Первобытное общество как предыстория цивилизаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 22:52, контрольная работа

Описание работы

Поскольку данные о доисторических временах редко касаются личностей и даже не всегда говорят что-либо об этносах, основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура. Все термины и периодизация этой эпохи, такие как неандерталец или железный век являются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения.

Содержание

1. Введение.
2. Периодизация первобытного общества.
3. Социальные отношения в первобытном обществе.
4. Хозяйство первобытного общества.
5. Возникновение мышления, речи и знаний.
6. Мировоззрение первобытного человека.
7. Использованная литература.

Работа содержит 1 файл

КСРС. Первобытное общество как предыстория цивилизаций..docx

— 30.89 Кб (Скачать)
 

Оглавление: 

1. Введение.

2. Периодизация первобытного общества.

3. Социальные отношения в первобытном обществе.

4. Хозяйство первобытного общества.

5. Возникновение мышления, речи и знаний.

6. Мировоззрение первобытного человека.

7. Использованная  литература. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение.

    Первобытное общество (также доисторическое общество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после  которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошёл в употребление в XIX веке. В  широком смысле слово «доисторический» применимо к любому периоду до изобретения письменности, начиная  с момента возникновения Вселенной (около 14 млрд лет назад), но в узком  — только к доисторическому прошлому человека. Обычно в контексте дают указания, какой именно «доисторический» период обсуждается, например, «доисторических  обезьян миоцена» (23-5,5 млн лет  назад) или «Homo sapiens среднего палеолита» (300-30 тыс. лет назад). Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию о нём получают, опираясь на данные таких наук, как археология, этнология, палеонтология, биология, геология, антропология, археоастрономия, палинология.

    Поскольку письменность появилась у разных народов в разное время, ко многим культурам термин доисторический либо не применяется, либо его смысл и  временные границы не совпадают  с человечеством в целом. В  частности, периодизация доколумбовой Америки не совпадает по этапам с  Евразией и Африкой. В качестве источников о доисторических временах культур, до последнего времени лишённых письменности, могут быть устные предания, передававшиеся из поколения в поколение.

    Поскольку данные о доисторических временах редко  касаются личностей и даже не всегда говорят что-либо об этносах, основной социальной единицей доисторической эпохи  человечества является археологическая  культура. Все термины и периодизация этой эпохи, такие как неандерталец или железный век являются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения. 
 
 
 
 
 
 

2. Периодизация  первобытного общества.

    Наиболее  разработанной является археологическая  периодизация, в основе которой лежит  сопоставление изготовленных человеком  орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений и т.д. По этому принципу история человеческой цивилизации  делится на века – каменный, бронзовый  и железный.

      В каменном веке, который обычно  отождествляется с первобытнообщинным  строем, выделяются три эпохи:  палеолит (греч.– древний камень) – до 12 тыс. лет назад, мезолит  (средний камень) – до 9 тыс. лет  назад, неолит (новый камень) –  до 6 тыс. лет назад. Эпохи подразделяются  на периоды – ранний (нижний), средний и поздний (верхний), а  также на культуры, характеризующиеся  единообразным комплексом артефактов. Культура получает название по  месту ее современного расположения («Шель» – около города Шель  в Северной Франции, «Костенки»  – от наименования поселка  на Украине) или по иным признакам,  например: «культура боевых топоров», «культура срубных захоронений»  и др.

    Создателем  культур нижнего палеолита был  человек типа питекантропа или синантропа, среднего палеолита – неандерталец, верхнего палеолита – кроманьонец. Данное определение основывается на археологических исследованиях  в Западной Европе и не может быть в полной мере распространено на другие регионы. На территории бывшего СССР исследовано около 70 стоянок нижнего  и среднего палеолита и около 300 стоянок верхнего палеолита –  от реки Прут на западе до Чукотки на востоке.

