Первобытное общество как предыстория цивилизаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 22:52, контрольная работа

Описание работы

Поскольку данные о доисторических временах редко касаются личностей и даже не всегда говорят что-либо об этносах, основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура. Все термины и периодизация этой эпохи, такие как неандерталец или железный век являются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения.

Содержание

1. Введение.
2. Периодизация первобытного общества.
3. Социальные отношения в первобытном обществе.
4. Хозяйство первобытного общества.
5. Возникновение мышления, речи и знаний.
6. Мировоззрение первобытного человека.
7. Использованная литература.

Работа содержит 1 файл

КСРС. Первобытное общество как предыстория цивилизаций..docx

— 30.89 Кб (Скачать)

      Переход к производящему хозяйству  был долгим. Например, если первые  свидетельства земледелия и скотоводства  на юго-востоке Европы относятся  к рубежу 7-6-го тысячелетий до  н, э.) то на севере – к  середине 4-го тысячелетия до н.  э. Таким образом, производящее  хозяйство пересекло Европу с  юга на север только через почти 3 тыс. лет.

      Благодаря развитию земледелия  и скотоводства стало возможным  зарождение ремесла. В первое  время ремесленники сочетали  свой труд с земледелием. Однако  по мере освоения металлов, особенно  железа (2 тыс. лет до н. э.  в Египте, Месопотамии и начало 1-го тысячелетия до н.э. в  Европе), производство орудий труда  усложнялось и становилось под  силу лишь специалистам узкого  профиля. Таким образом, постепенно  ремесло отделялось от земледелия.

      Отделение земледелия от скотоводства, развитие ремесла, возросшие объемы  производства, возникновение городов  создали благоприятные предпосылки  для обмена между группами, специализировавшимися  в том или ином виде хозяйственной  деятельности. В качестве обменного  эквивалента разные народы использовали  различные предметы и скот. С  появлением металла изготовленные  из него престижные изделия  выполняли роль «первобытных денег».

      Расширение товарного производства  и обмена, усложнение разделения  общественного труда постепенно  разлагали родовую общину и,  естественно, первобытный строй. 

      По мере укрепления частной  собственности на средства производства, сосредоточения земли в руках  патриархальной знати, старейшины  постепенно превращались в родовую  знать, отделяясь от родовых  общинников. Ослабевали родовые  связи, и место родовой общины  заняла сельская (соседская) община. Имущественное расслоение внутри  общин, войны между ними и  захваты пленных неизбежно привели  к формированию классового общества  и государства, цивилизации. Переход  от первобытнообщинного строя,  основанного на коллективном  труде и общинной собственности,  к классовому обществу и государству  — закономерный процесс истории  развития человечества. Естественно,  этот процесс не был синхронным.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Возникновение  мышления, речи и знаний.

    В области первобытной культуры мощным стимулом стало возникновение мышления и речи. Речь возникает как ответ  на необходимость передачи информации от одного члена коллектива к другому: при обучении в овладении новыми техническими навыками, взаимодействии на охоте и при длительных передвижениях, при выборе маршрутов и мест охоты, совместной обороне.

    Развитие  языка шло параллельно увеличению объема информации и способствовало ее аккумуляции и передаче. Накапливался опыт, сопоставлялись причины и следствия  явлений, обобщались и систематизировались  наблюдения. В первую очередь это  были знания об окружающей природе. Эмпирически  накапливались зачатки физических знаний.

    С палеолита осваивается и минералогия. Уже неандерталец знал множество  пород камня, а к энеолиту человек  овладел способами обработки  почти всех известных сегодня  минералов, в том числе и медных руд и метеоритного железа. С мустьерской  эпохи осваиваются краски - охра, двуокись марганца, вводятся способы  их разведения и нанесения на различные материалы.

    Развитие  получили такие отрасли знания, как  медицина, фармакология, токсикология. Мезолитические медики производили  трепанацию черепа и ампутацию конечностей, в неолите использовали и психотерапию, и фитотерапию.

    Биологические знания проявились на самых ранних этапах истории человечества. С мезолита эти знания привели к доместикации животных, селекции - искусственного отбора наиболее полезных пород домашних животных. Знание свойств разных растений - съедобных, несъедобных, способных к культивации  и не способных приводит мезо- неолитическое  население к земледельческой культуре.

