребителей "Взаимная выгода" в селе Ошта Олонецкой  губернии (ныне Вологодской области). Это крестьянское потребительское  общество открыло лавку и склад, продавало товары и по низким ценам, и лучшего качества, чем у частных  торговцев. Общество распалось в  результате больших убытков от кожевенного  завода, которым оно явно поторопилось обзавестись.

Почти все  потребительские общества, организованные на заре кооперативного движения в  России, просуществовав непродолжительное  время, потерпели неудачу. В этом сказались многие причины: слабость их материальной базы, продажа товаров  в кредит, открытое неприятие кооперативов купечеством, несовершенство уставов, распри в правлениях, плохая постановка счетоводства. Пережитки крепостничества  также мешали потребительским обществам  стать организациями широких  слоев трудящихся. Узкой была еще  социальная база состава членов кооперативов: за их организацию нередко брались  представители тех классов, которые  были материально мало заинтересованы, но стремились подчинить кооперативное  движение своему влиянию

Всех участников кооперативного движения потребителей в России в начальный его период можно объединить условно в три  группы: "идеалисты" - молодые энтузиасты кооперативной идеи, воодушевленные перспективой преобразования общества путем использования кооперации; "материалисты" - те, кто рассчитывал  на получение солидных барышей, прибылей без особых трудовых усилий, только своим участием в кооперативе, "модники" - наиболее многочисленный слой членов, которые не придавали кооперации большого значения, но считали ее привлекательным, "модным" общественным делом. Оставаться в стороне от нового дела они не хотели.

Впервые только в 1865 г. в официальном документе  был употреблен термин "общество потребителей". Но еще долгие годы этот вид кооператива в нашей  стране именовали артелью «ли  товариществом потребителей, а иногда ассоциацией. Лишь потом вошло в  оборот и стало ходячим слово "кооперация".

Как правило, в первом же пункте устава потребительского общества отмечалось, что оно "имеет  целью доставлять своим членам необходимые  предметы потребления хорошего качества по возможно дешевой цене и дать им средства из прибылей общества делать незначительные сбережения" [4].

Вступительный взнос обычно составлял 50 копеек, а  пай мог быть и 6-, и 15-, и 50-рублевым, как определит общее собрание. Размер пая был достаточно высоким, и об этом позволяют судить тогдашние  цены: в Москве, например, один килограмм  ржаного хлеба стоил 3,5 копейки, килограмм  мяса - 18 копеек. До 80 % чистой прибыли  потребительского общества распределялось между его членами по забору товаров  в кооперативной лавке либо по забору и по паевым взносам. Это и  было "сбережением" членов общества. Остальная прибыль использовалась для пополнения оборотного, запасного и ссудного капиталов (фондов) самого потребительского общества. По своему желанию члены общества могли иметь один или несколько паев - от десятков и сотен до неограниченного их числа. Несмотря на это, каждый полнопайный член на общем собрании имел право одного голоса.

Общее собрание членов было высшим органом потребительского общества и принимало решения  по всем основным вопросам. Выборное правление  являлось исполнительным органом и  ведало всеми текущими делами потребительского общества: покупкой товаров у поставщиков, арендой помещений, наймом работников, определением продажных цен в  кооперативной лавке, страхованием имущества, хранением материальных ценностей, ведением счетоводства, приемом  новых членов, созывом общего собрания и т д Для проверки действий правления и сохранности кооперативного имущества общее собрание избирало ревизионную комиссию.

Таковы были, в самых общих чертах, демократические  положения уставов ранних потребительских  обществ.

Конечно, кооператоры  России некоторые организационные  принципы кооперации в период ее возникновения  и становления переняли у западноевропейских кооперативных обществ (в частности, у английских и особенно у немецких) Вместе с тем кооперативы в  России обладали также чертами самобытности. Так, не привился в наших потребительских  обществах принцип продажи товаров  по средним рыночным ценам; в российских условиях кооператоры применяли  в лавках своих обществ относительно низкие розничные цены. Или другой факт' порой бурно, внешне даже в  обстановке неразберихи проходили  общие собрания, напоминая сельский сход в общине; тем не менее эти  кооперативные собрания принимали  взвешенные, продуманные решения. В  деятельности потребительских обществ  в той или иной степени отражались некоторые черты российской жизни  и даже национального характера, а именно сострадание к ближнему, желание прийти к нему на выручку, готовность к бескорыстному поступку и др.

Информация о работе Первые потребительские общества в России