Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 06:50, реферат
В летописи Земли с тех далеких времен сохранились только небольшие отрывочные сведения. Осмыслить и реконструировать по крупицам процесс длительного и сложного освоения человеком территории Беларуси – задача археологии (от греческого «архайос» ─ древний и «логос» ─ наука). Поскольку восстановить историю человека в отрыве от окружающей его среды невозможно, археологи делают выводы, опираясь на данные геологии, палеогеографии, биологии и других наук
Первоначальное заселение территории Беларуси. Первобытное общество Беларуси.
Содержание:
Введение 2
1. Первоначальное заселение Беларуси 3
2. Как нашли палеолит в Беларуси 6
Юровичская стоянка 7
В гостях у далеких предков 8
Люди и духи 9
В мастерской первобытных художников 10
О языке, числах и других интересных и загадочных вещах 11
Сколько нас было в палеолите? 11
3. После ледника 13
4. Формирование и развитие сообществ раннего периода бронзового века 16
5. Сообщества среднего и позднего периодов бронзового века 19
Заключение 22
Литература и ссылки 23
С той поры, как очередной ледник начал таять и наконец совсем исчез, территория Беларуси испытала еще одну ─ третью волну заселения. Произошло это в интервале 14 – 10 тыс. лет назад, в эпоху финального палеолита.
Около 15-ти тысячелетий назад окончился самый суровый в истории Земли позерский ледниковый период. Ледник начал постепенно, но довольно быстро (до 100 м в год) отступать на север и северо-запад. К 14-му тысячелетию он полностью исчез с территории Беларуси. Но, чтобы это произошло, только повышения температуры воздуха было недостаточно. Определенную роль отыгрывали сложные связи, которые существовали между океаном, сушей, атмосферой и другими компонентами среды. Льды начали таять тогда, когда достигли «критической массы», которая не могла больше увеличиваться и распалась. Климат потеплел. Исчезла вечная мерзлота, возродились животный и растительный мир.
Ледник сдал свои позиции не сразу. До начала голоцена ─ современного геологического периода, в котором мы сейчас живем, еще трижды наступали эпохи резкого ухудшения климата. Они получили название дриасовых похолоданий. Зато в промежутках между ними были теплые интервалы беллинг и аллеред. Особенно второй, когда температура воздуха и влажность стали близки к современным. Аллередское потепление длилось 1000 лет (10800 – 11800 лет назад). Наступившее после него похолодание дриас–111 имело продолжительность 500 лет (10800 – 103000 лет назад). Эти два периода стали судьбоносными в заселении нашей территории. Появившиеся с третьей волной заселения люди не покидали больше эту землю никогда.
Древнейшими финальнопалеолитическими памятниками Беларуси являются стоянки двух культур – гренской в Поднепровье и лингбийской в бассейнах Немана и Верхней Припяти. Нижняя дата появления этих поселенцев проблематична. Это могло произойти как в аллереде, так и несколько позднее в дриасе-111, когда на обширной территории Западной Беларуси появилось население еще одной финальнопалеолитической культуры – свидерской.
В середине ІІІ тысячелетия до н.э. в историческом развитии сообществ, которые жили на территории Беларуси, происходят существенные изменения. Масштабы потрясений были столь значительны, что они в конечном итоге привели к перестройке всех основных структур тогдашнего общества и складыванию нового общественного устройства и уклада жизни. Эти события стали кануном нового поворотного этапа в нашей истории, который очень часто отождествляют с эпохой бронзы.
Археологические исследования позволяют проследить появление в середине ІІІ тысячелетия до н.э. абсолютно новых культурных явлений, повлекших за собой трансформацию сравнительно стабильного и отлаженного, во многом консервативного уклада жизни местного неолитического населения. Начиная с 2600-2500 лет до н.э., первоначально на западе, юго-западе, а затем и на большей части всей территории Беларуси появляются культурные традиции, которые в археологической литературе отождествляются с культурой шаровидных амфор. Зарождение основных элементов этой культуры произошло на пространствах среднеевропейских низин в междуречье Эльбы и Вислы. Многие исследователи полагают, что на территории Беларуси культура шаровидных амфор появляется в результате периодических переселений сравнительно небольших групп ее носителей с бассейна Вислы, а также возможно с Волыни.
