Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 23:59, реферат
Александр I является одним из самых противоречивых императоров в истории Российской империи. И это, пожалуй, неудивительно. Он воспитывался двумя очень разными по своему характеру людьми – бабушкой Екатериной II и отцом Павлом I. Екатерина с детства развивала в маленьком Александре интеллектуала, в то время как Павел передал ему своё пристрастие к военному параду и научил его совмещать душевную любовь к человечеству с практической заботой о ближнем. В итоге, взойдя на престол, Александр проявлял противоположные черты характера и совершал такие поступки, которые никак не выстраиваются в единую логическую цепочку. Всё это заставило писателей и современников Александра I разделиться на два лагеря с абсолютно разными точками зрения об этом императоре. Одни считают его легкомысленным и неспособным управлять государством, другие говорят о глубоком уме и больших задумках Александра.
Введение………………………………………………………………..2
Личностная характеристика…………………………………………..3
Реформы………………………………………………………………..6
М.М. Сперанский………………………………………………………9
Война 1812 года и последние преобразования……………………..14
Конец правления……………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………17
Список используемой литературы…………………………………..18
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Личностная
характеристика…………………………………………
Реформы……………………………………………………………
М.М. Сперанский……………………………………………………
Война
1812 года и последние преобразования…………
Конец
правления…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………..18
Введение
Александр I является одним из самых противоречивых императоров в истории Российской империи. И это, пожалуй, неудивительно. Он воспитывался двумя очень разными по своему характеру людьми – бабушкой Екатериной II и отцом Павлом I. Екатерина с детства развивала в маленьком Александре интеллектуала, в то время как Павел передал ему своё пристрастие к военному параду и научил его совмещать душевную любовь к человечеству с практической заботой о ближнем. В итоге, взойдя на престол, Александр проявлял противоположные черты характера и совершал такие поступки, которые никак не выстраиваются в единую логическую цепочку. Всё это заставило писателей и современников Александра I разделиться на два лагеря с абсолютно разными точками зрения об этом императоре. Одни считают его легкомысленным и неспособным управлять государством, другие говорят о глубоком уме и больших задумках Александра.
Таким образом, целью моей работы я считаю раскрытие личности Александра I и особенностей его правления. Для достижения этой цели я ставлю перед собой задачи исследовать работы писателей и в итоге сделать вывод о значимости Александра в российской истории. Также в своей работе я постараюсь оценить вклад в развитие государства великого деятеля М.М. Сперанского.
Личностная
характеристика
Четверть века царствования Александра Павловича – ярчайшая эпоха русской истории. Это время небывалого духовного подъёма русского народа в жестокой борьбе с воинством Наполеона. Это период, когда на небосклоне русской литературы появились бессмертные имена Н.М. Карамзина и А.С. Пушкина, когда русские моряки совершали кругосветные плавания и открывали Антарктику.
В течение всего XVIII столетия Россия в экономическом, политическом и культурном отношении становилась подобна Европе. Во время царствования императора Александра I представители образованной части русского общества почувствовали себя европейцами.
Хотя Александровская эпоха и является временем великих свершений и надежд, это также эпоха великих разочарований. Именно при Александре возникла та почва, на которой позднее расцвела Русская революция, - непреодолимым стал разрыв между просвещённой частью российского общества и властью. Многие историки в этой и многих других неудачах винят Александра, считая его неспособным к правлению. Даже сам царь говорил: «Мой план состоит в том, чтобы ...поселиться с женой на берегах Рейна, где буду жить спокойно частным человеком, полагая мое счастье в обществе друзей и изучении природы». («Легенда о царе Александре Благословенном и старце Фёдоре Кузьмиче», Мамаев В., 2001 г.) Многие считают, что он изначально не имел качеств, необходимых для управления страной: «Разум чужд интуиции, а без нее мы, между тем, и шага ступить не можем, становимся подобны повару, не способному различать запахи». («Легенда о царе Александре Благословенном и старце Фёдоре Кузьмиче», Мамаев В., 2001 г.)