    В период палеолита человек изготовлял первоначально грубые ручные рубила из кремня, которые являлись унифицированными орудиями труда. Затем начинается изготовление специализированных орудий – это  ножи, проколки, скребла, составные  орудия, например каменный топор. В  мезолите преобладают микролиты  – орудия труда из тонких каменных пластин, которые вставляли в  костяную или деревянную оправу. Тогда  же были изобретены лук и стрелы. Неолит характеризуется изготовлением  шлифованных орудий труда из мягких пород камня – нефрита, сланца, шифера. Осваивается техника пиления и сверления отверстий в камне.

    На  смену каменному веку приходит краткий  период энеолита, т.е. существования  культур с медно-каменным инвентарем.

    Бронзовый век (лат.– энеолит; греч.– халколит) начался в Европе с III тыс. до н.э. В это время во многих регионах планеты возникают первые государства, развиваются цивилизации – Междуречья, Египта, Средиземноморская (раннеминойская, раннеэлладская), мексиканская и перуанская в Америке. На Нижнем Дону исследованы  поселения этого времени в Кобяково, Гниловской, Сафьяново, на берегах Манычских озер. 

    Первые  изделия из железа появляются на территории России в X–VII вв. до н.э.– среди племен, обитавших на Северном Кавказе (скифы, киммерийцы), в Поволжье (дьяковская культура), Сибири и других регионах. Отметим, что частые и массированные  миграции различных народов с  востока, проходившие через территорию Центральной России и донские  степи, разрушали поселения оседлого населения, уничтожали целые культуры, которые могли бы при благоприятных  условиях развиться в цивилизации и государства.

    Другую  систему периодизации, основанную на комплексной характеристике материальной и духовной культур, предложил в 70-е годы XIX в. Л. Морган. При этом ученый основывался на сопоставлении древних  культур с современными культурами американских индейцев. В соответствии с этой системой первобытное общество делится на три периода: дикость, варварство и цивилизацию. Период дикости  – это время раннего родового строя (палеолит и мезолит), он завершается  изобретением лука и стрел. В период варварства появляются керамические изделия, возникают земледелие и животноводство. Для цивилизации характерно появление  бронзовой металлургии, письменности и государств.

    В 40-е годы XX в. советские ученые П.П. Ефименко, М.О. Косвен, А.И. Першиц и др. предложили системы периодизации первобытного общества, критерием которых были эволюции форм собственности, степень  разделения труда, семейные отношения  и т.д. В обобщенном виде такую  периодизацию можно представить так:

    1) эпоха первобытного стада;

    2) эпоха родового строя;

    3) эпоха разложения общинно-родового  строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки  металлов, зарождение элементов  эксплуатации и частной собственности).

    Все названные системы периодизации по-своему несовершенны. Существует немало примеров, когда каменные орудия палеолитической  или мезолитической формы использовались у народов Дальнего Востока в XVI-XVII вв., при этом у них существовали родовое общество и развитые формы  религии, семьи. Поэтому оптимальная  система периодизации должна учитывать  наибольшее число показателей развития общества. 
 

3. Социальные отношения в первобытном обществе.

    Выжить  в суровых климатических условиях первобытный человек мог только в общине. Основной формой социальной организации был род. Постепенно родовая община с развитием межродовых связей переросла в племя. Основной характеристикой рода был коллективизм. Люди совместно охотились, добывали себе пропитание, защищались от врагов, добыча также распределялась между  всеми поровну. Разделение труда  носило половозрастной характер: создавались  группы мужчин, женщин, стариков и детей, каждая из которых имела свое поле деятельности.

      На ранних стадиях развития  рода главной социальной ячейкой  был матриархат. В условиях полигамной  семьи мать ребенка была известна  всегда, а отец нет. Родословная  велась по материнской линии.  Это привело к тому, что женщина  играла главную роль в жизни  племени, пользовалась всеобщим  уважением. Она решала жизненно  важные вопросы в жизни племени  и рода.

      Постепенно складывалась моногамная  семья, в которой постепенно  возрастала роль мужчины. На  смену матриархату пришел патриархат. Мужчины стали выполнять представительские  функции, обеспечивая связь племени  с внешней средой, а женщины  поддерживали внутреннюю устойчивость, создавая и сохраняя внутренние кровнородственные связи.

