Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 10:45, контрольная работа
Наука теснейшим образом связана с материальным производством, с практикой преобразования природы, социальных отношений. Большая часть материальной культуры общества создана на базе науки, прежде всего достижений естествознания. Научная картина мира всегда была и важнейшей составной частью мировоззрения человека. Научное понимание природы, особенно в настоящую эпоху, существенно определяет содержание внутреннего духовного мира человека, сферу его представлений, ощущений, переживаний, динамику его потребностей и интересов.
Введение 3
1.Период натурфилософии 3
2.Период схоластики 7
3.Период механистического естествознания 9
4.Период классического естествознания 11
Заключение 13
Список литературы 15
Содержание
Введение 3
Заключение 13
Список литературы
Введение
Наука — один из древнейших, важнейших и сложнейших компонентов человеческой культуры. Это и целый многообразный мир человеческих знаний, который позволяет человеку преобразовывать природу и приспосабливать ее для удовлетворения своих все возрастающих материальных и духовных потребностей. Это и сложная система исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний. Это и социальный институт, организующий усилия сотен тысяч ученых-исследователей, отдающих свои знания, опыт, творческую энергию постижению законов природы, общества и самого человека.
Наука
теснейшим образом связана с
материальным производством, с практикой
преобразования природы, социальных отношений.
Большая часть материальной культуры
общества создана на базе науки, прежде
всего достижений естествознания. Научная
картина мира всегда была и важнейшей
составной частью мировоззрения человека.
Научное понимание природы, особенно в
настоящую эпоху, существенно определяет
содержание внутреннего духовного мира
человека, сферу его представлений, ощущений,
переживаний, динамику его потребностей
и интересов.
1.
Период натурфилософии
1 этап. VII-VI вв н.э. Фалес, Анаксимен, Анаксимандр объясняли строение мира, исходя из каких-то природных элементов. Фалес считал, что основой мира является вода, Анаксимен - воздух, а Анаксимандр первоосновой называл апейрон. Апейрон находится в постоянном движении. Поэтому он неисчерпаем, как это движение. Если погибает одно, рядом возникает другое, и этот процесс бесконечен. Именно Анаксимандр высказал мысль о том, что мир бесконечен во времени. Последователь ионийской школы Гераклит Эфесский (VI-V вв. до н.э.) развил учение древних натурфилософов. В основу мира он положил такой элемент, как огонь. Помимо поисков первоосновы, Гераклит занимался поисками источника движения. Он считал, что источником движения является борьба противоположностей. Именно благодаря этой борьбе в мире существует многообразие вещей и явлений.
В VI в. до н.э. жил еще один интереснейший мыслитель - Пифагор. В отличие о; вышеназванных философов он искал первопричину сущего не в материальном элементе, а в идеальном. Таким идеальным элементом были признаны математические начала. Пифагор и eго ученики придавали числу буквально мистическое значение. Например, число 1 означало всеобще начало, 2 - начало противоположности, 3 - природы, 4 - здоровья, гармонии и разумности.
Первая гелиоцентрическая система мира была разработана пифагорейцем Аристархом (III в до н.э.). Он считал, что в центре Вселенной находится Солнце, вокруг которого обращаются сферы Земли, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, Луны и звезд. Кроме того, Аристарх утверждал, что Земля вращается вокруг своей оси. За свои смелые взгляды философ был изгнан из Афин и объявлен безбожником.
2 этап. V-IV вв. до н.э. Атомистика и элементаризм. Атомисты - Левкипп и Демокрит. Они считали, что сущее построено из двух начал: одно неуничтожимое, неизменное, вещественное и оформленное, другое - разрушающееся, изменчивое, невещественное и бесформенное. Первое начало - атом, второе - пустота. Значит, мир состоит из атомов и пустоты. Атомы очень малы и поэтому невидимы, они носятся в пустоте. Когда атомы объединяются, возникают вещи, когда они разъединяются, вещи гибнут, исчезают. Причину многообразия мира атомисты видели в многообразии геометрических форм и пространственных положений атомов. При этом сами атомы лишены каких-либо качеств, у них есть только количественная определенность. Каждый атом остается отдельным началом, а многообразие мира зависит только от различия конфигураций их объединения.