Представители культуры шаровидных амфор жили на небольших временных поселениях, которые возникали в регионах их активной хозяйственной и ритуальной деятельности. Основу их экономики составляло животноводческое хозяйство, основанное на разведении крупного рогатого скота, свиней, овечек или коз. Известно также, что в отдельных районах определенное место в их экономике занимало земледелие, направленное на выращивание ячменя, пшеницы и гороха. Многие поселения культуры шаровидных амфор располагались в местах массовой добычи и обработки кремня, прибалтийского янтаря. По мнению некоторых специалистов, высококачественный кремень и янтарь, добываемый населением культуры шаровидных амфор, имели в большей степени сакральное, а не утилитарное значение и очень часто использовались для определенных ритуалов, прежде всего в погребальных обрядах.
Обычно представители этой культуры жили региональными группами, в которые входило 3-5 родовых коллективов. Группа занимала определенную микротерриторию, право на которую закреплялось устройством одного или нескольких могильников. Для погребения своих соплеменников ими, как правило, возводились мегалитические гробницы – могилы, обставленные или перекрытые камнями. Могильники состояли из 1-3 коллективных или 1-5 индивидуальных погребений, в которых, кроме остатков погребенных людей, обнаружены: богато декорированная керамика, кремневые топоры, костяные и янтарные украшения. Особо следует отметить обычай принесения в жертву большого количества животных, а также появление обряда кремации некоторых умерших.
Своеобразный анклав представителей культуры шаровидных амфор был обнаружен в Белорусском Понеманье на р. Рось около поселка Красносельский (Волковысский район). Активное освоение этого региона в первую очередь обусловлено добычей пластичного кремня высокого качества, конкреции которого залегают здесь сравнительно неглубоко в меловых отложениях. Добыча кремня велась на Росси шахтовым способом. В меловой толще копались глубокие и узкие ямы глубиной до 3-8 м. От колодца-ствола отходили боковые штреки, которыми разрабатывались пласты кремневых конкреций. Из поднятых наверх кремневых глыб изготавливались полуфабрикаты изделий.
На России обнаружены не только следы временных поселений и мастерских по обработке кремня, но и погребения культуры шаровидных амфор. В одной из могил около поселка Красносельский было погребено девять быков, две овечки или козы, части туш свиньи и коня. О том, что это было преднамеренное захоронение, свидетельствуют костяные наконечники стрел, которыми, очевидно, и был убит один из быков. В соседней могиле были обнаружены обожженные кости умершего и погребальная амфора. Захоронения культуры шаровидных амфор с керамическими сосудами, кремневыми и костяными изделиями, остатками костей свиньи обнаружены также возле деревни Малые Едковичи Берестовицкого района Гродненской области.
Появление культуры шаровидных амфор на востоке, в том числе и на территории Беларуси, явилось результатом целой серии разновременных и разнонаправленных перемещений небольших групп мигрантов. В отдельных случаях, как это наблюдается на материале поселений и погребений в бассейне р. Рось, переселенцы некоторое время сохраняли свою хозяйственную и социальную структуру. Гораздо чаще, очутившись в инородной среде, им не удавалось сохранить культурную автономию. Многие элементы культуры шаровидных амфор обнаружены почти на всей территории Беларуси. В местном культурном контексте появляются характерные для них орнаментальные мотивы, формы керамических сосудов, кремневые топоры и долота прямоугольного сечения. Это означает, что присутствие носителей культуры шаровидных амфор на пространствах между Бугом, Верхним Днепром и Двиной не прошло бесследно.
