Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 06:50, реферат
В летописи Земли с тех далеких времен сохранились только небольшие отрывочные сведения. Осмыслить и реконструировать по крупицам процесс длительного и сложного освоения человеком территории Беларуси – задача археологии (от греческого «архайос» ─ древний и «логос» ─ наука). Поскольку восстановить историю человека в отрыве от окружающей его среды невозможно, археологи делают выводы, опираясь на данные геологии, палеогеографии, биологии и других наук
Первоначальное заселение территории Беларуси. Первобытное общество Беларуси.
Содержание:
Введение 2
1. Первоначальное заселение Беларуси 3
2. Как нашли палеолит в Беларуси 6
Юровичская стоянка 7
В гостях у далеких предков 8
Люди и духи 9
В мастерской первобытных художников 10
О языке, числах и других интересных и загадочных вещах 11
Сколько нас было в палеолите? 11
3. После ледника 13
4. Формирование и развитие сообществ раннего периода бронзового века 16
5. Сообщества среднего и позднего периодов бронзового века 19
Заключение 22
Литература и ссылки 23
Палеогеографические особенности региона позволят предположить, что наиболее вероятным направленим проникновения человека в Посожье, был путь по Десне, то есть с юго-востока.
На левом берегу Припяти, в том месте, где сейчас в долине, расположенной между высокими 30-метровыми склонами коренного берега Припяти уютно разместилась д.Юровичи (Калинковичский район Гомельской области), люди поселились еще раньше, более 26 тыс. лет назад. Жители деревни неоднократно замечали, что после сильных дождей или паводков из размытого склона одного из высоких мысов, образованных левым склоном огромного оврага «Мураваны шлях» и коренным берегом р. Припять, вымываются и падают на дорогу кости крупных животных. По этой дороге добираются в г.п. Хойники, поэтому попытки расширить тракт начались еще в XIX в. С того времени и поползли по округе слухи и возникли различные домыслы о загадочных находках.
Первым обратил внимание на находки костей мамонта учитель Юлиан Юлианович Попель, который приехал в Юровичи на службу. Он был человеком высоко эрудированным, окончил юридический факультет Петербургского университета и Петербургский археологический институт. В Минск, в Академию наук полетело срочное сообщение. Так в 1928 г. была открыта Юровичская палеолитическая стоянка (см. рис.)
За годы предвоенных и послевоенных раскопок было вскрыто около 270 кв. м. культурного слоя, который оказался чрезвычайно бедным на находки. Среди них несколько десятков кремней со следами обработки, целые и разбитые кости лошади и мамонта. Наиболее яркой находкой является кремневый остроконечник (нож?)
Остальные орудия, найденные на стоянке, такие как скребки, резцы, пластины и др. были широко и повсеместно распространены. Поэтому определить культурную принадлежность памятника и направление заселения региона не представляется возможным.
По счастливой случайности этим двум памятникам удалось уцелеть, войти в историю и остаться в ней навсегда. Остатки поселений, оставленных людьми в поисках лучшей доли, были быстро погребены под слоем песка, который чередовался с прослойками глины, и потому сохранились до наших дней. Каждый год, выезжая в экспедицию, мы внимательно осматриваем все места новых находок ископаемых животных, но, увы, новых подобных поселений пока не обнаружено.
Как были устроены охотничьи поселки Бердыж и Юровичи, узнать, к сожалению, невозможно. В конце ледникового периода, когда солнце светило все ярче, а дневные температуры начали подниматься значительно выше нуля, по мерзлым склонам оврагов вместе с оттаявшим верхним пластом земли медленно оползали остатки разрушенных жилищ. Предположить, как выглядели дома первопоселенцев Беларуси можно с помощью аналогий. Ближайшие к нам хорошо сохранившиеся остатки поселений известны у сел Мезин на Десне и Юдиново на Судости. Кстати, одну из жемчужин палеолитической эпохи Юдиновскую стоянку тоже нашел К.М. Поликарпович.
Наиболее ценным строительным материалом для сооружения жилищ были бивни мамонтов и рога оленей, так как они практически не гнили. Фундаменты круглых или овальных жилищ обычно выкладывали из огромных черепов мамонтов, челюстей, тазовых костей и других частей скелета. Потом из жердей и ребер строили каркас. Роль соединительных муфт выполняли позвонки мамонта. Сверху каркас покрывали шкурами животных и придавливали их камнями, тяжелыми челюстями, присыпали землей. Такие жилища были достаточно большими (от 15 до 50 кв.м.). В них могла жить одна большая или несколько семей. Рядом с жилищами рыли хозяйственные ямы, в которых как в природных холодильниках хранили запасы пищи.