Последователь Демокрита Эпикур развил идею атомистики. Он объяснял не только материальные, но и психические и социальные явления, исходя из идеи атомов. Эпикур считал, что атомы находятся в постоянном движении, падая в пустоте с одинаковой скоростью. Однако существует случайность отклонения от своего пути, именно благодаря этим отклонениям атомы и образуют миры. Сперва, таким образом, возникла Земля, затем небо, моря и "выделяться огни стали в дальнем эфире". На Земле родилась жизнь - растения, животные и люди. Таким образом, все возникло естественно, без какого бы то ни было вмешательства сверхъестественных сил.
Другое направление натурфилософии - элементаризм, напрямую исходило из древнейшего, представления о мире как производной от каких-то элементов стихии.
Представителем этого направления был Эмпедокл (V в. до н.э.). Он считал, что мир образован четырьмя элементами -1 стихиями, огнем, воздухом, водой, землей и также двумя силами - враждой и любовью. Это вечные, неизменные, однородные элементы, способные вступать друг с другом в различные комбинации в ( разных пропорциях. Также, как слова состоят из букв, все вещи состоят из элементов. Эмпедокл изложил в своей философии идею сохранения материи: "Ничто не может произойти из ничего, и никак не может то, что есть, уничтожиться". В картине мира Эмпедокла нет места для пустоты — все состоит из элементов.
Платон (V-IV вв. до н.э.) в своей натурфилософии объединил атомистику и элементаризм. Он признавал четыре стихии Эмпедокла, но считал, что они не являются простейшими. Каждый элемент имеет внутреннюю структуру и может переходить в другой в результате перестройки частиц. Платон считал, что сложные частицы элементов имеют форму многогранников, при дроблений эти многогранники дают треугольники, которые и являются истинными элементами мира
Аристотель (IV в. до н.э.). Это ученик Платона, великий философ. Он систематизировал накопленные знания. Аристотель считал, что натурфилософия должна отражать качественные изменения. Физический объект, который имеет определенные качества, не может быть построен из бескачественных элементов. "Тела характеризуются только противоположностями, соответствующими осязанию" - писал философ.
Он выбрал две пары противоположностей (т. е. несводимых друг к другу качеств): теплое-холодное (активная пара) и сухое-влажное (пассивная пара). Эти пары, так или иначе сочетаясь, составляют эмпедоклову четверку элементов. Аристотель разработал также методологию изучения природы. Он делил процесс изучения на несколько этапов:
1. соотнесение
изучаемого предмета к
2. рассмотрение предмета как сделанного искусственно: выяснить, из чего сделан предмет, его форма, источник движения, цель;
3. формулирование
понятия идеального объекта.
Это была первая сформулированная методика научного исследования.
3 этап. III-I вв. до н.э. Эллинистический период развития греческой науки. Развитие математики, механики, астрономии. Центром интеллектуальной жизни становится новая столица Египта - Александрия, основанная Александром Македонским в 332 г. до н.э. Именно здесь жил Евклид (III в. до н.э.) До нас дошли 13 его книг, объединенных единой логической схемой - "Начала". До сих пор все школьники мира начинают изучение геометрии по переработанному труду Евклида. Изучая прямолинейный световой луч, исходящий из глаз, Евклид способствовал зарождению геометрической оптики. Он также изучал отражения от плоских, вогнутых и выпуклых зеркал, в результате чего сделал вывод о равенстве угла отражения углу падения.
Архимед
(Ш в. до н.э.)
- выдающийся
ученый эпохи эллинизма. Он занимался
математикой и механикой, кроме того, был
крупнейшим инженером своего времени.