С другой стороны, за время своего правления Александр предпринял много попыток улучшить жизнь в стране, что побуждает огромное количество историков считать его «личностью настолько глубокой, интеллектуально развитой, умной, что проникнуть в святая святых его мыслей и намерений оказалось невероятно трудно» («Александр I», А.Н. Сахаров., 1998 г).
Шагнув к престолу через труп отца, Александр вынужденно объявил заговорщикам о возвращении екатерининских времён: «При мне всё будет, как при бабке нашей Екатерине Великой». В этом он лукавил, так как имел программу действий, явно не связанных с духом просвещенного абсолютизма Екатерины II. Александр Павлович был убеждён в возможности изменить к лучшему российскую жизнь. Он не сомневался в том, что «закон выше монарха». Ко времени вступления на престол мечты превратились в твёрдое намерение незамедлительно провести государственные преобразования, уничтожить в России рабство, подарить стране свободу, гарантированную законом. Об искренности и убеждённости Александра говорит его запись в личной тетради: «Ничего не может быть унизительнее и бесчеловечнее, как продажа людей, и для того неотменно нужен указ, который бы оную навсегда запретил». Возможно, благодаря этим намерениям историки придерживаются мнения, что «по уму и таланту Александр I как государь превосходил любого из русских царей, кроме Петра Великого» («Под скипетром Александра I: Начало реформ», Троицкий Н.)
Что касается моего мнения, то я придерживаюсь точки зрения о том, что, несмотря на все недостатки и, возможно, двуличие императора, Александр I по праву является одним из величайших правителей России. Он всерьёз задумывался о народе и действительно пытался сделать так, чтобы жизнь в стране улучшилась. Однако многие обстоятельства не позволили Александру Павловичу воплотить в жизнь все его задумки. Это и обстановка в стране, при которой император взошёл на престол, и недовольства некоторых слоёв населения его задумками. Так или иначе, с великой осторожностью он всё же начал свой путь к великим преобразованиям.
Реформы
Александр не забывал о печальной судьбе своего отца. Поэтому чтобы убийцы императора Павла не питали надежд на превращение молодого царя в их послушное орудие, Александр постепенно удалил сановных заговорщиков от двора. В итоге окружение царя составили его старые друзья: Новосильцев, Кочубей, Строганов. Все они были убеждёнными сторонниками конституционной монархии и отмены крепостного права, единомышленниками царя.
Поменяв своё окружение, Александр Павлович принялся за дело. Первые указы молодого императора сразу обозначили «курс» его царствования. Был объявлен свободный въезд в Россию и выезд за её пределы, разрешена деятельность типографий и ввоз любых книг из-за границы (даже в Европе это была немыслимая свобода). Кроме того, были отменены неудачные Павловские нововведения в военной форме, в результате чего солдаты получили более удобную одежду и снаряжение, а также были запрещены пытки и даже само употребление этого слова. Александр помиловал и возвратил на службу 12 тысяч человек и амнистировал всех, кто укрывался от Павловского гнета за границей.
Уже в день коронации Александр объявил о прекращении раздачи крестьян в собственность помещикам. Он говорил: «Я дал обет не увеличивать числа их (рабов), и поэтому взял за правило не раздавать крестьян в собственность». В 1801 году был издан императорский указ о запрещении печатать объявления о продаже крестьян без земли и с раздроблением семей. В то же время право покупки земли распространялось на купцов, мещан, подённых крестьян и освобождённых от крепостной неволи.
Благородные намерения Александра и его ближайшего окружения натолкнулись на сопротивление не только очевидных сторонников крепостного права. К своему изумлению, государь не нашёл поддержки и у просвещённой части русского общества, на которую предполагал опереться в борьбе против защитников крепостнических устоев.