Жилища освещали с помощью светильников, роль которых обычно выполняла простая лучина или углубление в камне или тазовой кости мамонта, заполненное жиром. Когда ледник подходил к территории Беларуси, лесов здесь практически не было. Огонь в основном поддерживали с помощью костного топлива. Это легко установить по большому количеству костного угля в палеолитических очагах. Не все знают, что кости прекрасно горят. Чтобы пламя было более интенсивным, кости расщепляли на мелкие кусочки и в таком виде подбрасывали в огонь. Первобытные костры горели беспрерывно, так как в условиях вечной мерзлоты потеря огня угрожала гибелью всему роду.
Пищу добывали разными способами, но в основном с помощью охоты. В каменном веке, как правило, применяли три основных типа охоты: загонную, с помощью самоловов и оружия. Основным объектом охоты в палеолите вплоть до его исчезновения оставался мамонт. Вес этого животного достигал 7 тонн, высота тела 3,6 м, длина – 4 м.
Далеко не все знают, что находок останков мамонтов и других спутников палеолитического человека (среди них волосатый носорог, лошадь, овцебык, зубр, благородный и северный олени, бурый медведь, волк, песец, лиса, заяц и другие животные) в Беларуси очень много. На сегодняшний день известия о находках костей мамонта поступили из 190 пунктов. У г. Орша, г.п. Мир и Петриков, д. Сухари Могилевской области найдены целые скелеты этих животных.
В 25 пунктах обнаружены остатки шерстистого носорога, в нескольких пунктах ─ овцебыка.
Роль собирательства была не столь существенной, так как вблизи ледника оно давало не более 1% пищи. Древние люди употребляли в пищу весь арсенал съедобных трав, корней, желудей. Стебли и листья, ягоды и молодые побеги, семена, орехи, в том числе, плоды водяных орехов, яйца птиц, мед, моллюски, личинки, мыши и множество других неведомых нам продуктов входило в рацион наших предков. Плод водяного ореха (сейчас его называют чилим) например, очень вкусный и калорийный. Он содержит до 30% жира, 2,4% белков, 55% крахмала. Едят его во всех видах: сыром, вареном, жареном, печеном. Многое значила и удачная рыбалка. Эти три источника питания обеспечивали человека необходимым количеством белков, жиров и витаминов.
По этнографическим данным в качестве посуды использовали бересту, липовую кору, шкуры животных и множество других материалов, обработанных соответствующим образом с целью придания им требуемой формы и если необходимо влагоустойчивости.
Как выглядела одежда и обувь первых обитателей наших просторов можно судить по отлично сохранившимся остаткам трех погребений, найденных на позднепалеолитической стоянке Сунгирь во Владимирской области России. Накидки типа плащей раскраивали кремневыми ножами из целых шкур и их кусков, сшивали с помощью костяных игл, сделанных из костей птиц и мелких животных. В игольное ушко втягивали сухожилия, крапивные и другие растительные волокна. Одежду дополняли многочисленные украшения из бус, браслетов, застегивали на пуговицы и костяные шпильки. В дело шли кости, зубы животных, ракушки, янтарь и многое другое.
Многогранная хозяйственная деятельность первых обитателей белорусских просторов требовала изготовления разнообразных орудий. Среди них рубящие, долбящие, скребущие, скоблящие, режущие, колющие инструменты, оружие. Весь этот арсенал, как правило, изготавливали из кремня, который в изобилии встречается на всей территории страны. Помимо этого в дело шли кость и дерево, но изделия из них сохранялись крайне редко.
Однако всей этой идиллии нельзя завидовать. Несмотря на относительно большие запасы животной и растительной пищи, часто наступали голодные периоды. И вызваны они были не только неудачной охотой, но и массовой гибелью животных и людей из-за эпидемий. Чтобы человек выжил, мудрая природа всегда регулировала его численность, значительно сдерживая ее до той поры, пока человек не научился искусственно увеличивать урожаи, не создал более совершенные орудия труда и оружие, изобрел металл.
Стремление объяснить явления природы, понять свою сущность и найти свое место в окружающем мире, было причиной возникновения различных религиозных представлений. Их зарождение, как и зарождение искусства, погребального и других культов произошло только в конце ашеля и в мустьерское время. Интересы дикаря ограничивались добычей пищи и удовлетворением простейших потребностей для существования.
В мустьерское время погребальный обряд сопровождался засыпкой покойного землей и камнями. Изредка в таких погребениях находят кусочки красной охры. В эту эпоху зарождались и другие религиозные верования. Черепа животных, на которых охотились, были объектами ритуальных действий. В позднем палеолите эти представления сложились в первобытную религию. Появился анимизм – вера в душу, которой наделялись и человек, и животные, и растения. Умерших начали хоронить в скорченном положении, засыпать охрой, класть рядом камни, орудия труда из кости, оружие, украшения, сооружать над ними погребальные сооружения.