Начиная с середины III тысячелетия до н.э. на территории Восточной и Юго-Восточной Беларуси сложилась своеобразная культурная система, которая получила название «среднеднепровская культура». Она основывалась на традициях культуры шнуровой керамики, местных неолитических культур, культуры шаровидных амфор, а также элементов, привнесенных со степей и лесостепей. Именно в среднеднепровской культуре в конце 3-го – начале 2-го тысячелетия до н.э. на юго-востоке Беларуси появляются первые изделия из меди и бронзы. Это и позволяет говорить о вступлении населения Беларуси в эпоху бронзы. Вместе с тем на большей части территории нашей страны бронзовые изделия даже в средний и поздний периоды бронзового века считались большой редкостью.
Население среднеднепровской культуры располагало свои жилища на песчаных возвышенностях речных и озерных пойм, по краям террас. На сезонных пойменных стоянках удается найти только ямы небольших размеров, обломки посуды, кремневые и каменные изделия. В других случаях выявлялись следы столбовых жилищ с открытыми очагами, углубленными в землю или обложенными камнями. В качестве зимнего поселения этого времени могут рассматриваться углубленные в землю постройки возле д. Стремень (Кормянский район Гомельской области). Основное занятие населения среднеднепровской культуры – сезонный выпас домашних животных в долинах рек и по окраинам речных террас. Судя по остаткам жертвенных животных в погребениях, жители Белорусского Поднепровья разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней и лошадей. В хозяйственном комплексе определенное значение имело выращивание культурных растений. Для этого использовались легкие и доступные для обработки аллювиальные пойменные почвы. Могли также очищаться от леса участки с дерново-подзолистой почвой по краям речных террас.
Место погребения обжигалось огнем. Затем выкапывалась яма, на дно которой ссыпались угли, пепел, иногда – красная охра, помещалась подстилка. Покойника укладывали в яму в скорченном состоянии, изредка – на спине. В отдельных случаях умерший сжигался на погребальном костре, в могилу в таком случае опускали только его сожженные остатки. Как правило, усопший сопровождался сравнительно большим количеством погребальных приношений. Яма перекрывалась деревянными плахами. Иногда над ямой возводили, а затем сжигали столбовые сооружения. Вокруг погребальной ямы копался круговой ровик, в который могли вставляться столбы. На месте погребения и созданных сооружений возводился курган, диаметр которого мог достигать 10-15 и более метров. В последующем курган мог стать местом еще одного или нескольких могил умерших соплеменников. Несколько курганных комплексов обнаружено возле деревни Ходосовичи (Рогачевский район Гомельской области).
Кроме курганных захоронений известно большое количество грунтовых могильников среднеднепровской культуры (Стрелица, Прорва, Сябровичи на Гомельщине и др.). В них могло насчитываться несколько, а иногда – 94, или даже 132 погребения. Захоронение умерших происходило как по обряду кремации, так и по обряду трупоположения. Некоторые погребальные ямы или их группы отделялись от остальных могил круговым рвом, в которых также наблюдались следы вкопанных столбов. Над некоторыми умершими возводились сооружения, погребальные ямы обкладывались деревом. Во многих случаях деревянные конструкции сжигались. Возле многих погребальных ям, на их насыпях обнаружены следы поминальных кострищ и приношений умершим.
Покойника сопровождал погребальный инвентарь, в состав которого, как правило, входили: керамическая посуда (горшки, кубки, амфоры); кремневые топоры, наконечники стрел, копий и дротиков, ножи, пластины; каменные сверленые топоры, шлифовальные плиты, булавы, мотыги, зернотерки; медные или бронзовые топоры, наконечники копий, ножи, шилья; янтарные подвески, костяные бусы, ожерелья из зубов волка и оленя, медные подвески и височные кольца, браслеты, гривны и диадемы. Кроме предметных приношений, в могилу очень часто помещали диких и домашних жертвенных животных. Количество и качество погребальных приношений зависело, прежде всего, от пола и возраста умершего, его статуса в обществе. Например, мужские погребения выделялись присутствием каменного сверленого топора, лука и стрел, металлического оружия и богатых украшений. Мужчин, занимавших особо высокое социальное положение в обществе, хоронили с большим количеством престижного инвентаря: привозными металлическими и янтарными украшениями, металлическим оружием, фаянсовыми и стеклянными бусами, несколькими сосудами. Строго регламентировалось расположение тех или иных погребальных приношений в пределах могилы. Иногда сосуды ставились на дно погребальной камеры в перевернутом виде. Погребальная керамика отличалась богатством орнаментации, технологией производства.