Тщетными оказались надежды Александра I на совестливость и благоразумие помещиков, которым в Указе о вольных хлебопашцах 1803 г. Предлагалось добровольно и постепенно освобождать крестьян. Указ не имел значительных последствий. Только 47 тысяч душ из 20 миллионов крепостных стали «вольными хлебопашцами». Неудача в деле, которое он почитал главным в своей жизни, была жесточайшим ударом для Александра и повлекла за собой тяжелейший внутренний надлом, глубочайшее разочарование.
Гораздо более успешными оказались начинания государя в области просвещения, где он был достойным наследником своей бабки Екатерины II. Были образованы учебные округа с попечителями во главе. Программы гимназий и училищ значительно расширили и согласовали так, что у учащихся появилась возможность последовательно переходить из низших учебных заведений в средние, а из средних в высшие. Возросло число университетов, в Петербурге в 1804 г. открылся первый в России Педагогический институт, в 1819 г. преобразованный в Санкт-Петербургский университет.
Среди
созданных при Александре I учебных заведений
особое место занимал открытый 19 октября
1811 г. Царскосельский лицей. В нём должно
было получать образование юношество,
«предназначенное к важным частям службы
государственной». Первый выпуск лицея
дал России А. С. Пушкина, его друзей —
поэтов А. А. Дельвига и В. К. Кюхельбекера,
великого дипломата, одного из крупнейших
политиков Европы XIX в. князя А. М. Горчакова,
декабриста И. И. Пущина, мореплавателя
Ф. Ф. Матюшкина. Пушкин писал об Александре:
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он
взял Париж, он основал лицей.
Тем самым поэт подчёркивает значимость для России Царскосельского лицея, ставя его основание на один уровень с победой над французами.
Важным событием для писателей стало принятие цензурного устава. В уставе подчёркивалось, что цензура существует «не для стеснения свободно мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления печатным словом».
Однако
одной из основных задач царствования
Александра было совершенствование самой
системы государственной власти. Здесь
мы сталкиваемся с именем М.М. Сперанского,
которому Александр поручил проведение
этой реформы. Личность этого политического
деятеля мы рассмотрим подробнее.
М.М.
Сперанский
Существует легенда, согласно которой во время одной из встреч Александра I и Наполеона французский император предложил обменять Сперанского на какое-нибудь королевство. Так это было или нет, но Бонапарт всё время подчёркивал своё особое отношение к Сперанскому. «Единственная светлая голова в России», — говорил французский император о Сперанском.
Тончайший ум М.М. Сперанского действительно достоин глубочайшего уважения. Родившись в семье бедного сельского священника, он получил высшее образование в только что созданной Александро-Невской семинарии в Петербурге. За четыре года он смог превратиться из бедного домашнего секретаря в видного вельможу Российской империи. К началу царствования Александра I он был уже статским советником, а в июле 1801 г. — действительным статским советником, что соответствовало воинскому званию генерала.
Сперанский ко дню коронации Александра составил текст его обращения к народу, где излагалась программа будущих действий нового государя. В это же время он познакомился с «молодыми друзьями» Александра — представителями аристократических семей, с которыми император обдумывал планы переустройства государства. Сторонник конституционного строя, Сперанский был убеждён, что новые права обществу обязана даровать власть. Обществу, разделённому на сословия, права и обязанности которых установлены законом, необходимы гражданское и уголовное право, публичное ведение судебных дел, свобода печати. Большое значение придавал Сперанский воспитанию общественного мнения, которое следует формировать с помощью прессы. Редакторы должны целенаправленно заказывать и публиковать статьи, которые склоняли бы общество на сторону правительства. Вместе с тем Сперанский полагал, что Россия ещё не готова к конституционному строю, что начинать преобразования необходимо с реорганизации государственного аппарата.
В
конце 1808 г. Александр предложил
Сперанскому подготовить общий
план государственных
Созданию плана предшествовала большая подготовительная работа: Сперанский и его сотрудники переводили и анализировали современные законодательные документы других стран, в том числе Декларацию независимости Соединённых Штатов Америки, Конституцию Франции.