Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 10:45, контрольная работа
Наука теснейшим образом связана с материальным производством, с практикой преобразования природы, социальных отношений. Большая часть материальной культуры общества создана на базе науки, прежде всего достижений естествознания. Научная картина мира всегда была и важнейшей составной частью мировоззрения человека. Научное понимание природы, особенно в настоящую эпоху, существенно определяет содержание внутреннего духовного мира человека, сферу его представлений, ощущений, переживаний, динамику его потребностей и интересов.
Введение 3
1.Период натурфилософии 3
2.Период схоластики 7
3.Период механистического естествознания 9
4.Период классического естествознания 11
Заключение 13
Список литературы 15
Свой метод исследования Ньютон изложил в виде 4 правил:
1. Не
принимать в природе иных
2. Одинаковым
явлениям надо приписывать
3. Независимые и неизменные при экспериментах свойства тел, подвергнутых исследованию, надо принимать за общие свойства материальных тел;
4. Законы,
индуктивно найденные из опыта,
Механика Ньютона легла в основу Механистической картины мира (МКМ). Согласно основа природы - неделимые атомы. Причина движения во Вселенной - бог, который подобен часовщику, раз и навсегда заведшему механизм часов. После этого мир развивается по своим законам, в которых все существующее имеет свою причину (детерминизм).
Открытые Ньютоном Ньютоном принципы механики означали переход от натурфилософии к точному экспериментальному естествознанию. Изучение механики отныне свелось к точному математическому описанию процессов. Чтобы так их описывать, было необходимо задать координаты тела и его скорость, и уравнение движения.
Так
математически обозначалось
MKM признавала только механистическое движение - изменение в пространстве положения тела с течением времени. Любое сложное движение представлялось как сумма пространственных перемещений (принцип суперпозиции). При рассмотрении движения применялись три закона Ньютона и, следовательно, использовались понятия силы и массы. Взаимодействие тел в МКМ понималось как передающееся мгновенно, при этом промежуточная среда не принимает в этом никакого участия (принцип дальнодействия).
С
первыми трудностями МКМ
В XVIII в. появились первые термометры, которые позволили детально изучать тепловые явления. Вообще в XVIII в. существовала 19 температурных шкал, из которых до сего дня Фаренгейта, Реомюра и Цельсия.
В XVIII в. теоретически обосновывалась теория теплорода. Она исходила из того, что во Вселенной содержатся элементарные частички, которые, видоизменяясь, могут превращаться в частицы теплоты, света, магнетизма, электричества.
XVIII
в. также охарактеризован
Ш. Кулон
открыл закон взаимодействия зарядов
и показал, что электрические силы зависят
от расстояния и силы тяготения.
4.
Период классического
естествознания
ХIХ век - время расцвета науки в Европе. Открытия, сделанные в этот период, подготовили смену картины мира.
В 1820 г. А. Ампер разработал теорию связи электричества и магнетизма. Он ввел понятия электрического тока и напряжения, электрической цепи.
В 1831 г. М. Фарадей открыл электродинамическую индукцию, таким образом была установлена динамическая связь между электричеством и магнетизмом.
Дж. Джоуль экспериментировал с электрическим током и измерял количество выделенной теплоты. Ученый доказал, что теплота - не вещество, а состоит из движения частичек тела.
В XIX в. большие открытия были сделаны и в химии, главное из них - периодизация элементов. К середине XIX в. было известно более 60 химических элементов и множество их соединений. Предпринимались попытки периодизации, например, И. В. Деберейнер сделал это, опираясь на атомные массы элементов. Занимались этим и другие ученые. Д. И. Менделеев пришел к выводу, что существует зависимость между свойствами каждого элемента и атомными весами. Основываясь на этом, он и создал свою периодическую таблицу элементов.
В 1809 г. Ж. Ламарк выдвинул идею эволюции живых орнанизмов, основав ее на понятиях наследственности и управления частей организма.
В 1839 г. Ч. Дарвин сформулировал теорию эволюции путем естественного отбора.
Развивалась и наука о строении человеческого организма - физиология. Основателем сравнительной физиологии считается немецкий врач И. Мюллер.
Исследуя брожение, Л. Пастер выделил активную часть микроорганизмов - бактерии. Он показал, что бактерии очень жизнеспособны и уничтожить их можно только путем стерилизации. Пастер внес огромный вклад и в медицинскую науку, изучив иммунитет человека и создав прививки против сибирской язвы, холеры бешенства.
Естествознание
XIX в. обогатилось созданием
В
1895 г., исследуя катодные лучи, В. Рентген
открыл новое излучение, которое
назвал Х-лучами. Это излучение проникало
практически через все тела. Оно
не отклонялось магнитным полем
и, кроме того, разряжало все
К.
Лоренц объединил в своей
Появление
новых теорий требовало
Заключение
В древних цивилизациях уже существовали люди, которые хотели знать, как на самом деле устроен мир. Эти мыслители в своих размышлениях ушли от мифологичности. Они пытались объяснить мир, исходя из него самого, искали естественные причины сущего. Этот самый первый этап развития естествознания называется натурфилософия. Большое развитие натурфилософия получила в Древней Греции.
Греческая
наука о природе была наукой
об естественных причинах
В XIV-XV вв. в Европе происходили культурные изменения, которые сопровождались переломом сознания людей. В этот период рождалась наука как систематизация проверенных знаний, отрицавшая любые сверхъестественные причины явлений, требовавшая опытного подтверждения законов.
В XVI-XVII
вв. родилась новая картина мира.
Этому способствовали открытия Н. Коперника,
Г. Галилея, И. Ньютона.
Список
литературы
1. Горелов А.А. Концепция современного естествознания. - М.: ЦЕНТР, 2000.
2. Данилова B.C., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания. — М.: Аспект Пресс, 2000.
3. Кокин А.В. Концепции современного естествознания. – М.: «ПРИОР», 1998.
4. Концепции современного естествознания /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
5. Мотылева Л.С. и др. Концепции современного естествознания. — Спб.: Союз, 2000.
6. Солопов
Е.Ф. Концепции современного естествознания.
— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.