Всем известен закон Архимеда, который
является основным законом гидростатики.
Архимед первым из математиков определил
пределы числа к, вычислил площади криволинейных
фигур, объемы шара и цилиндра и т. д. Он
смастерил астрономическую сферу и вообще
глубоко интересовался проблемой картины
мира: сравнивал гелио-и геоцентрические
системы мира, сделал вывод о том, что хоть
мир и огромен, но конечен. Архимед подсчитал
количество пылинок во Вселенной, в современном
обозначении это 10+83. Архимед способствовал
своими трудами выделению естественных
наук в самостоятельную область.
2.
Период схоластики
Начиная
с 1 в. эллинская культура стала
уступать место христианской, но
в первые три века новой
эры античная наука еще
Птолемей
основывался на следующих
1. Земля шарообразна;
2. Земля находится в центре небесного свода неподвижно;
3. небосвод
имеет сферическую форму и
вращается как твердая сфера
вокруг Земли, делая один
4. планеты
(включая Солнце и Луну) также
вращаются вокруг Земли по
окружностям с постоянной
Можно упомянуть еще женщину-математика, астронома Гипатию Г. Красавица и умница, она была растерзана бандой воинствующих фанатиков-христиан, и с ее гибелью александрийская школа науки прекратила свое существование. Европа на несколько веков забыла об естествознании. Научное знание развивалось в рамках теологии.
Труды античных мыслителей, особенно Аристотеля, сохранились в монастырских библиотеках. Их проникновение в страны исламской культуры было обусловлено тем, что Александрия была захвачена арабами, а Византия позже - турками. Так арабские ученые познакомились с наследием античности. С другой стороны, они были знакомы с работами индийских и китайских ученых, особенно в области математики. Помимо математики в странах Востока развивалась астрономия. В Хиве жил Мухаммед ион Муса Аль-Хорезми. Слово "алгоритм", кстати, происходит от латинизированного имени Аль-Хорезми, написавшего книгу по алгебре. Слово "алгебра" также имеет арабское происхождение от слова "аль-джебри". Аль-Хорезми исследовал математические уравнения. Другой арабский мыслитель, астроном Аль-Баттани, исправил неточности теории Птолемея. Астроном Аль-Заркали составил так называемые Толедские таблицы планет, которые повлияли на развитие тригонометрии.
В Бухаре жил выдающийся ученый Ибн-Сина (Авиценна). Его книга "Канон врачебной науки", переведенная на многие языки, оказала большое влияние и на развитие медицины в Европе.
В
г. Мерве жил еще один интересный
мыслитель Омар Хайям. Он был не только
ученым, но и выдающимся поэтом, и в этом
качестве известен в наше время. В 1079 г.
Омар Хайям провел реформу календаря,
которая стала возможной благодаря его
астрономическим наблюдениям. Уче-ный
возглавлял крупнейшую обсерваторию в
Исфахане. Он также занимался алгеброй,
систематически исследуя уравнения 3-й
степени, геометрией. Омар Хайям знал и
врачебное искусство. Известен его философский
трактат на языке фарси "О всеобщности
бытия", его рубаи также полны глубокого
философского смысла.
3. Период механистического естествознания
Николай Коперник (1473-1543) всю свою жизнь посвятил обоснованию гелиоцентрической системы мира.
Идеи
Коперника полностью
Закон
инерции, открытый Галилеем, положил
конец многовековому
Галилей был одним из основоположников опытного естествознания. Он первым сформулировал требования к научному эксперименту, суть их в том, что надо сосредотачиваться на главном, не отвлекаясь на второстепенное. Галилей изобрел мысленный эксперимент, благодаря которому впоследствии были сделаны великие открытия в науке.
И. Ньютон (1643-1727) отразил в своих трудах фактически все проблемы современной ему науки. В '"Математических началах натуральной философии" он дал изложение системы законов механики, закона всемирного тяготения и также методов исследования.