Большинство металлических изделий, или сырье для их производства, население среднеднепровской культуры получало через посредников из Балкано-Карпатского и Кавказского металлургических центров. Существует мнение, что местное население и само владело секретами металлообработки. Об этом могут свидетельствовать некоторые уникальные по форме или сплавленные с различного по происхождению сырья металлические вещи. Владение металлическими изделиями в то время в большей степени служило своеобразным ранговым показателем. Металл обычно использовался для изготовления оружия, украшений и лишь изредка для изделий, которые предназначались для сугубо хозяйственных целей.
На Верхнее Поднепровье, вероятно, по двинскому пути, в то время попадали украшения из прибалтийского янтаря, которые в позднем неолите и в ранний период бронзового века входили в разряд наиболее престижных вещей. Фаянсовая и стеклянная бусинки были обнаружены в одном из погребений могильника Стрелица (возле деревни Рудня Шлягина Ветковского района Гомельской области). Скорее всего, они были привезены из Центральной Европы, где в это время отмечается их массовое производство и распространение.
Среди населения среднеднепровской культуры был широко распространен культ огня и солнца, о чем свидетельствуют погребальные обряды (кремация умерших, обжигание места погребения, ссыпание в могилу остатков погребального костра, сожжение построек и т.д.). Широкое распространение курганного обычая позволяет предполагать, что в верованиях местного населения отражались представления о связи земной жизни с небесной. Распространялись анимистические верования, в которых большое значение имел культ предков. Почитались некоторые тотемные животные.
На большей части территории Беларуси «шнуровой» период сменился «тшцинецким». Древности тшцинецкого культурного круга возникают в 1900 – 1600 гг. до н.э. на пространствах од Одера до Днепра и Десны. Восточная часть тшцинецкой ойкумены на территории Украины и Беларуси датируется 1600 – 1000 гг. до н.э. До недавнего времени система тшцинецких древностей рассматривалась только с точки зрения культурно-исторической или этнокультурной общности, состоящей из отдельных близких между собой культур: тшцинецкой, комаровской и сосницкой. Предполагалось, что их культурные особенности возникли в результате различных генетических истоков и восприятия соответствующих элементов соседних культур. В 1990-е годы начинает завоевывать своих сторонников концепция тшцинецкого культурного круга. В соответствии с ней своеобразная общность (тшцинецкий культурный круг) с разной степенью культурной унификации сформировалась на границе двух устойчивых систем – субнеолитической и раннего периода бронзового века, а также на стыке Востока и Запада, понимаемых как два разных культурно-поселенческих и хозяйственных региона. Объединяющим моментом в этом случае могла быть идеология, материализованная в определенном комплексе артефактов. По мнению других, в качестве интегрирующей основы выступала общая социально-хозяйственная структура – кровнородственные подвижные группы, занимающиеся главным образом разведением домашнего скота. Для них была характерна сравнительно низкая степень социальной дифференциации и традиционализм в культуре, в частности неприятие изменений, произошедших в Центральной и Южной Европе в связи с развитием металлургии бронзы. Процесс сближения различных региональных и локальных групп позднего неолита и раннего периода бронзового века со схожей социальной структурой и материальным укладом, существовавших в первой половине 2-го тысячелетия до н.э. на пограничье Западной и Восточной Европы, способствовал возникновению региональной интегрированной системы со своеобразным «тшцинецким стилем жизни».
Информация о работе Первоначальное заселение территории Беларуси