    Математика  начинается также в палеолите. Свидетельствами  счетных операций в палеолите  стали находки мелкой пластики и  украшений со знаками и росписи  в пещерах.

    В эпоху палеолита уходят и истоки астрономических знаний. Исследования мелкой пластики, орнамента, живописных изображений в пещерах продемонстрировали знакомство палеолитических людей  со звездным небом, с закономерностями движения Луны, Солнца, Юпитера. На основе этих знаний создавались календари.

    Развитие  астрономических знаний в последующие  эпохи привело к появлению  более сложных календарей, отмечающих фазы обращения светил Луны и Солнца. “Обсерваториями” являются хенджи Британии и ронделы Центральной Европы. Наиболее известным считается Стонхендж. Меты - камни и ямы хенджа служили для определения лунных и солнечных восходов, для измерения сезонов, полугодий, года, для вычисления солнечных затмений.

    В эпоху первобытной родовой общины появились зачатки “предписьменности” - пиктография, или рисуночное. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    6. Мировоззрение первобытного человека.

    Особенностью  первобытной культуры является гармония человека и природы. Человек еще  не полностью отделился от животного  мира, он ощущал себя его частью и стремился понять, объяснить мир в котором жил.

      Видимо, одним из первых способов  подобного объяснения стало перенесением  человеком собственных параметров  и чувств на окружающий его  мир. Так родилась вера в  то, что природа – живая. Камешки,  деревья, реки, облака – всё  это живые существа, лишь не  похожие на человека, как не  похожи на него тигр, слон, медведь.  И те, которые различаются от  человека очень сильно, могут  обладать и совсем особыми,  непонятными и не доступными  людям качествами. Огонь обжигает, молния убивает, гром гремит  так, как не под силу крикнуть  ни одному человеку.

    Синкретизм  – нерасчлененность, неразрывность  культуры, религии и повседневной бытовой жизни, единство природы, общества и человека. Первобытные люди танцевали  ритуальные танцы на поляне у костра отнюдь не для эстетического удовлетворения, а для того, чтобы привлечь богов  охоты или плодородия, вызвать  дождь или наоборот, прогнать тучи. Все действия, обычаи, обряды и ритуалы  были вызваны практической необходимостью.

    Анимизм  – (от лат. anima – душа) – одушевление  живой и неживой природы. Жизнь  племени полностью следовала  за природными циклами. Подобно тому, как природа весной пробуждается к жизни, а осенью засыпает, так  и человек – рождается, живет, умирает и возрождается для новой  жизни. Происходит наивное очеловечивание окружающей природной среды. Человек  переносил на природные явления  свои собственные свойства, приписывал им жизнь, человеческие чувства. Выражение  сил и свойств космоса в  качестве конкретных, одушевленных образов  создавали причудливый, фантастический мир. Все явления природы объяснялись  действием сил, которые сильнее  и могущественнее человека. Эти силы создали мир и людей. Космос представлялся  живым великаном, из частей которого может быть создан мир, болезни имеют  вид чудовищ, предками человека являются животные, которые с легкостью  меняют свой облик, умеют говорить на человеческом языке. При этом все  боги и духи связаны между собой  чисто человеческими семейно-родовыми отношениями.

      Фетишизм  – обожествление различных  предметов. Наделяя окружающий  мир разумом и душой, человек  осознавал свою беззащитность  перед силами природы, поэтому  искал себе защитников и помощников  среди тех, кто по его мнению  может соперничать с могучими  силами. Боги и духи могут передать  человеку часть своей силы, заключив  ее в какой-нибудь предмет (бубен  шамана, чучело человека, крест, камень и т.д.). Первобытные люди изготавливали такие предметы – талисманы, амулеты и обереги, и пытались с их помощью защититься от бед и болезней.

      Тотемизм  – мифические представления  о кровном родстве между животными,  растениями и человеком. Каждое  племя, по представлениям первобытных  людей, произошло от какого-либо  животного, птицы или растения. Это существо – общий предок (тотем) - является символом племени,  его покровителем. С ним советовались, у него просили помощи, приносили  жертвы. С тотемом связано табу  – запрет на убийство тотемного  животного, однако этот запрет  регулярно нарушался – имеет  место ритуальное убийство тотема  и его поедание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Первобытное общество как предыстория цивилизаций