      Форма семьи сыграла большую  роль и в установлении первых  социальных норм. Первые нормы  носили форму запретов – табу. Самый первый запрет относился  к запрещению инцеста (кровосмешения). Обычаи постепенно запрещали  браки внутри рода между ровными  родственниками. На смену эндогамной  семье пришла экзогамная семья.  Этот принципиально новый характер  половых отношений предписывает  членам общины искать брачных  партнеров не в своей, а в  других родовых общинах. 

      Высшей властью в первобытном  обществе было народное собрание  всех взрослых членов рода. Здесь  решались вопросы войны и мира, проводились религиозные обряды, избирались предводители. Народное  собрание выполняло судебные  функции, вынося «приговоры» в  делах об измене, трусости, кровосмешении.  Решения народного собрания считались  обязательными для всех членов рода.

      Позже властными полномочиями  наделялись советы старейшин.  При этом сами старейшины, как  и вожди не обладали какими-либо  привилегиями по отношению к  другим членам племени и рода. Решающее значение при выборах  вождя имели личные качества  – физическая сила, организаторские  способности, ораторское искусство,  трудовые навыки, знание ритуальных  обрядов, авторитет и др. Если  вождь не справлялся со своими обязанностями, то члены племени делали вывод, что боги отвернулись от их вождя или на него наслали порчу. Если же вождь заболевал, то иногда мог быть уничтожен или изгнан из племени. В обязанности вождя входила связь с умершими предками племени, и в силу этой связи не имел права быть старым, немощным ни физически, ни духовно. Его сила – это сила всех предков, его магия – это магия предков. Вожди, по представлениям племени, не умирали. Они уходили в мир предков и приходили из него вновь, воспроизводя себя в одном из соплеменников.

      Со временем функции власти  настолько усложнились, что одних  только личных качеств для  избрания лидером стало недостаточно. Вожди накапливали опыт управления  и специальные познания, которые  передавали по наследству. Так  постепенно власть сосредотачивалась  в руках одной семьи, отделялась от остальных членов племени.

      С появлением внутри племени  социальных групп, различных по  своему экономическому и правовому  статусу, происходит разложение  родового строя, начинают складываться  примитивные формы государственности.  Именно с появлением государства  ученые связывают переход человечества  от стадии варварства и дикости  к цивилизованному состоянию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Хозяйство  первобытного общества.

    Первобытнообщинный  строй существовал сотни тысячелетий. Это период человеческой истории, когда  начали складываться основные направления  развития хозяйственной деятельности и культуры (орудия и средства производства, зарождение охоты и рыболовства, земледелия и животноводства, ремесла, изготовление одежды и обустройство жилья, добывание огня, производство искусственных материалов и т.д.).

    В этот же период стали формироваться  общественно-политические и социально-экономические  отношения. Основой производственных отношений в этот период развития человечества была коллективная общинная собственность на орудия и средства производства. Особенностью данной формации является крайне низкий уровень и  медленными темпами развития производительных сил. Распределялись материальные блага  поровну. Самыми древними видами деятельности человека были охота, рыболовство и  собирательство (присваивающее хозяйство). Технология этих видов деятельности в палеолите и частично в неолите  основывалась на примитивных орудиях  труда. Но в то же время интеллектуальное превосходство человека над животными, способность к накоплению и передаче опыта новым поколениям позволили  ему выработать довольно совершенные  средства, формы и технологические  приемы в добыче разнообразной пищи.

    Главным результатом пребывания человечества на первобытной стадии стал переход  от присваивающего хозяйства к производящему. Отныне генеральная линия развития человечества связана уже не с  добычей продуктов питания, а  с их производством. Основными способами  производства пищи, которые полностью  сохранили свое значение и по сей  день, стали земледелие и животноводство, исторически развившиеся из собирательства и охоты.

Информация о работе Первобытное общество как предыстория цивилизаций