Палеолитические погребения – чрезвычайно важный, богатый и очень редкий источник, который отражает не только духовный мир первобытного человека, но и некоторые стороны его материальной культуры. На Восточно – Европейской равнине со времен позднего палеолита их известно только пять, но на Беларуси такие памятники, к сожалению, до сих пор не найдены.
Работа по изготовлению необходимого в хозяйстве набора орудий велась постоянно. Очевидно, еще не существовало специализации по изготовлению каких-то конкретных орудий конкретными людьми. Каждый мужчина, по-видимому, был мастером на все руки. Он мог обработать и камень, и кость, и дерево. Умел охотиться и строить. Каждый подросток перенимал опыт старших, учился мастерству. Только резьба по кости, наскальная живопись, очевидно, были доступны немногим. Как и в наше время, талант художника и скульптора – редкий дар природы.
Для росписи скал, пещер, кости, тела первобытный художник использовал красный, коричневый, желтый, черный, белый цвета. Излюбленным цветом, судя по находкам в Костенках, был темно – вишневый. Как делали эти краски? Путем экспериментов, археологи выяснили, что их добывали с помощью различных природных минералов.
Желтый цвет – из охристого лимонита, ярко – красный и темно – вишневый – из гематита. Круглые камни с лучистой структурой (сферосидерит) и лимонит, которые собирали близ поселений, помещали в огонь. Минут через тридцать наиболее рыхлые, ржавые куски приобретали темно – вишневый оттенок и с них можно было соскребать красный порошок. Темно – вишневым насквозь такой камень становится после пребывания в огне 6 – 10 час. Так получали большой спектр охристых тонов. Алые тона давали глины неогенового возраста. В качестве черной краски, кроме древесного и костного угля, использовали окислы марганца. Белый цвет давал мел. Краски растирали камнями и смешивали с вяжущим веществом, в качестве которого использовали жир, яичный белок, кровь, сок растений. Наносили краски кусками шерсти, птичьими перьями, веточками, пучком связанных волос.
Секреты устойчивых красок несомненно стали известны еще в палеолите. Иначе не дошли бы до нас через века и поколения шедевры наскальной живописи и скульптуры. Из числа перечисленных веществ на территории Беларуси есть все, вплоть до неогеновых глин, небольшие выходы которых на поверхность выявлены на территории Чаусского и Столинского районов.
Многих интересует, умели ли разговаривать первобытные люди, когда научились считать, читать и писать? Уже в раннем палеолите люди видимо переговаривались между собой с помощью звуков и жестов. Академик Т.П.Павлов, открывший вторую сигнальную систему, установил, что природа предусмотрела речь только для человека. Труд, создавший человека, создал и звуковую речь – великий способ общения, который позволил из поколения в поколение передавать традиции, культуру, технические достижения.
Считать человек научился тоже очень рано. Нужно было сосчитать убитых животных, знать количество прожитых лет, число неизвестных людей, бродивших по лесу близ стойбища, фиксировать какие – то последовательные события. Сначала все это делали с помощью зарубок, насечек на деревьях, кости, затем начали вязать узелки. Первыми счетными палочками были пальцы рук и ног. Анализ большого количества сохранившихся насечек позволил ученым установить числовые ритмы на счет три, пять, семь, девять, десять, двенадцать и другие. В мифологии многих народов особенно священно число семь. С ним связывают количество дней, фазы месяца и месячный календарь в целом.
А вот читать и писать наши предки научились значительно позднее. На территории Беларуси это произошло где-то в Х в. нашей эры, с принятием христианства.
На этот вопрос ответить трудно. Ученые подсчитали, что в мустьерскую эпоху население земного шара вряд ли превышало 1 млн человек. Прирост его на начальных этапах человеческой истории был очень медленным. Антропологи, изучая останки похороненных в палеолите людей, пришли к выводу, что средняя продолжительность жизни человека немногим превышала 20 лет. Он умирал, едва успев оставить потомство. Антрополог В.П.Алексеев подсчитал, что из 39 неандертальцев, черепа которых сохранились до наших дней, 38% умерли в детстве (до 11 лет), 10% ─ в 12 – 20 лет, 15% ─ в 21 – 30, 25% ─ в 31 – 40, и лишь около 8% ─ в 41 – 50 лет. Только один человек прожил чуть больше 50. Причиной смерти чаще всего были трагические случаи на охоте, гибель от ран и от ревматизма. Те же, кто выжил в суровой борьбе, были людьми крепкими, могучего телосложения, имели отличные зубы, хорошее осязание и обоняние.
В 5-ом тысячелетии до нашей эры на Земле жило уже 20 млн человек, в 1988 г. – 5 млрд., а сейчас эта цифра превысила 6 млрд.
Информация о работе Первоначальное заселение территории Беларуси